Правовое неравенство
Правовое неравенство
Содержание
Введение. 3
1.
Правовое равенство. 6
2.
Понятие неравенства. 8
3.
Проблемы неравенства в Конституции РФ.. 9
3.1.
Проблемы неравенства в отдельных отраслях российского права. 27
4.
Правовые способы преодоления неравенства. 31
Заключение. 34
Список
используемой литературы.. 36
Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации
прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право,
без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает
юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих
обстоятельств – от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Установление
юридического равенства независимо от указанных факторов есть результат
социального прогресса, преодоление человеческой цивилизацией прямого признания
неравенства людей (как по закону, так и фактически) по признакам социального
происхождения, принадлежности к той или иной религии, в зависимости от цвета
кожи, по полу и т.д.
Приходится между тем признать, что
разработке проблем равенства и равноправия в теории государства и права вообще
уделяется мало внимания, хотя достижение реального равноправия, не говоря уже о
равенстве людей, – процесс сложный и многоплановый, развитие которого зависит
от целенаправленного развития гражданского общества, важной составной частью которого
является государство.
Таким образом,
налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только
определить новые подходы к исследованию категорий равенства и неравенства, но и
систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную
практику.
Степень научной
разработанности проблемы. Понятие неравенства широко используется в юридической
науке и правоприменительной практике.
Отдельные стороны проблемы правового
неравенства неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические
аспекты правового неравенства разрабатывали такие ученые, как Бондарь Н.С., Мальцев
Г.В., Козюк М.Н. и др.
В работе используются работы
ученых-правоведов, таких как Будаев К.А., Серкова В.В., Гибенникова О.А. и др.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и
степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный
теоретико-правовой анализ проблемы правового неравенства, проведенный по
следующим направления:
-
всесторонний
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников
правового регулирования институтов равенства и неравенства;
-
рассмотрение
проблем применения права в области обеспечения равенства.
В рамках данных направлений предполагается решить
следующие задачи:
-
выявить
тенденции развития норм о правовом равенстве в российском законодательстве с
учетом опыта других стран;
-
определить
содержание правового неравенства согласно действующему законодательству и
правоприменительной практике;
-
рассмотрение
проблем реализации норм и принципов международного права в области равенства
прав и свобод человека.
Объект и предмет исследования определяются тематикой
работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы является
институт правового неравенства как теоретическая категория и как правовое
явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением,
в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как
внутригосударственных, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне
международном, судебной практики.
Методологической основой исследования является
диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные,
а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью
которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа,
системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил
конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе,
следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический
метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и
полно рассмотреть различные аспекты правового неравенства в рамках цели и задач
исследования.
Эмпирическая база исследования построена на
нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство,
затрагивающее вопросы правового неравенства, положения международных
нормативных актов. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума
Верховного Суда, решениями федеральных судов.
Научная новизна исследования заключается в том, что
оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа
правого неравенства.
Принцип равенства, в соответствии с
которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был
и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.
Он как политический принцип был известен еще в Древней Греции.
Одним из наиболее ярких выразителей
идеи равенства явился Ж.-Ж. Руссо, провозгласивший, что все люди рождаются свободными.[2] Взгляды Руссо и ряда его
единомышленников нашли свое отражение во многих конституционных документах и
тем самым стали приобретать не только политическое, но и правовое значение. Во французской
Конституции 1791 г. было записано, что «все люди рождаются свободными и
равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы».[3]
Понятие равенства стало все глубже
проникать в общественное сознание, и в настоящее время можно без преувеличения
утверждать, что государство признается демократическим и является таковым
только при условии, что оно признает принцип равенства в отношениях между
людьми и между народами и прилагает необходимые усилия для осуществления его на
практике.
Добавим, что федеративное государство
может быть признано демократическим еще и при условии, что оно признает
равенство составляющих его субъектов.
В связи со сказанным надо заметить, что
обеспечение равенства в обществе зависит не только от государства, но и от
целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, круг которых очень широк.
Например, к объективным обстоятельствам применительно к равенству людей следует
отнести физическое и психическое состояние человека, применительно к народам – их
численность и возможности для самовыражения, применительно к субъектам
федерации – различия в климатических условиях и уровнях экономического
развития.
Столь же широк и круг субъективных
обстоятельств. Равенству людей и народов, например, нередко существенно
препятствуют многие предрассудки, связанные с отношением к расовой,
национальной и религиозной принадлежности.[4]
Задача демократического государства и
состоит в том, чтобы уменьшить влияние этих и иных обстоятельств на
существующее неравенство. Наиболее реальным шагом является провозглашение и
обеспечение государством если не равенства (пока оно еще недостижимо), то
равноправия. Конечно, как показывает практика государственно-правовых
отношений, и эта задача весьма непроста, хотя решение ее настоятельно
необходимо как для развития гражданского общества, так и для обеспечения
поддержки авторитета государства.[5]
Именно государство имеет возможность
определить основы правового положения человека, народа, государственной власти
в обществе. Государство, и только оно, имеет возможность обеспечить их
равноправие в ряду чрезвычайно существенных отношений, в числе которых, прежде
всего, – отношения политического характера. Именно государство может
воздействовать на развитие экономики, с тем чтобы противостоять незащищенности
и экономическому неравенству отдельных слоев населения.[6]
Но было бы опрометчиво утверждать, что
государство свободно в выборе средств, которые оно может использовать для
установления в обществе отношений равноправия, а тем более равенства. В
конечном счете решающее слово здесь принадлежит обществу, и все зависит от его
гражданской зрелости и формируемой им политики государства.
Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему
содержанию означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина
(равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других
лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение
закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех).[7]
Юридическое равенство становится более реальным, действенным, если оно
подкрепляется социальным равенством, т.е. равенством социальных возможностей.
Поэтому мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о
возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем
выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и
обязанность правового социального государства, политика которого направлена на
создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.[8]
Исходя из этого можно сформулировать и понятия формального и фактического
неравенства. Юридическое (формальное) неравенство перед законом по своему
содержанию означает, во-первых, неравенство прав и свобод человека и гражданина
(неравноправие); во-вторых, неравенство юридических обязанностей граждан и
других лиц; в-третьих, не равные основания юридической ответственности за
нарушение закона; в-четвертых, неравенство перед судом.
Обращаясь к гражданскому обществу,
формирующемуся в нашей стране, и к нашему государству – Российской Федерации,
образование которого было оформлено принятием Конституции 1993 года, можно
убедиться в том, что, несмотря на существующие трудности и подчас недостаточную
последовательность развития общества и действий государства, общая их
направленность не вызывает сомнения.
В тексте действующей Конституции нашей
страны понятия «равенство» и «равноправие» встречаются неоднократно,
устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и
субъектами Российской Федерации. Понятия равенства и равноправия, можно без
преувеличения сказать, пронизывают всю ткань текста Конституции, начиная с ее
преамбулы.
Понятия равенства и равноправия
выражаются различными юридическими формулами. В преамбуле Конституции,
например, сказано, что многонациональный народ Российской Федерации принимает
свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принципов равноправия и
самоопределения народов». Эта формулировка означает не только признание
равенства народов, но и указывает, что народы самостоятельно определяют пути
своего развития, действуя через соответствующие органы государственной власти,
местного самоуправления и общественные организации.
В статье 5 Конституции РФ
устанавливается равноправие субъектов Российской Федерации в отношениях друг с
другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти.
В статье 8 Конституции (ч. 2) указано,
что все формы собственности признаются и защищаются «равным образом».
Применительно к правам и свободам
человека и гражданина широко используются понятия «каждый имеет право», «никто
не может быть» исключен из действия конституционной нормы, или никакое
исключение «не допускается».
Совершенно естественно, что чаще всего
понятия равенства и равноправия применяются в разделе Конституции, определяющем
права и свободы человека и гражданина. Равноправие и равенство, установленные и
гарантируемые государством в этом разделе Основного закона, являются
краеугольным камнем, основанием равноправия находящихся на территории России
народов, субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления.[9]
Равноправие человека и гражданина
установлено в ст. 19 Конституции, в соответствии с которой государство
констатирует, что все равны перед законом и судом, и гарантирует равенство прав
и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных в этой статье
Конституции, а также иных обстоятельств.
Провозглашение в Конституции
равноправия человека и гражданина имеет принципиальное значение для нашего
общества как общества демократического и социального. Оно является как бы
камертоном отношений между людьми и отношения государства ко всем находящимся
на его территории. К сожалению, приходится признать, что приведенная выше
конституционная формула не во всех случаях и не всегда отражает реально
существующие между гражданами отношения. Не всегда и не все органы государства
действуют в строгом соответствии с ней. Более того, за последнее время в стране
участились случаи конфликтов на национальной почве, разжиганию которых
способствует подчас бездействие отдельных органов государства и местного
самоуправления.[10]
Не существует и фактического равенства
между мужчиной и женщиной, хотя в ч. 3 ст. 19 Конституции четко определено: «Мужчина
и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Это пример почти хрестоматийный, но он наглядно свидетельствует, что во многих
случаях равноправие не обеспечивается прежде всего из-за бездействия органов
государства. В самом деле, кто, кроме государства, виноват в том, что в составе
правительства и его аппарате женщины составляют явное меньшинство, хотя в
обществе их большинство?
Нельзя снять с государства вину за то,
что не получают должной оценки действия тех государственных служащих, которые
допускают дискриминацию людей по признакам их национальной принадлежности и
места жительства.
Однако было бы наивным предполагать,
что фактическое равноправие зависит только от воли отдельных лиц или отдельных
органов государства. Это становится очевидным, в частности, при рассмотрении
обстоятельств, которые в соответствии с указанной выше ст. 19 Конституции не
должны были бы препятствовать равенству прав и свобод человека.
Например, место жительства, в
соответствии со ст. 19 Конституции, не должно влиять на равенство прав и свобод
человека, однако оно существенно влияет на возможность реализации некоторых
других, также Конституцией гарантированных прав, в частности на право на
конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или
муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Общеизвестно, что
школы в больших столичных городах обеспечивают учащимся более широкие и прочные
знания, чем школы многих поселков и деревень, не говоря уж о школах, которые
функционируют (можно сказать, должны функционировать, поскольку их
функционирование не всегда обеспечено) в местностях проживания коренных
малочисленных народов, часть которых ведет кочевой образ жизни. Из этого
следует, что применительно к данному случаю для того, чтобы место жительства не
препятствовало реализации права на получение образования, необходимо поднять уровень
образования в учебных заведениях в сельской местности и местах проживания
коренных малочисленных народов до того, который существует в городах. Решение
такой задачи требует значительных усилий и материальных ресурсов. Государство
об этом помнит. Достаточно сказать, что сейчас принято решение обеспечить
каждую сельскую школу хотя бы одним компьютером, включенным в Интернет.
Отмечая подобные несоответствия между
конституционной нормой и фактической возможностью ее осуществления, можно
констатировать, что понятие равноправия, особенно равноправия, относящегося к
человеку, имеет тенденцию к расширению и охватывает все более широкие сферы как
в нашей стране, в которой возрастает значение правовых норм, направленных на
оказание помощи тем слоям населения, которые в силу объективных обстоятельств
нуждаются в дополнении формального равноправия равенством фактическим, так и в
международной практике.[11]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|