бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовой режим лесного фонда бесплатно рефераты

Правовой режим лесного фонда

МВИПВ РФ, Швалев, "хорошо", 1997


                                - 1 -


                     ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕСНОГО ФОНДА


                    ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЛЕСНОГО ФОНДА


     Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его

состав входят:,  леса,  земли, покрытые лесом либо предназначенные для

лесоразведывания,  нелесные земли, но расположенные внутри земель лес-

ного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .

     Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают  ле-

са.  Основы  лесного законодательства РФ определяют леса как сово куп-

ность земли,  древесной,  кустарниковой и травянистой раститель ности,

животных,  микроорганизмов  и других компонентов окружаю щей природной

среды,  биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в  своем

развитии.

     Данное определение имеет три  недостатка,  о  которых  необходимо

знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон упот-

ребляет неизвестное слово окомпонентып окружающей природной среды. За-

кон РФ оОб охране окружающей природной средып такого понятия не знает.

Он знает понятие ообъектовп окружающей природной среды.

     _1Второй_0 недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскры ва-

ет экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, кото-

рое  лес  обязательно  оказывает на состояние растительных и живот ных

сообществ не только внутри,  но и во вне - в окружающей его  природной

среде.  Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как сово-

купность  древесно-кустарниковой  растительности  отличить  от  других

крупных растительных массивов типа парков,  бо танических садов, денд-

рария.  Такого признака Основы законодатель ства не  указывают.  А  им

должен стать правовой режим земель,  состав ляющих понятие лес: произ-

растание растительности на землях лесного фонда.  Отсюда следует опре-

деление леса как составная часть природной среды, представляющей сово-

купность земель,  отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой

и травянистой растительности,  животных, микроорганизмов и других объ-

ектов природной среды,  биологически взаимосвязанных друг с  другом  и

оказывающих  влияние  друг  на  друга в своем развитии и на окружающую

природную среду.

     Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функ-

ции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологи-

ческая  функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не


                                - 2 -


только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее,

почвозащитное,  водоохранное,  санитарное,  оздоровительное  значение.

_1Экономическая,функция_0 леса состоит в том,  что он является  источником

древесины и другой дродукции народного хозяйства.  _1Культурно-оздорови-

_1тельная_0 функция проявляется в том,  что  лес  способствует  укреплению

здоровья, развитию познания человеком природы.

     В понятие"_1лес_0" входят несколько видов природных ресурсов, которые

сейчас  активно  используются  в  хозяйственной деятельности,  нау ке,

культуре,  медицине:  древесина,  ягоды, грибы, лечебные тр.авы, соки,

смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

     Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет че-

тыре  основных понятия:  рациональное использование,  воспроизводство,

охрана и защита.

     _1Рациональное использование_0  леса (как трактует это комментирующая

литература) есть получение максимального количества лесной продукции с

минимальных  лесных площадей.  При этом необходимо сказать об экологи-

ческой стороне:  опри условии соблюдения правил охраны окружающей при-

родной среды.

     _1Воспроизводство лесных ресурсов_0 - меры по повышению продуктивнос-

ти лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55).

     _1Охрана лесов_0 - меры по ограждению лесов  от  пожаров,  незаконных

порубок,  нарушений  установленного  порядка  лесопользования и других

противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59).

     _1Защита леса_0 - система биологических мер, направленных на борьбу с

болезнями и вредителями леса (ст. 59).

     Правовое регулирование  использования и охраны леса направлено на

предотвращение и устранение таких негативных  явлений,  вызванных  хо-

зяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.

     _1Истощением лесов_0 следует считать не только физическое уничтожение

лесов  как  природного фактора,  но и снижение их продуктивных функций

(например,  почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения

лесных  массивов  являются - нерациональное ведение лесного хозяйства,

вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары,

незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

     _1Загрязнение леса_0 - внесение в окружающую лесную среду  веществ  и

препаратов,  причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в

лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при-

роды и человека в жертву технического прогресса.


                                - 3 -


     Другим элементом лесного фонда является_1 земля_0. Она представлена в

двух значениях:  как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР)

и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двой ная правовая

функция данной категории.  В качестве составной части_1 земельного фонда

земля служит _1объектом правового регулирования_0  со  стороны  земельного

законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соот-

ветствовать Земельному кодексу.  Этот же документ  определяет  порядок

возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В

то же время в качестве составной части_1 лесного фонда_0 земля  подвержена

влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.

     Во втором  значении  наблюдается"сращивание"  некоторых  понятий.

Например, рациональное использование лесов одновременно означает раци-

ональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных зе-

мель  от самовольного занятия рассматривается не только как земельное,

но и лесное правонарушение.  В этом смысле рациональное использование,

земель  лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов,

охрана их и защита.

     Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из

фактически занимаемой площади лесными деревьями  и  лесной  раститель-

ностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных

культур.  Конкретное земельно-лесное  пространство  распределяется  по

субъектам федерации,  владельцам лесного фонда и субъектам лесопользо-

вания, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

     Внутреннее распределение  земель  и  лесов в рамках лесного фонда

решается органами лесного хозяйства.

     Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности оп-

ределяется и собственность на лесной фонд.

     Основы лесного  законодательства  РФ не дают ответа о праве собс-

твенности на леса в РФ.  Согласно Конституции РФ,  леса могут  быть  в

собственности_1 государственной, муниципальной и частной._0

     Основная часть лесного фонда находится  в  государственной  собс-

твенности.  К  муниципальной  собственности могут быть отнесены лесные

участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребнос-

ти городов и районов. В частной собственности закон допускает нахожде-

ние небольших лесных участков лесфонда.

     Государственная собственность  на  леса  в данный период развития

российского общества является доминирующей среди других форм собствен-

ности на леса.  Распределение объектов лесного фонда между федеральной


                                - 4 -


собственностью на леса и собственностью субъектов  Федерации  произво-

дится  на  основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с

субъектами Федерации.

     Третьей структурной  частью  лесного фонда является_1 животный мир_0.

Подним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитаю-

щих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего оби-

тания.  Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет  самостоя-

тельное  значение  и регулируется в аспекте его охраны и использования

специальным законодательством.


                       УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ


     Под_1 управлением лесным фондом_0 понимается севокупцочть функций  по

организации  и  ведению лесного хозяйства либо сама деятельность госу-

дарственных и муниципальных  органов,  наделение  их  соответствующими

полномочиями и отграничение их компетенции.

     Согласно Конституции РФ владение,  пользование, распоряжение лес-

ным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Фе-

дерации.

     К ведению  Федерации Основы лесного законодательства относят сле-

дующие вопросы: определение основных направлений государственной поли-

тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного

кадастра;  определение порядка организации и деятельности органов  уп-

равления  лесным  фондом;  установление порядка распределения лесов по

группам и категориям защитности;  назначение системы платежей за поль-

зование лесным фондом;  утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска

леса на корню,  рубок леса,  условий передачи участков лесного фонда в

аренду и т.д.

     В ведение субъектов Федерации  Основы  законодательства  включают

разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства;  учас-

тие в совершенствовании лесного  законодательства;  распоряжение  сов-

местно с РФ лесным фондом;  утверждение по районам лимитов лесосечного

фонда в рамках расчетной лесосеки;  экологическое воспитание и образо-

вание  населения с обеспечением его необходимой экологической информа-

цией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).

     К компетенции  местных органов самоуправления лесным фондом отно-

сятся участие в разработке федеральных и региональных программ  разви-

тия лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления


                                - 5 -


лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных  податей,

арендной  платы за пользование лесным фондом.  Районные исполнительные

органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере-

даче  в аренду участков лесного фонда.  Этим органам принадлежит право

выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных

торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограниче-

нии или прекращении права на пользование лесным фондом в случае  нару-

шения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.

     Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов горо-

дов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной рас-

тительности,  отнесенной к категории лесного фонда.  Лесная раститель-

ность внутри городов,  пригородных, зеленых зон городов и крупных про-

мышленных центров не имеет эксплуатационного значения.  Основная функ-

ция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационнап. Сообраз-

но этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреа-

ционной и культурно-оздоровительной функции леса.

     Государственное управление лесофондом состоит из органов общей  и

специальной  компетенции.  К  органам_1  общей компетенции_0 закон относит

Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и

исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.

     В систему специально уполномоченных органов управления лесным хо-

зяйством  входят  федеральная  служба  лесного хозяйства (Рослесхоз) ,

имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства  в  субъектах

Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.

     Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , соглаено Поло-

жению,  утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г.,  разрабатывает

основные направления государственной политики в области использования,

воспроизводства,  охраны  и защиты лесов и развития лесного хозяйства,

обеспечивает непрерывное,  неистощительное лесопользование, сбережение

и приумножение лесных богатств.

     С этой целью Рослесхоз ведет  учет  лесного  фонда  и  организует

ввдение лесного кадастра,  классифицирует леса по определенным группам

и категориям защитности,  утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает

рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управ-

ление национальными природными парками,  учебными лесными  и  опытными

лесными  хозяйствами,  ведает  охотничьим  хозяйством и регулированием

охоты в тех лесхозах, на которые возло жены данные функции.

     Федеральная служба  лесного  хозяйства организует лесовосстанови-


                                - 6 -


тельные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану

лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих

вред лесу.  Закон предоставляет органам Рослесхоза при влекать лесона-

рушителей к административной ответственности.  Кроме того, своим реше-

нием они вправе ограничивать,  приостанавливать,  прекращать  деятель-

ность предприятий,  организаций, учреждений, нарушающих лесное законо-

дательство и причиняющих вред лесу.

     Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно-

го управления и вправе распоряжаться им только с  согласия  Росгосиму-

щества.


                    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА


     Основная функция  федеральной  службы лесного хозяйства состоит в

организации лесного хозяйства - работы,  направленной на  рациональное

использование,  воспроизводство,  охрану и защиту лесов.  В эту работу

входят следующие показатели:  основные требования по  ведению  лесного

хозяйства,  распределение  лесов  по  группам и категориям защитности,

расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

     Основные требования  к  ведению  лесного хозяйства (ст.  12 Основ

лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных  отноше-

ний:  сохранение и усиление экологической функций леса,  повышение его

природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его пород-

ного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

     Нетрудно заметить,  что приоритет в перечне функций отдается  эко

логическим,  лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хо-

зяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения пот-

ребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне

на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на-

оборот) .

     Основные требования ведения леснол) хозяйства,  зафиксированные в

ст.  12 Основ лесного законодательства,  разумеется, относятся не толь

ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют-

ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации.  Эти требо-

вания положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в  со-

ответствии  с  выполняемыми ими экологическими либо экономическими или

культурно-оздоровительным функциями.

     Все леса России по их экологическому ,  экономическому , культур-


                                - 7 -


нооздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное де-

ление  существовало издавна.  Действующее законодательство вновь подт-

верждает его правовое и организационное значение.

     К_1 первой группе _0относятся леса,  выполняющие преимущественно эко-

логические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные,

санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных-

национальных парков.  Данная группа лесов расположена по всей террито-

рии России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполни-

тельными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена

заготовка древесины на основе рубок главного пользования.  Допускаются

рубки ухода за лесом,  санитарные рубки деревьев, если это не противо-

речит целям охраны леса.

     К_1 лесам второй_0 группы относятся лесные  массивы  с  высокой  плот

ностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где ле-

са недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен-

но эксплуатационное значение.  В соответствии с принципом неистощител-

тости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в  лесах  данной

Страницы: 1, 2, 3