бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Субъекты избирательных правоотношений бесплатно рефераты

3) обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;

4) осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов в Российской Федерации и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

5) распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

6) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;

7) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

8) устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;

9) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и участвует в осуществлении этой регистрации (учета).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», иных федеральных законов, регламентирующих проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях...».

При проведении выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обладает также иными полномочиями, закрепленными соответствующими федеральными законами.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти обладает полномочиями, закрепленными соответствующими федеральными законами.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий и оказывает им содействие в осуществлении возложенных на них функций в пределах своей компетенции;

2) распределяет денежные средства, выделенные из бюджета субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует использование указанных денежных средств;

3) контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью;

4) регистрирует избирательные блоки; уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков; кандидатов, списки кандидатов; доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

5) устанавливает формы избирательных бюллетеней, протоколов избирательных комиссий, списков избирателей и других избирательных документов;

6) утверждает тексты избирательных бюллетеней;

7) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;

8) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и их доставку окружным и территориальным избирательным комиссиям;

9) устанавливает единую нумерацию избирательных участков;

10) определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование, выдает избранным лицам удостоверения об избрании;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Территориальная избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления территориальная избирательная комиссия является верхним звеном в системе избирательных комиссий. В этом случае территориальная комиссия осуществляет также следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и соблюдением законодательства о выборах;

2) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, утверждает сметы расходов участковых избирательных комиссий, контролирует использование ими выделенных денежных средств;

4) определяет схему образования избирательных округов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления,

5) регистрирует избирательные блоки; уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков; кандидатов; доверенных лиц кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков;

6) утверждает форму и текст бюллетеня, обеспечивает его изготовление и доставку участковым избирательным комиссиям;

7) определяет результаты выборов и публикует их в средствах массовой информации;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия участковых избирательных комиссий. Участковая избирательная комиссия:

1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;

2) уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

6) выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования;

7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию;

9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения избирательного законодательства и принимает по ним мотивированные решения;

10) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Акты избирательных комиссий. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Совокупность актов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, можно подразделить на следующие виды:

1) правоприменительные акты в рамках конкретного избирательного процесса, оформляемые обычно в виде постановлений. Такие акты касаются широкого круга вопросов избирательного процесса, например, регистрации избирательных блоков, кандидатов (списков кандидатов), определения результатов выборов. Правоприменительные акты издаются избирательными комиссиями в виде постановлений или решений (Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 22 апреля 2003 г. «О регистрации Гусева В.П. кандидатом на должность Губернатора Белгородской  области»);

2) нормативно-правовые акты в рамках делегированного правотворчества. Право принимать нормативно-правовые акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямого предписания издать определенный акт;

3) интерпретационные акты (акты толкования). Интерпретационные акты содержат конкретизирующие предписания, выражающие разъяснение правовых норм. Принятие интерпретационных актов, как и актов в рамках делегированного правотворчества, направлено на единообразное применение избирательных законов. Примером интерпретационного акта может служить Постановление избирательной комиссии Белгородской области «О разъяснениях о порядке выдвижения кандидатов на должность губернатора Белгородской области, сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов, проверки достоверности подписей, регистрации кандидатов».

Правовой статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» (ст. 29) содержит требования, предъявляемые к лицам, которые могут быть назначены членами избирательных комиссий. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений (блоков), выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для членов избирательных комиссий высшего уровня Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает дополнительные требования, для членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права.

Гарантии осуществления полномочий членами избирательных комиссий. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает материальные, трудовые и процессуальные гарантии для членов избирательных комиссий.

К материальным гарантиям относятся: сохранение среднего заработка члену избирательной комиссии, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы; возможность дополнительной оплаты труда; денежное содержание члену избирательной комиссии, работающему на постоянной (штатной) основе на уровне не менее размера и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории «А» соответственно в федеральном органе исполнительной власти, в законодательном (представительном) либо в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, или лиц, замещающих муниципальные должности в органе местного самоуправления.

К числу трудовых гарантий относится недопустимость увольнения или перевода по инициативе администрации члена избирательной комиссии в период проведения соответствующих выборов.

Процессуальные гарантии деятельности членов избирательных комиссий выражаются в том, что на период проведения выборов члены избирательных комиссий не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса равен сроку полномочий этих избирательных комиссий.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти; признания, на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности; появления оснований несовместимых со статусом члена избирательной комиссии.

Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо того, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов не позднее чем через десять дней со дня его выбытия. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия.

Права членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса:

1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии;

5) вправе подписывать решения избирательной комиссии;

6) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий) и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;

7) вправе выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов;

8) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.


5. Правовой статус иных субъектов избирательного процесса

Понятие и виды представительства в избирательном процессе. Права и обязанности, предоставленные законом субъектам избирательного права – участникам избирательного процесса, могут осуществляться ими через своих представителей. Представительство в избирательном процессе можно определить как совершение представителем от имени и в интересах представляемого им субъекта избирательного процесса действий, влекущих юридические последствия для представляемого. Представительство в избирательном праве отличается от иных видов представительства (гражданского, гражданско-процессуального) тем, что представители не только осуществляют полномочия, принадлежащие представляемым ими субъектам избирательного права, но и обладают собственными полномочиями, предоставленными им избирательными законами. Это обстоятельство не мешает данным лицам быть именно представителями субъектов избирательного права, так как возникновение и прекращение их полномочий зависит, прежде всего, от воли соответствующего субъекта избирательного права.

Своих представителей могут иметь все участники процесса, кроме избирателей, избирательных комиссий и их членов.

К представителям субъектов избирательного права относятся:

1) уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей;

2) доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

3) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками;

4) наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей.

Представительство в избирательном праве возникает с момента назначения субъектом права своих представителей (уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели), а в случаях, установленных законом, с момента их регистрации в качестве представителей (уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6