бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Право международной безопасности бесплатно рефераты

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Процесс политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.); Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г. Россия участвует в данной программе.

В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией.

В 1995-96 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии и Герцеговине.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический Совет, Комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь (Робертсон).

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

В НАТО входят 25 государств. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако является полноправным членом Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г.

Принципы этих отношений:

развитие партнерства и сотрудничества;

отказ от применения силы или угрозы силой;

уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение;

предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами;

поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ.

Россия и НАТО создали совместный постоянный совет Россия-НАТО. Положения упомянутого акта не дают России или НАТО право вето по отношению к действиям другой стороны. В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов, и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

В 1962г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" - ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. Руководство государств - участников НАТО приняло решение о расширении количественного состава блока за счет принятия Чехии, Польши, Венгрии, что противоречит национальным интересам России.

Коллективная безопасность в рамках ОБСЕ.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ является: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения.

На встрече глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов СБСЕ, включая операции по поддержанию мира.

На первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установке фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принято Совмином на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководителем Советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав представляется отдельными государствами-участниками. Операции могут проводиться в случае возникновения конфликта как между государствами, так и внутри них. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности.

При проведении операций СБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом ЕС, НАТО, ЗЕС, СНГ. Операции проводились группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Грузии, Чечне, Албании.

Коллективная безопасность в рамках СНГ.

Несмотря на то, что значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ, все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются специальными соглашениями.

В 1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных силах на переходный период, Соглашение о Совете безопасности СНГ и др. Наиболее обстоятельным является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. В соответствии с ним предусмотрены обязательства воздерживания от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; решать все разногласия мирными средствами; не вступать в военные союзы и не принимать участия в коллективных группировках государств и др.

Договор содержит соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии, который включает оказание военной помощи и взаимную поддержку, охрану внешних границ государств-участников. Использование военной силы в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств. Таким образом, договор носит сугубо оборонительный характер.

Следует подчеркнуть, что в Договоре о коллективной безопасности участвуют: Армения, Казахстан, Киргизия, Киргизия, России, Таджикистан, Узбекистан, т.е. не все государства-участники СНГ, а те кто участвуют именуют себя членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Для решения проблем урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ.

Помимо уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений, относящихся к миротворчеству. Наиболее важным из них является, пожалуй, Соглашение о группах военных наблюдателей  и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. В общем, можно сказать, что заложена основательная нормативная правовая основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других случаях (в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии) миротворческие операции осуществляются Россией на основе двусторонних соглашений.


4. Участие российских полицейских сил в миротворческих операциях


МВД России принимает активное участие в миротворческой деятельности c 1992 года. 3a это время представители Министерства служили в миссиях ООН и ОБСЕ в Хорватии, Боснии и Герцеговине (БиГ), Восточном Тиморе, Косово, Македонии, на Гаити. Первая группа сотрудников органов внутренних дел была направлена во главе с подполковником милиции В. В. Костенко в апреле 1992 года в миссию ООН на территории бывшей Югославии и состояла всего из 8 человек. Сегодня в миссиях находятся более 150 наших миротворцев (из них 88 - в Косово). В настоящее время сотрудники МВД России участвуют в миссиях ООН и Европейского Союза на территории Косово, Боснии и Герцеговины, Демократической Республики Конго, Сьерра-Леоне, Либерии и в Восточном Тиморе.

Участие в составе МПС в большинстве случаев является исключительно сложным и опасным делом. За время существования миротворческих миссий ООН погиб 1681 миротворец, в том числе 29 из России.

Международные полицейские силы формируются по интернациональному принципу. В их состав на основе конкурсного отбора включаются люди, способные максимально эффективно решать профессиональные задачи в условиях экстремальных ситуаций. При этом под экстремальной ситуацией понимается кризисная ситуация, деятельность, в условиях которой требует максимального напряжения сил.

О высоком уровне профессионализма наших представителей говорит тот факт, что более 50% из них занимают командные и преподавательские должности, среди них - специальный советник Комиссара международной полиции в БиГ (полковник милиции В. А. Бабаев), начальники отделов Главных штабов и районных отделов. Один сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации работает в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (полковник милиции С. А. Шипилов), один - в Штаб-квартире ОБСЕ в Вене (подполковник милиции В. А. Воробьёв), где они занимаются организацией миротворческой деятельности. Ещё один из участников миротворческих операций ООН подполковник милиции А.А. Гридчин с февраля 2003 года командирован в Штаб-квартиру Интерпола (г. Лион, Франция). В настоящее время он исполняет обязанности директора Европейского субдиректората региональных и национальных полицейских служб. Трое других сотрудников ОВД, получив опыт участия в миротворческих операциях, направлялись в качестве представителей МВД России в зарубежные страны. Один наш сотрудник направлен ОБСЕ в Кыргызстан, где оказывает помощь МВД этой страны в совершенствовании деятельности органов внутренних дел.

Главным управлением кадров совместно с Управлением международного сотрудничества МВД России создана система отбора и подготовки кандидатов для участия в миротворческих операциях по поддержанию мира. К процессу предварительного отбора привлечены МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения Министерства, в их адрес направлены специально разработанные методические материалы. Необходимо в положительном аспекте отметить работу по отбору и подготовке кандидатов кадровых аппаратов ГУВД/УВД Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодарского и Ставропольского краёв, Нижегородской, Саратовской и Тульской областей, Московского университета, Краснодарской академии, Орловского юридического института и Воронежского института МВД России.

С мая 2000 года на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России функционирует Центр подготовки миротворцев, который ежеквартально осуществляет обучение групп кандидатов в миротворческие миссии (по 50 - 60 человек). После завершения курса подготовки международные эксперты, специально направляемые Секретариатом Организации Объединенных Наций в Москву, принимают экзамены по английскому языку, управлению полноприводным автомобилем и владению табельным оружием. Кандидатам на участие в миссии ООН на территории Демократической Республики Конго необходимо сдать два экзамена по иностранному языку - английскому и французскому. Кроме того, к кандидатам предъявляются требования быть не моложе 25 и не старше 50 лет, соответствовать медицинским критериям, хорошо владеть компьютером и иметь не менее чем 5-летний стаж службы в органах внутренних дел. Центр получил признание Секретариата ООН и рекомендован для подготовки специалистов правоохранительных органов других стран. За время существования Центра в нём прошли обучение более 500 человек.

Выполняя поставленные перед ними задачи по охране порядка в зонах конфликта, российские милиционеры зарекомендовали себя как грамотные, профессионально подготовленные специалисты, способные решать любые задачи и поддерживать на высоком уровне престиж Российской Федерации. Только в Косово при непосредственном участии наших миротворцев изъято более 1200 единиц нарезного оружия, большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ, установлено 45 без вести пропавших лиц. Нашими сотрудниками расследовано и направлено в суд более 600 уголовных дел.

Вот несколько примеров из служебной деятельности наших миротворцев.

Старший лейтенант милиции Козлов В. А., проходивший службу в составе международного полицейского контингента миссии ООН в Косово, в ночь с 7 на 8 октября 2003 года на контрольно-пропускном пункте "Врбница" при досмотре автомобиля "Опель" с австрийскими номерами, подозреваемого в провозе крупной партии наркотических средств из Албании в Косово, в бензобаке и в полостях под облицовкой багажника совместно с сотрудниками местной полиции обнаружил и изъял 35 кг 400 граммов героина, что является крупнейшей партией наркотиков, выявленных за все время с начала миротворческой миссии ООН в Косово. Все находившиеся в салоне автомобиля лица были задержаны и доставлены на полицейскую станцию города Призрен.

27 октября 2003 года группой специалистов Следственного управления Главного штаба полиции миссии ООН в Косово (г. Приштина), в число которых входил майор милиции Р.Е. Шевченко, была проведена операция, в результате которой задержаны 5 косовских албанцев, подозреваемых в похищении и истязании людей.

13 июля 2003 года в регионе Печ (Косово) были расстреляны купавшиеся подростки. Первым на место происшествия прибыл капитан милиции Л.В. Гусев, который оказал им первую медицинскую помощь и организовал доставку в местную больницу.

В соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, которые предусматривают развертывание полицейских сил в составе миссий, Департамент миротворческих операций Секретариата ООН направляет приглашения странам-членам ООН для участия их представителей в миссиях. Правительства стран-членов ООН в полной мере осознали огромное значение участия сотрудников своих правоохранительных структур в миротворческой деятельности под эгидой ООН. Правительства США, Индии, Германии, Украины и других стран в связи с этим прилагают большие усилия для наращивания численности своих полицейских миротворческих контингентов. Основные причины такой политики - поддержание престижа государства на международной арене и борьба за финансовые ресурсы, предоставляемые ООН для проведения миротворческих операций. Никаких собственных расходов страна - участница не несет. Поэтому участие в новых миротворческих миссиях осложнено высокой конкуренцией и сжатыми сроками, в которые страны должны принять соответствующие решения и информировать Секретариат ООН о готовности отправки своих представителей. Одновременно повышаются требования, предъявляемые Секретариатом ООН к кандидатам для участия в новых миротворческих миссиях.

МВД России в последние годы достаточно успешно расширяет своё присутствие в миротворческих операциях. Так, в 2003 году сотрудники МВД России были направлены в миссию ООН в Сьерра-Леоне и миссию Евросоюза в Боснии и Герцеговине, завершается проработка вопроса о командировании наших специалистов в Грузию. Работа в этом направлении будет активно продвигаться и дальше.

Анализ участия представителей российской милиции в международных миротворческих миссиях сегодня представляется особо актуальным как для сотрудников МВД России, так и для правоохранительных органов стран мирового сообщества. Прежде всего, потому, что опыт такого участия российских милиционеров достаточно велик. Так, за одиннадцать лет участия МВД России в миротворческой деятельности через миссии в «горячих точках» планеты (Гаити, Восточный Тимор, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Косово) прошли более 400 сотрудников российской милиции. Это тщательно отобранные и хорошо подготовленные офицеры милиции и внутренних войск МВД России. Более половины из них занимали в свое время или занимают сейчас руководящие посты и преподавательские должности, как в России, так и в миссиях. Российский полицейский контингент по праву завоевал авторитет и уважение коллег из других стран, местного населения. Результаты деятельности российских миротворцев были высоко оценены руководством ООН и ОБСЕ. Посетившие недавно Россию заместитель Генерального Секретаря ООН Р.Н. Гиеэно и специальный помощник Генерального Секретаря ОБСЕ Р. Монк выразили свою глубокую благодарность руководству МВД за качество подготовки кандидатов в миротворческие миссии ООН и ОБСЕ.

Однако весь этот опыт пока нашел свое освещение в ряде газетных статей, в немногочисленных выступлениях участников практической конференции, посвященной 10-летию участия МВД России в миротворческих миссиях ООН и в материалах юбилейного справочного сборника «На службе мира» (под редакцией начальника Главного управления кадров МВД России генерала-лейтенанта внутренней службы Стрельникова А.А.- Воронеж, 2002). Сейчас готовится к выпуску новый дополненный и расширенный вариант данного справочника, который, на наш взгляд, должен сыграть немаловажную роль в пропаганде и распространении опыта миротворцев в локализации межнациональных конфликтов.

Межэтническая ситуация в отдельных регионах России (прежде всего на Кавказе) и в странах ближнего зарубежья настоятельно требует от нас всестороннего освещения и внедрения накопленного российскими миротворцами и их коллегами из зарубежных стран передового опыта.

В связи с этим, следует обратить внимание на ряд организационных аспектов направленных на разрешение проблемы локализации межнациональных конфликтов с участием российского контингента международной полиции ООН.

Международные миротворческие полицейские контингента стали важнейшим инструментом реализации решений ООН. Выполнение наблюдательной функции и непосредственно полицейской работы на местах в сочетании с подготовкой местных полицейских офицеров дает значительный положительный эффект.

Определенный интерес в этой связи представляет опыт отдела Гражданской полиции, который был выделен в качестве обособленного подразделения Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) Штаб-квартиры ООН в г. Нью-Йорке в 2000 году. В задачи этого подразделения входит:

- оказание консультативной помощи странам-участницам ООН по полицейским миротворческим вопросам и в подготовке миротворцев;

Страницы: 1, 2, 3, 4