бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус бесплатно рефераты

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус

Содержание

Введение. 2

1.     Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ. 4

2.     Виды субъектов Российской Федерации. 9

3.     Конституционно-правовой статус субъектов РФ. 11

3.1. Статус республики в составе Российской Федерации. 16

3.2. Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения. 22

3.3. Особенности правового статуса автономий. 27

4.     Асимметрия в структуре российского федерализма. 29

Заключение. 34

Список используемой литературы: 36

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 г.  заложила  современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных  отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности — федерализм — не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

«Федерализм в классическом его понимании — принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях»[1]

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация –  Россия есть демократическое федеративное  правовое  государство  с  республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская  Федерация состоит  из  республик,  краев,  областей,  городов  федерального  значения, автономной области, автономных округов – равноправных  субъектов  Российской Федерации».

Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.

В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем  яснее становится  противоречивость   и   недоработанность   ряда   конституционных положений,   острее   выражается   потребность   в    дальнейшем    развитии конституционных норм, касающихся Федерации.

Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования  общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.

Достижение цели требует выполнение следующих задач:

·               проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

·               рассмотреть виды субъектов РФ;

·               выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;

·               рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.






1.     Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ.


Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) [2].  

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

1.     Государственная целостность РФ.

Данный принцип означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

2.     Единство системы государственной власти.

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

3.     Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет:

1.     перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

2.     предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

3.     Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.

4.     Равноправие и самоопределение народов РФ. 

Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культур и других областях.

Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности В настоящее время согласно Конституция РФ (ст.65)

Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.  «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны»[3].

В Российской Федерации имеются: 21 республика, одна автономная область и 9 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это значит, что десятки народов реализовали на практике своё право на самоопределение.

5.     Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Это равноправие прежде всего проявляется:

1.     в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

2.     в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

3.     в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цель и практическое назначение – способствовать успешному государственному строительству в стране.





2.     Виды субъектов Российской Федерации.

Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

·        национально государственный (республики в составе РФ);

·        административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

·        национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные — государственного образования), с другой — на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

Таким образом, действующая Конституция РФ наделила административно-территориальные единицы высшего звена (края, области), а также города федерального значения качествами субъектов Федерации, гарантировала всем субъектам действительную самостоятельность в предоставленных им сферах государственной и общественной  жизни.

Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 88 субъектов, в том числе 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов.

Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование».

Присвоение и изменение наименования - прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).

«Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации"[4].

Недопустимо, однако, на что обращено внимание упомянутым постановлением Конституционного Суда, чтобы наименование или переименование субъекта федерации затрагивало основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4