бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Принципы местного самоуправления бесплатно рефераты

Реализация рассматриваемого принципа создает необходимые  условия и предпосылки для осуществления эффективного контроля населения за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления. Формы такого контроля должны быть установле­ны уставом муниципального образования. К ним относятся: отче­ты выборных лиц местного самоуправления перед населением; вы­ражение недоверия населением выборным лицам местного самоуп­равления и др.

Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения. Это участие обеспечивается прежде всего такими формами прямой де­мократии, как: местный референдум, муниципальные выборы, со­брание (сходы) граждан, обращения граждан, народная право­творческая инициатива и др.

Данный принцип предполагает гарантированность равного права граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностного положения, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям. В ст. 3 Закона закреплены основные гарантии этого права, в котором от­ражается взаимное проникновение форм и институтов муници­пальной демократии: прямой и представительной.

5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного

самоуправления его полномочиям


Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям (ст. 9). Этот важнейший принцип местного самоуправления получил закрепление в Конституции РФ, законо­дательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невоз­можно обеспечить самостоятельность, реальность и эффектив­ность местного самоуправления.

Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защища­ет наравне с другими формами собственности муниципальную соб­ственность (ст. 8). В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный Жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и не­движимое имущество.

Муниципальная собственность является неотъемлемым атри­бутом каждого муниципального образования.

Местное самоуправление обеспечивает использование муници­пальной собственности для решения вопросов местного значения с учетом интересов населения.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органам местного самоуправ­ления гарантируется право самостоятельно формировать, утверж­дать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. При этом формирование и использование местных финан­сов основывается на государственной поддержке. Каждое муници­пальное образование имеет право на получение в процессе осущест­вления бюджетного регулирования средств из федерального бюд­жета и средств из бюджета субъекта Федерации.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления обес­печивается законодательным закреплением собственных доходов местных бюджетов. К ним относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов, налогов субъектов Федерации, закрепленные за местны­ми бюджетами на постоянной основе.

Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления гарантирует каждому муниципальному образованию обес­печение минимального местного бюджета. Бюджет должен форми­роваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспе­ченности, устанавливаемых законами субъектов Федерации. В со­ответствии с Законом органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных обра­зований, на уровне не ниже минимальных государственных соци­альных стандартов, выполнение которых гарантируется государ­ством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации (ст. 37). Однако закрепленный Законом механизм финансового обеспече­ния муниципальной деятельности в полной мере пока не действу­ет: федеральными органами государственной власти пока не уста­новлены государственные минимальные социальные стандарты.

Закон требует, чтобы муниципальным образованиям была обес­печена экономическая и финансовая самостоятельность в соответ­ствии с разграничением предметов ведения между муниципальны­ми образованиями. Статья 6 Закона предусматривает, что в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, то предметы ведения му­ниципальных образований, объекты муниципальной собственнос­ти, источники доходов местных бюджетов разграничиваются зако­ном субъекта РФ, а в отношении внутригородских муниципаль­ных образований — уставом города.

Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа яв­ляются конституционные положения о финансировании осущест­вления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, и о компен­сации дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133). Однако эти конституционные положения также требуют разработ­ки правового механизма приведения их в действие. Так, на Всерос­сийском совещании по вопросам местного самоуправления (1995 г.) отмечалось, что федеральные органы власти, устанавли­вая льготы различным категориям граждан, перекладывают по существу на органы местного самоуправления ответственность за их реализацию, не восполняя при этом дополнительные расходы, которые вынуждены нести органы местного самоуправления1. И хотя в Законе закреплено, что решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств, про­блема остается, ибо население обращается по этим вопросам преж­де всего в органы местного самоуправления.

 6. Ответственность органов местного самоуправления

и должностных лиц местного самоуправления перед населением


Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в ответственности его населе­ния, берущего на себя бремя решения вопросов местного значения.

Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципального образования выборных органов согласно ст. 1 и 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправ­ления является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образова­ний собственной компетенцией в решении вопросов местного зна­чения.

Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:

а) эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований;

б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления;

в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению, зависит прежде всего от того, насколько эффективно организована работа; органов местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муници­пальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местного значения.

Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм кон­троля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных орга­нов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций.

В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Ответственность в соответствии со ст. 48 Закона наступает в результате утраты доверия населения.

Население вправе выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам, и используя формы прямого волеизъявления, например отзыв выборного должностного лица.


 7. Многообразие организационных форм осуществления местного

самоуправления


Для Российской Федерации характерно многообразие форм ор­ганизации и осуществления местного самоуправления. Это обу­словлено рядом причин.

1. На организацию местного самоуправления в Российской Фе­дерации оказывает влияние федеративное устройство нашего го­сударства. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ к совместно­му ведению Российской Федерации и ее субъектов относится уста­новление общих принципов организации местного самоуправле­ния. В рамках данных общих принципов субъекты Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

2. Российская Федерация — многонациональная страна, мно­гие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осу­ществления местного самоуправления.

Статья 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации регулирование в соответствии с феде­ральным законом особенностей организации местного самоуправ­ления с учетом исторических и иных местных традиций.

В уставах муниципальных образований отражаются особеннос­ти организации местного самоуправления, обусловленные ком­пактным проживанием на территории муниципального образова­ния национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных тради­ций. При этом органы местного самоуправления должны учиты­вать, решая данные вопросы, положения федеральных законов от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»1 и от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных наро­дов Российской Федерации»2, предусматривающие возможность Установления законами субъектов Федерации квоты представи­тельства малочисленных народов в представительных органах Местного самоуправления.

3. Особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены и разнообразием основных типов поселений. Городские, сельские и другие муниципальные образования отличаются друг от друга численностью населения, научно-производственной специализацией и т.д. Так, Градостроительный кодекс РФ подразделяет городские и сельские поселения в зависимости от численности населения на 10 типов (сверхкрупные города, крупнейшие города, крупные города, большие и т.д.).

Существуют особенности организации местного самоуправле­ния в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях. Право регулирования этих во­просов Закон закрепил за федеральными органами государствен­ной власти (ст. 4).

Кроме того, свои особенности имеет организация местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Так, в этих городах — субъектах Федерации — могут не создаваться выборные городские органы местного само­управления.

4. Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населе­ния избрать ту или иную организационную модель местного само­управления. Конституция РФ предоставляет населению муници­пального образования право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Закон предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и поря­док формирования органов местного самоуправления; формы, по­рядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выбор­ных, других органов местного самоуправления.


 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина


Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муни­ципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина оп­ределяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18). Поэ­тому права и свободы человека и гражданина являются важней­шим элементом государственной и муниципальной демократии.

Права и свободы гражданина реализуются прежде всего на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность, и их осуществление во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.

Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непо­средственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Эти вопросы охватывают основные сферы местной жизни: обра­зования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землеполь­зования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслу­живания населения. В данных областях местной жизни, отнесен­ных к ведению муниципальных образований, реализуются основ­ные социально-экономические права и свободы граждан. Осущест­вляя свои функции в этих сферах местной жизни, органы местного самоуправления способствуют реализации важнейших социально-экономических прав и свобод граждан.

Выполняя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы влас­ти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Рос­сийской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в со­здании необходимых условий для реализации личных и полити­ческих прав и свобод граждан на местном уровне.

Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования закрепля­ет конкретные формы, порядок и гарантии такого участия граж­дан, которые призваны обеспечить реализацию закрепляемого в ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуп­равления права граждан на осуществление местного самоуправле­ния посредством форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В развитие этого по­тения ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления


Принцип законности — один из основных конституционных! принципов российской государственности. Согласно ст. 15 Кон­ституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституция­ми, законами и уставами субъектов Федерации в пределах гаран­тируемых государством полномочий. Это предполагает законода­тельное разграничение полномочий в области местного самоуправ­ления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов и муници­пальными образованиями.

Государство гарантирует обязательность исполнения актов муниципальных образований, предусматривая административную ответственность за их неисполнение. При этом признание данных решений недействительными является исключительным правом суда.

Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законнос­ти в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципаль­ными органами решений по вопросам местной жизни.

Статья 8 Европейской Хартии местного самоуправления устанавливает основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3