Органы местного самоуправления в России
Глава
города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и в пределах
своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу
с момента их опубликования.
В
целях обеспечения взаимодействия представительного и исполнительного органов
городского самоуправления глава города может назначать своих представителей в
представительный орган.
Еще
один орган городского самоуправления — это администрация. Он является
исполнительно—распорядительным органом, формируемым по профессиональному
признаку, для осуществления функций управления социально — экономическими
процессами развития города.
Глава
города, являясь высшим должностным лицом городского самоуправления, возглавляет
администрацию и, следовательно, несет ответственность за ее деятельность перед
городским представительным органом и городским сообществом в целом. Он
определяет структуру, штаты и фонд оплаты труда администрации в пределах
средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели. К сожалению, не во
всех уставах городов, указано, имеет ли право городской представительный орган
участвовать в формировании администрации.
Если
же мы обратимся к опыту земств и городского общественного управления в XIX веке, которое было рассмотрено в
главе 1, то увидим, что представительные органы, а именно городская дума, не
только сами формировали городские управы (исполнительные органы), но и
определяли структуру их управления и основные направления деятельности. Этот
положительный пример можно использовать и в настоящее время. Ведь в большинстве
российских городов структуру исполнительного органа определяет мэр (глава
администрации). "Городскую администрацию возглавляет глава
самоуправления города. Структура
городской администрации и штатное расписание определяется главой самоуправления
города в пределах утвержденных Думой бюджетных средств"159. Как
видим, в данном случае представительному органу отведена довольно скромная
роль.
Как
мы указывали выше, согласно Конституции РФ население вправе самостоятельно
определять структуру органов местного самоуправления, в частности и
администрации города, исходя из этого предполагается и участие
представительного органа в формировании администрации путем утверждения ее
структуры. С другой стороны, если администрация города подотчетна населению
города и представительному органу в пределах его компетенции, то значит, они
должны принимать непосредственное участие в ее формировании.
Исходя
из вышесказанного и исторического опыта нашей страны, наиболее удачным для системы
местного самоуправления я считаю вариант, при котором сохранится приоритет
представительных органов над исполнительными, выражающийся не только в
подотчетности администрации города представительному органу самоуправления, но
и в его участии при формировании администрации. Речь идет лишь об ограничениях,
сдержках со стороны другой власти, четком установлении полномочий.
Деятельность
администрации, помимо устава, регулируется регламентом и специальным
положением.
В
составе администрации создаются территориальные, отраслевые и функциональные
структурные подразделения в форме управлений, комитетов и отделов. Структура
каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельным
Положением.
Функциональные
структурные подразделения (комитеты, отделы) образуются с целью обеспечения
деятельности администрации в целом, в том числе для экономического и правового
обеспечения управления городским хозяйством. Их деятельность возглавляют
соответственно председатели и заведующие.
Администрация
города по предмету своей деятельности может издавать правовые акты, которые не
должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ,
уставу города и правовым нормативным актам представительного органа. Субъектами
этого права являются глава города и руководители структурных подразделений.
Глава
города принимает правовые акты нормативного характера — постановления, правовые
акты ненормативного характера — распоряжения, и акты, регулирующие трудовые
отношения — приказы. Руководители территориальных и отраслевых структурных
подразделений администрации в пределах своей компетенции издают распоряжения —
правовые акты по вопросам деятельности подразделения и подведомственных
предприятий и учреждений, и приказы — акты, регулирующие трудовые
правоотношения. Руководители функциональных структурных подразделений
администрации по всем вопросам своей деятельности издают приказы.
Глава
города вправе отменить правовые акты руководителей структурных подразделений, а
также правовые акты, подписанные им ранее, в случаях: нарушения действующего
законодательства, Устава города и решений городского представительного органа;
противоречий ранее принятым правовым актам; отсутствия материального или
финансового обеспечения для выполнения правового акта.
Итак,
администрация как исполнительно—распорядительный орган города осуществляет
управление муниципальным хозяйством, имуществом и объектами муниципальной
собственности, разрабатывает проекты плана социально — экономического развития
и бюджета города, проект схемы управления городом, структуру органов городской
администрации и положений о них, выполняет другие функции. По вопросам своей
деятельности издает правовые акты.
Рассмотрим
Администрацию как самостоятельный орган городского самоуправления на примере
администрации г. Сорочинска Оренбургской области.
Структура и состав городской
администрации Сорочинска определяется на основе территориально-отраслевого
принципа. Это постоянно действующий орган местного самоуправления. Возглавляет
Мэр. Деятельность и организация данного органа определяется Уставом, Положением
о городской администрации. Работа Администрации осуществляется в форме
оперативной, исполнительной и распорядительной деятельности по реализации
решений областной Администрации.
В состав
городской администрации входят: мэр города, первый заместитель главы
администрации, заместители главы администрации, начальник аппарата, комитеты,
Территориальные подразделения администрации (далее ТПА), управления, отделы и
их должностные лица. Комитеты, управления, отделы являются структурными
подразделениями администрации и осуществляют исполнительные, распорядительные
функции в конкретных сферах управления. ТПА осуществляют исполнительные и
распорядительные функции на соответствующих территориях, установленных схемой
управления городом в целях создания оптимальных условий жизнедеятельности
населения, а также управление данной территорией. В структуру комитетов ТПА,
управлений, отделов входят отделы, сектора, осуществляющие деятельность по
отдельным направлениям деятельности структурных подразделений администрации.
Компетенции:
·
Разработка
и исполнение планов и программ развития города, проекта бюджета, проектов иных
нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также отчетов об их
исполнении;
·
Деятельность
по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, руководство и
управление муниципальным здравоохранением, жилищно-коммунальным хозяйством,
дошкольным, основным общим и профессиональным образованием, торговым и
транспортным обслуживанием населения, руководство деятельностью иных
муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
·
Обеспечение
охраны общественного порядка, окружающей среды;
·
Осуществление
отдельных полномочий, делегированных органами государственной власти области
законом области;
·
Осуществление
иных исполнительных и распорядительных полномочий, отнесенных к ведению
городской администрации Уставом, областным, федеральным законодательством.
В соответствии с Федеральным
Законом " О муниципальной службе" в органах местного самоуправления
осуществляется организация муниципальной службы. Это исполнение на
профессиональной, постоянно оплачиваемой основе обязанностей на штатных
муниципальных должностях в городской администрации по обеспечению в интересах
населения муниципального образования реализации целей, функций, прав,
полномочий мэра города, органов местного самоуправления в порядке,
установленном Уставом, Законом о муниципальной службе, иными нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с областным,
федеральным законодательством. Уставом города предусмотрены категории
должностей муниципальной службы, а также порядок поступления, прохождения,
увольнения муниципальных служащих. Согласно Устава муниципальные должности в
Администрации города в зависимости от характера выполнения должностных
полномочий и порядка замещения подразделяются на:
·
Должности
категории "А"(непосредственное выполнение полномочий органов местного
самоуправления) - Мэр города. Это выборная должность и не является
муниципальным служащим органов городского самоуправления.
·
Должности
категории "Б"(утверждаемые Мэром города для исполнения полномочий
органов городского самоуправления и лица, замещающего должность "А").
·
Должность
категории "В"(Утверждаемые Мэром города для обеспечения исполнения
деятельности органов городского самоуправления). Категории "Б",
"В" относятся к муниципальным служащим.
При анализе
Постановлений, принятых мэром города Сорочинска Оренбургской области за
последние 2 года 2006-2007г.г. можно сделать вывод, что подавляющая часть
местных актов носит индивидуально правовой, а не нормативный характер. А также
следует учесть и то, что не все правовые акты, изданные органами городского
самоуправления, представилось возможным просмотреть. Отдельные акты носят
единичный характер. После просмотра актов можно обозначить основные направления
деятельности администрации города Сорочинска в нормотворческой деятельности:
·
Вопросы
организации деятельности органов городского самоуправления
·
По
местному бюджету – вопросы текущего финансирования
·
Вопросы
земельного правоотношения – по предоставлению, изъятию земельных участков,
выдача разрешений на строительство
·
Вопросы
брачно-семейных отношений - в основном, решаются вопросы выдачи разрешения на
вступление в брак и снижение брачного возраста; вопросы опеки и попечительства.
·
Регистрация
субъектов предпринимательской деятельности
·
Жилищные
правоотношения – решения о приватизации объектов муниципального жилищного
фонда, решения об обеспечении интересов несовершеннолетних при совершении
сделок с объектами жилищного фонда
·
Награды
РФ, области, поощрение Главы муниципального образования
·
Регулирование
тарифов
·
Лицензирование
отдельных видов деятельности
·
Владение,
пользование, распоряжение муниципальной собственностью
Постановлением Главы
Администрации г.Сорочинска "О плане работы администрации района на 4
квартал 2007г." от 21 сентября 2007г. был утвержден план работы
администрации города на 4 квартал 2007г. В плане ставятся на рассмотрение в
течение квартала вопросы по уточнению бюджета на 2008г., по состоянию
готовности объектов теплоэнергетики к работе в зимних условиях 2007-2008г., об
анализе экономических показателей за 9 месяцев 2007г., а также иные вопросы,
касающиеся деятельности администрации города.
Рассмотрев
правовое положение органов городского самоуправления, можно прийти к выводу,
что представительный и исполнительный органы должны иметь собственную
компетенцию, при этом деятельность администрации как исполнительно
—распорядительного органа должна быть подотчетна представительному органу и он
должен участвовать в ее формировании. Глава города может возглавлять
деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории
города, но при этом он должен отчитываться как перед населением, его избравшим,
так и перед представительным органом.
Заключение
В настоящее время Россия находится в начале
долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования
общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные
возможности для развития современной модели организации местного
самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической
ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и
гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие -
отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования
органов местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления,
представляется как система внешних взаимоотношений - между органами
государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между
представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель современной организации местного самоуправления имеет
следующие организационные формы для ее осуществления:
1.Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления
граждан;
2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
3. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления
и органы территориального общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и
организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую
систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной модели от советской является
ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему
государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу.
Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами
государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам
местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая
самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами
муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их
формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель организации местного
самоуправления реализуется посредством следующих функций:
-
решением вопросов административно-территориального деления;
-
полномочий в области экономики и финансов;
-
решение вопросов социального развития территории;
-
развитие культуры и искусства,
Эффективность и целесообразность местного
самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной
демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением
вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения,
осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой
связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей
граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов
организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является
преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация
потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования
новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом,
которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличии
от централизованной системы управления способствует приближению власти к
народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет
демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей
эффективностью.
В силу сложившегося в современной России типа органов местного
самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого
волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления
предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной
демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и
общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является
длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных,
политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания,
темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с
реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и
соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в
концепции современной модели организации местного самоуправления в России
является определение сущности природы местного самоуправления, как формы
власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения
являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории.
Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную
общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности
представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных
глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов
самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного
самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в
обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не
политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации
процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В
муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению
участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать
постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.
Реформирование требует и структура управления
городом. С появлением нового административно-территориального деления городов,
они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных
задач.
Так же требует реформирования и система
взаимоотношений органов государственной власти с органами местного
самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов
федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного
характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный
анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил
необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как
переход от разработки теории к практическому функционированию местного
самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в
начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования
по данной теме необходимо продолжать.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные акты
1. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№ 35, Ст. 3506.
3. Федеральный закон «Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. с
изменениями от 22 июня 1998 Г.//СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
4. Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" от 19 сентября1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
5.Федеральный закон "О
финансовых основах местного самоуправления Российском Федерации" от 10
сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.
6. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.
7. Гражданский кодекс Российской
Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.
8.Конституция РСФСР 1918 г.
9.
Конституция
СССР 1936 г.
10. Конституция СССР 1977 г.
11. Конституция РСФСР 1978 г.
12..Закон СССР "Об общих
началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля
1990г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.
1990. № 16. Ст. 267,
13.Закон РСФСР "О
местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991г.//Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №29. Ст. 1011.
14.Постановление ЦК КПСС
"О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов
депутатов трудящихся" от 5 марта 1971 г.//Ведомости Верховного Совета
СССР. 1971. № 12.
15.Указ Президиума Верховного
Совета СССР "Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов
трудящихся"//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 132.
16.Указ Президиума Верховного
Совета СССР "Об основных правах и обязанностях городских и районных в
городах Советов депутатов трудящихся"// Ведомости Верховного Совета СССР.
1971. № 12, Ст. 133.
17.Городовое положение 1785
Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16187.
18.Положение о губернских и
уездных земских учреждениях 1864 Г.//ПСЗ.Собрание II. Т. 39. № 40458.
19.Городовое положение 1870
Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. №48498.
20.Городовое положение 1892г У/ПСЗ.
Собрание III. 1895. Т. 12. № 8708.
21.Закон Временного
правительства "О производстве выборов гласных городских дум и об
участковых городских управлениях" от 15 апреля 1917г.//Сборник указов и
постановлений Временного правительства. Выпуск № 1.Петроград, 1917.
22.Постановление Временного
правительства "Об изменении действующих Положений об общественном управлении
городов" от 9 июня 1917гУ/Сборник указов и постановлений Временного
правительства. Выпуск № 2.Петроград, 1918,
23.Положение о Советах
губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа 1922 Г.//СУ
РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.
24. Положение о городских
Советах от 7 декабря 1925 г.//СУ РСФСР, 1925. №91. Ст. 662.
25. ФЗ РФ от 6.10.2003г №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
26. ФЗ РФ от 21.07.2007г №
187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 53 ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ»
27. ФЗ РФ от 1.12.2006г №
198-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
28. ФЗ РФ от 15. 02.2006г №
24-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
29. ФЗ РФ от 18.07.2006г №
120-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ»
30. ФЗ РФ от 29.06.2005г №
69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в ст. 83 ФЗ «О внесении
изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ»
31. ФЗ РФ от 18.04.2005г №
34-ФЗ «О внесении изменений в ст. 85 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
32. ФЗ РФ от 28.12.2004г №
186-ФЗ в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
2. Монографии и статьи
33. Авакьян С.А.
Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения.М., 1979.
34. Авакьян С.А.
Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//В сб.:
Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2004.
35. Авакьян С.А.
Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения
нового Закона//Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 1996. № 2.
36.Антонова Н.А. Правовые
вопросы организационной деятельности представительных органов местного
самоуправления в РФ.Дис.канд.юрид.науж. М., 2005.
37.Бабун Р. Готов ли народ к
самоуправлению?//Российская Федерация. М.,1994, №17.
38.Барабашев Г.В.
Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971,
39. Барабашев Г.В. Районный,
городской Совет на современном этапе. М.,1975.
40. Барабашев Г.В.
Принятие решений местными органами власти и управления. Мм 1983.
41.Барабашев Г.В. Местное
самоуправление. М., 1996.
42.Барабашев Г.В., Шеремет
К.Ф. КПСС и Советы народных депутатов. М.,1978.
43.Бланкенагель А. Местное
самоуправление против государственного управления в РФ//Конституционное право:
восточноевропейское обозрение.1997. № 1.
44.Болтенкова Л.Ф.
Упразднение органов местного управления и создание Советов» М., 2006.
45.Бондарь Н.С., Зинченко СП.
Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной
собственности// Гос. И право. М. 1993, № 3.
46.Васильчиков А.В. О
самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и
общественных учреждений. СПб., 1869.
47.Виноградов В.А. Местное
самоуправление. Российский вариант: научно —аналитический обзор. М., 2005.
48.Выдрин И.В., Кокотов А.Н.
Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург, 2006.
49. Габричидзе Б.Н.
Материал к лекции на тему: "XXIII съезд КПСС о повышении роли Советов депутатов трудящихся в
коммунистическом строительстве". М., 1967.
50.Габричидзе Б.Н. Городской
Совет депутатов трудящихся. М., 1968.
51.Герасименко Г.А. Земское
самоуправление в России. М., 2000.
52. Гильченко Л.В. Из
истории становления местного самоуправления в России//Государство и право.
1996. № 2.
53. Закон от 27.12.2006г О
наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными
полномочиями по созданию административных комиссий»
54. Закон от 27.12.2006г«О
внесении дополнений в Закон «О системе исполнительных органов гос.власти
Оренбургской области»
55. «Компетенция органов
местного самоуправления Оренбурга». Оренбург., Книж.издат. 2001
56. «Организация правовой
работы в органах местного самоуправления ш. Оренбурга» Оренбург., Оренбургское
книж.издат. 2000
57. «Местное самоуправление в
Оренбурге» Оренбургское книж.издат.2004
58. Справочник основных
понятий по вопросам местного самоуправления». Оренбург.ИПК «Газпромпечать» ООО
«Оренбурггазпромсервис».2002
59. Городское управление. М.,
2005
60. «Предметы ведения и
полномочия местного самоуправления в РФ». Сб. Федерального законодательства.М.,
Юрид.лит. 2002
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|