Политические и социально-экономические права человека
p> Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека,
зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и
физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и
культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное
питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться.
Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт
обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов
производства и распределения продуктов питания, более эффективного
использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и
нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного
минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей
трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда,
медицинское обслуживание и образование. Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий
жизни включает в себя также право на наивысший достижимый уровень
психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,
государства должны обеспечивать путем: сокращения мертво рождаемости и
детской смертности; улучшения всех аспектов гигиены и лечения
эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания
условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход
в случае болезни. Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является
предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет
право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным
постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования
имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность,
недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить
жилищные условия путём приобретения другого жилья. Жилищное
законодательство, обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее
время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" с изменениями и дополнениями 1996г., "Об основах
федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников
жилья" (1996 г.) и др. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность
бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным
законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнения от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми
актами и федеральными программами. Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья
граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и
гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3)
доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья; .5) ответственность органов государственной власти
и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм
собственности, должностных лиц за не обеспечение прав граждан в области
охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для
жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых
форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Для международной защиты социально-экономических прав человека и для
исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций создан и действует
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в
области защиты социально-экономических прав и основной координатор
экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных
учреждений. ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61—72) уполномочен проводить
исследования и составлять доклады по международным вопросам в области
экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и
т. п., готовить проекты конвенций по соответствующим вопросам, проводить
международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию. Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают
соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой -
предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами
нормативного регулирования нет противоречия. Ценности экономической свободы
и равенства получают общественное признание и закрепление в единой системе
неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной
справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и
гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются
важной предпосылкой стабильного существования правового государства в его
демократической и социальной форме. Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод 3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации. В данной главе пойдёт речь о том, чьей обязанностью является
обеспечение и защита прав и свобод. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и
свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации
и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод
человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти
и органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами
государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими
лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган,
который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам
человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не
исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного
положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118,
ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое
средство для укрепления законности в деятельности государственных органов
управления. Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,
исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила
способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие. Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном
процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении
конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм
гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является
гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и
свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им
обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты
означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий
суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и
принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.
Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в
то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам
права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле. Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как
гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как
глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие
возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном
подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые
способствуют ему в исполнении этой государственной задачи. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина
разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В
этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД –
обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность
населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы
законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны
разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные,
экономические и культурные права граждан. Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее
распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций. В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные
неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится
защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество
“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский
исследовательский центр по правам человека и д.р. Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко
оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение
и т.д. В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко
использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к
трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению
привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и
свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и
справедливости. Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми
средствами, предоставляемыми и Конституцией и законом. В частности, каждый
вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными
законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и
т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные
организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных
прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального
ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). 3.2. Международная защита прав и свобод. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и
свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до
начала 20-го века, права человека регулировались исключительно
внутригосударственным правом. Государства – участники международных
отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней
юрисдикции. Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-
правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф.
Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как
таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные
основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью”[6].
Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и
вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,
естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в
военное время”[7]. Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и
правомерности интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав
и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в
18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер,
утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, “то
надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в
его внутренние дела[8]. В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и
итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием
международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных
прав и свобод человека – с другой. Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому
этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым
в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил
основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий
перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и
культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в
первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене
Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем
достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о
гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и политических правах и д.р. ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое
внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в
результате международных преступлений государств. В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее
место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой
Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие
международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию
международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение
деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется
сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств. Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в
современных условиях под основными правами человека следует понимать права,
содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах
по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а
также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950
г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека
должно быть признано каждым государством - участником независимо от его
конституции. Приоритет международного права по отношению к
внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным
принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ. Остается настоятельной необходимость преодолеть различные
проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина,
недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность
систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы
органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его
состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о
присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к
ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре
ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных
свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы. Заключение Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав
человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права
человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство
государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными,
тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на
этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает
более широкую сферу общественных отношений. В условиях одной и той же формации могут существовать различные
отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы
следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация
определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение
классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает
место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и
неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях
предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно
сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и
формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания
индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде
всего для европейской цивилизации. В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей
правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную
справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем
большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во
взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем
выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных
посягательств права и свободы граждан. На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и
квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не
хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что
кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный. В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно
проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется,
законодательство, даже самое совершенное, ещё “не делает погоды”, не
снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным
регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного
изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в
сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по
сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов
государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического
законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей. Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные
кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально
проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело
с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом
присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности
судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не
призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности
– юридической и нравственной. Конституция, в свою очередь, закрепляет те права и свободы, которые
жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного
человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные
права и свободы. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения
условий достойного и свободного существования личности; естественного права
на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом
которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему
для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей. Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав
и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для
претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и
правового. Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются
совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности -
политической, экономической, духовной. Так без реализации права на свободу
предпринимательства не могла быть создана экономическая среда, без
реализации избирательных прав граждан - невозможно формирование
политических прав, структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но
и защищаются им как необходимое условие его существования. Библиография. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
6. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство " Международные отношения ", 1994 г. Научная литература 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3 - е изд. М.:
Юридическая литература. 1996.
2. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд - во БЕК, 1994.
3. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие. М.
"Манускрипт". 1993.
4. Бусленко Н.И. Юридический словарь - справочник. Ростов на Дону: "Феникс". 1996.
5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: Норма, 1994
6. История государства и права. Источники права. Юридические памятники. М.
"Манускрипт". 1995.
7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений
России XI-ХХ.вв. М.: Юрист. 1995
8. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. 2-е
издание М. Юрист. 1994
9. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. М.: Изд - во
"Право и закон". 1997.
10. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. М.:
Изд-во "Юридическая литература". 1996
11. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник М.: Изд-во МГТУ им. Баумана
12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М.: Юрист, 1994
13. Конституционное право. Учебное пособие: в 2-х частях. — М.: Юридический колледж МГУ, 1994 -----------------------
[1] Вольтер. Избранные произведения. М., 1938. С. 327
[2] Тарновский Е.Н. Четыре свободы. СПб., 1995. С. 182. [3] Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие,
особенности, знамение для России / Общественные науки и современность. М.,
1997. №3.
[4] Ведомости Верховного Совета (далее ВВС). 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418;
Собрание актов Президента и Привительства (САПП). 1991. №6. Ст. 92.
[5] ВВС. 1991. №16. Ст. 499
[6] Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т. 1.
СПб., 1882. С. 327
[7] Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств,
изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.
[8] Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|