Право международной безопасности
Право международной безопасности
Право
международной безопасности
План
Вступительная
часть
1.
Понятие и источники права международной безопасности.
2.
Универсальная система коллективной безопасности.
3.
Региональные системы коллективной безопасности.
4.
Участие российских полицейских сил в миротворческих операциях
5.
Согласительные (политические) средства разрешения международных споров.
6.
Судебные средства разрешения международных споров.
Заключительная
часть
Литература:
I.
Основная:
Международное
право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова – М.: Межд. отношения,
2003.
Международное
право: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко,
О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2005.
Международное
публичное право: Учебник. Издание 2-е, перераб. и дополн. / Под ред. К.А.
Бекяшева. – М.: Проспект, 2004.
Лукашук И.И.
Международное право. Особенная часть. Учебник. - М.: БЕК, 2001. Гл. 11-12.
Международное
право. Вопросы и ответы. Учебное пособие / Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. - М.:
ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002.
Североатлантический
договор (1949 г.), Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных
силах по поддержанию мира в СНГ (1992 г.), Устав организации американских
государств // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М.
Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 1999. Т. 2.
Устав ООН //
Международное право. Сборник документов. – М: Юридическая литература, 2000. С.
111-134.
Федеральный закон
«О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского
персонала для участия в деятельности по удержанию или восстановлению
международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г. // Собрание
законодательства РФ. 1995. № 26.
II.
Дополнительная:
Деханов С.А. Право
и сила в международных отношениях // Московский журнал международного права.
2003. № 4. С. 38-48.
Карпович О.Г.
Мирное разрешение международных споров в рамках ОБСЕ // Юрист. 1998. № 8.
Карпович О.Г.
Сотрудничество и взаимодействие ОБСЕ с ООН, европейскими и трансатлантическими
организациями по обеспечению безопасности в Европе // Юрист. 1997. № 11-12.
Мовчан А.П.
Международный правопорядок. – М., 1996.
Николаева Л.А.,
Соловьева А.К. Юрисдикция судов межгосударственных объединений по разрешению
публично-правовых споров // Журнал российского права. 2000. № 11.
Панкратов В.Д,
Маковик Р.С. Операции ООН по поддержанию мира (некоторые проблемы и пути их
решения) // Право и политика. 2001. № 5. С. 79-85.
Ушаков Н.А.
Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. – М.,
1997.
Шаповалов А.
Дарфурский узел. В Судан прибывают многонациональные силы для наведения порядка
// Российская газета. 14 авг. 2004.
Мухин В. Примером
станет Севастополь. На зарубежных военных объектах Вооруженных сил РФ
формируется система антитеррористической безопасности // Наша газета. 28 сент.
2004.
Введение
Интересы
международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения
любых войн. Сегодня при рассмотрении международных споров необходимо
использовать исключительно политические средства, допускаемые международным
правом. В этой связи основная роль международного права не только в поддержании
международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых
очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в международном
праве принадлежит праву международной безопасности.
Цели
лекции: рассмотрение международно-правовых средств обеспечения мира и
предотвращения войны, вопросы коллективной безопасности, разоружения,
ограничения вооружений, неприсоединения, нейтралитета; содержания, роли и
значения форм мирного урегулирования международных споров: переговоров,
консультаций, добрых услуг, посредничества, следственных и согласительных
комиссий, третейских судов, рассмотрение споров в органах ООН (Генеральной
Ассамблее, Совете Безопасности), региональных международных организациях,
Международном Суде ООН.
1.
Понятие и источники права международной безопасности
Право
международной безопасности в широком смысле: система общепринятых и специальных
норм и принципов, направленных на поддержание мира и международной
безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной,
экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасности,
а также политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком
смысле - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм,
направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств,
предотвращение возникновения войны и пресечение актов агрессии.
Право
международной безопасности опирается на общие принципы современного
международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения
споров, территориальной целостности и нерушимости границ, а также на ряд
отраслевых: принцип равенства и одинаковой безопасности, ненанесение ущерба,
безопасности государств.
Источники:
1.
Устав ООН.
2.
Договоры, сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении:
Договоры: Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядерного оружия 1968 г., О
запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Тлателолко 1967 г.), О
безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985 г.).
3.
Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных
отношениях: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996
г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении стратегических
наступательных вооружений 1993 г.
4.
Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и
предусматривающие их уничтожение. Договор между СССР и США о ликвидации ракет
средней и меньшей дальности 1987 г.
5.
Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного)
возникновения войны. Соглашение о линии прямой связи между СССР и США 1963,
1971. Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных
ракет с подводных лодок 1988 г.
2.
Универсальная система коллективной безопасности
Организацией
универсальной системы коллективной безопасности является Организация
Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного
мира и безопасности, для чего она уполномочена "принимать эффективные меры
для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений
мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и
международного права, улаживание или разрешение международных споров или
ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" (п.1 ст. 1 Устава ООН).
Устав
ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и
безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:
мирное
разрешение международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);
запрещение
применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);
осуществление
широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);
ограничение
вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).
И
только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов,
принимаются меры принудительного характера:
временные
меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет
необходимыми или желательными (ст. 40);
меры,
не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный
перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых,
телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических
отношений);
меры,
связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и
восстановления международного мира и безопасности (ст.42).
При
этом только Совет Безопасности "определяет существование любой угрозы
миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает
о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для
поддержания или восстановления международного мира и безопасности" (ст.
39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности
(ст. 25, п.6 ст.2).
В
рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в
отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки
вооружений), Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые), Югославии в
1991-1996 гг. (экономические), Ливии в 1992-1996 гг. (экономические и по
поставкам оружия), Сомали в 1992 г. (по поставкам оружия) и др.
В
рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление
агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила
нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал
территорию Кувейта.
В
отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР,
которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности),
последовательно принял следующие резолюции:
от
25 июня о признании КНДР агрессором;
от
27 июня с призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную помощь;
от
7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права
именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).
В
результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была
граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до
сих пор находятся в Корее.
Для
пресечения агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 августа 1990 г.,
освобождения территории Кувейта и принятия дополнительных мер с целью
недопущения агрессии Ирака в будущем Совет Безопасности ООН последовательно
принял следующие резолюции:
660
о констатации нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием
немедленного вывода иракских войск из Кувейта;
661
об установлении экономических санкций против Ирака;
665
и 670 об установлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием
освободить все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции.
В
случае невыполнения этих требований Совет Безопасности уполномочивал
многонациональные вооруженные силы (Англии, США, Франции, с использованием
военных баз Турции и Саудовской Аравии) "использовать все необходимые
средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 и все последующие
резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом районе"
(делегация СССР при голосовании воздержалась).
Впервые
в международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так
называемую "Паузу мира" с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для
добровольного выполнения им упомянутых резолюций. Однако Ирак не выполнил
требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч. его вооруженные силы
были разгромлены объединенными войсками стран антииракской коалиции под
командованием американского генерала Шварцкопфа. В обоих случаях агрессоры
(КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщества по ст. 42
Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае -
государства антииракской коалиции без использования флага ООН.
В
отличии от военного принуждения миротворчество означает операции вооруженных
сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с
согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за
соблюдением соглашения о перемирии
Задачами
миротворческих операций ООН являются:
а)
расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с
целью их примирения;
б)
проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;
в)
содействие по поддержанию законности и правопорядка;
г)
предоставление гуманитарной помощи местному населению;
д)
наблюдение за ситуацией.
В
зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии
военных наблюдателей из невооруженных офицеров - "голубые береты"
(впервые такая миссия была создана в 1948 г. - орган по наблюдению за
выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе
национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием -
"голубые каски" (первая такая операция была проведена в 1956 г.
Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).
Операций
обоих типов проведено более 40. Начиная с 1988 г. миротворческие операции стали
применяться не только в межгосударственных, но и внутригосударственных
конфликтах.
Главным
условием для осуществления миротворческих операций ООН являются:
принятие
решения Совета Безопасности ООН о проведении операции под руководством
Генерального секретаря ООН;
согласие
на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с
их стороны миротворческим силам;
добровольность
предоставления воинских контингентов государствами, приемлемыми для сторон;
беспристрастность
сил, невмешательство во внутренние дела враждующих сторон, сведение к минимуму
применения военной силы (только для самообороны);
финансирование
операций по специальной шкале взносов государствами - членами ООН.
Персонал
ООН, его оборудование и помещения не могут быть объектом нападения. Государства
обязаны установить уголовную ответственность за действия против персонала ООН.
Международной
практике известны такие примеры миссий военных наблюдателей: на Ближнем Востоке
с 1948г., в Кувейте, Анголе, Сальвадоре, Западной Сахаре с 1991 г., в Грузии в
1993-1994 гг.
Примерами
использования вооруженных сил ООН по поддержанию мира являются их создание и
действие на Ближнем Востоке в 1956-1967 гг., в Конго в 1960-1964 гг., на Кипре
с 1964 г., в Ливане с 1978 г., в Югославии, Кампучии, Сомали с 1992 г., в
Руанде с 1994 г., в Албании с 1997 г.
В
90-е гг. от России в операциях по поддержанию мира участвовали: в Мозамбике -
76 военных наблюдателей, в миссии ООН по проведению референдума в Западной
Сахаре - 29, в Руанде - 15, в Палестине - 17, в Югославии - батальон (бригада)
миротворческих сил в 1600 человек.
В
соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления
РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию
или восстановлению международного мира и безопасности»:
1.
Решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих
принимается Президентом.
2.
Решение о направлении за пределы РФ воинских формирований для участия в
миротворческой деятельности решение принимается президентом РФ на основе
постановления Совета Федерации.
3.
Решение о направлении за пределы территории РФ гражданского персонала
принимается Правительством.
4.
Для участия в международных принудительных действиях принимаются Президентом
на основе Постановления Совета Федерации и в соответствии с ратификацией
международных договоров и федеральных законов.
3.
Региональные системы коллективной безопасности
Устав
ООН допускает возможность создания международных региональных организаций
коллективной безопасности народного мира и безопасности на региональной основе.
При этом непременно должны выполняться следующие условия:
действия
на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН,
касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;
никакие
принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета
Безопасности ООН;
все
местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны
разрешаться только мирными средствами;
Совет
Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или
намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира
и безопасности;
любые
действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках
универсальной системы международной безопасности ООН.
Принудительные
действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только
для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на
индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным
сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая
региональная система коллективной безопасности может являться и является
составной частью универсальной системы международной безопасности.
Региональными
организациями коллективной безопасности на Европейском континенте являются:
Организация
Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г.
Организация
по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г.
С
1955 по 1991 гг. действовала Организация Варшавского Договора (ОВД), которая в
1956 г. в Венгрии и в 1968 г. Чехословакии осуществила вооруженное
вмешательство в их внутренние дела, приведшие к человеческим жертвам.
Коллективная
безопасность в рамках НАТО.
НАТО
(организация Североатлантического договора) образована 4 апреля 1949 г. Цель:
обеспечение свободы и безопасности всех членов политическим и военными
средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Участники
НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким
путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и
справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы
силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями
ООН.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|