Право международной безопасности
Согласно
ст. 5 Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или
нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как
нападение против всех таких стран.
Процесс
политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой
стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской
декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.);
Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г.
Россия участвует в данной программе.
В
рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся
континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра,
оккупированной Турцией.
В
1995-96 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии
и Герцеговине.
Руководящими
органами НАТО являются Североатлантический Совет, Комитет оборонного
планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный
секретарь (Робертсон).
Военная
структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и
Международного военного штаба.
В
НАТО входят 25 государств. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не
входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать
гражданского чиновника в Военный комитет. Испания не участвует в
интегрированной командной структуре НАТО, однако является полноправным членом
Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования.
Основные
принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в основополагающем акте о
взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая
1997г.
Принципы
этих отношений:
развитие
партнерства и сотрудничества;
отказ
от применения силы или угрозы силой;
уважение
суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их
права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и
права народа на самоопределение;
предотвращение
конфликтов и урегулирование споров мирными средствами;
поддержка
в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под
руководством Совета Безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ.
Россия
и НАТО создали совместный постоянный совет Россия-НАТО. Положения упомянутого
акта не дают России или НАТО право вето по отношению к действиям другой
стороны. В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут
развертывать ядерное оружие на территории новых членов, и не будут изменять
любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику.
Штаб-квартира
НАТО расположена в г. Брюсселе.
В
1962г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" -
ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. Руководство государств -
участников НАТО приняло решение о расширении количественного состава блока за
счет принятия Чехии, Польши, Венгрии, что противоречит национальным интересам
России.
Коллективная
безопасность в рамках ОБСЕ.
Правовой
основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ является: Заключительный акт
СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде
(1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и
в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения.
На
встрече глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г.
принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов СБСЕ,
включая операции по поддержанию мира.
На
первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного
разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установке фактов.
В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции
по поддержанию мира. Такое решение принято Совмином на основе консенсуса или
действующим в качестве его агента Руководителем Советом. Необходимо согласие
непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции
предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира.
Личный состав представляется отдельными государствами-участниками. Операции
могут проводиться в случае возникновения конфликта как между государствами, так
и внутри них. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в
духе беспристрастности.
При
проведении операций СБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом ЕС, НАТО, ЗЕС,
СНГ. Операции проводились группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном
Карабахе, Абхазии, Грузии, Чечне, Албании.
Коллективная
безопасность в рамках СНГ.
Несмотря
на то, что значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ, все
конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются
специальными соглашениями.
В
1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных силах на
переходный период, Соглашение о Совете безопасности СНГ и др. Наиболее
обстоятельным является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте
15 мая 1992 г. В соответствии с ним предусмотрены обязательства воздерживания
от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; решать все
разногласия мирными средствами; не вступать в военные союзы и не принимать
участия в коллективных группировках государств и др.
Договор
содержит соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии, который
включает оказание военной помощи и взаимную поддержку, охрану внешних границ
государств-участников. Использование военной силы в целях отражения агрессии
принимается исключительно главами государств. Таким образом, договор носит
сугубо оборонительный характер.
Следует
подчеркнуть, что в Договоре о коллективной безопасности участвуют: Армения,
Казахстан, Киргизия, Киргизия, России, Таджикистан, Узбекистан, т.е. не все
государства-участники СНГ, а те кто участвуют именуют себя членами Организации
договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Для
решения проблем урегулирования конфликтов на территории государств-участников
СНГ Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и
урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ.
Помимо
уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений,
относящихся к миротворчеству. Наиболее важным из них является, пожалуй,
Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию
мира в СНГ 1992 г. В общем, можно сказать, что заложена основательная
нормативная правовая основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет
желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других
случаях (в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии) миротворческие операции
осуществляются Россией на основе двусторонних соглашений.
4.
Участие российских полицейских сил в миротворческих операциях
МВД
России принимает активное участие в миротворческой деятельности c 1992 года. 3a
это время представители Министерства служили в миссиях ООН и ОБСЕ в Хорватии,
Боснии и Герцеговине (БиГ), Восточном Тиморе, Косово, Македонии, на Гаити.
Первая группа сотрудников органов внутренних дел была направлена во главе с
подполковником милиции В. В. Костенко в апреле 1992 года в миссию ООН на
территории бывшей Югославии и состояла всего из 8 человек. Сегодня в миссиях
находятся более 150 наших миротворцев (из них 88 - в Косово). В настоящее время
сотрудники МВД России участвуют в миссиях ООН и Европейского Союза на
территории Косово, Боснии и Герцеговины, Демократической Республики Конго,
Сьерра-Леоне, Либерии и в Восточном Тиморе.
Участие
в составе МПС в большинстве случаев является исключительно сложным и опасным
делом. За время существования миротворческих миссий ООН погиб 1681 миротворец,
в том числе 29 из России.
Международные
полицейские силы формируются по интернациональному принципу. В их состав на
основе конкурсного отбора включаются люди, способные максимально эффективно
решать профессиональные задачи в условиях экстремальных ситуаций. При этом под
экстремальной ситуацией понимается кризисная ситуация, деятельность, в условиях
которой требует максимального напряжения сил.
О
высоком уровне профессионализма наших представителей говорит тот факт, что
более 50% из них занимают командные и преподавательские должности, среди них -
специальный советник Комиссара международной полиции в БиГ (полковник милиции
В. А. Бабаев), начальники отделов Главных штабов и районных отделов. Один
сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации работает в Штаб-квартире
ООН в Нью-Йорке (полковник милиции С. А. Шипилов), один - в Штаб-квартире ОБСЕ
в Вене (подполковник милиции В. А. Воробьёв), где они занимаются организацией
миротворческой деятельности. Ещё один из участников миротворческих операций ООН
подполковник милиции А.А. Гридчин с февраля 2003 года командирован в
Штаб-квартиру Интерпола (г. Лион, Франция). В настоящее время он исполняет
обязанности директора Европейского субдиректората региональных и национальных
полицейских служб. Трое других сотрудников ОВД, получив опыт участия в
миротворческих операциях, направлялись в качестве представителей МВД России в зарубежные
страны. Один наш сотрудник направлен ОБСЕ в Кыргызстан, где оказывает помощь
МВД этой страны в совершенствовании деятельности органов внутренних дел.
Главным
управлением кадров совместно с Управлением международного сотрудничества МВД
России создана система отбора и подготовки кандидатов для участия в
миротворческих операциях по поддержанию мира. К процессу предварительного
отбора привлечены МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,
образовательные учреждения Министерства, в их адрес направлены специально
разработанные методические материалы. Необходимо в положительном аспекте
отметить работу по отбору и подготовке кандидатов кадровых аппаратов ГУВД/УВД
Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
Краснодарского и Ставропольского краёв, Нижегородской, Саратовской и Тульской
областей, Московского университета, Краснодарской академии, Орловского
юридического института и Воронежского института МВД России.
С
мая 2000 года на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД
России функционирует Центр подготовки миротворцев, который ежеквартально
осуществляет обучение групп кандидатов в миротворческие миссии (по 50 - 60
человек). После завершения курса подготовки международные эксперты, специально
направляемые Секретариатом Организации Объединенных Наций в Москву, принимают
экзамены по английскому языку, управлению полноприводным автомобилем и владению
табельным оружием. Кандидатам на участие в миссии ООН на территории
Демократической Республики Конго необходимо сдать два экзамена по иностранному
языку - английскому и французскому. Кроме того, к кандидатам предъявляются
требования быть не моложе 25 и не старше 50 лет, соответствовать медицинским
критериям, хорошо владеть компьютером и иметь не менее чем 5-летний стаж службы
в органах внутренних дел. Центр получил признание Секретариата ООН и
рекомендован для подготовки специалистов правоохранительных органов других
стран. За время существования Центра в нём прошли обучение более 500 человек.
Выполняя
поставленные перед ними задачи по охране порядка в зонах конфликта, российские
милиционеры зарекомендовали себя как грамотные, профессионально подготовленные
специалисты, способные решать любые задачи и поддерживать на высоком уровне
престиж Российской Федерации. Только в Косово при непосредственном участии
наших миротворцев изъято более 1200 единиц нарезного оружия, большое количество
боеприпасов и взрывчатых веществ, установлено 45 без вести пропавших лиц.
Нашими сотрудниками расследовано и направлено в суд более 600 уголовных дел.
Вот
несколько примеров из служебной деятельности наших миротворцев.
Старший
лейтенант милиции Козлов В. А., проходивший службу в составе международного
полицейского контингента миссии ООН в Косово, в ночь с 7 на 8 октября 2003 года
на контрольно-пропускном пункте "Врбница" при досмотре автомобиля
"Опель" с австрийскими номерами, подозреваемого в провозе крупной
партии наркотических средств из Албании в Косово, в бензобаке и в полостях под
облицовкой багажника совместно с сотрудниками местной полиции обнаружил и изъял
35 кг 400 граммов героина, что является крупнейшей партией наркотиков,
выявленных за все время с начала миротворческой миссии ООН в Косово. Все
находившиеся в салоне автомобиля лица были задержаны и доставлены на
полицейскую станцию города Призрен.
27
октября 2003 года группой специалистов Следственного управления Главного штаба
полиции миссии ООН в Косово (г. Приштина), в число которых входил майор милиции
Р.Е. Шевченко, была проведена операция, в результате которой задержаны 5
косовских албанцев, подозреваемых в похищении и истязании людей.
13
июля 2003 года в регионе Печ (Косово) были расстреляны купавшиеся подростки.
Первым на место происшествия прибыл капитан милиции Л.В. Гусев, который оказал
им первую медицинскую помощь и организовал доставку в местную больницу.
В
соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, которые предусматривают
развертывание полицейских сил в составе миссий, Департамент миротворческих
операций Секретариата ООН направляет приглашения странам-членам ООН для участия
их представителей в миссиях. Правительства стран-членов ООН в полной мере
осознали огромное значение участия сотрудников своих правоохранительных
структур в миротворческой деятельности под эгидой ООН. Правительства США,
Индии, Германии, Украины и других стран в связи с этим прилагают большие усилия
для наращивания численности своих полицейских миротворческих контингентов.
Основные причины такой политики - поддержание престижа государства на
международной арене и борьба за финансовые ресурсы, предоставляемые ООН для
проведения миротворческих операций. Никаких собственных расходов страна -
участница не несет. Поэтому участие в новых миротворческих миссиях осложнено
высокой конкуренцией и сжатыми сроками, в которые страны должны принять
соответствующие решения и информировать Секретариат ООН о готовности отправки
своих представителей. Одновременно повышаются требования, предъявляемые
Секретариатом ООН к кандидатам для участия в новых миротворческих миссиях.
МВД
России в последние годы достаточно успешно расширяет своё присутствие в
миротворческих операциях. Так, в 2003 году сотрудники МВД России были
направлены в миссию ООН в Сьерра-Леоне и миссию Евросоюза в Боснии и
Герцеговине, завершается проработка вопроса о командировании наших специалистов
в Грузию. Работа в этом направлении будет активно продвигаться и дальше.
Анализ
участия представителей российской милиции в международных миротворческих
миссиях сегодня представляется особо актуальным как для сотрудников МВД России,
так и для правоохранительных органов стран мирового сообщества. Прежде всего,
потому, что опыт такого участия российских милиционеров достаточно велик. Так,
за одиннадцать лет участия МВД России в миротворческой деятельности через
миссии в «горячих точках» планеты (Гаити, Восточный Тимор, Хорватия, Македония,
Босния и Герцеговина, Косово) прошли более 400 сотрудников российской милиции.
Это тщательно отобранные и хорошо подготовленные офицеры милиции и внутренних
войск МВД России. Более половины из них занимали в свое время или занимают сейчас
руководящие посты и преподавательские должности, как в России, так и в миссиях.
Российский полицейский контингент по праву завоевал авторитет и уважение коллег
из других стран, местного населения. Результаты деятельности российских
миротворцев были высоко оценены руководством ООН и ОБСЕ. Посетившие недавно
Россию заместитель Генерального Секретаря ООН Р.Н. Гиеэно и специальный
помощник Генерального Секретаря ОБСЕ Р. Монк выразили свою глубокую
благодарность руководству МВД за качество подготовки кандидатов в
миротворческие миссии ООН и ОБСЕ.
Однако
весь этот опыт пока нашел свое освещение в ряде газетных статей, в
немногочисленных выступлениях участников практической конференции, посвященной
10-летию участия МВД России в миротворческих миссиях ООН и в материалах
юбилейного справочного сборника «На службе мира» (под редакцией начальника
Главного управления кадров МВД России генерала-лейтенанта внутренней службы
Стрельникова А.А.- Воронеж, 2002). Сейчас готовится к выпуску новый дополненный
и расширенный вариант данного справочника, который, на наш взгляд, должен
сыграть немаловажную роль в пропаганде и распространении опыта миротворцев в
локализации межнациональных конфликтов.
Межэтническая
ситуация в отдельных регионах России (прежде всего на Кавказе) и в странах
ближнего зарубежья настоятельно требует от нас всестороннего освещения и
внедрения накопленного российскими миротворцами и их коллегами из зарубежных
стран передового опыта.
В
связи с этим, следует обратить внимание на ряд организационных аспектов
направленных на разрешение проблемы локализации межнациональных конфликтов с
участием российского контингента международной полиции ООН.
Международные
миротворческие полицейские контингента стали важнейшим инструментом реализации
решений ООН. Выполнение наблюдательной функции и непосредственно полицейской
работы на местах в сочетании с подготовкой местных полицейских офицеров дает
значительный положительный эффект.
Определенный
интерес в этой связи представляет опыт отдела Гражданской полиции, который был
выделен в качестве обособленного подразделения Департамента операций по
поддержанию мира (ДОПМ) Штаб-квартиры ООН в г. Нью-Йорке в 2000 году. В задачи
этого подразделения входит:
-
оказание консультативной помощи странам-участницам ООН по полицейским миротворческим
вопросам и в подготовке миротворцев;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|