Разделение властей в правовом государстве
Значит,
исполнительная власть — это вторичная подзаконная! ветвь государственной
власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и
направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной
власти.
Исполнительная
власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы
на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое
руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может
составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или
коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа
ближайших советников главы государства — президента, а полномочия
правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае
правительство формируется на основе специальной процедуры с участием
парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского
большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано
обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов
государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере
государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие
военные и гражданские должности, в его ведении находится административный
аппарат.
Наиболее значимые
решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их
исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо
собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание
актов делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры)
большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать
решающее воздействие на законодательный процесс.
За проводимый
курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как
правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в
доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной
парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и
по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение
правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку,
прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению
внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность
привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за
совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или
нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или
конституционного суда, или верхней палаты парламента.
Исполнительная
власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных
органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов
местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается
назначаемому представителю центральной власти — губернатору, префекту. Он
возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного
управления. В случае когда управление реализуется выборными органами, они имеют
определенную самостоятельность по отношению к центральным органам
исполнительной власти.
Система местного
самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы
самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти
службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание
которой обеспечивается за счет местного бюджета.
Органы, отправляющие
правосудие, — третья ветвь государственной власти, которая, как уже
говорилось, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в
системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он —
арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная
или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости
суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не
только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и
выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в
советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по
отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества
по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в
соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и
права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать
решения, руководствуясь не только буквой, но
и духом закона, аксиомами и
принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных
ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс
двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство
права и справедливости в обществе.
Необходимо
отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган,
призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от
неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами
не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным
применением закона, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные
недостатки издаваемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере
прав и свобод личности.
Существенная
особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в
особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как
писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для
обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить
свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность,
состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким
образом, — специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая
путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и
разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в
механизме разделения властей состоит в- сдерживании двух других властей в
рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления
конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему
органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной,
общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции.
Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы
его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной
социально-экономической и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению
механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей,
можно сформулировать следующие организационно-правовые черты:
1) единая суверенная власть принадлежит
народу;
2) отсутствует
орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти —
законодательной, исполнительной и судебной;
3) независимость
трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов
относительна;
4) система
«сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и
препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб
двум другим ветвям.
Долгое время
теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как
буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой
причине отрицалась. Государственная власть, реализуемая как единое целое (здесь
и единая компетенция советов и их органов), с необходимостью приводила к
абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и
ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государственной власти
(законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской
узурпации власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая
концепция отрицает необходимость разделения труда, функций между различными
органами государства. Но это именно «прозаическое деловое разделение труда»
(Энгельс), которое приводит к формированию различных групп органов. Не случайно
в этой связи соответствующие классификации подменяли основополагающую
категорию государственной власти понятием государственного органа, и только
при характеристике компетенции последнего возникала потребность в использовании
категории «властные полномочия». Иными словами, власть трактовалась
исключительно в структурно-функциональном плане, в аспекте разделения труда по
ее осуществлению. Тем самым из всестороннего и углубленного научного анализа
исключалась сама потребность в самостоятельном исследовании законодательной,
исполнительной и судебной властей. Такая традиция имела место в дореволюционной
России, трехчленное деление государственной власти мы находим в работах А. И. Елистратова, М. М. Ковалевского,
М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина и др.
По
конституции РФ: “Государственная власть в Российской федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Конституция РФ
ст.10
Согласно
действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват
власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом
либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные
выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления
(ст. 3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном
уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской
Федерации, суды РФ.
Органы
государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих
основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека —
обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и
попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.
В Российской
Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является
Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ .
Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и
Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В
действительности это не так.
Президент
Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным
представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни.
На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления
Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности
государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и
прерогативами.
Но
государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви
власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными
ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность
деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая
инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной
степени участие в каждой из них.
Президент
Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства
страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно
и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.
В сфере
взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные
полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в
случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной
инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного
обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким
образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу
парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А
издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и
основным законам.
Президент РФ
обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он
назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей
председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки
правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство
введены ряд сдержек.
Прежде всего,
Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия
Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет
кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и
при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация
такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все
же не может привести к установлению единоличного президентского правления.
Конституция не допускает этого.
Так, если
государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие
сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не
позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение
которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством,
ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить
недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу
Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой
и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы
решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено
Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место
досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после
выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход —
отставка Правительства.
Механизм,
заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного
конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой
сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае
теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной
посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы.
После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами
выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает
большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную
власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует
в деятельности всех государственных органов.
Президент
Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней
политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил,
осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит
военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение.
Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на
высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей
Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального
прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и
Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской
Федерации, высшее командование Вооруженных сил.
В России не
предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что
парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что
глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов.
Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие
специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской
Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае
государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие
признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.
После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения
импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть
импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.
Важнейшей
конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и
предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается
механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ
подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.
Законодательная
власть осуществляется Федеральным Собранием. Федеральное собрание — состоит из
двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением
страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет
Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей
субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом
общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту
палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право
выражения вотума недоверия.
Государственная
Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы
работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают
неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание
постоянно действующий орган.
В ст. 102 и 103
Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального
Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту
и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут
быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель
Правительства и т.д.
Федеральное
Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической
деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и
т.д.
Все эти
полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного
усиления исполнительной власти и Президента.
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ.“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.
Председатель
Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип
является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при
назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством.
Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его
заместителей и федеральных министров.
Правительство
Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней
и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия
Правительства.
Правительством
Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета,
проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры
по обороне страны и защите прав населения.
Механизм
парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в
общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве.
Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие.
Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и
исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.
Сильная
исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных
сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в
системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового
развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим
тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.
Судебная власть.
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная
власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и
судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается
противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на
провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,
неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью
обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о
статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода
свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)
По Конституции РФ
судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются
Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд
является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и
иным делам (ст. 126).
Высший
Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических
споров (ст. 127).
Конституционный
Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О
соответсвии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных
договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами
государственной власти России и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (ст. 125).
В связи с
принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда
распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для
России и ее граждан.
Принцип
разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в
той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных
институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и
противовесов — одна из важных задач России.
1. Общая теория государства и
права: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 1996. – 472с.
2. Общая теория государства и
права. Академический курс в 2-х томах. Отв. Ред. Проф. М. Н. Марченко. – Том 1.
Теория государства. – М.: Издательство «Зерцало», 1998 – 416с.
3. Общая теория права: Учебник
для юридических вузов/ Под общей редакцией А. С. Пиголкина. – 2-е изд. – М.:
Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 383с.
4. Теория государства и права.
Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д.
Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА м, 1999. – 570С.
5. Конституция Российской
Федерации. М.,» Юридическая литература», 1993г.
Страницы: 1, 2, 3
|