Правовой режим лесного фонда
категории ведется на основе расчетной
лесосеки.
В Основах лесного законодательства РФ
расчетная лесосека опреде-
ляется как норма подлежащей вырубке
древесины. Это не совсем точно.
Весь "расчет" лесосеки должен
состоять в том, что норма ежегодной вы-
рубки исходит из соответствия ее норме
ежегодного прироста древесины
по республике, области, краю, району, лесхозу.
Причем невыборка древе-
сины, в рамках расчетной лесосеки в одном
году не дает оснований для
сохранения этого количества на следующий год.
_1Лесами третьей группы_0 считаются
леса многолесных районов, где
площадь, занятая лесным древостоем, превышает
50% территории. Эти леса
имеют преимущественно эксплуатационное
значение. Они в основном пред-
назначены для удовлетворения потребностей в
древесине народного хо-
зяйства и граждан. Вместе с тем эта группа
лесов в силу занимаемого ею
пространства выполняет важные экологические
функции. Среди них прежде
всего следует назвать тот удельный вес,
который они имеют в пополнении
кислородного запаса атмосферы.
В лесах всех групп органами лесного
хозяйства могут быть выделены
_1особо охраняемые участки леса _0с
ограниченным режимом лесопользования.
В лесах первой группы - это леса
заповедников и национальных парков,
городов и зеленых зон, защитные, санитарные
леса и т.д. В лесах второй
и третьей групп такими особо охраняемыми
зонами могут стать особо цен-
- 8 -
ные участки леса, полезащитные насаждения,
места обитания редких и ис-
чезающих растений и животных, занесенных в
Красную книгу.
Расчетная лесосека устанавливается
органами лесного хозяйства по
согласованию с исполнительными органами
субъектов Федерации на основе
принципов непрерывности и неистощительности
лесопользования и с учетом
рубок главного пользования при заготовке
древесины по каждому лесному
хозяйству. Расчетная лесосека утверждается
федеральной службой лесного
хозяйства по согласованию с органами власти
Федерации и субъектов Фе-
дерации.
Перевод лесных земель в нелесные в
лесах первой группы для ис-
пользования их в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства и
пользованием лесным фондом, производится в
исключительных случаях с
разрешения правительства РФ. Перевод лесных
земель в нелесные в целях,
связанных с ведением лесного хозяйства
(строительство дорог, предприя-
тий по переработке лесной продукции и т.п.),
производится с разрешения
государственных органов управления лесным
хозяйством области, края,
Москвы и Санкт-Петербурга.
ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ
ЛЕСНОГО ФОНДА
_1Субъектами_0 права землепользования на
землях лесного фонда являют-
ся лесхозы, заповедники,
национальные-природные парки, колхозы, совхо-
зы, другие сельскохозяйственные формирования,
учебные лесные и опытные
хозяйства, осуществляющие ведение лесного
хозяйства. _1Объектами права
_1землепользования _0служат земельные участки
лесного фонда. Причем у кол-
хозов, совхозов находится лесной фонд,
ранее переданный колхозам в
бессрочное пользование, а также закрепленный
за совхозами. При реорга-
низации колхоза (или совхоза) в другое
формирование ему передается
лесной фонд этого колхоза (или совхоза)
Землепользователи лесного фонда не
являются собственниками лесов.
Между ними и центром идет распределение
полномочий по совместному ве-
дению и управлению. Для землепользователей
земель лесайго фонда харак-
терно то, что они наделяются законом
полномочиями вла дения лесным
фондом.
_1Владение _0- одно из правомочий
собственника лесного фонда, вклю
чающее право на пользование в соответствии
с целевым назначением и
распоряжение в пределах предоставленных
законом права.
_1Владелец, лесного фонда _0выполняет
разнообразные функции: учет,
- 9 -
предоставление участков лесного фонда в
краткосрочную или долго сроч-
ную аренду, отвод лесосек и выдача
лесорубочных билетов, выдача лесных
билетов на побочные лесные пользования,
противопожарное и санитарное
обустройство лесов, воспроизводство и
повышение продуктивности лесных
деревьев, контроль за лесопользованием.
Работа по выполнению указанных функций в
полном объеме характер-
на для таких владельцев лесного фонда, как
лесхозы. В то же время за-
поведники, национальные парки и подобные
субъекты права земле пользо-
вания и права владения по своим задачам не
имеют полномочий на сдачу
земель в аренду, на предоставление лесосек,
лесорубочных и лесных би-
летов. Ограниченные возможности в
осуществлении подоб ных функций име-
ют и иные владельцы лесного фонда - колхозы,
учебные, опытные хозяйс-
тва.
_1Предоставление _0в аренду участков
лесного фонда производится на
основании совместного решения владельца
лесного фонда и местной адми-
нистрации по согласованию с соответствующим
органом охраны окружающей
среды. Отношения по аренде участков лесного
фонда регулируются Положе-
нием, утвержденным Правительством РФ 23 ию
ля1993г.
_1Арендатор_0 по договору имеет право:
самостоятельно выбирать форму
хозяйственной деятельности, проводить все
виды рубок (при договоре на
заготовку древесины), возводить объекты,
связанные с пользованием ле-
сами, их охраной и защитой. В то же время
арендатор обязан: соблюдать
правила охраны лесов, почв и окружающей среды,
проводить противопожар-
ные меропоиятия, лесовосстановительные
работы. По окончании работ
арендатор должен привести лесные участки в
состояние, пригодное для
использования их по назначению. Арендатор
определяется в соответствии
с заявками на основе прямых переговоров либо,
лесных торгов и конкур-
сов. Передача в аренду производится путем
выдачи лицензии. Предельные
нормы арендуемых участков устанавливаются
органами лесного хозяйства.
Аренда открывается для следующих видов лесных
пользований: заготовки
древесины, заготовки живицы заготовки
второстепенных лесных материа-
лов, побочных лесных пользований. Арендаторами
имеют право быть юриди-
ческие лица, в том числе иностранные, и
граждане, обладающие правом на
лесные пользования.
За пользование земельным участком лесного
фонда арендатор вы пла-
чивает_1 арендную плату._0
Величина арендной платы зависит от
количества и качества исполь-
зуемых лесных ресурсов, их вида, расположения.
Принципы арендной платы
- 10 -
разрабатываются субъектами Федерации,
конкретные размеры - устанавли-
ваются местной администрацией либо
определяются на лес ных торгах.
Владелец лесного фонда ведет постоянный
контроль за выполнением
арендатором своих обязательств. В случаях
нарушения правил лесапользо-
вания владелец вправе приостановить аренду
участка, расторгнуть дого-
вор, предъявить п суде иск о возмещении
ущерба.
Действие лицензии на аренду участков
лесного фонда прекращается
по истечении срока, при отказе арендатора от
договора, систематическом
нарушении законодательства, невнесении
платежей за пользование лесным
фондом и т.п.
Заключение и действие договора аренды
участков лесного фонда не
отменяет ст. 29 Основ лесного
законодательства о пребывании граждан в
лесах в целях отдыха, туризма, сбора ягод,
грибов, охоты. Эти положе-
ния не распространяются на территории, имеющие
закрытый режим природо-
пользования типа заповедников, различного рода
административных зон.
ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Основы лесного законодательства РФ
предусматривают семь видов
лесных пользований. Это: заготовка живицы
(сока хвойных деревьев) ,
древесины, второстепенных лесных материалов
(пней, коры, сосновой и
еловой лапки) ; побочные лесные пользования;
пользования лесом для
нужд охотничьего хозяйства; в
научно-исследовательских целях; для реа-
лизации культурных и оздоровительных интересов,
туристических и спор-
тивных задач.
_1Заготовка древесины_0 - основной вид
пользования лесом. Она произ-
водится во всех группах лесов. В лесах
первой и второй групп она ве-
дется путем выполнения санитарных рубок,
рубок ухода за лесом, рубок
реконструкции леса, направленными на замену
малоценных пород древесины
высокопродуктивными породами леса,
выполняющими экологические и приро-
доохранные функции леса. К заготовкам
древесины относятся рубки де-
ревьев, связанные с проведением противопожарных
мероприятий, прорубкой
дорог, просек и т.п.
Основная масса древесины заготовляется в
лесах, имеющих эксплу
атационное значение, путем проведения рубок
главного пользования. В
лесах третьей группы рубки главного
пользования ставят своими задачами
эффективную и рациональную эксплуатацию
леса. В лесах второй группы
- 11 -
рубки главного пользования проводятся для
восстанов ления лесов хо-
зяйственно ценными древесными породами. Для
лесов первой группы рубки
проводятся для своевременного и
рационального использования запасов
перестойных и спелых древостоев. Рубки также
ведутся в лесах заповед-
ников, национальных природных парков, на особо
ценных участках лесного
фонда и других особо охраняемых лесах первой
группы (городских, сани-
тарных, защитных и т.п.). Порядок заготовки
древесины регулируется
Правилами отпуска древесины на , корню,
которые утверждаются прави-
тельством РФ. Порядок предусматривает, что
после проведения перегово-
ров, торгов или конкурсов лесхоз выдает
лесозаготовителю лесорубочный
билет и выделяет леса сочный фонд. Лесосечный
фонд представляет собой
совокупность спелых древостоев,
предназначенных к вырубке.
Размер древесины, заготовляемой в
порядке рубок главного пользо
вания, определяется расчетной лесосекой.
Превышение этих показателей
не допускается. Размер древесины,
заготовляемой в порядке промежуточ-
ного пользования , устанавливается по
материалам лесоустройства: объем
санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции,
а также по объему работ
для расчистки площадей, занятых
лесом.под-строительные объекты, доро-
ги, просеки, трубопроводы и т.п.
Другим видом основного пользования лесом
является заготовка _1живи-
_1цы_0 - смолистого вещества, выделяющегося
при подсочке ствола хвойных
деревьев . Добываемое таким образом вещество
служит сырьем для произ-
водства скипидара и канифоли.Правила подсочки
утверждаются Рослесхо-
зом.
Третьим видом заготовительных работ при
выполнении лесных пользо-
ваний служит_1 заготовка второстепенных лесных
материалов._0 К таковым за-
кон относит пни, кору, бересту и т.д.
Заготовка ведется на основе ли-
цензии на лесопользование и лесного билета
на выполнение конкретного
вида лесных работ.
Побочные лесные пользования по своему
правовому режиму подразде-
ляются на два вида - общедоступные (сбор
грибов, ягод) , не требующие
специального разрешения, и специальные, на
выполнение которых необхо-
димо получить лесной билет. Это - сенокошение,
пастьба скота, заготов-
ка технического сырья, лекарственных трав.
Несмотря на общие правила и условия
пользования лесом, существует
множество особенностей, вытекающих из целей,
преследуемых конкретными
видами пользования лесным фондом.
При использовании леса_1 для нужд
охотничьего хозяйства _0закон дела-
- 12 -
ет ударение на взаимные обязанности сторон:
органы лесного хозяйства
не должны причинять вред животному миру (в
частности, при химической
обработке лесной территории) , а органы
охотохозяйства не должны пре-
вышать численность охотничьих животных сверх
установленных нормативов.
_1Для проведения научно-исследовательских
работ_0 на отдельных участ-
ках лесного фонда могут быть введены
ограничения или запрещения поль-
зования лесным фондом, необходимые для
получения научных результатов
проводимых экспериментов.
_1Лесополазоваиие в
культурно-оздоровительных целях_0 предполагает
проведение в зеленых зонах и на других
территориях мероприятий по бла-
гоустройству лесных территорий. Порядок
пользования лесом в указанных
целях регулируется Правилами пользования
лесом в культурно-оздорови-
тельных, туристических и спортивных целях,
которые утверждаются прави-
тельством.
_1Лесопользователями_0 являются
юридические (в том числе иностранные)
и физические лица - граждане, обладающие
правом на осуществление лес-
ных пользований по российскому
законодательству.
Передача участков лесного фонда в
пользование производит районная
(городская) администрация на основе прямых
переговоров, торгов, кон-
курсов.
Для возникновения права пользования
необходимо получить от орга-
нов лесного хозяйства два разрешительных
документа - лицензию, удосто-
веряющую право на долгосрочное пользование
участками лесного фонда
(аренда) , лесорубочный или лесной билет.
Лесопользователь_1 имеет право _0-
самостоятельно выбирать форму хо-
зяйственной деятельности по пользованию лесным
фондом; строить дороги,
возводить сооружения, связанные с
лесопользованием; проводить лесо-
пользованиев тех объемах, сроках и видах,
которые указаны в разреши-
тельных документах.
Более широкий спектр представляют
обязанности лесопользователя:
соблюдать правила охраны лесного фонда и
окружающей природной среды
при выполнении работ, указанных в лицензии;
соблюдать санитарные пра-
вила, правила пожарной безопасности;
проводить лесовосстановительные
меры, приводить нарушенные участки в
состояние, пригодное для исполь-
зования; своевременно вносить плату за
пользование лесом.
Закон не допускает вмешательства в
хозяйственную деятельность
пользователей лесом, если это не вызывается
необходимостью устранения
нарушения законодательства. Нарушенные права
лесопользователей могут
- 13 -
быть восстановлены по суду, а причиненные
убытки подлежат компенсации.
Право лесопользования может быть
_1досрочно прекращено_0 по инициати-
ве владельца лесного фонда при систематическом
нарушении лесного, зе-
мельного, природоохранного законодательства,
системаматическом невесе-
нии платежей за пользование участками лесного
фонда и другие наруше-
ния. Прекртщение права лееопользования
оформляется аннулированием ли-
цензии, лесорубочного или лесного билета. При
несогласии лесопользова-
теля принятым решением о прекращении его прав
на пользование лесом он
имеет право обратиться с иском в суд или
арбитражный суд.
От прекращения права лесопользорания
следует отличать _1приостанов-
_1ление и ограничение права пользования_0.
Этими мерами пользуются органы,
выдавшие разрешительный документ. Основания
приостановления и ограни-
чения: а) нарушение условий, указанных в
разрешительном документе; б)
невнесение платежей за пользование лесным
фондом. Решение владельца
лесного фонда о приостановлении или
ограничении может быть обжаловано
в суд, арбитражный суд.
Пользование лесным фондом является
платным. Основы лесного зако-
нодательства устанавливают систему платежей за
лесопользование, кото-
рая включает: отчисления на воспроизводство,
охрану и защиту лесов;
лесные подати (плата за пользование лесным
фондом); арендную плату.
Отчисления на воспроизводство, охрану и
защиту леса производят
все лесопользователи в процентах от
стоимости древесины собственной
заготовки, реализованной, переработанной по
ценам реализации. Отчисле-
ния поступают в государственный
внебюджетный фонд воспроизводства.
Средства этого фонда расходуются на
воспроизводство, охрану и защиту
лесов ; организацию пользования лесным фондом
, лесоустройство, содер-
жание государственной лесной охраны. Ставка
отчислений в фонд воспро-
изводства устанавливается указом Президента РФ
или постановлением Пра-
вительства РФ. В 1993 г. указом Президента
РФ она была определена в
пять процентов от стоимости древесины
собственной заготовки.
_1Лесные подати_0 являются платой,
взимаемой за древесину, отпускае-
мую на корню, за заготовку живицы,
второстепенных лесных материалов,
побочные лесные пользования, пользования
лесом для нужд , охотничьего
хозяйства.
В состав лесных податей входит плата за
землю лесного фонда. Раз-
Страницы: 1, 2, 3
|