бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Собственность и многообразие ее форм бесплатно рефераты


3.2           Пути и модели приватизации

Основным стержнем экономических реформ в бывших социалистических странах стали изменения в отношениях собственности. Это обусловлено тем, что государственно-социалистическая монопольная собственность на средства производства, природные и, в определенной степени, трудовые ресурсы привела к социально-экономическому застою, бюрократической волоките, породила высокую стоимость государственных программ. Очень четко проявились такие недостатки системы общественного хозяйствования, как практика монопольного ценообразования, крайне ограниченное предложение товаров и услуг, бесправие потребителя, застой научно-технического прогресса*5.

В начале 80-х годов стало окончательно ясно, что государства, которым удалось ограничить свое участие в решении экономических проблем и уберечь конкурентноспособный частный сектор, достигли значительно более высоких показателей экономического роста и благосостояния населения, чем те, которые держались противоположного курса. В связи с этим многие страны начали поиск путей сокращения государственных бюрократических структур и повышения роли частного сектора.

В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна перейти государственная собственность.

Понятие «приватизация» близко к понятию разгосударствление и денационализация, однако их следует различать (см.Приложение 4).

 Основной задачей приватизации является уменьшение финансового груза правительства; развитие конкуренции и повышение эффективности государственного сектора; ускорение экономического роста путем привлечения негосударственных инвестиций; уничтожение государственной монополии и дебюрократизация; создание полноценного рынка ценных бумаг, капитала; распределение ответственности за внешний долг между правительством и предпринимателями; уменьшение роли политической мотивации в принятии экономических решений; привлечение трудящихся к управлению производством и участию в прибылях; привлечение частного капитала в традиционно государственные отрасли -–образование, культуру, охрану здоровья, инфраструктуру; формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения страны.

Итак, приватизация – это отчуждение государственной собственности в пользу частных субъектов (домашних хозяйств, предприятий и т.д.).

3.3. Анализ практики проведения приватизации в капиталистических и бывших социалистических странах

Анализ практики проведения приватизации в капиталистических и бывших социалистических странах показывает, что в ее основу положены различные принципы и подходы. Так, в Великобритании в 80-х годах было распродано 16 из 51 государственной корпорации. При этом число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс.чел. Покупателями акций были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным вкладчикам досталось чуть более 20% всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций «Бритиш ГЭС» каждому занятому в этой корпорации выдавалось по 52 бесплатные акции и, кроме того, на каждую купленную по две бесплатные.

В целом число акционеров возросло в Великобритании до 11 млн.чел. – 24% взрослого населения. С точки зрения повышения эффективности приватизация дала скромные результаты, но все же сократился персонал, возросла производительность труда, развиваются современные методы организации производства.

Приватизация во Франции, начавшаяся в 1986 году, имела четкий фискальный характер. Государство продавало свои акции по гораздо более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализме. В итоге оно выручило 71млрд. франков, значительная часть которых пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация тоже привела к росту численности акционеров: к концу 80-х гг. она достигла 6 млн.чел., т.е. собственником акции стал каждый шестой житель страны старше 18 лет. Здесь, в отличие от Великобритании, приватизация охватила прежде всего конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работником приватизируемых предприятий по льготной цене досталось лишь 10% капитала.

Интересен опыт создания «народных предприятий» в США. Важными причинами внедрения таких программ участия наемного персонала в собственности предприятий были: а) обеспечение дополнительного дохода занятых; б) повышение производительности труда; в) преимущества налоговых льгот; г) получение финансовых средств для развития компаний; д) расширение рынка для акционеров кампаний; е) ослабление влияния профсоюзов и предотвращение забастовок.

Суть применяемого в США метода состоит в поэтапном выкупе предприятий его работниками в рассрочку на срок не более 5 лет за счет части прибыли. Установлена также единовременная выплата в размере 10-20% суммы, подлежащей выкупу.

 Программы участия наемного персонала в собственности предприятий имеют свои особенности в каждой фирме (Прил. 5).

В США широко используется система ваучеров. Они находят применение и в производстве, и в медицине, и в системе приобретения и аренды жилья.

Поучительный опыт приватизации накоплен и странами Восточной Европы. Так, в бывшей ГДР и Венгрии использован вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости. Для осуществления этого вида приватизации созданы специальные институты*6. Основной их задачей являются подготовка к продаже приватизируемых предприятий, повышение их конкурентноспособности, трудоустройство изменений рабочей силы и т.д. При выкупе государственных предприятий допускалось кредитование. Половина суммы вносилась покупателем сразу, а другая в рассрочку из 15% годовых.

Бесплатное и уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков с последующим обменом на акции приватизируемых предприятий было испробовано в бывшей Чехословакии и частично в Болгарии, Румынии, Польше. Сильная сторона этого опыта – социальная приемлемость, а также сравнительная быстрота распределения ваучеров. Слабая сторона – государство не тратит средств, но и не обеспечивает поступлений в казну, реальное положение приватизируемых предприятий не изменяется.


3.3           Пути и способы приватизации. Приватизация в Украине

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что приватизацию можно осуществлять тремя основным путями.

Первый – это отказ от владения (дивеститура), при котором государственная собственность или права государства на управление предприятием передаются или продаются другим собственникам. Новыми собственниками могут быть частные лица или фирмы, акционеры, работники данного предприятия либо комбинация этих вариантов.

Способов передачи государственной собственности в частные руки может быть несколько. Основные из них:

·        открытая продажа (тендер) объектов приватизации с целью обеспечить конкуренцию покупателей;

·        выкуп объектов приватизации товариществами покупателей, созданными работниками этих объектов;

·        выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

При этом можно использовать собственные средства, а также ваучеры.

Второй путь приватизации государственных предприятий – это метод контрактов. Он используется относительно тех видов деятельности, которые являются неотделимой функцией государства и требуют тщательного общественного контроля, или когда экономическая рентабельность не может быть обеспечена даже путем усовершенствования уровня управления.

Преимущества метода состоят в том, что в сфере государственных услуг он вносит элементы конкуренции, которая в свою очередь содействует снижению собственности и повышению качества услуг. Происходит это потому, что предприниматель стремится получить государственный контракт и затем удержать его.

В Украине объектами массовой приватизации стали: 1)имущество государственных предприятий; 2) государственный жилищный фонд; 3) государственный земельный фонд.

В Украине значительное место заняла бесплатная приватизация предприятий. Она осуществлялась путем выделения приватизируемого имущества, предоставления права каждому –гражданину Украины получить приватизационный имущественный сертификат с равной для всех номинальной стоимостью и обменять его на акции приватизируемых предприятий. Способом приватизации практически всех средних и крупных предприятий стало их преобразование в акционерные общества и последующая продажа акций.

Наибольшие производственные объекты приватизировались одним из следующих способов:

a)    выкуп трудовым коллективом;

b)    продажа на аукционе;

c)    конкурсная продажа.

В Украине приватизация осуществляется по таким принципам, закрепленным законодательно:

-                     законности;

-                     приоритета прав трудового коллектива предприятия, которое приватизируется;

-                     обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;

-                     приоритетного предоставления прав собственности гражданам Украины;

-                     приватизации государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг (ваучеров);

-                     соблюдения антимонопольного законодательства;

-                     полного, своевременного и достоверного информирования граждан обо всех действиях относительно приватизации конкретных объектов.



























З А К Л Ю Ч Е Н И Е

(краткие ВЫВОДЫ)


1.    Присвоение ресурсов и жизненных благ может быть свободным или ограниченным. Последнее является наиболее характерным. Собственность представляет собой закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за определенными субъектами.

2.    Основными формами собственности являются частная и государственная. Частная собственность имеет такие разновидности: индивидуальная, паевая, акционерная, собственность общественных организаций. Разновидности государственной собственности: общегосударственная и коммунальная.

3.    Собственность упорядочивает экономическое взаимодействие, является важным элементом его организации.

4.    Общество формирует права частной собственности. Реальные права всегда меньше потенциальных.

5.    В то же время сам собственник нередко ограничивает свои права с целью получения наибольшей выгоды от пользования собственностью.

6.    Приватизация – это отчуждение путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в пользу частных лиц. Украина стремится с помощью приватизации ускорить процесс с помощью приватизации ускорить процесс формирования полноценного частного сектора экономики, вовлечь факторы свободной инициативы и личной заинтересованности.
















ПЕРЕЧЕНЬ  ССЫЛОК


*1      Задоя А.А., Петруля Ю.Е. Основы экономической теории (учебное пособие), Москва «Рыбари», 2000, 479с.


*2      Петюх В.Н. Рыночная экономика. Настольная книга делового человека, Киев «Урожай», 1995, 429с.


*3      Настольная книга дилера – К., 1994, 429с.


*4      Основи ринової економіки /За ред. В.М.Петюха – К.Урожай, 1995, 398с.


*5      Самуэльсон П.А. Экономика: Вводный курс –М: Прогресс, 1964, 843с.


*6      Эрхард Л.Благосостояние для всех –М: Начала; Пресс, 1991, 336с.

































































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Определение понятий: «производство», «распределение», «обмен» и «потребление благ»

 

Производство – воздействие человека на вещество природы с целью придания ему свойств и форм, пригодных для удовлетворения потребностей.


Распределение – одна из фаз общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. В процессе распределения выявляется доля производителей в реализации и использование совокупного общественного продукта и национального дохода.


Обмен денежный – это такая форма обмена, при которой люди вначале обменивают товар на деньги, а затем уже с их помощью получают другой товар.


Обмен бартерный – форма обмена, при которой один товар непосредственно обменивается на другой.


Потребление – использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Различают потребление производственное и непроизводственное, или «собственно потребление производственное и непроизводственное, или «собственно потребление».
























ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Определение  прав владения, пользования и распоряжения

Владение – фактическое обладание объектом собственности. Владение собственника – одно из правомочий, входящих в содержание права собственности, оно всегда охраняется законом. В основе законного владения всегда лежит какое-либо правовое основание (Закон Украины «О собственности»).


Пользование – одно из основных правомочий собственника. Заключается в праве производительного или личного потребления объекта собственности для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от назначения объекта собственности. Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием.


Распоряжение – одно из правомочий собственника какого-либо объекта собственности. Право распоряжения осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены, дарения и т.д.).






























ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Возможные способы закрепления прав на собственность

Определили возможные способы закрепления собственнических прав:

I СИЛОЙ. Это может быть военная сила, с помощью которой захватываются определенные территории и устанавливается контроль над имеющимися объектами собственности. И, к большому сожалению, даже в современных условиях человечество не нашло надежных способов предотвращения подобных акций.


II ДОСТИГНУТЫМ СОГЛАСИЕМ. Это своего рода договор – гласный или негласный. Люди, исходя из своих  представлений об экономическом сотрудничестве, соглашаются признать особые права кого-то из них на определенные объекты. Не существует гарантий соблюдения этого договора, кроме принятых моральных, этических норм взаимоотношений.


III  ЮРИДИЧЕСКИМИ НОРМАМИ. Это типичный современный способ закрепления права контроля ресурсов и жизненных благ за определенными субъектами. Общество формирует государство, государственные органы принимают законы – обязательные правила, нормы поведения для всех, и осуществляют контроль за их соблюдением. В этих законах отражается и проблема собственности. В Украине действует специальный Закон о собственности. Кроме того, и это подчеркивает значимость проблемы, в Конституции страны – основном законе общества – обязательно находит свое отражение вопрос о собственности. Государство тем самым защищает особые права лиц на контроль определенных объектов.

          Учитывая то обстоятельство, что юридические нормы стали основными, абсолютно доминирующим способом закрепления права контроля над экономическими ресурсами и жизненными благами, понятие собственности все более суживается, отождествляется с одним способом закрепления права контроля – юридическим.















                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Понятия приватизации, разгосударствления и денационализации

          Категория разгосударствления по содержанию шире категории приватизации. Под разгосударствлением понимают прежде всего процесс преобразования государственной собственности в частную или смешанную, т.е. процесс смены формы собственности.

 Приватизация означает продажу или бесплатную передачу общественной собственности, перемещение центра производства товаров и услуг от государственного к частному сектору, когда возникают новые собственники или новые формы коллективного владения.

Процесс денационализации означает возврат собственности прежним владельцам.

Приватизация представляет собой программу упорядоченного вывода государства из тех сфер деятельности, где с большим успехом сможет функционировать частное предприятие. При этом государство не перестает быть ответственным за определенные социальные программы или общее благосостояние граждан. Масштабная приватизация рассматривается как один из основных элементов рыночной трансформации экономики.




























ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Программы приватизации (США)

Программы участия наемного персонала в собственности предприятий объединяют такие принципы:

·        фирма создает траст-фонд (обычно за счет внешних займов), который используется для выкупа акций фирмы у собственников или для выкупа дополнительных акций и последующего их распределения среди персонала;

·        полученная дополнительная прибыль частично направляется на погашение долга, частично – на выплату дивидендов;

·        собственники внутренних акций имеют частичное или полное право голоса на собрании акционеров;

·        собственники внутренних акций имеют ограниченные права владения: они не могут продать акции на фондовой бирже или реализовать их полную стоимость в фирме до выхода на пенсию; при увольнении с работы собственники таких акций получают компенсацию в зависимости от стажа работы в фирме – от 20 до 70% их стоимости;

·        участниками программы могут быть все наемные работники, которые достигли возраста 21 года и работают в данной фирме не менее одного года.

Следует обратить внимание на серьезные недостатки указанных программ, если иметь в виду использование этого опыта в практике приватизации в Украине и других бывших социалистических странах.

Во-первых, в этих программах происходит размывание связи между капиталом-собственностью и капиталом-функцией и в связи с этим потеря управленческого контроля по мере роста количества занятых в акционерном капитале. Это, в свою очередь, обостряет противоречия между наемными работниками и собственниками средств производства.

Во-вторых, акционерная форма участия работников в собственности компаний требует соответствующего механизма для предотвращения ее концентрации в руках незначительного количества лиц.

В-третьих, сосредоточение капитала в руках большого количества собственников фирмы ухудшает возможности финансового маневра, что в неблагоприятных условиях может привести к банкротству.

В-четвертых, участие в управлении предприятием требует от рабочих и служащих совсем другого уровня общей и экономической культуры, высокой профессиональной подготовки и глубоких знаний. Однако зачастую это остается лишь пожеланием. При условии низкого качества рабочей силы производственная демократия выливается в анархию.

В-пятых, право владения акциями принадлежит только работникам данной кампании. В рыночной экономике, видимо, более рационально было бы распространять акции и среди других лиц.

 



Страницы: 1, 2, 3