Принципы местного самоуправления
«1.
Любой административный контроль над органами местного? самоуправления может
осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или
законом.
2.
Любой административный контроль за деятельностью opra-i нов местного самоуправления,
как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и
конституционных принципов».
Соблюдение
законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора.
В
соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в
редакции от 17 ноября 1995 г. прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением
законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод
человека и гражданина. В целях осуществления своих функций прокурор, его
заместители вправе присутствовать на заседаниях органов местного
самоуправления, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и
протестов.
Прокурор
или его заместители приносят протест на противоречащий закону правовой акт в
орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт,
либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок
с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение
представительного органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При
исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения
закона, прокурор вправе устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста. О
результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в
письменной форме.
Представление
об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в
орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны
устранить допущенные нарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному
рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть
приняты конкретные меры по устранению Допущенных нарушений закона, их причин и
условий, им способствующих, и доложено прокурору в письменной форме о результатах
принятых мер.
Статья
51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления конкретизирует
предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура
РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов
Федерации и уставов муниципальных образований органами и Должностными лицами
местного самоуправления.
Обеспечение
законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется
также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы
решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и
действия органов и должностных лиц местного самоуправления.
Кроме
того, важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности органа
местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
обладают законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта
РФ. В порядке, предусмотренном ст. 49 Закона об общих принципах организации
местного самоуправления, данные органы решают вопрос о прекращении полномочий
соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица
местного самоуправления.
Контроль
за соответствием устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным
законам и законам субъекта Федерации осуществляют субъекты Федерации при
государственной регистрации устава. В случае противоречия устава муниципального
образования Конституции и законам муниципальному образованию отказывают в
государственной регистрации его устава. Однако данный отказ может быть
обжалован в судебном порядке.
Необходимо
также иметь в виду, что соблюдение законности А организации и деятельности
местного самоуправления обеспечивается контролем представительного органа
местного самоуправления за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами
муниципальных образований.
10. Гласность местного самоуправления
Гласность
— важный элемент демократической системы управления обществом и государством.
С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее
подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку
решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Реализация
принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый
характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.
Способы
обеспечения гласности нашли свое правовое закрепление в нормах муниципального
права, в практике местного самоуправления.
Статья
3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает
обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами
полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего
требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях
представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых
выборными и другими органами местного самоуправления.
Кроме
того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан
содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого
Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования
(обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
человека и гражданина (ст. 3).
Устанавливаемая
Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение
гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает
использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями,
используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами.
Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных
образований, регламентах представительных органов местного самоуправления,
других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных
должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в
работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных
Должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в
средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане
могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.
Гражданам
гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о
деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено
законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит
перечень сведений, относимых к государственной тайне. К государственной тайне
(ст. 5) могут быть отнесены, в частности, сведения о силах и средствах
гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного
заказа и др. Закон также содержит перечень сведений, не подлежащих
засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах,
угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии
экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о
привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам,
должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах
нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.
Большую
роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления
призваны играть средства массовой информации. Статья 6 Закона об общих
принципах организации местного самоуправления относит к предметам ведения
местного самоуправления вопросы организации и содержания муниципальной
информационной службы, а также создания условий для деятельности средств
массовой информации муниципального образования.
В
соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. «Об экономической
поддержке районных (городских) газет» в целях обеспечения конституционного
права граждан на получение своевременной и объективной информации,
информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия
граждан в местном самоуправлении осуществляется экономическая поддержка
районных (городских) газет. Экономическая поддержка оказывается районным
(городским) газетам, внесенным в Федеральный реестр районных (городских)
газет, путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической
базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством
и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной
почтовой связи).
Последовательное
осуществление принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления
создает необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за
работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Так,
реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного
значения, согласно ст. 25 Закона об общих принципах организации местного
самоуправления, обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты
правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытом
заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны
быть официально опубликованы (обнародованы).
Практика
местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений
по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального
образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.
Получая
объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их
решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями,
заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц
местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных
обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).
11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном
самоуправлении
Характерной
чертой организации и деятельности местных органов советской власти являлись
коллегиальные начала в организации и деятельности Советов, их исполнительных
комитетов. Принцип коллективности пронизывал всю организацию работы Советов и
их органов, хотя и носил зачастую формальный характер.
Становление
местного самоуправления в Российской Федерации сопровождалось переходом от
исполкомовско-коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия
в руководстве местным исполнительным аппаратом. Коллегиальное принятие исполнительными
комитетами решений часто служило прикрытием безответственности местной
номенклатуры в отношении населения. В целях утверждения принципа индивидуальной
ответственности и устранения коллективной безответственности в Деятельности
исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Закон РСФСР о
местном самоуправлении закрепил: «Деятельностью местной администрации
руководит глава местной администрации... Глава местной администрации осуществляет
свои полномочия на принципах единоначалия» (ст. 30).
Закон
об общих принципах организации местного самоуправления, предусматривая
коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного
самоуправления (ст. 15), оставляет по существу открытым вопрос о принципах
организации и Деятельности иных органов местного самоуправления. Он должен
Регулироваться уставом муниципального образования в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов Федерации Органы, осуществляющие управление в
системе местного самоуправления, могут действовать как на основе
коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так
и на основе принципа единоначалия. В любом случае данные органы в соответствии
с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении
вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке,
установленных в уставе муниципального образования.
Коллегиальные
начала в организации и деятельности представительного органа местного
самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным
органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования,
и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных
образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности
принятия данными органами своих решений: это прежде всего требования кворума,
необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого
для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа
проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение
представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций), в
работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д.
Принцип коллегиальности предполагает также создание необходимых условий
депутатам представительного органа для их активного и конструктивного участия
в подготовке и принятии решений: депутаты должны иметь возможность
заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию,
свободно высказывать свое мнение, а также предложения, замечания по
обсуждаемому представительным органом вопросу.
Принцип
единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность органов
управления в системе местного самоуправления, допускает возможность
использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов
актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления
местной жизнью. Так, практика местного самоуправления показывает, что
единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с
работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе
руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе
и выполняет совещательные функции.
12. Государственная гарантия местного самоуправления
Как
уже говорилось, в Российской Федерации признается и гарантируется местное
самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления местного
самоуправления определяются в Законе об общих принципах организации местного
самоуправления, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных
законах субъектов Федерации.
Реализация
рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых
гарантий защиты прав местного самоуправления, к которой относится прежде всего
признание государством местного самоуправления в качестве самостоятельной
формы осуществления власти народа: местной публичной власти (ст. 3 и ст. 12
Конституции РФ). Это предполагает децентрализацию государственного управления,
разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти
ее субъектов и муниципальными образованиями (ст. 4, 5, 6 Закона об общих
принципах организации местного самоуправления).
Государство
гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его
полномочий, признавая при этом:
а)
право органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего
ведения принимать (издавать) правовые акты;
б)
обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в
пределах их полномочий, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии
с законами;
в)
свободу действий органов местного самоуправления по реализации собственной
инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не
находится в ведении какого-либо органа власти;
г)
возможность наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями;
д)
осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в
городских, сельских поселениях и иных Территориях.
Важным
элементом системы правовых гарантий местного самоуправления является
конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления. Оно
реализуется через формы прямой и представительной демократии с учетом
исторических и иных местных традиций. При этом население городского, сельского
поселения независимо от его численности не может быть лишено права на
осуществление местного самоуправления.
Государство
гарантирует местному самоуправлению организационную самостоятельность,
устанавливая, что:
а)
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти;
б)
структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно;
в)
образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц
местного самоуправления органами государственной власти и государственными
должностными лицами не допускается;
г)
осуществление местного самоуправления органами государственной власти и
государственными должностными лицами не допускается;
д)
решение органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены
органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными
по решению суда;
е)
муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих.
Заключение
Государство
устанавливает и обеспечивает гарантии финансово-экономической
самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ признает и защищает
равным образом муниципальную собственность наряду с частной, государственной и
иными формами собственности (ст. 8).
Федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты
путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых
расходов. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов
Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. При этом
органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных
потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных
образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных
стандартов, выполнение которых гарантируется государством.
Статья
132 Конституции РФ предусматривает материально-финансовое обеспечение
осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
которыми они могут наделяться законом, а ст. 133 — компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти.
Кроме
того, местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту.
Государственная
гарантия местного самоуправления не исчерпывается созданием правовой базы
местного самоуправления, правового механизма защиты прав местного
самоуправления. Статья 9 Закона об общих принципах организации местного
самоуправления определяет более широкие задачи государственной поддержки
местного самоуправления: создание необходимых правовых, организационных,
материально-финансовых условий для становления и развития местного
самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное
самоуправление. Однако вопрос о государственной поддержке местного
самоуправления, как отмечалось на Всероссийском совещании по вопросам местного
самоуправления (1995 г.), требует взвешенного подхода, ибо грань между
поддержкой государства и вмешательством в решение вопросов местного значения
слишком зыбка.
Закон
относит к компетенции Российской Федерации и ее субъектов принятие
соответственно федеральных и региональных программ развития местного
самоуправления (ст. 4 и 5).
Федеральная
программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает
следующие основные направления государственной поддержки местного
самоуправления:
•
формирование правовой основы местного самоуправления;
•
формирование финансово-экономический основы местного самоуправления;
•
организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование
системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;
•
информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного
самоуправления;
•
создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного
самоуправления.
Согласно
Указу Президента РФ от 11 июня 1997 г. «Об основных направлениях реформы
местного самоуправления в Российской Федерации» активное содействие
становлению и развитию Местного самоуправления в Российской Федерации является
приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства РФ.
Список использованной литературы:
1. Шеремет К.Ф. Становление
правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации //Местное
самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования:
Учеб.пособие /Под ред. К.Ф.Шеремета, И.И.Овчинникова.М., 1998.
2. Шеремет К.Ф. Указ.соч.
3. Овчинников И.И. Местное
самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
4. Кутафин О.Б., Фадеев В.И.
Муниципальное право Российской Федерации. М., Юрист, 2002г
5.Бондарь Н.С. Права человека
и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д. 1998
6. Указ Президента РФ от 11
июня 1997 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в
Российской Федерации»
7.ФЗ РФ «О
национально-культурной автономии» от 17 июня 1996
8.ФЗ РФ «О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999
9. ФЗ РФ «Об экономической
поддержке районных (городских) газет» от 24 ноября 1995г
10. СЗ РФ.1996. № 26
11. СЗ РФ.1999. № 18
12. СЗ РФ.1997. № 24
13. Закон РФ «Об общих
принципах организации местного самоуправления»
14.Закон РФ «О
государственной тайне» от 21 июля 1993г.
15. Европейская Хартия
местного самоуправления
16. Конституция Российской
Федерации
Страницы: 1, 2, 3
|