Правовой статус таможен Республики Беларусь
-
получать
от их должностных лиц и других работников справки, письменные и устные
объяснения; опечатывать склады, архивы и иные помещения;
-
изымать в
случаях и порядке, определенным Комитетом, документы; устанавливать место и
время для ознакомления с документами и информацией;
-
принимать
в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки
уплаты таможенных платежей путем заключения договоров залога, приема гарантий
третьих лиц либо приема на депозит причитающихся сумм;
-
взыскивать
неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке в соответствии с
законодательством;
-
получать
для проведения таможенного контроля от банков и учреждений сведения и справки
об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные
средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо
иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на
таможенные органы;
-
контролировать
осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение
товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных
государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах
в соответствии законодательством о таможенном деле;
-
в
соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь
возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений
в сфере таможенного дела;
-
изымать в
соответствии с законодательством о таможенном деле товары, транспортные
средства и иные предметы;
-
распределять
и перераспределять между своими структурными подразделениями штатную
численность в пределах выделяемого Комитетом фонда оплаты труда и общей
(предельной) штатной численности таможни; утверждают и вносят изменения в
штатное расписание таможни в соответствии со структурой, утверждаемой и
изменяемой Комитетом;
-
заключать
в пределах своей компетенции с организациями и гражданами договоры, связанные с
хозяйственной деятельностью;
-
быть
истцом и ответчиком в суде.
3.2.
Основные обязанности таможен
Наряду с правами
таможни обладают и совокупностью определенных обязанностей. Выделим несколько
основных обязанностей. Таможни обязаны:
-
в своей
деятельности неукоснительно следовать букве закона;
- следить за исполнением
законодательства Республики Беларусь другими физическими и юридическими лицами;
- предупреждать, выявлять и
устранять в пределах своей компетенции административные таможенные
правонарушения;
- при обнаружении таможнями
признаков административного правонарушения, производство по делам о котором
отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других
государственных органов, передавать об этом информацию соответствующим
государственным органам и др.
3.3.
Ответственность таможен
Ответственность
таможенных органов и должностных лиц закреплена в 320 статье ТК РБ, регулируется
Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом об административных
правонарушениях Республики Беларусь, Процессуально-исполнительным кодексом
Республики Беларусь. Незаконные решения, неправомерные действия либо
бездействия должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, уголовную
и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Таможенные органы
в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред,
причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных
действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении
ими служебных или трудовых обязанностей.
4. Должностные лица таможен
и их
правовое
положение
4.1.
Общие положения
В соответствии со
ст. 325 ТК РБ, должностными лицами таможен являются работники, занимающее
штатные должности в таможнях, имеющие персональные звания и обеспечивающие от
имени государства исполнение таможнями властных полномочий.
Право поступления
на службу в таможни имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего
возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие
иным требованиям, установленным, установленным законам и (или) актами
Президента Республики Беларусь.
Должностные лица
таможен являются государственными служащими, и на них распространяется Закон «О
государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 г. № 204-3 в той
мере, в которой их правовое положение не определено ТК РБ.
Должностным лицам
таможен присваиваются персональные звания. Персональные звания, порядок их
присвоения определяются Президентом Республики Беларусь.
Должностные лица
таможен несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным
уставом должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденного
указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 г. № 243.
Порядок и условия
прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда,
определяются Президентом Республики Беларусь.
По ст.326 ТК РБ,
при исполнении своих служебных обязанностей должностные лица таможен являются
представителями власти и находятся под защитой государства.
Должностное лицо
таможни при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется
законодательством и подчиняется непосредственному и прямым начальникам.
Должностные лица
таможен имеют право применять физическую силу, специальные средства и
огнестрельное оружие.
4.2.
Начальник таможни
По своим
служебному положению должностные лица могут быть начальниками и подчиненными.
Начальники,
которым должностные лица подчинены по службе хотя бы и временно, являются
прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется
непосредственным начальником.
По своему
служебному положению начальниками в таможнях являются:
·
начальник
таможни — для всех должностных лиц таможни;
·
заместитель
начальника таможни — для всех нижестоящих должностных лиц таможни;
·
начальник
таможенного поста, начальник отдела таможни (таможенного поста) — для всех нижестоящих
должностных лиц таможенного поста, отдела таможни (таможенного поста);
·
заместитель
начальника таможенного поста, заместитель начальника отдела таможни
(таможенного поста) — для всех нижестоящих должностных лиц таможенного поста,
отдела таможни (таможенного поста).
Начальник таможни
назначается на должность и освобождается от должности Председателем Комитета по
согласованию с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики
Беларусь.
Он наделен
отдельными полномочиями, которые закреплены в ст.5.1-5.2 Положения и в
Дисциплинарном уставе должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь.
Они носят внутриорганизационный характер:
- на принципах единоначалия
непосредственно руководит таможней;
- отвечает персонально за
выполнение возложенных на таможню задач и функций, состояние правовой
деятельности таможни, правильность и обоснованность расходования выделенных
денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой,
бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность
финансовой, бухгалтерской и иной отчетности, а также за подбор кадров,
расстановку кадров и их воспитание, по обеспечению собственной безопасности;
- распределяет функциональные
обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их
ответственности;
- на основе законодательства
Республики Беларусь и для его исполнения издает в пределах своей компетенции
приказы и иные акты, организует проверки их исполнения;
- представляет таможню в
государственных органах;
- организует взаимодействие с
другими правоохранительными органами, иными организациями по вопросам
оперативно-служебной деятельности;
- занимается планированием,
организацией, контролем исполнения заданий по перечислению в республиканский
бюджет таможенных пошлин и иных таможенных пошлин и таможенных платежей;
- представляет в Комитет
кандидатуры на назначение и на освобождение по следующим должностям:
заместители начальника таможни, начальник отдела кадров, начальник отдела
профессиональной подготовки, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля,
начальники таможенных постов, начальники отделов собственной безопасности,
старшие групп собственной безопасности таможен, главные инспекторы по особым
поручениям таможен;
- в пределах своей компетенции
распоряжается денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней;
- заключает сделки от имени
таможни, выдает доверенности;
- вносит в Комитет предложения
о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам таможен;
- в соответствии с
Дисциплинарным уставом таможенных органов Республики Беларусь, применяет к
подчиненным должностным лицам таможен меры поощрения либо дисциплинарного
взыскания;
- ведет контроль за соблюдением
трудовой дисциплины в таможне, режима рабочего дня, эффективного использования
рабочего времени сотрудниками таможни, рациональной организацией труда, соблюдением
служебных и государственных тайн, организует и лично проводит воспитательную
работу среди сотрудников таможни, принимает меры по профилактике
правонарушений;
- за счет выделяемых Комитетом
бюджетных средств и при содействии местных исполнительных органов власти
развивает материально-техническую базу таможни;
- осуществляет функции
заказчика по проектированию, строительству, капитальному ремонту объектов
таможенной инфраструктуры, находящихся в зоне оперативной деятельности таможни,
согласно доведенному Комитетом плану;
- проводит работу по подбору,
расстановке и воспитанию кадров, повышению профессиональной квалификации
сотрудников таможни;
- подводит итоги деятельности
таможни, ее структурных подразделений, дает им оценку;
- помогает сотрудникам таможни
в разумных пределах разрешать их нужды и запросы;
- взаимодействует со средствами
массовой информации в целях полного и объективного освещения деятельности
таможни и т.д.
4.3.
Заместители начальника таможни
Заместители
начальника таможни действуют в соответствии с распределенными функциональными
обязанностями. Например, на первого заместителя начальника таможни, как
правило, возлагается исполнение обязанностей начальника таможни во время его
отсутствия, организация и руководство работой по совершенствованию таможенного
оформления и операций таможенного контроля.
Один из
заместителей занимается общими вопросами реализации нетарифных мер
государственного таможенного регулирования, создания условий, способствующих
ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию
внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций и граждан.
Третий
заместитель организует и руководит работой по совершенствованию мер борьбы с
контрабандой и административными таможенными правонарушениями, пресечения
незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов культурного и
исторического наследия Республики Беларусь, объектов интеллектуальной
собственности и других объектов, охраняемых государством.
Четвертый
заместитель может отвечать за вопросы сбора, обработки и анализа статистических
данных внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также вопросы
хозяйственной характера: строительства и эксплуатации объектов таможенной
инфраструктуры, развития материально-технической и социальной базы таможни и
т.п.
5.Структурные
подразделения таможни
Аппарат таможен
состоит из отделов и им подобных подразделений, дублирующих преимущественно
структурные части Комитета. Ими, как правило, являются:
— отдел
организации таможенного контроля;
— отдел
обеспечения операций таможенного контроля;
— отдел контроля
доставки;
— отдел
технических средств таможенного контроля и связи;
— отдел
таможенных исследований и экспертиз;
— отдел
подакцизных товаров и финансовых гарантий;
— отдел
таможенных платежей;
— отдел
организации борьбы с контрабандой и административными таможенными
правонарушениями;
— отдел
таможенных расследований;
— отдел
статистики;
— юридический
отдел;
— отдел дежурной
службы и информации граждан;
— отдел
бухгалтерского учета и контроля;
— отдел
таможенной инспекции;
— отдел
собственной безопасности;
— отдел кадров.
Структурными
подразделениями таможни реализуется значительная часть функций таможни.
Например, отдел таможенных платежей обеспечивает исполнение таможенного
законодательства Республики Беларусь, эффективное применение таможенного тарифа,
взимание и внесение в государственный бюджет сбора за таможенное оформление,
таможенной пошлины и налога на доходы иностранных юридических лиц от реализации
на выставках-продажах в порядке, установленном Комитетом, в зоне деятельности
таможни, совершенствование технологии производства операций таможенного
контроля, взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности в зоне
деятельности таможни, таможенными, банковскими, налоговыми и иными учреждениями
по вопросам контроля за внесением в государственный бюджет и на соответствующие
счета Комитета таможенных платежей. Данный отдел ведет контроль поступления на
счета таможни в зоне ее деятельности таможенных платежей, решает спорные вопросы
по классификации товара по указанию руководства таможни, обеспечивает
соблюдение установленного порядка оформления финансовых документов, соблюдение
технологии производства операций таможенного оформления и таможенного контроля,
а также осуществляет многие другие функции.
Отдел
подакцизных товаров осуществляет контроль за правильностью расчета объекта обложения налогом
на добавленную стоимость, акцизом, сумм обеспечения уплаты таможенных платежей
и правильностью применения ставок налога на добавленную стоимость, акцизов,
сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, получает копии исполненных банком
платежных поручений и выписки лицевых счетов, взаимодействует с отделом
таможенных платежей, отделом бухгалтерского учета и контроля, осуществляет
своевременное перечисление с депозита таможен денежных средств в установленные
сроки и т.д.
Отдел
организации таможенного контроля занимается разработкой и внедрением технологий
таможенного контроля и таможенного оформления, консультирует юридических лиц по
вопросам таможенного законодательства, оказывает методическую помощь таможенным
агентам и контролирует их деятельность, изучает возможности и необходимость
открытия таможенных складов, прорабатывает вопросы развития таможенной
инфраструктуры таможни.
Основным
направлением в деятельности отдела статистики является организация
комплексного статистического наблюдения за перемещением вещей через таможенную
границу. Источниками статистической информации являются таможенные декларации.
6. Пункты таможенного
оформления
Преимущественно в
пунктах таможенного оформления работники оперативных отделов таможни выполняют
свои функции.
По п. 3 Положения
о пунктах таможенного оформления, утвержденного постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 06.08.1998 г. № 1246, пункты таможенного оформления
— это официально установленные места с комплексом зданий (сооружений) и
прилегающей к ним территорией, предназначенные для проведения таможенного
оформления товаров и транспортных средств и размещения должностных лиц и
структурных подразделений таможни для такого оформления.
Они
подразделяются на республиканские и ведомственные.
Республиканские
пункты таможенного оформления образуются решением Совета Министров Республики
Беларусь и подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные размещаются
на территории пропускных пунктов в местах пересечения товарами и транспортными
средствами таможенной границы Республики Беларусь на маршрутах железнодорожных
и автомобильных сообщений. Внутренние пункты размещаются на территории
аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений, речных портов,
передаточных и узловых железнодорожных станций и в учреждениях международного
почтового обмена.
Ведомственные
пункты таможенного оформления являются также внутренними, но образуются
решением Комитета и размещаются:
-
на
территории складов временного хранения открытого типа;
-
в иных
местах размещения товаров и транспортных средств, которые находятся на
временном хранении для их представления таможенному органу в целях проведения
таможенного оформления.
На территории
Республики Беларусь расположен 51 республиканский пограничный пункт таможенного
оформления, 37 республиканских внутренних пунктов таможенного оформления, а
также 114 ведомственных. Из общего числа таких пунктов в Республики Беларусь в
г. Минске расположено 19 и по Минской области — 27.
В пунктах
таможенного оформления может работать часть сотрудников оперативных отделов
либо целиком оперативные отделы, непосредственно осуществляющие таможенный
контроль, таможенное оформление, взимание таможенных платежей, а также
сотрудники отдела бухгалтерского учета и контроля, отдела борьбы с контрабандой
и административными таможенными правонарушениями для осуществления возложенных
на них функций. Один или несколько таких пунктов, расположенных в одном
населенном пункте, могут объединяться в таможенный пост, возглавляемый
начальником, у которого может быть заместитель. В отличие от России таможенный
пост в Республике Беларусь не выделяется в отдельную организацию — орган
управления. Он, по существу, является формальным объединением лиц и, возможно,
отделов выполняющих самостоятельные таможенные функции, под эгидой начальника
поста с целью координации последним их деятельности. Ведь пункты таможенного
оформления находятся на удаленном расстоянии от администрации таможни[2].
В пунктах
таможенного оформления начинается осуществление таможенного дела по всей
технологической цепи. Например, Минская региональная таможня имеет три
таможенных поста — Борисовский, Молодеченский и Солигорский. Минская
центральная в них не нуждается, потому что зоной ее деятельности является г.
Минск; пункты таможенного оформления, относящиеся к ней, находятся на близком
расстоянии и их немного.
Заключение
Таким образом,
таможня — это нижестоящий орган Комитета, образующий вместе с ним систему
таможенных органов. Она имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности,
наделена определенными правами и обязанностями, закрепленными в
законодательстве Республики Беларусь, которые помогают реализовывать
возложенные на нее функции. Внутренняя структура органа состоит из структурных
подразделений, каждый из которых имеет свои задачи, компетенцию и по существу
является равным среди других.
Деятельность
таможен осуществляется в двух основных направлениях— фискальном и
правоохранительном — и является строго подзаконной. К сожалению, наша
законодательная система далеко не совершенна и постоянно меняется в общем и в
сфере таможенного дела в частности, что затрудняет осуществление прямых задач
таможни.
При законотворческой
деятельности в сфере таможенного дела ориентировка идет на российское, а не на
европейское законодательство. Существенным отличием белорусской и европейской
таможенных систем является следующий момент: таможни Республики Беларусь
относятся к правоохранительным органам, в то время как европейские таможни
являются органом финансовой отрасли государства.
Список литературы
1.
Конституция
Республики Беларусь. — Мн.: Национальный центр правовой информации Республики
Беларусь. — 2007.
2.
Таможенный
кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Белтаможсервис.— 2007.
3.
Закон
Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от
14.06.2003 № 204-3. // НРПА РБ.—19.06.2003.—№2/953.
4.
Указ Президента
Республики Беларусь от 07.05.2001 №243 «Об утверждении дисциплинарного устава
должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь». // НРПА РБ. — 2001. — 1/2630.
5.
Постановление
Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о пунктах
таможенного оформления» от 06.08.1998 № 1246. // Собрание декретов и указов
Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. — 1998. — № 22.
6.
Приказ
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь №378-ОД от 25.08.1999
«Об утверждении типового положения о таможне Республики Беларусь». // НРПА РБ. —
1999 .—№ 8/825.
7.
Административно-правовые
основы государственного управления: Учебное пособие / Общ. ред. А. Н. Крамника.
— Мн.: Тесей, 2004.
8.
Игнатюк
А. З.Таможенное право Республики Беларусь. — Мн.: Амалфея, 2004.
[1] Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь. — Мн.: Амалфея,
2004.
[2] Административно-правовые основы государственного управления: Учебное
пособие / Общ. ред.
А. Н. Крамника. — Мн.: Тесей, 2004. —
с.646.
Страницы: 1, 2
|