Правовой режим лесного фонда
Правовой режим лесного фонда
МВИПВ РФ, Швалев, "хорошо", 1997
- 1 -
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕСНОГО ФОНДА
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЛЕСНОГО
ФОНДА
Лесной фонд составляет более одной трети
территории России. В его
состав входят:, леса, земли, покрытые лесом
либо предназначенные для
лесоразведывания, нелесные земли, но
расположенные внутри земель лес-
ного фонда (болота, дороги, гари, просеки и
т.д.) .
Центральное место в составе элементов
лесного фонда занимают ле-
са. Основы лесного законодательства РФ
определяют леса как сово куп-
ность земли, древесной, кустарниковой и
травянистой раститель ности,
животных, микроорганизмов и других
компонентов окружаю щей природной
среды, биологически взаимосвязанных и влияющих
друг на друга в своем
развитии.
Данное определение имеет три
недостатка, о которых необходимо
знать в практической работе. Первый касается
терминологии. Закон упот-
ребляет неизвестное слово окомпонентып
окружающей природной среды. За-
кон РФ оОб охране окружающей природной средып
такого понятия не знает.
Он знает понятие ообъектовп окружающей
природной среды.
_1Второй_0 недостаток относится к
функциям лесов. Закон не раскры ва-
ет экологическую функцию лесов, ибо не
подчеркивает воздействия, кото-
рое лес обязательно оказывает на состояние
растительных и живот ных
сообществ не только внутри, но и во вне - в
окружающей его природной
среде. Наконец, третий недостаток, который не
позволяет лес как сово-
купность древесно-кустарниковой
растительности отличить от других
крупных растительных массивов типа парков, бо
танических садов, денд-
рария. Такого признака Основы законодатель
ства не указывают. А им
должен стать правовой режим земель, состав
ляющих понятие лес: произ-
растание растительности на землях лесного
фонда. Отсюда следует опре-
деление леса как составная часть природной
среды, представляющей сово-
купность земель, отнесенных к лесному фонду,
древесной, кустарниковой
и травянистой растительности, животных,
микроорганизмов и других объ-
ектов природной среды, биологически
взаимосвязанных друг с другом и
оказывающих влияние друг на друга в своем
развитии и на окружающую
природную среду.
Как природный объект лес выполняет три
жизнеобеспечительные функ-
ции: экологическую, экономическую,
культурно-оздоровительную. Экологи-
ческая функция леса выражается в оказании
влияния на окружающую (а не
- 2 -
только природную) среду. Лес имеет
средозащитное, климаторегулирующее,
почвозащитное, водоохранное, санитарное,
оздоровительное значение.
_1Экономическая,функция_0 леса состоит в том,
что он является источником
древесины и другой дродукции народного
хозяйства. _1Культурно-оздорови-
_1тельная_0 функция проявляется в том, что
лес способствует укреплению
здоровья, развитию познания человеком природы.
В понятие"_1лес_0" входят
несколько видов природных ресурсов, которые
сейчас активно используются в
хозяйственной деятельности, нау ке,
культуре, медицине: древесина, ягоды,
грибы, лечебные тр.авы, соки,
смолы, ресурсы животного мира, сенокосные
угодья и т.п.
Относительно леса и его ресурсов
законодательство употребляет че-
тыре основных понятия: рациональное
использование, воспроизводство,
охрана и защита.
_1Рациональное использование_0 леса (как
трактует это комментирующая
литература) есть получение максимального
количества лесной продукции с
минимальных лесных площадей. При этом
необходимо сказать об экологи-
ческой стороне: опри условии соблюдения
правил охраны окружающей при-
родной среды.
_1Воспроизводство лесных ресурсов_0 -
меры по повышению продуктивнос-
ти лесов, улучшению их качества и породного
состава (ст. 55).
_1Охрана лесов_0 - меры по ограждению
лесов от пожаров, незаконных
порубок, нарушений установленного порядка
лесопользования и других
противоправных действий, причиняющих вред лесу
(ст. 59).
_1Защита леса_0 - система биологических
мер, направленных на борьбу с
болезнями и вредителями леса (ст. 59).
Правовое регулирование использования и
охраны леса направлено на
предотвращение и устранение таких негативных
явлений, вызванных хо-
зяйственным развитием, как истощение и
загрязнения лесов.
_1Истощением лесов_0 следует считать не
только физическое уничтожение
лесов как природного фактора, но и снижение
их продуктивных функций
(например, почвозащитных, водоохранных и
т.д.). Источниками истощения
лесных массивов являются - нерациональное
ведение лесного хозяйства,
вырубка лесов без научно обоснованной системы
воспроизводства, пожары,
незаконные лесные пользования, уничтожение
полезных для леса животных.
_1Загрязнение леса_0 - внесение в
окружающую лесную среду веществ и
препаратов, причиняющих вред лесным растениям
и животным, обитающим в
лесах. Подобное воздействие превращает лес из
активного защитника при-
роды и человека в жертву технического
прогресса.
- 3 -
Другим элементом лесного фонда является_1
земля_0. Она представлена в
двух значениях: как составная часть
земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР)
и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда
следует и двой ная правовая
функция данной категории. В качестве
составной части_1 земельного фонда
земля служит _1объектом правового
регулирования_0 со стороны земельного
законодательства. В этом смысле ее охрана и
использование должны соот-
ветствовать Земельному кодексу. Этот же
документ определяет порядок
возникновения и прекращения права пользования
землями лесного фонда. В
то же время в качестве составной части_1
лесного фонда_0 земля подвержена
влиянию правовому регулированию использования
охраны лесов.
Во втором значении
наблюдается"сращивание" некоторых понятий.
Например, рациональное использование лесов
одновременно означает раци-
ональное использование земель, занятых этими
лесами. Охрана лесных зе-
мель от самовольного занятия рассматривается
не только как земельное,
но и лесное правонарушение. В этом смысле
рациональное использование,
земель лесного фонда есть прежде всего
рациональное исполнение лесов,
охрана их и защита.
Границы земель лесного фонда
устанавливает государство, исходя из
фактически занимаемой площади лесными
деревьями и лесной раститель-
ностью, с учетом необходимости восстановления
и воспроизводства лесных
культур. Конкретное земельно-лесное
пространство распределяется по
субъектам федерации, владельцам лесного фонда
и субъектам лесопользо-
вания, имеющим право на сдачу лесов в аренду.
Внутреннее распределение земель и
лесов в рамках лесного фонда
решается органами лесного хозяйства.
Из взаимосвязи земель и
древесно-кустарниковой растительности оп-
ределяется и собственность на лесной фонд.
Основы лесного законодательства РФ не
дают ответа о праве собс-
твенности на леса в РФ. Согласно Конституции
РФ, леса могут быть в
собственности_1 государственной, муниципальной
и частной._0
Основная часть лесного фонда находится
в государственной собс-
твенности. К муниципальной собственности
могут быть отнесены лесные
участки городских лесов, лесопаркового пояса,
обслуживающие потребнос-
ти городов и районов. В частной собственности
закон допускает нахожде-
ние небольших лесных участков лесфонда.
Государственная собственность на леса
в данный период развития
российского общества является доминирующей
среди других форм собствен-
ности на леса. Распределение объектов лесного
фонда между федеральной
- 4 -
собственностью на леса и собственностью
субъектов Федерации произво-
дится на основе закона о федеральных
ресурсах и договора Федерации с
субъектами Федерации.
Третьей структурной частью лесного
фонда является_1 животный мир_0.
Подним понимается сообщество диких животных и
птиц, насекомых, обитаю-
щих в лесах. Они органически связаны с лесом
как со средой своего оби-
тания. Вместе с тем (как и земля) животный
мир лесов имеет самостоя-
тельное значение и регулируется в аспекте
его охраны и использования
специальным законодательством.
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ
ФОНДОМ
Под_1 управлением лесным фондом_0
понимается севокупцочть функций по
организации и ведению лесного хозяйства либо
сама деятельность госу-
дарственных и муниципальных органов,
наделение их соответствующими
полномочиями и отграничение их компетенции.
Согласно Конституции РФ владение,
пользование, распоряжение лес-
ным фондом отнесено к совместным полномочиям
Федерации и субъектов Фе-
дерации.
К ведению Федерации Основы лесного
законодательства относят сле-
дующие вопросы: определение основных
направлений государственной поли-
тики в области лесного хозяйства; учет лесного
фонда и ведение лесного
кадастра; определение порядка организации и
деятельности органов уп-
равления лесным фондом; установление
порядка распределения лесов по
группам и категориям защитности; назначение
системы платежей за поль-
зование лесным фондом; утверждение расчетной
лесосеки; правил отпуска
леса на корню, рубок леса, условий передачи
участков лесного фонда в
аренду и т.д.
В ведение субъектов Федерации Основы
законодательства включают
разработку региональных программ по развитию
лесного хозяйства; учас-
тие в совершенствовании лесного
законодательства; распоряжение сов-
местно с РФ лесным фондом; утверждение по
районам лимитов лесосечного
фонда в рамках расчетной лесосеки;
экологическое воспитание и образо-
вание населения с обеспечением его
необходимой экологической информа-
цией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).
К компетенции местных органов
самоуправления лесным фондом отно-
сятся участие в разработке федеральных и
региональных программ разви-
тия лесного хозяйства; согласование с
вышестоящими органами управления
- 5 -
лесным фондом принципов определения ставок и
размеров лесных податей,
арендной платы за пользование лесным фондом.
Районные исполнительные
органы совместно с владельцами лесного фонда
принимают решения о пере-
даче в аренду участков лесного фонда. Этим
органам принадлежит право
выбора лесопользователя на основе прямых
переговоров, конкурса, лесных
торгов. Они имеют право принимать решения о
приостановлении, ограниче-
нии или прекращении права на пользование
лесным фондом в случае нару-
шения закона, условий пользования, причинения
вреда лесу.
Несколько иной перечень полномочий у
исполнительных органов горо-
дов по управляемым ими городским лесам,
лесопарковым зонам и иной рас-
тительности, отнесенной к категории лесного
фонда. Лесная раститель-
ность внутри городов, пригородных, зеленых
зон городов и крупных про-
мышленных центров не имеет эксплуатационного
значения. Основная функ-
ция этой категории лесов - защитно-санитарная,
рекреационнап. Сообраз-
но этому полномочия городских органов
направлены на реализацию рекреа-
ционной и культурно-оздоровительной функции
леса.
Государственное управление лесофондом
состоит из органов общей и
специальной компетенции. К органам_1 общей
компетенции_0 закон относит
Президента РФ, Федеральное собрание,
правительство, представительные и
исполнительные органы субъектов федерации и
муниципальных органов.
В систему специально уполномоченных
органов управления лесным хо-
зяйством входят федеральная служба лесного
хозяйства (Рослесхоз) ,
имеющая подведомственные ей управления лесного
хозяйства в субъектах
Федерации, лесхозы в районах и городах,
лесничества.
Федеральная служба лесного хозяйства
(Рослесхоз) , соглаено Поло-
жению, утвержденному Правительством РФ 5 июля
1994 г., разрабатывает
основные направления государственной политики
в области использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов и
развития лесного хозяйства,
обеспечивает непрерывное, неистощительное
лесопользование, сбережение
и приумножение лесных богатств.
С этой целью Рослесхоз ведет учет
лесного фонда и организует
ввдение лесного кадастра, классифицирует леса
по определенным группам
и категориям защитности, утверждает расчетные
лесосеки, разрабатывает
рекомендации по ведению побочных лесных
пользований, организует управ-
ление национальными природными парками,
учебными лесными и опытными
лесными хозяйствами, ведает охотничьим
хозяйством и регулированием
охоты в тех лесхозах, на которые возло жены
данные функции.
Федеральная служба лесного хозяйства
организует лесовосстанови-
- 6 -
тельные и гидролесомелиоративные работы,
авиационную и наземную охрану
лесов от пожаров, от незаконных порубок и
других действий, причиняющих
вред лесу. Закон предоставляет органам
Рослесхоза при влекать лесона-
рушителей к административной ответственности.
Кроме того, своим реше-
нием они вправе ограничивать,
приостанавливать, прекращать деятель-
ность предприятий, организаций, учреждений,
нарушающих лесное законо-
дательство и причиняющих вред лесу.
Рослесхоз владеет государственным
имуществом на праве оперативно-
го управления и вправе распоряжаться им только
с согласия Росгосиму-
щества.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Основная функция федеральной службы
лесного хозяйства состоит в
организации лесного хозяйства - работы,
направленной на рациональное
использование, воспроизводство, охрану и
защиту лесов. В эту работу
входят следующие показатели: основные
требования по ведению лесного
хозяйства, распределение лесов по группам
и категориям защитности,
расчетной лесосеки, владение лесным фондом.
Основные требования к ведению лесного
хозяйства (ст. 12 Основ
лесного законодательства) включают принципы
лесохозяйственных отноше-
ний: сохранение и усиление экологической
функций леса, повышение его
природоохранного значения; воспроизводство
леса и улучшение его пород-
ного состава; эффективность ведения лесного
хозяйства.
Нетрудно заметить, что приоритет в
перечне функций отдается эко
логическим, лесоохранным направлениям
деятельности службы лесного хо-
зяйства. Потребительское же значение леса в
смысле удовлетворения пот-
ребностей народного хозяйства и граждан в
древесине ставится в перечне
на второе место (хотя на практике реализации
закона все происходит на-
оборот) .
Основные требования ведения леснол)
хозяйства, зафиксированные в
ст. 12 Основ лесного законодательства,
разумеется, относятся не толь
ко к органам лесного хозяйства системы
Рослесхоза. Они распространяют-
ся на всех лесопользователей в лесах
Российской Федерации. Эти требо-
вания положены в основу подразделения лесов
лесфонда по группам в со-
ответствии с выполняемыми ими экологическими
либо экономическими или
культурно-оздоровительным функциями.
Все леса России по их экологическому ,
экономическому , культур-
- 7 -
нооздоровительному значению подразделяются на
три группы. Подобное де-
ление существовало издавна. Действующее
законодательство вновь подт-
верждает его правовое и организационное
значение.
К_1 первой группе _0относятся леса, выполняющие
преимущественно эко-
логические и природозащитные функции. Это
почвозащитные, водоохранные,
санитарно-гигиенические, городские леса, леса
заповедников, природных-
национальных парков. Данная группа лесов
расположена по всей террито-
рии России. Она устанавливается Рослесхозом по
согласованию с исполни-
тельными органами субъектов Федерации. В лесах
первой группы запрещена
заготовка древесины на основе рубок главного
пользования. Допускаются
рубки ухода за лесом, санитарные рубки
деревьев, если это не противо-
речит целям охраны леса.
К_1 лесам второй_0 группы относятся
лесные массивы с высокой плот
ностью населения и развитой сетью транспортных
путей, районов, где ле-
са недостаточно. Леса второй группы имеют
природозащитные и ограничен-
но эксплуатационное значение. В соответствии
с принципом неистощител-
тости в пользовании лесным фондом заготовка
древесины в лесах данной
Страницы: 1, 2, 3
|