Организация бюджетного контроля
p> . анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; . контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; . регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. В рамках своей деятельности Счетная палата провидит комплексные
ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям
федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе
проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения
законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности
бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и
полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения,
Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации
предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или
исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной
Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов
финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых
организаций. Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по: o проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета; o проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации; o проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; o проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; o проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета. Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти,
обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной
политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных
органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление
финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними.
Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного
контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной
деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного
бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на
предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и
ведомственной принадлежности.[9] В соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.98. №273 “Об
утверждении положения о Министерстве Финансов РФ”[10] основными задачами
Минфина РФ являются: o совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; o разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; o концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; o разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; o разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; o разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; o разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении. Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного
контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276[11] разрешило
Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в
составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного
финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и
функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на
происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в
сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением
Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной
структуры Министерства Финансов РФ” работники вновь созданного
Департамента и его территориальных органов наделяются правом: * проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины; * проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования; * требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов; * получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки; * проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения; * поводить встречные проверки документов в других организациях, связанных с деятельностью проверяемого учреждения; * запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и операциями ревизуемой или проверяемой организации; * изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д. * проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции; * приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки; * ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков; * вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба; * проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии; * разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением; Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в административные
функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и
штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры
обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять
служебным положением в корыстных целях, и т. д. Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление
федерального казначейства и его территориальные органы на местах. В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ
“Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. №864 (с
последующими изменениями),[12] основная задача казначейства - организация, осуществление и контроль за исполнением федерального
(республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных
фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших
налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными
законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того,
казначейские органы осуществляют (совместно другими финансовыми органами)
сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и
представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные
ораны государственной власти и управления о финансовых операциях
Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных
фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают
совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками
государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и
расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах
казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по
учету государственной казны. Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой
дисциплины казначейству даны следующие права: > производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; > получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства; > приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств; > налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей. > взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями в случаях использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ; > требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета РФ и контролировать их устранение; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее
действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно
при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной
базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная
деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде
случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить
эффективность этой деятельности.[13] Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все
большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны,
поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы
финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции
средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения
и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого
вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для
своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорил, несоизмеримо маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили
мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как
компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и
Федеральной службы налоговой полиции в области бюджетного контроля,
вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой
бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановился на основных, на мой
взгляд, самых важных вопросах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ЛИТЕРАТУРА: 1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с. 2. М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. – 615 с. 3. Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юнита-Дана, 2000. – 550 с. 4. А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ: 1. Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской Федерации” от 17.12.97. № 2 – ФКЗ (СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1). 2. Федеральный Закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.95. № 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167). 3. Постановление Правительства РФ от 06.03.98. № 273 “Об утверждении положения о Министерстве Финансов Российской Федерации” (СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288). 4. Постановление Правительства РФ “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов Российской Федерации” от 06.03.98. № 276 (СЗ РФ. №11. Ст. 1293). 5. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ” (источник: http://law.optima.ru/ - нормативная база законодательства Российской Федерации (Internet)). 6. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. № 864 (САПП РФ. 1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 696). 7. Указ Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации” (СЗ РФ. 1996. №12. Ст. 1066). ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: 1. Http://www.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. 2. Http://law.optima.ru/ - нормативные акты Российской Федерации (законодательная база) -----------------------
[1] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.3.
[2] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 576.
[3] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 583.
[4] Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.:Юнита-Дана. С.
475.
[5] СЗ РФ. 1996. №12. Ст. 1066.
[6] СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1.
[7] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 595.
[8] СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167.
[9] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 598.
[10] СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.
[11] СЗ РФ. №11. Ст. 1293.
[12] САПП РФ. 1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997.
№6. Ст. 696.
[13] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.206.
Страницы: 1, 2, 3
|