Правовые отношения с участием иностранных граждан
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без
визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях,
если они:
1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через
территорию Российской Федерации;
2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в
аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом
оформленные документы на право въезда в государство назначения и
авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории
Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением
случаев вынужденной остановки;
3) проживают на территории государства, с которым Российская
Федерация имеет соответствующий международный договор.
Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в
пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:
1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда,
автотранспортного средства, судна или самолета;
2) необходимости ремонта соответствующего транспортного
средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в
результате транспортного происшествия;
3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование
больного представляется опасным для его жизни и здоровья;
4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида
транспорта на другой в пункте пересадки.
В случае вынужденной остановки оформление пребывания на
территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной
российской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной
остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.
За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через
территорию Российской Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
В случае, если государственным органом или должностным
лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую
Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации, иностранный гражданин
или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного
гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или)
въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за
причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что
основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены
применением так называемых правовых режимов, установленных в государстве для
иностранцев. В этой связи существует необходимость более подробно разобраться
в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов.
Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима.
Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный и
контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранными
гражданами определенных прав и обязанностей.
В литературе по международному и государственному (конституционному)
праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых режимов:
национальный, специальный и наибольшего благоприятствования[6].
5.1. Национальный
режим.
Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных
договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских
конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.).
В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с
отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с
гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных
условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем
некоторые примеры из договорной практики.
По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях
от 3 сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованные
согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества
пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица наиболее
благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через
избранных ими посредников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех
условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).
Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении
гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть
он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования
взаимности[7].
Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно
соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан.
Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными
гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом
случае несколько меньше.
5.2. Специальный
режим.
Очевидно, что помимо национального существует иной режим,
называемый специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с
иностранцами. При этом следует учесть, что сущность специального режима
сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот,
предоставленных государством иностранцам.
Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые
устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что
граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или
частично освобождаться от уплаты подоходного налога[8].
Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с
тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать
поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных
технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы
в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.
Помимо этого, с целью максимального использования потенциала
зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон
свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные
льготы.
5.3. Режим
наибольшего благоприятствования.
Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так
называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление
иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане
любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные нами
виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по
роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.
В настоящее время национальный режим широко распространен,
причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он
предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши
граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что
действующее законодательство все же предусматривает возможность использования
ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение
возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется
явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в
современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.
Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение
к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к
правам человека. Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению
к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не
применяется. Стоит ли пересмотреть это вопрос?
Границы
применения национального режима.
Что касается границ применения национального режима, то они
становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных
граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами
наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную
неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского
общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.
Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным
правом, практически не имеют ограничений[9].
Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев
лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства,
что в принципе соответствует нормам международного права и международной
практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие
национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем,
что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные
ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти
ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства
в политических партиях. Эти права связаны с участием в политической жизни
государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими
не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для
большинства стран мира.
В свою очередь, в сфере социально-экономических прав существуют
ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности
иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости
таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые
экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на
национальные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об
охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые
другие).
Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением
возрастающих экономических проблем и необходимости привлечения в экономику
страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения
ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то
же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения
все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем,
что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы.
Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного
приближения к национальному режиму, но не исключающий установления в ряде
случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
6.1. Сокращение срока пребывания.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие
преступления, административные или иные правонарушения на территории
РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.
За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ,
то есть проживание без документов на право жительства в РФ или
проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного
порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места
жительства, уклонения от выезда по истечении определенного им
срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через
территорию РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного
взыскания предупреждения или штраф в размере до одной второй минимального
размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.
Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в
РФ и транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой уголовную
ответственность.
Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом
положении иностранных граждан в РФ, может быть сокращен определенный ему срок
пребывания в РФ.
Срок пребывания иностранного гражданина в РФ может быть
сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего
пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимается органами
внутренних дел.
6.2. Выдворение.
Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения
государственной безопасности или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности
населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;
3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении
иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское
законодательство.
Решение о выдворении принимается компетентными российскими
органами. Иностранный гражданин обязан покинуть РФ в срок, указанный в этом
решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции
прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание
допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в
определенной правовой связи с российским государством, не является его
гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.
Всех постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев
можно разделить на:
— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями;
— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и
привилегиями (пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции
Российской Федерации);
— иностранцев, получивших убежище (беженцев).
Сущность административно-правового статуса иностранцев
определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые
взаимодействуют с иными правовыми компонентами (гражданство, правоспособность,
гарантии) и образуют в единстве содержание конституционно-правового статуса
иностранцев.
Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и
личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны
осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Реализация
указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.
Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и
распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим
законом.
В отношении права собственности иностранцев действует принцип
национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего
законодательства о собственности граждан. Установленные в этом отношении
правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в
том числе иностранцами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция
Российской Федерации 12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17, 62, 63
2. Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть первая – ст. 2, 7
3. Закон СССР от 24
июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»
4. Алешин В.В.
Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 –
5.
5. Вы – наследник. –
М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.
6. Брак. Развод. –
М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.
7. Глазырин В.В.
Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир.
– 1997. - №5. – С. 32 – 43.
8. Ерпылеева Н.Ю.
Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.
9. Звеков В.П.
Международное частное право. Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА –
ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
10. Козлова Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
11. Конституционное право.
Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.
12. Куракин А.В. К вопросу об
административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как
специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51
– 53.
13. Правовое положение
иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. – М.: Издательство
БЕК, 1996. – 265 с.
14. Конституция Российской
Федерации 12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17, 62, 63
15. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть первая – ст. 2, 7
16. Закон Российской
Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» - ст. 3,
11, 17
17. Закон Российской Федерации
от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» - ст.1-16
18. Положение о порядке
предоставления политического убежища в Российской Федерации. Утверждено Указом
Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 – ст. 1-17
19. Герасименко Ю.В.
Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция.
— Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[1] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином,
а при монархической — подданным.
[2] Герасименко Ю.В. Иностранцы:
понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск:
Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[3] Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. –
2000. - №2. – С. 2 – 5.
[4] Герасименко Ю.В. Иностранцы:
понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск:
Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[5] В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и более 200
консульских представительств.
[6] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового
статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[7] Богуславский М.М.
Международное частное право. – М.: Междунар.отношения, 1994. – 416 с.
[8] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.
Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
[9]
Анализ законодательства на эти темы см. в: Вы – наследник. –
М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.
Страницы: 1, 2, 3
|