Судебная власть РФ 
Судебная власть РФ
МВД РФ
Барнаульский юридический институт
Курсовая работа
“Судебная власть РФ”
выполнил студент 1 «в» курса
ОЮФ Гребеньков
А.С.
проверил зам. начальника кафедры
государственно-правовых дисциплин, полковник вн. службы Качусов В.П.
оценка ______________
Барнаул – 2001г.
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………………………3
2. Судебная
власть в системе органов Российского государства………………4
3. Понятие
правосудия. Признаки и принципы правосудия……………………5
4. Суд как
орган судебной власти. Система судов Российской федерации:……8
4.1
Конституционный Суд………………………………………………………..10
4.2
Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды………………...22
4.2.1
Корпус мировых судей……………………………………………………….22
4.3
Высший Арбитражный Суд…………………………………………………….28
5.
Заключение………………………………………………………………………….31
6.
Список литературы…………………………………………………………………32
Введение
Проблему рационального устройства
государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько
времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди,
размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад,
заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках
неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация,
тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют
многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках которых
сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились
своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу
и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к
поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Наиболее широкое признание получила
и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с
которой, основные направления (ветви) государственной власти должны разделятся,
и вверяться в “разные руки”. Это будет мешать узурпаторским
намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего
сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная
власть в целом включает три направления (ветви) – законодательную,
исполнительную и судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены,
они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую
из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях.
Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих
учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет
судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих
правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов,
разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая
название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не
только копетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы,
правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.
Судебная власть – вид власти.
Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не
только те или иные учереждения, должностные лица, но и те функции, которые им
пренадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном
значении как “право, сила и воля над
кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться,
повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной
власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный
орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не
исполнитель”. В.И. Швецов считает, что,
“исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или
систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе
возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих
действий”
2.
Судебная власть в системе органов Российского государства
Судебная власть есть предоставленные специальным органам
государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции
вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем
конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного
судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию
законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые
устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей
правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не
зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.
Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и
свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть как определенная функция
суда обладает рядом основных признаков:
Судебная власть - вид государственной
власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную
волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других
видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех
ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Судебная власть принадлежит только судам -
государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым
из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств
осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная
власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных
заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому
человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то,
чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований
справедливости независимым и беспристрастным судом.
Исключительность судебной власти -
следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции
Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать
человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
Независимость, самостоятельность,
обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций
судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и
судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных
дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого
воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции
суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют
чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть,
образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной
власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не
входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не
подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности -
важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только
закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений
при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила
судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван
обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную
власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану
прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем
судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой
деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований
и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной
процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что
компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской
Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы,
законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным
делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи
всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются
только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой
обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом
Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов
государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.
Судебная власть и правосудие – понятия родственные,
близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана
осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной
деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в
строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
Признаки правосудия:
а) принятие окончательных решений по важнейшим
вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства
(признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении
исковых требований);
б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее
в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех
государственных органов, органов местного самоуправления, общественных
организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории
Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение
определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
в) правосудие осуществляется только двумя способами:
1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях
гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий,
учреждений и организаций;
2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и
применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении
преступления, либо оправдание невиновных;
г) правосудие осуществляется только судом (судьей);
д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с
установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и
гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления
правосудия: законный состав суда; лиц,
принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии
судебного разбирательства и т. п.
Правосудие в Российской Федерации строится на
принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства
и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном
конституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе
Российской Федерации”.
Характеристика отдельных принципов правосудия:
1). Принцип законности – это принятие только
нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей
юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а
также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ,
законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими
и физическими лицами, и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает
соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь
судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие
Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт,
противоречащий международному договору Российской Федерации.
2). Принцип соблюдения прав и свобод личности
при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека
включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной
казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые
действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его
достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий,
нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой
корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность
жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за
нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3). Принцип осуществления правосудия только судом.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1),
учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается
создание иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).
4). Принцип независимости судей. Судьи,
народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения,
руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на
них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной,
исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости
судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов
судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом
судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления
правосудия и т.д.
5). Принцип законности, компетентности и
беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и
справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда
обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных,
присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения
требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение права на рассмотрение его дела тем
судом, которому оно подсудно существуют особые правила определения
подведомственности и подсудности различных катигорий дел. Изъятие дела из
одного суда и передача его в другой допускается только в случаях,
предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение
рассмотрения дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при
рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
а) один судья-профессионал (в случае рассмотрения
районным судом дела о преступлении, максимальное наказание, за которое не
превышает 5-ти лет лишения свободы);
б) один судья-профессионал и два народных заседателя
(по всем делам, кроме тех, которые судья рассматривает единолично);
в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по
всем делам, кроме тех дел, подсудных районному суду);
г) один судья-профессионал и 12-ть присяжных
заседателей (по ходатайству подсудимого в судах среднего звена субъектов
Российской Федерации, где предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных
заседателей, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или
смертная казнь).
Гражданские дела в судах общей юрисдикции
рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо
судьей и двумя народными заседателями.
Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и
надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.
Беспристрастность суда от участия в разбирательстве
дела отстраняются судебные заседатели:
а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в
исходе дела (друзья, родственники и т. п.);
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по
делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).
6). Равенство всех перед законом и судом.
Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем
лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение
одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство
перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в
одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
7). Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает
наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и
законных интересов при осуществлении правосудия.
8). Право граждан на судебную защиту
гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия)
органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных
лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|