бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Субъекты избирательных правоотношений бесплатно рефераты

Действующее законодательство предусматривает конституционно-правовую, уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства о выборах.


2.       Правовой статус избирательных объединений, избирательных

блоков


Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» содержит определение избирательного объединения: это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который распадается на две части: материально-правовой и процессуально-правовой статус избирательного объединения. Материально-правовой статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательном процессе. Условиями обладания материально-правовым статусом являются:

1) государственная регистрация избирательного объединения в качестве политического общественного объединения;

2) истечение с момента государственной регистрации определенного периода времени с тем, чтобы срок между государственной регистрацией и днем голосования на выборах, в которых имеет право участвовать избирательное объединение, составлял не менее одного года (шести месяцев – в указанных выше случаях).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О политических партиях» под ней понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. (Ст. 36 Федерального закона РФ «О политических партиях»).

Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

 Политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями в порядке, установленном избирательным законодательством.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» специально оговаривает круг общественных объединений, которые не могут быть признаны политическими (и, следовательно, не могут быть избирательными объединениями), определяя, таким образом, круг требований к политическому общественному объединению:

- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, – следовательно, политическое общественное объединение может быть создано только в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения и не может являться иным (кроме политического) специальным видом общественного объединения;

- объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций, – следовательно, членами (участниками) политических общественных объединений могут быть только граждане Российской Федерации (а также лица без гражданства) и российские общественные объединения;

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам), – следовательно, устав политического общественного объединения не может ограничивать членство (участие) в нем граждан, не обладающих каким-либо из указанных социальных признаков;

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям. В настоящее время федеральными законами запрещено принадлежать к политическим общественным объединениям судьям, уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, членам Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

- объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

-       объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;

- международное общественное объединение.

На определение круга выборов, в которых вправе участвовать избирательное объединение, влияет его территориальная сфера деятельности. Общероссийские политические общественные объединения, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации, имеют право участвовать во всех видах выборов. Межрегиональные и региональные политические общественные объединения, зарегистрированные в органах юстиции субъектов Российской Федерации, имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, проводимых в субъектах Российской Федерации, на территории которых действуют эти объединения. Местные политические общественные объединения, зарегистрированные в органах юстиции субъектов Российской Федерации, имеют право участвовать в выборах в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Избирательными объединениями являются также отделения политических общественных объединений, зарегистрированные в установленном законом порядке в органах юстиции. Региональные отделения общероссийских и межрегиональных политических общественных объединений имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в выборах в органы местного самоуправления, местные отделения общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений имеют право участвовать в выборах в органы местного самоуправления.

Не может принимать участия в выборах политическое общественное объединение, которое является учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на данных выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока.

Избирательный блок – создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух или трех политических партий.[1] Избирательный блок может быть образован избирательными объединениями, т.е. теми политическими общественными объединениями, которые отвечают требованиям, предъявляемым к избирательным объединениям, и могут участвовать в соответствующих выборах. Войдя в состав избирательного блока, избирательное объединение теряет право участвовать в данных выборах самостоятельно. Избирательное объединение может войти в состав только одного избирательного блока.

Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде каждой из политических партий с указанием наименования (наименований) политической партии (политических партий), с которой (с которыми) предполагается создать избирательный блок. После этого представителями этих политических партий подписывается соглашение о создании избирательного блока. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одну из входящих в него политических партий выступать от имени избирательного блока в период избирательной кампании. После регистрации избирательного блока Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в его состав не могут быть включены какие-либо другие политические партии.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» регламентирует порядок определения наименования избирательного блока. Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей политических партий, вошедших в данный избирательный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование политической партии, не вошедшей в данный избирательный блок, вне зависимости от ее участия или неучастия в выборах, иного зарегистрированного общероссийского общественного объединения, а также наименование иного ранее зарегистрированного на данных выборах избирательного блока. Не допускается также использование в качестве наименования избирательного блока, наименования, использованного избирательным блоком на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, если в избирательный блок не входит более половины участников (их правопримеников), образовывавших соответствующий избирательный блок на предыдущих выборах. Использование имени и фамилии, псевдонима конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.

Для регистрации избирательного блока в соответствующую избирательную комиссию представляются следующие документы:

1) Нотариально удостоверенные копии уставов политических партий, вошедших в избирательный блок.

2) Нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о политических партиях, вошедших в избирательный блок.

3) Протоколы съездов политических партий с решениями о вхождении в избирательный блок.

4) Соглашение о создании избирательного блока, подписанное представителями политических партий и заверенное печатями этих политических партий.

5) Сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименовании избирательного блока.

Избирательная комиссия в срок, установленный соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, регистрирует избирательный блок и выдает его уполномоченным представителям копию постановления о регистрации. Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть отсутствие или ненадлежащее оформление требуемых для регистрации документов, несоответствие одного или нескольких политических общественных объединений требованиям, предъявляемым к избирательным объединениям (т.е. отсутствие права участвовать в данных выборах), нарушения порядка образования избирательного блока.

Состав избирательного блока может изменяться в ходе избирательной кампании, но только в сторону уменьшения числа его участников. Законодательство содержит гарантии сохранения статуса избирательного блока, даже если в составе блока осталось только одно избирательное объединение. Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что если после заверения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка (списков) кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, от участия в выборах откажутся все избирательные объединения, входящие в данный избирательный блок, за исключением одного избирательного объединения, это избирательное объединение вправе продолжать участвовать в выборах в качестве избирательного блока с использованием наименования и символики и сохранением прав и обязанностей избирательного блока, представившего соответствующий список кандидатов.

Важной нормой нового Федерального закона, относящейся к деятельности избирательных объединений и блоков, является положение о том, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Права избирательных объединений, избирательных блоков. Полномочия избирательных объединений, избирательных блоков складываются из процессуальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами избирательного права. Избирательные объединения и избирательные блоки обладают равными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, избирательных блоков, возникающие на разных стадиях избирательного процесса:

1) права в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения и блоки вправе:

- на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов;

- осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов;

- отзывать кандидатов, списки кандидатов;

- исключать кандидатов из списков кандидатов;

2) права по осуществлению предвыборной агитации. Избирательные объединения и блоки вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Избирательным объединениям, избирательным блокам, которые зарегистрировали списки кандидатов (при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе), гарантируются равные по сравнению с другими избирательными объединениями, избирательными блоками условия доступа к средствам массовой информации, в том числе возможность использования бесплатного эфирного времени, печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий;

3) права  по финансированию избирательной кампании. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды. Избирательные объединения и блоки вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Избирательные объединения, избирательные блоки обязаны вести учет поступления и расходования средств избирательных фондов и не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах;

4) права по контролю за ходом выборов. Избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, обладающими установленными законом правами по контролю за деятельностью избирательный комиссий, контролю за ходом голосования, подведением его итогов и определением результатов выборов, уполномоченных и доверенных лиц;

5) права по формированию избирательных комиссий. Избирательные объединения и блоки имеют право направлять соответствующим представительным и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления предложения по назначению членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны назначить не менее одной второй состава избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6