бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Органы местного самоуправления в России бесплатно рефераты

Глава города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования.

В целях обеспечения взаимодействия представительного и исполнительного органов городского самоуправления глава города может назначать своих представителей в представительный орган.

Еще один орган городского самоуправления — это администрация. Он является исполнительно—распорядительным органом, формируемым по профессиональному признаку, для осуществления функций управления социально — экономическими процессами развития города.

Глава города, являясь высшим должностным лицом городского самоуправления, возглавляет администрацию и, следовательно, несет ответственность за ее деятельность перед городским представительным органом и городским сообществом в целом. Он определяет структуру, штаты и фонд оплаты труда администрации в пределах средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели. К сожалению, не во всех уставах городов, указано, имеет ли право городской представительный орган участвовать в формировании администрации.

Если же мы обратимся к опыту земств и городского общественного управления в XIX веке, которое было рассмотрено в главе 1, то увидим, что представительные органы, а именно городская дума, не только сами формировали городские управы (исполнительные органы), но и определяли структуру их управления и основные направления деятельности. Этот положительный пример можно использовать и в настоящее время. Ведь в большинстве российских городов структуру исполнительного органа определяет мэр (глава администрации). "Городскую администрацию возглавляет     глава     самоуправления     города.                                      Структура      городской администрации и штатное расписание определяется главой самоуправления города в пределах утвержденных Думой бюджетных средств"159. Как видим, в данном случае представительному органу отведена довольно скромная роль.

Как мы указывали выше, согласно Конституции РФ население вправе самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, в частности и администрации города, исходя из этого предполагается и участие представительного органа в формировании администрации путем утверждения ее структуры. С другой стороны, если администрация города подотчетна населению города и представительному органу в пределах его компетенции, то значит, они должны принимать непосредственное участие в ее формировании.

Исходя из вышесказанного и исторического опыта нашей страны, наиболее удачным для системы местного самоуправления я считаю вариант, при котором сохранится приоритет представительных органов над исполнительными, выражающийся не только в подотчетности администрации города представительному органу самоуправления, но и в его участии при формировании администрации. Речь идет лишь об ограничениях, сдержках со стороны другой власти, четком установлении полномочий.

Деятельность администрации, помимо устава, регулируется регламентом и специальным положением.

В составе администрации создаются территориальные, отраслевые и функциональные структурные подразделения в форме управлений, комитетов и отделов. Структура каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельным Положением.

Функциональные структурные подразделения (комитеты, отделы) образуются с целью обеспечения деятельности администрации в целом, в том числе для экономического и правового обеспечения управления городским хозяйством. Их деятельность возглавляют соответственно председатели и заведующие.

Администрация города по предмету своей деятельности может издавать правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ, уставу города и правовым нормативным актам представительного органа. Субъектами этого права являются глава города и руководители структурных подразделений.

Глава города принимает правовые акты нормативного характера — постановления, правовые акты ненормативного характера — распоряжения, и акты, регулирующие трудовые отношения — приказы. Руководители территориальных и отраслевых структурных подразделений администрации в пределах своей компетенции издают распоряжения — правовые акты по вопросам деятельности подразделения и подведомственных предприятий и учреждений, и приказы — акты, регулирующие трудовые правоотношения. Руководители функциональных структурных подразделений администрации по всем вопросам своей деятельности издают приказы.

Глава города вправе отменить правовые акты руководителей структурных подразделений, а также правовые акты, подписанные им ранее, в случаях: нарушения действующего законодательства, Устава города и решений городского представительного органа; противоречий ранее принятым правовым актам; отсутствия материального или финансового обеспечения для выполнения правового акта.

Итак, администрация как исполнительно—распорядительный орган города осуществляет управление муниципальным хозяйством, имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает проекты плана социально — экономического развития и бюджета города, проект схемы управления городом, структуру органов городской администрации и положений о них, выполняет другие функции. По вопросам своей деятельности издает правовые акты.

Рассмотрим Администрацию как самостоятельный орган городского самоуправления на примере администрации г. Сорочинска Оренбургской области.

Структура и состав городской администрации Сорочинска определяется на основе территориально-отраслевого принципа. Это постоянно действующий орган местного самоуправления. Возглавляет Мэр. Деятельность и организация данного органа определяется Уставом, Положением о городской администрации. Работа Администрации осуществляется в форме оперативной, исполнительной и распорядительной деятельности по реализации решений областной Администрации.

В состав городской администрации входят: мэр города, первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации, начальник аппарата, комитеты, Территориальные подразделения администрации (далее ТПА), управления, отделы и их должностные лица. Комитеты, управления, отделы являются структурными подразделениями администрации и осуществляют исполнительные, распорядительные функции в конкретных сферах управления. ТПА осуществляют исполнительные и распорядительные функции на соответствующих территориях, установленных схемой управления городом в целях создания оптимальных условий жизнедеятельности населения, а также управление данной территорией. В структуру комитетов ТПА, управлений, отделов входят отделы, сектора, осуществляющие деятельность по отдельным направлениям деятельности структурных подразделений администрации.

Компетенции:

·                   Разработка и исполнение планов и программ развития города, проекта бюджета, проектов иных нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также отчетов об их исполнении;

·                   Деятельность по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, руководство и управление муниципальным здравоохранением, жилищно-коммунальным хозяйством, дошкольным, основным общим и профессиональным образованием, торговым и транспортным обслуживанием населения, руководство деятельностью иных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

·                   Обеспечение охраны общественного порядка, окружающей среды;

·                   Осуществление отдельных полномочий, делегированных органами государственной власти области законом области;

·                   Осуществление иных исполнительных и распорядительных полномочий, отнесенных к ведению городской администрации Уставом, областным, федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным Законом " О муниципальной службе" в органах местного самоуправления осуществляется организация муниципальной службы. Это исполнение на профессиональной, постоянно оплачиваемой основе обязанностей на штатных муниципальных должностях в городской администрации по обеспечению в интересах населения муниципального образования реализации целей, функций, прав, полномочий мэра города, органов местного самоуправления в порядке, установленном Уставом, Законом о муниципальной службе, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с областным, федеральным законодательством. Уставом города предусмотрены категории должностей муниципальной службы, а также порядок поступления, прохождения, увольнения муниципальных служащих. Согласно Устава муниципальные должности в Администрации города в зависимости от характера выполнения должностных полномочий и порядка замещения подразделяются на:

·                   Должности категории "А"(непосредственное выполнение полномочий органов местного самоуправления) - Мэр города. Это выборная должность и не является муниципальным служащим органов городского самоуправления.

·                   Должности категории "Б"(утверждаемые Мэром города для исполнения полномочий органов городского самоуправления и лица, замещающего должность "А").

·                   Должность категории "В"(Утверждаемые Мэром города для обеспечения исполнения деятельности органов городского самоуправления). Категории "Б", "В" относятся к муниципальным служащим.

При анализе Постановлений, принятых мэром города Сорочинска Оренбургской области за последние 2 года 2006-2007г.г. можно сделать вывод, что подавляющая часть местных актов носит индивидуально правовой, а не нормативный характер. А также следует учесть и то, что не все правовые акты, изданные органами городского самоуправления, представилось возможным просмотреть. Отдельные акты носят единичный характер. После просмотра актов можно обозначить основные направления деятельности администрации города Сорочинска в нормотворческой деятельности:

·                   Вопросы организации деятельности органов городского самоуправления 

·                   По местному бюджету – вопросы текущего финансирования

·                   Вопросы земельного правоотношения – по предоставлению, изъятию земельных участков, выдача разрешений на строительство

·                   Вопросы брачно-семейных отношений - в основном, решаются вопросы выдачи разрешения на вступление в брак и снижение брачного возраста; вопросы опеки и попечительства.

·                   Регистрация субъектов предпринимательской деятельности

·                   Жилищные правоотношения – решения о приватизации объектов муниципального жилищного фонда, решения об обеспечении интересов несовершеннолетних при совершении сделок с объектами жилищного фонда

·                   Награды РФ, области, поощрение Главы муниципального образования

·                   Регулирование тарифов

·                   Лицензирование отдельных видов деятельности

·                   Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью

         Постановлением Главы Администрации г.Сорочинска "О плане работы администрации района на 4 квартал 2007г." от 21 сентября 2007г. был утвержден план работы администрации города на 4 квартал 2007г. В плане ставятся на рассмотрение в течение квартала вопросы по уточнению бюджета на 2008г., по состоянию готовности объектов теплоэнергетики к работе в зимних условиях 2007-2008г., об анализе экономических показателей за 9 месяцев 2007г., а также иные вопросы, касающиеся деятельности администрации города.

Рассмотрев правовое положение органов городского самоуправления, можно прийти к выводу, что представительный и исполнительный органы должны иметь собственную компетенцию, при этом деятельность администрации как исполнительно —распорядительного органа должна быть подотчетна представительному органу и он должен участвовать в ее формировании. Глава города может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города, но при этом он должен отчитываться как перед населением, его избравшим, так и перед представительным органом.

Заключение


В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:

1.Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное общественное самоуправление;

4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным отличием современной модели от советской является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:

-  решением вопросов административно-территориального деления;

-  полномочий в области экономики и финансов;

-  решение вопросов социального развития территории;

-  развитие культуры и искусства,

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.       Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

Список использованных источников и литературы


1. Нормативные акты


1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.   Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№ 35, Ст. 3506.

3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. с изменениями от 22 июня 1998 Г.//СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

4. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

5.Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления Российском Федерации" от 10 сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.

6.   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.

7.   Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.

8.Конституция РСФСР 1918 г.

9.      Конституция СССР 1936 г.

10. Конституция СССР 1977 г.

11. Конституция РСФСР 1978 г.

12..Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267,

13.Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля  1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №29. Ст. 1011.

14.Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" от 5 марта 1971 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12.

15.Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся"//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 132.

16.Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся"// Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12, Ст. 133.

17.Городовое положение 1785 Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16187.

18.Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 Г.//ПСЗ.Собрание II. Т. 39. № 40458.

19.Городовое положение 1870 Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. №48498.

20.Городовое положение 1892г У/ПСЗ. Собрание III. 1895. Т. 12. № 8708.

21.Закон Временного правительства "О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях" от 15 апреля  1917г.//Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 1.Петроград, 1917.

22.Постановление Временного правительства "Об изменении действующих Положений об общественном управлении городов" от 9 июня 1917гУ/Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 2.Петроград, 1918,

23.Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа 1922 Г.//СУ РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.

24. Положение о городских Советах от 7 декабря 1925 г.//СУ РСФСР, 1925. №91. Ст. 662.

25. ФЗ РФ от 6.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

26. ФЗ РФ от 21.07.2007г № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

27. ФЗ РФ от 1.12.2006г № 198-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

28. ФЗ РФ от 15. 02.2006г № 24-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

29. ФЗ РФ от 18.07.2006г № 120-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

30. ФЗ РФ от 29.06.2005г № 69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в ст. 83 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

31. ФЗ РФ от 18.04.2005г № 34-ФЗ «О внесении изменений в ст. 85 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

32. ФЗ РФ от 28.12.2004г № 186-ФЗ в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»


2. Монографии и статьи


33.     Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения.М., 1979.

34.    Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2004.

35.   Авакьян    С.А.    Местное    самоуправление    в    Российской    Федерации: концепции и решения нового Закона//Вестник Московского ун-та.  Серия 11. Право. 1996. № 2.

36.Антонова Н.А. Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в РФ.Дис.канд.юрид.науж. М., 2005.

37.Бабун Р. Готов ли народ к самоуправлению?//Российская Федерация. М.,1994, №17.

38.Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971,

39. Барабашев Г.В. Районный, городской Совет на современном этапе. М.,1975.

40.   Барабашев   Г.В.    Принятие   решений   местными    органами    власти   и управления. Мм 1983.

41.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

42.Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. КПСС и Советы народных депутатов. М.,1978.

43.Бланкенагель А. Местное самоуправление против государственного управления в РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение.1997. № 1.

44.Болтенкова Л.Ф. Упразднение органов местного управления и создание Советов» М., 2006.

45.Бондарь Н.С., Зинченко СП. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности// Гос. И право. М. 1993, № 3.

46.Васильчиков А.В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений.   СПб., 1869.

47.Виноградов В.А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно —аналитический обзор. М., 2005.

48.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург, 2006.

49.   Габричидзе  Б.Н. Материал к лекции на тему: "XXIII съезд КПСС о повышении роли Советов депутатов трудящихся в коммунистическом строительстве". М., 1967.

50.Габричидзе Б.Н. Городской Совет депутатов трудящихся. М., 1968.

51.Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000.

52.   Гильченко  Л.В.   Из   истории  становления  местного   самоуправления  в России//Государство и право. 1996. № 2.

53. Закон от 27.12.2006г О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по созданию административных комиссий»

54. Закон от 27.12.2006г«О внесении дополнений в Закон «О системе исполнительных органов гос.власти Оренбургской области»

55. «Компетенция органов местного самоуправления Оренбурга». Оренбург., Книж.издат. 2001

56. «Организация правовой работы в органах местного самоуправления ш. Оренбурга» Оренбург., Оренбургское книж.издат. 2000

57. «Местное самоуправление в Оренбурге» Оренбургское книж.издат.2004

58. Справочник основных понятий по вопросам местного самоуправления». Оренбург.ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис».2002

59. Городское управление. М., 2005

60. «Предметы ведения и полномочия местного самоуправления в РФ». Сб. Федерального законодательства.М., Юрид.лит. 2002



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6