бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Права военнослужащих бесплатно рефераты

p> - органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей – всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело;

- юридическими консультациями и коллегиями адвокатов – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами[45].

В ст. 25 определены дополнительные гарантии социальной защиты военнослужащих – ветеранов боевых действий на территориях других государств и ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членов их семей:

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение);

- на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне[46].

В статье 28 законодательно закрепляются гарантии от необоснованного привлечения командиров (начальников) к ответственности за правонарушения подчиненных. Установлено, что командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников
Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» призван дать новый импульс решению этих задач в условиях военной реформы[47].

§3. Обязанности военнослужащих.

Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих[48]: быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской
Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”.[49]

Статья 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определяет случаи, в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким случаям относятся: а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром
(начальником); е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождение в служебной командировке; з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно; и) следование к месту военной службы и обратно; к) прохождение военных сборов; л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие[50].

Наиболее подробно в законе “О статусе военнослужащих” указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы[51].

§4 Ответственность военнослужащих.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц[52].

С 1 июля 2002 г. установлен новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности. Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. На общих основаниях военнослужащие должны привлекаться к административной ответственности за нарушение:

V законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

V нарушение правил дорожного движения;

V законодательства об охране окружающей природной среды;

V пограничного режима;

V таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ;

V режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

V административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, проводящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

КоАП (ст 2.5) содержит запрет на применение к военнослужащим только административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также административного штрафа. Остальные виды административного наказания должны применятся к военнослужащим без ограничений[53].

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[54].

Глава 3. Проблемы реализации статуса и судебная защита военнослужащих.

§1 Реализация статуса военнослужащих.

Рассматривая проблемы реализации статуса военнослужащих, следует отметить, что за последние пять лет законодательной, судебной и исполнительной властью был принят ряд позитивных мер, направленных на усиление правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принято свыше 300 нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты правового положения указанной категории граждан.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий подготовку более 50 подзаконных нормативных актов. На основании этого распоряжения аналогичные планы разработаны и в настоящее время реализуются во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Их выполнение позволит создать механизм реализации прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обеспечить, при условии достаточного финансирования, их социальную и правовую защиту[55].

С принятием в 1998 г Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"[56] значительно укреплены правовые основы ее прохождения.
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 утверждено Положение о порядке прохождении военной службы, которое упорядочило вопросы исполнения военной службы различными категориями военнослужащих.

Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. создал дополнительные гарантии для защиты здоровья и жизни военнослужащих[57].

Вместе с тем многие положения законодательства в 'настоящее время не могут быть реализованы из-за несоответствия между экономическими потребностями Вооруженных Сил и возможностями государства.

Армия и флот России продержались на энтузиазме офицеров целое десятилетие, но всему есть предел. Устаревшая боевая техника выходит из строя, массовое увольнение офицерского состава не восполняется выпускниками высших военных учебных заведений, профессионалы уходят из Вооруженных Сил.

Только военными судами в 2000 г. рассмотрено 43 609 жалоб военнослужащих на неправомерные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, что вдвое больше, чем в 1997 г. О справедливости и законности, поступающих в суды заявлений военнослужащих о защите своих прав, красноречиво говорит тот факт, что 88,8% от общего числа рассмотренных судами жалоб признаны обоснованными и удовлетворены[58].

При прохождении военной службы по-прежнему острой остается проблема обеспечения права на жизнь военнослужащих. В Вооруженных Силах и в других воинских формированиях высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей. Основные потери происходят в связи с участием воинских контингентов в вооруженных конфликтах, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), выполнением иных опасных для жизни и здоровья задач.

Наиболее ярко данную ситуацию отражает гибель военнослужащих в ходе контртероррестической операции в Чеченской Республике. Несмотря на неоднократные заверения со стороны Командования Объединенной группировки войск на Северном Кавказе добиться сокращения случаев гибели военнослужащих и потерь среди личного состава, имели место ряд просчетов, допущенных в ходе проведения боевых действии, а порой и просто беспечность, приведшая к гибели людей.

Трагедия, связанная с гибелью экипажа АПРК "Курск", произошедшая 12 августа 2000 г., в определенной степени явилась следствием безразличия российского общества и государства к проблемам Вооруженных Сил вообще и
Военно-Морского Флота в частности. К сожалению, за осознание необходимости всемерной поддержки собственных Вооруженных Сил нам приходится расплачиваться жизнями лучших экипажей[59].

Меры правовой и социальной защиты военнослужащих, регламентированные военным законодательством, призваны компенсировать ограничения, связанные с их профессиональной деятельностью, выполнением обязанностей по обеспечению безопасности государства.

В настоящее время наиболее острыми являются проблемы материального положения военнослужащих и уровня жизни их семей, обеспечения жилищных прав и порядка увольнения с военной службы, прав на охрану здоровья, чести и личного достоинства.

Право военнослужащих на достойный уровень жизни и получение обеспечивающего его вознаграждения за труд нарушается повсеместно.

Денежное содержание военнослужащих не соответствует количеству и качеству затрачиваемого ими труда, не компенсирует существующие ограничения в гражданских, политических и социальных правах. Нынешний уровень денежного содержания офицеров войскового звена до подполковника включительно не высок, Для того чтобы прокормить свои семьи, значительная часть офицеров в ущерб боевой подготовке вынуждена искать заработок на стороне, по той же причине угрожающими для национальной безопасности темпами идет досрочное увольнение в запас младших офицеров.

По данным Министерства обороны Российской Федерации, задолженность перед военнослужащими по выплате им денежной компенсации взамен продовольственного пайка по состоянию на 2001 г. составляла 3,8 млрд. рублей.

По данным на 2000 г., Министерство обороны России только по денежному довольствию военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил задолжало 4,5 млрд. рублей. 4,9 млрд. рублей долга накопилось по социальным и компенсационным выплатам, в том числе 3,8 млрд. рублей за продовольственный паек[60].

Не прекращаются задержки при выплатах ежемесячного денежного довольствия, деньги на санаторно-курортное лечение выдаются во многих воинских частях не при уходе в отпуск, а в конце года.

Неблагополучно обстоят дела с выплатами "боевых" военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористической операции в Чечне. Ради получения положенных выплат военнослужащим порой приходится прибегать к крайним мерам, пикетировать штабы и объявлять голодовки.

Из-за отсутствия надлежащего финансирования остаются нереализованными льготы для военнослужащих на бесплатный проезд транспортом, оплату жилья, коммунальных услуг и телефонов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7