бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовой статус таможен Республики Беларусь бесплатно рефераты

Правовой статус таможен Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологий управления и гуманитаризации


Кафедра «Таможенное дело»







Курсовая  работа



по дисциплине «Административное право и процесс»

Тема: «Правовой статус таможен Республики Беларусь»



Исполнитель:                                            студентка 2 курса

группы 108616

Данишевская Н. Г.


Руководитель:                                                    ст. преподаватель

                                                                           Манкевич А. А.



Минск 2007

Содержание


Введение

1.               Общие положения

2.               Задачи и функции таможен

Основные задачи таможен

Основные функции таможен

3.               Права, обязанности и ответственность таможен

Основные права таможен

Основные обязанности таможен

Ответственность таможен

4.               Должностные лица таможен и их правовое положение

Общие положения

Начальник таможни

Заместители начальника таможни

5.               Структурные подразделения таможни

6.               Пункты таможенного оформления

Заключение

Список литературы

Введение


Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.

Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является таможенная структура в целом и таможенно-тарификационный механизм, в частности.

Формирование нового белорусского государсттва и системы исполнительной власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы — таможенного дела и таможенной службы.

В настоящее время в Республике Беларусь идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике нашего государства переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть правовой статус таможен Республики Беларусь.


1. Общие положения

Таможни Республики Беларусь (далее — таможни) являются нижестоящими органами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — Комитет) и образуют вместе с ним единую систему таможенных органов. Они составляют организационный фундамент таможенной системы.

Таможня осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Комитета, а также на основании положения, утвержденного Комитетом. В настоящее время действует Типовое положение о таможне Республики Беларусь (далее — Положение), утвержденное Комитетом от 25 августа 1999г. № 378-ОД.

В соответствии со ст.312 ч.3 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК РБ) и со ст.1.2 Положения, создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется Комитетом по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Таможни создаются на местном уровне для непосредственного решения задач, связанных с осуществлением таможенной политики. При создании таможен учитывается два аспекта:

1.                 территориальный аспект.

Таможни создаются на определенной территории и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория такого региона определяется Комитетом.

2.                 направление основных товарных потоков.

Таможни подчинены непосредственно Комитету. Структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможен утверждается Комитетом.

В соответствии со ст.1.7-1.9 Положения таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, текущие счета по исполнению доходной части республиканского бюджета, другие счета в банках. Таможня финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также из иных, предусмотренных законодательством Республики Беларусь источников. Таможня имеет право оперативного управления закрепленным за ней имуществом, являющимся государственной собственностью.

Возглавляет таможню начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Комитетом по согласованию с Государственным секретарем Совета безопасности Республики Беларусь. Он имеет, как правило, четырех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Комитетом.

Таможни находятся на таможенной границе или внутренней территории.  Таможни, находящиеся на таможенной границе, называют пограничными. Расположение последних связывается с крупными транспортными узлами (аэропорты, пограничные железнодорожные станции). Примерами пограничных таможен Республики Беларусь могут служить таможни «Западный Буг», Ошмянская, Гродненская региональная. Внутренними таможнями  являются Минская центральная, Минская региональная. Необходимость создания внутренних таможен связана с либерализацией внешнеэкономической деятельности, значительным увеличением товарооборота и невозможностью приграничных таможен оперативно решать стоящие перед ними вопросы.

Деление таможен Республики Беларусь на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через границу и делает таможенный контроль более эффективным.

В нстоящее время в Республике Беларусь существует 13 таможен.


2. Задачи и функции таможен


2.1. Основные задачи таможен


Таможня относится к правоохранительным органам Республики Беларусь, является органом дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях. В целях осуществления задач и функций, возложенных на нее, таможня взаимодействует с другими правоохранительными органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Основные задачи таможни закреплены в ст.2.1-2.10 Положения. К ним относятся:

— непосредственное осуществление таможенного дела, реализация таможенной политики в пределах закрепленной за ней зоны деятельности;

— принятие в пределах своей компетенции мер по защите экономических интересов Республики Беларусь;

— обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь по таможенному делу, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь;

— осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

— обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь;

— осуществление в пределах компетенции таможенных органов Республики Беларусь и своих полномочий валютного контроля;

— ведение таможенной статистики;

— осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;

— содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь;

— кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности.


2.2. Основные функции таможен


Таможни, выполняя свои задачи, осуществляют схожие с Комитетом функции. При этом они имеют более практическую направленность на реализацию таможенной политики. Если у Комитета больше функций организационного, обеспечительного, регулирующего характера, то у таможен — осуществление таможенного контроля, таможенного оформления, взимания таможенных платежей и т.п., т.е. решение конкретных вопросов таможенного дела.

Таких функций у таможен много (55), и они разнообразны. Как и задачи, они закреплены в Типовом положении о таможне Республики Беларусь. Приведем лишь некоторые из них, наиболее полно отражающие специфику деятельности таможни. В частности, таможня:

¨            по вопросам реализации таможенной политики претворяет в жизнь на подведомственной территории, правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Республики Беларусь;

¨            по вопросам таможенного контроля осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление, обеспечивает правильное применение таможенных режимов при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь;

¨            по вопросам взимания таможенных платежей начисляет таможенные платежи, контролирует уплату таможенных платежей, взыскивает таможенные платежи;

¨            по вопросам борьбы с таможенными преступлениями и административными таможенными правонарушениями осуществляет дознание по таможенным преступлениям, ведет оперативно-разыскную деятельность, проводит расследование по делам об административных таможенных правонарушениях;

¨            по вопросам работы с кадрами и развитию материально-технической базы своей деятельности осуществляет подбор, расстановку и обучение кадров таможни, участвует в подготовке и реализации программ создания и совершенствования таможенной инфраструктуры и социального назначения.


3. Права, обязанности и ответственность таможен


3.1. Основные права таможен


Для реализации возложенных на нее функций таможня обладает значительными правами[1], предусмотренными Таможенным кодексом Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 11.02.2005, нормативными правовыми актами ГТК и иным законодательством Республики Беларусь о таможенном деле, включая права:

-        издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по реализации законодательства Республики Беларусь о таможенном деле. Таможня является исполнительно-распорядительным органом, т.е. она не только реализует законы и иные правовые акты вышестоящих звеньев государственного управления, но и издает в пределах компетенции свои административные акты. В некоторых из них содержатся локальные правовые нормы (например, правила внутреннего служебного распорядка таможни). Но, как правило, административные акты таможен носят индивидуальный характер и не являются источниками права;

-        вести в пределах своей компетенции переписку с таможенными органами, организациями и гражданами Республики Беларусь, а также по согласованию с Комитетом — с таможенными службами государств-участников СНГ по вопросам межведомственного сотрудничества, а в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, и с таможенными органами отдельных государств;

-        привлекать в соответствии с законодательством Республики Беларусь специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля;

-         представлять в пределах компетенции таможни интересы таможенных органов Республики Беларусь в правоохранительных и государственных органах Республики Беларусь;

-         давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим;

-        производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах, используя при этом все либо только достаточные формы таможенного контроля;

-         определять места и продолжительность стоянки транспортных средств для целей осуществления таможенного контроля и таможенного оформления;

-        давать разрешение на отправление транспортных средств из мест их стоянки; принудительно останавливать транспортные средства, возвращать речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Республики Беларусь, за исключением судов и судов, находящихся на территории других государств;

-         давать разрешение либо отказывать в разрешении на изменение места стоянки. Выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации;

-        определять меры которые должны быть предприняты для обеспечения таможенного контроля в случае аварии или действия непреодолимой силы;

-        требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций с товарами транспортными средствами, необходимых для таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь;

-        в целях таможенного оформления брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу);

-        разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, их представителям и другим органам государственного контроля, брать пробы и образцы;

-        требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь;

-         идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь;

-        осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, в том числе в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к внешнеэкономическим и последующим экономическим операциям с выпущенными товарами и транспортными средствами или владеющего необходимыми документами;

-        проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей;

-        в целях проведения таможенного контроля должностные лица на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь;

-        назначать и проводить проверки финансово-хозяйственнрй деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов (иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь), в ходе которой знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Республики Беларусь;

Страницы: 1, 2