Право и религия
Выступления
церкви порой расценивают как недопустимое посягательство на светский характер
государства. Но может ли государство существовать без нравственных основ?
Кажется, оптимальный вариант существования современного общества - секулярное
государство, открытое к религии, признающее ее положительное общественное
значение и сознающее ограниченность своей собственной, политической, сферы.
На основе всего
сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса
секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось
положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское
государство, светская школа, светская культура.
В настоящее время
ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного)
характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности.
Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем
образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует
церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и
интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения
церкви от государства, фактической их изоляции не произошло.
Интеграционная
функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем
церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как
сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в
своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.[[8]]
Считаю
необходимым отметить еще один момент взаимоотношений церкви и общества.
Распространяется убеждение, что современное общество определенными силами
искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо проявляются в
средствах массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в
армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует
демонстративное проявление религиозности со стороны государственных деятелей.
Один из важнейших
признаков государства - это тесная органическая связь государства с правом,
представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение
государственной воли, государственный регулятор общественных отношений.
При известном
исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных
отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют
схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.
Для правовой
науки религия представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее
право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим подробнее два аспекта -
регулятивную функцию религии в целом и взаимодействие правовых норм с
религиозными.
Религиозная
интерпретация мира выступает как средство, позволяющее «овладеть» этим миром,
освоить многочисленные связи окружающей действительности, обуславливающие
религиозный комплекс, «сочетающийся с обширными функциями, выполняемыми
религией в общественной жизни», включая и функцию регулирования общественных
отношений.[[9]]
Ярче всего
регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо она «задает
иерархически построенную систему норм, в соответствии с которыми одни действия
разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по
отношению к миру».
Нормативно-регулятивная
сила религии проявляется в создании посредством религиозных верований и
практики религиозной жизни психологических стимулов, которые указывают
направление поведению и удерживают индивида в определенных рамках,
установленных нормами.
При рассмотрении
религиозных норм важно принимать во внимание соотношение в них
общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в религиях представлены
самые различные культуры. В религиях переплетаются, порой причудливо,
компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические и т.д. но в них есть
нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное регулирование основано на
известном принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и
вы с ними». Иначе говоря, религии в своей основе ориентируются на
общечеловеческие, гуманистические начала.
Большинство
религий в своих нормах призывают к обеспечению основных естественных и
неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного регулирования,
например христианства, положены библейские заповеди, в частности такие, как «не
убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не судите, да не судимы будете» и
др. В этих и других нормах четко прослеживается тенденция к ориентированию
индивидов на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав
другого человека.[[10]]
Исходя их этого,
можно сказать, что регулятивная ценность религии, в частности религиозных норм,
заключается в обеспечении стабильного функционирования общества, ибо вне его не
может существовать и человек как существо биосоциальное.
Тесное
взаимодействие религиозных норм с правовыми отмечалось и отмечается в ряде
других правовых систем, в том числе и в дореволюционной России. Переплетение православных
норм с юридическими, обеспечение исполнения церковных предписаний мерами
государственного принуждения, а велений закона также религиозной карой - одна
из основных черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей
права, начиная с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной
власти.
Весьма актуальна,
с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема взаимодействия права и религии в
современной России, особенно в области обеспечения прав и свобод человека.
Попытка осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить
динамического равновесия, существующего между эмоционально-духовной и
интеллектуально-рассудочной сферой человека.
На реализацию
прав и свобод человека влияет множество факторов, среди которых нельзя не
учитывать как воздействие религии, так и проявление посттоталитарного синдрома.
Только комплексный подход позволит решить эту многоплановую проблему. Не
следует недооценивать и то обстоятельство, что в России неуклонно растет число
верующих, а потому взвешенный и обоснованный синтез религиозных и правовых
норм, как представляется, мог бы увеличить регулятивную силу последних.
Глава
2. Право
2.1.
Сущность, функции, понятие и предназначение права
Развитие
государства, его совершенствование и укрепление, разумеется так, чтобы во всем
комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии,
экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий
нуждам человечества.
Государство - это
политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая
социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной,
охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для
населения всей страны.
Очень часто в
нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе,
когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко
определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными
государственными органами.
Под термином
"право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность
поведения, которая признается в обществе.[[11]]
Есть еще и другие значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности
поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения,
называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.
Но и в
юридическом смысл "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность
субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[12].
2. объективное право - здесь термин "право" близок к
терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не
свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе -
юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом
(Российское право), либо как часть (гражданское право).[[13]]
В каждом
политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле
существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на
жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права,
относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где
либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка
вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических , духовных и
даже естественно-природных факторов.
В отличии от
естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное
право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:
Þ
создается людьми, общественными образованиями, - законодателями, судами, самими
субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной
волевой деятельности.
Þ
существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной
реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три
способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право
судей, право законодателя.
Обычное право -
исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного
права.
Право судей -
судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать
образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем
формируется право судей, т.е. прецедентное право.
Право
законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой
деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития
демократии - представительных.
Сущность права
заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в
достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности
общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода
личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в
нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать
оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов,
исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам
право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом
заключена важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции
права в соответствии с его предназначением таковы:
¨ регулятивная - упорядочение
общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и
порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов.
¨ охранительная - установление
мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и
исполнения.
Таким образом,
право, как и государство. призвано служить людям, обществу, обеспечивать его
нормальную жизнь.
Наиболее общими
признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют
свое действие на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством
источниках - юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от
усмотрения отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак,
который раскрывает особенности права как "права" выделяет его из
других норм, действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о
том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых,
имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти.
Вывод: Право -
это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых
государством источниках и являющихся общеобязательным критерием
правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Глава
3. Религия
3.1.
Возникновение религии
Современная
религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего
времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего
существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50
тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект,
то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из
4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих
различных исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что
она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки
и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные
национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев),
конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии -
буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих
народов.
В различных
религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила -
религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый
Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в
произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется
порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются
отправление обрядов, порядок церковных служб.
Ряд религиозных
норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права
были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер,
регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые,
процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых
современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна -
основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни
мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)[[14]].
Тысячелетие назад
наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение
христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной
организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством
и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит
Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу,
угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед
приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла
важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь
становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина.
Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:
1- судебная власть над всем христианским населением Руси по
некоторым делам;
2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
3- судебная власть над населением тех земель, которые были
феодальной собственностью. Церкви.
С течением
времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы,
монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд
брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных
православной церковью ("каноническое право"), был составной частью
правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили
юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет,
принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал
православную церковь с остальными религиозными объединениями, из
государственной организации она превратилась в частное общество, образованное
на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и
содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться
религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о
религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек
за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие
священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.
В наше время
восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы
советской власти.
Но сейчас церковь
выступает как центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть
государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на вопросы
агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и это
положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей
природе[15].
В настоящее время
нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим
правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности
религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право
"свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"[[16]].
Страницы: 1, 2, 3
|