бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовые отношения с участием иностранных граждан бесплатно рефераты

Правовые отношения с участием иностранных граждан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................

3

1.  Основные положения........................................................................................

6

1.1. Понятие «иностранный гражданин».............................................................

6

1.2. Случаи двойного и множественного гражданства.......................................

7

1.3. Проблема интернирования.............................................................................

9

2. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ...................................................................................................


10

3. Основы правового статуса иностранных граждан..........................................

13

3.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране.

13

3.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям.....................

14

3.3. Беженцы и вынужденные переселенцы........................................................

16

4. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан....................................................................................................................


18

5. Правовые режимы для иностранных граждан.................................................

23

5.1. Национальный режим.....................................................................................

23

5.2. Специальный режим.......................................................................................

24

5.3. Режим наибольшего благоприятствования...................................................

25

6. Ответственность иностранных граждан..........................................................

28

6.1. Сокращение срока пребывания......................................................................

28

6.2. Выдворение......................................................................................................

29

Заключение..............................................................................................................

30

Литература..............................................................................................................

31

ВВЕДЕНИЕ

В демократическом государстве  формирование и порядок  деятельности административной ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в  жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов  в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит из следующих элементов:

1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя

а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) права и законные интересы граждан;

д) обязанности граждан.

2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.

3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.

В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства.  Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права.  Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.

Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее подробно проанализирован.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного го­сударства. В настоящей работе термин  «иностранец» применя­ется как адекватный термину «иностранный гражда­нин».

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавли­вает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и меж­дународными договорами Российской Федерации».

Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией.  Поэтому необходимо выделить положения, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным гражданином. 



 

 

 

 

 

1.  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Понятие «иностранный гражданин».

Основной принцип, определяющий правовой статус ино­странных граждан в Российской Феде­рации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Феде­рации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В бывшем Союзе ССР был принят закон от 24 июля 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР». В нем были закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

Иностранными гражданами признаются лица, не являю­щиеся гражданами Российской Федерации и имеющие дока­зательства своей принадлежности к гражданству иностранно­го государства. Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физичес­кое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с рос­сийским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве[1]) иного государства.

Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как синоним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцами следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства.  Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.


В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ   гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Они  пользуются  теми же  правами  и   свободами и несут те же обязанности,  что и граждане РФ, если иное   не  вытекает  из Конституции РФ,   и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в  РФ равны перед законом независимо от   происхождения,  социального и имущественного  положения,  расовой  и   национальной принадлежности,  пола,  образования, языка, отношения к   религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства  прав и  свобод  не    должно  наносить  ущерб интересам российского общества и государства,   правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в  РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны   уважать    Конституцию   РФ   и   соблюдать  российские  законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они   имеют  на  то  разрешение  и  вид  на жительство,  выданные органами   внутренних дел.

Иностранные граждане,  находящиеся  в  России  на  ином  законном   основании,  считаются временно пребывающими в РФ.  Они  обязаны  в   установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или   заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного   им срока пребывания.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище    иностранным гражданам в соответствии с общепризнанными нормами международного права.


1.2. Случаи двойного и множественного гражданства.

В современных условиях имеющиеся несоответствия между за­конами некоторых государств приводят к появлению лиц с двой­ным или даже множественным гражданством. Например, если по российскому законодательству заключение брака гражданином Рос­сийской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств (Бо­ливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражда­нина данного государства, автоматически приобретает гражданство своего мужа.

Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить статус таких лиц в России.

Если лицо является гражданином Российской Федерации и одновременно имеет доказательства принадлежности к граждан­ству иностранного государства, то, находясь в России, оно не мо­жет считаться иностранцем. Такое лицо рассматривается как граж­данин Российской Федерации, и на него распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных граждан. Ведь согласно ст. 11 Закона "О граж­данстве" иностранным гражданином признается лишь тот, кто об­ладает гражданством иностранного государства и не имеет граждан­ства Российской Федерации. Если же лицо с двойным гражданством находится на территории России, в гражданстве которой оно не состоит, то его следует считать ино­странцем. Но в этой связи возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем законодательстве пря­мого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда законодательство связывает определенные юридические последствия с принадлежностью лица к конкретному гражданству.

В юридической литературе говорится, что третье государство может рассматривать лицо с двойным гражданством как граждани­на любого из государств, гражданином которого оно является.  По­лагается, что в вопросе о том, гражданству какой страны должен отдаваться "приоритет", необходимо исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек (так называемый принцип наиболее тесной связи).

Аналогичный подход мы можем встретить и в законодатель­стве ряда зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о междуна­родном частном праве, лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается гражданином того государства, с которым оно более тесно связано[2].


1.3. Проблема интернирования.

Мы считаем необходимым кратко затронуть данную проблему, так как, несмотря на множественные усилия со стороны миротворческих и гуманитарных организация, политическая ситуация в мире (в некоторых его регионах) по-прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликта привыч­ный уклад жизни любого государства претерпевает значительные изменения. Это касается практичес­ки всех жизненно важных сфер общества, которые начинают работать в особом, чрезвычайном режи­ме. Такой особый режим, связанный с войной, на­прямую влияет на правовое положение иностран­ных граждан и особенно граждан неприятельских государств, а также граждан государств, оказываю­щих различную поддержку неприятелю, находя­щихся на территории воюющих сторон. Такие иностранные граждане могут быть интернирова­ны.

Под интернированием следует понимать санк­ционированное государством временное ограни­чение прав и свобод граждан враждебного государ­ства, исходя из интересов обеспечения государ­ственной безопасности воюющей стороны[3].

Основанием для интерниро­вания граждан враждебного государства может служить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания или желание властей обеспечить их личную безопасность от послед­ствий военных действий.

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РФ


Иностранные граждане, постоянно проживающие в  РФ, могут работать   в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и   организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России.

А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в  РФ,  если  это  совместимо с целями их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в   соответствии  с  российским  законодательством  назначение   на   эти   должности  или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью   к гражданству РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются  правами и несут обязанности в   трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

Страницы: 1, 2, 3