бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовые отношения с участием иностранных граждан бесплатно рефераты

Транзитный  проезд  через  территорию  Российской Федерации без визы разрешается иностранному  гражданину  или  лицу без гражданства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации  и  имеют  надлежащим образом  оформленные  документы  на  право  въезда  в  государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из  аэропорта пересадки  на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства,  с которым  Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в  пределах  населенного  пункта  вследствие  наступления следующих обстоятельств:

1) стихийных   бедствий,   задерживающих   движение    поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости   ремонта   соответствующего    транспортного средства,  поврежденного  в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

3) болезни,  если  по  заключению  врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных  задержек  при  пересадке  с  одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае   вынужденной   остановки  оформление  пребывания  на территории  Российской  Федерации  и  продление   срока   действия транзитной  российской  визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных  граждан  или лиц без гражданства.

За   нарушение  порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию  Российской Федерации,  иностранные граждане  и  лица  без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В  случае,  если   государственным   органом   или должностным  лицом  был  нарушен  порядок оформления документов на въезд в Российскую  Федерацию  и  (или)  на  выезд  из  Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства  вправе  обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные  лица,  по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без  гражданства  на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации.






















5. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН


В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, ус­тановленных в государстве для иностранцев. В этой связи суще­ствует необходимость более подробно разобраться в вопросах, свя­занных с сущностью и содержанием этих режимов.

Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как ус­тановленный и контролируемый государством порядок приобрете­ния и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.

В литературе по международному и государственному (консти­туционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетани­ях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наи­большего благоприятствования[6].


5.1. Национальный режим.

Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль­ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление нацио­нального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич­ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

По соглашению между СССР и Францией о торго­вых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. француз­ские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица на­иболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посред­ников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности ино­странцев носит безусловный характер, то есть он пре­доставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности[7].

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обыч­но соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязаннос­тях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.


5.2. Специальный режим.

Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые прави­ла обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущ­ность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государ­ством иностранцам. 

Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане опре­деленных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[8]. Сегод­няшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Свя­зано это с тем, что наше государство по вполне понятным причи­нам стремится форсировать поступление в экономику страны ино­странных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного конт­роля.

Помимо этого, с целью максимального использования потен­циала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в кото­рых предоставляются дополнительные льготы.


5.3. Режим наибольшего благоприятствования.

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользу­ются или будут пользоваться граждане любого третьего государ­ства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды пра­вового режима обычно не применяются к иностранцам, пользую­щимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее время национальный режим широко распростра­нен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничи­тельных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российс­ким гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.  Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека.  Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется.  Стоит ли пересмотреть это вопрос?


Границы применения национального режима.

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иност­ранцы пользуются практически всеми правами наравне с российс­кими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают соб­ственные граждане и иностранцы.  Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений[9].

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностран­цев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и вы­бор места жительства, что в принципе соответствует нормам меж­дународного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого приме­нения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иност­ранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право член­ства в политических партиях. Эти права связаны с участием в по­литической жизни государства, в управлении государственными де­лами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностран­ные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических прав суще­ствуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерчес­кой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются раз­личные объяснения необходимости таких ограничений (соображе­ния государственной безопасности, особые экономические интере­сы государства, обеспечение суверенных прав государства на на­циональные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыб­ных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые другие).

Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических проблем и необходимос­ти привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, тех­нологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продол­жают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, опреде­ляющим в этой области должен стать критерий максимально воз­можного приближения к национальному режиму, но не исключа­ющий установления в ряде случаев разрешительной (лицензиро­ванной) системы допуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

 

6.1. Сокращение срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие         преступления,   административные   или   иные  правонарушения  на  территории  РФ,   подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в  РФ,   то  есть  проживание  без  документов на право жительства в РФ или   проживание    по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и   выбора  места  жительства,  уклонения   от   выезда   по   истечении   определенного  им  срока  пребывания,  а  также  несоблюдение правил   транзитного проезда через территорию РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждения или штраф в размере до одной второй минимального размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания  в    РФ  и  транзитного  проезда  через территорию РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом  положении иностранных граждан в РФ, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в РФ.

Срок пребывания  иностранного  гражданина  в  РФ  может  быть   сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего   пребывания. Решение о  сокращении  срока  пребывания  принимается  органами   внутренних дел.





6.2. Выдворение.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:

1) если  его  действия   противоречат   интересам   обеспечения   государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для  охраны  здоровья  и  нравственности   населения,  защиты  прав  и законных интересов граждан РФ и других   лиц;

3) если  он грубо нарушил законодательство о правовом положении   иностранных граждан в РФ,  таможенное, валютное или иное российское   законодательство.

Решение о  выдворении  принимается   компетентными   российскими   органами. Иностранный гражданин обязан покинуть РФ в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат   с   санкции   прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государ­ством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (под­данстве) иного государства.

Всех постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можно разделить на:

— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями;

— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями (пользующихся полным или частичным иммуните­том от юрисдикции Российской Федерации);

— иностранцев, получивших убежище (беженцев).

Сущность административно-правового статуса иностранцев определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с иными правовыми компонентами (граж­данство, правоспособность, гарантии) и образуют в единстве содер­жание конституционно-правового статуса иностранцев.

Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответство­вать их назначению в обществе.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, поль­зоваться и распоряжаться принадлежащей им собствен­ностью в пределах, установленных нашим законом.

В отношении права собственности иностранцев действует принцип национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблю­даться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами.

ЛИТЕРАТУРА


1.     Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17, 62, 63

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая – ст. 2, 7

3.     Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»

4.     Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 – 5.

5.     Вы – наследник. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.

6.     Брак.  Развод. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.

7.     Глазырин В.В.  Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.

8.     Ерпылеева Н.Ю.  Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.

9.     Звеков В.П.  Международное частное право.  Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.

11. Конституционное право.  Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.

12. Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.

13. Правовое положение иностранных граждан в России.  Сборник нормативных актов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 265 с.

14. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17, 62, 63

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая – ст. 2, 7

16. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» - ст. 3, 11, 17

17. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» - ст.1-16

18. Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 – ст. 1-17

19. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон­ституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридичес­кий институт МВД России. — 1996. — 28 с.



[1] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином, а при монархической — подданным.

[2] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон­ституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридичес­кий институт МВД России. — 1996. — 28 с.

[3] Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 – 5.

[4] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон­ституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридичес­кий институт МВД России. — 1996. — 28 с.

[5] В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и бо­лее 200 консульских представительств.

[6] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон­ституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридичес­кий институт МВД России. — 1996. — 28 с.

[7] Богуславский М.М.  Международное частное право. – М.: Междунар.отношения, 1994. – 416 с.

[8] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.  Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.

[9] Анализ законодательства на эти темы см. в: Вы – наследник. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.


Страницы: 1, 2, 3