бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Организация бюджетного контроля бесплатно рефераты

p> По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают полные, частичные, комплексные и тематические ревизии.

Полна документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная – отдельных сторон или участков этой деятельности, либо определенных статей затрат.

Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемых предприятий.
Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятий, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров, с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы. В случае необходимости для проверки узкоспециальных вопросов привлекаются эксперты.
Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности ревизии.

Тематические ревизии проводятся для проверки определенного участка
(темы) деятельности ревизуемого предприятия, организации. Проверяя однородные темы, ревизии дают представление о состоянии определенного участка деятельности не только одного ревизуемого объекта, но и других типичных объектов, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по всем однотипным участкам хозяйствующих субъектов.

По глубине проведения ревизии отличаю сквозные и локальные. При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной экономики, управлений, трестов, акционерных обществ, фирм и им подчиненных хозяйственных организаций, филиалов, представительств. Она проводится одновременно на вышестоящих и нижестоящих предприятиях по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные же ревизии проводятся только на одном предприятии, или на нескольких только по различным и не взаимосвязанным программам.

По отношению к плану выделяют плановые и неплановые ревизии. Первые предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при наличии данных о нарушениях финансово- хозяйственной деятельности предприятий и финансовой дисциплины, злоупотреблений, а также по требованию правоохранительных и других властных органов.

По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период.
Сплошной ревизии подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по расчетному, валютному и другим расчетам. При выборочных ревизиях проверяются часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени.
Обычно берут периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов совершения хозяйственно-финансовых операций: в последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, время выплаты отпускных учителям и другим служащим в летний период, сезон посева и уборки урожая и т.д.

Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет полнее выявить недостатки и нарушения, чем выборочная.
Но такая ревизия очень дорогая и трудоемкая, поэтому там, где совершаются крупные операции большой документооборот, может проводиться комбинированная ревизия. При этом участки подвергаются сплошной проверке, а другие – выборочной. В ходе выборочной ревизии может возникнут необходимость перехода к сплошному методу проверки ревизуемого участка, если выявляются факты нарушений и недостатков, хищений, подлога и т. д.

По очередности исследования одних и тех же вопросов принято различать превечные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.

Дополнительные и повторные ревизии назначаются в том случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы программы, или их результаты не четко отражены в акте проверки они признаются недоброкачественными, либо по требованию следственных органов для подтверждения фактов отраженных в итоговом документе первичной ревизии.

По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на документальные и фактические.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

Ведущий прием документальной ревизии – формальная и арифметическая проверка документов, при которой выясняют точность заполнения бланков и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы и итоги. Таким образом, определяется правильность документов и отражаемых ими хозяйственных операций. В противном случае проводят проверки с использованием других приемов контроля.

В процессе проведения ревизии встречаются случаи, когда после формально- арифметической проверки возникают неточности и сомнения в правильности или законности разрешенных операций. Тогда прибегают к встречным проверкам документов путем сверки и сличения данных, отраженных в документах и записях, имеющихся в ревизуемых организациях, с данными второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах, находящихся в проверяемой или иных организациях, с которыми вступила в хозяйственную связь ревизуемая организация.

Нормативная проверка в бюджетном контроле – основная из приемов документальной ревизии. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Это прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета, правильности списания расходов по статьям затрат.

Норма - в зависимости от метода разработки – могут быть расчетными и средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, применяют прием технико-экономических расчетов, при котором проверяются плановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг.

Способ обратного счета основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые по времени ревизии имеются в наличии на складах и счетах предприятий.

Оценка совершенных финансово-экономических операций с юридической, экономической и финансово точек зрения охватывает целый комплекс общеэкономических и статистических приемов анализа и оценки в целях выявления законности, целесообразности, рациональности и эффективности проведенных операций и деятельности ревизуемых объектов за проверяемый период.

К приемам фактической ревизии относятся:
. инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;
. обследование;
. экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполняемых работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т. д.;
. визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных помещений;
. проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты узкого профиля. Важная особенность – фактор внезапности. Иначе возможно получить объективные данные. Кроме того, невозможно провести одно и тоже контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени. При повторной проверке результат будет совершенно другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ И АКТЫ РЕВИЗИИ.

Организация и проведение ревизии представляют довольно сложный, последовательный процесс, начинающийся с планирования и подготовки к ее проведению и заканчивающийся контролем за выполнением предложений по акту ревизии. Весь ревизионный процесс обычно принято разделять на 4 этапа:

. подготовка к проведению ревизии;

. проведение ревизии;

. систематизация и подготовка материалов ревизии;

. реализация материалов ревизии.

Важный этап ревизионного процесса - составление акта ревизии (и приложений к нему, которые вместе составляют материалы ревизии). Основные требования, предъявляемы к нему – правдивость и объективность. Акт ревизии
– официальный документ, на основании которого делаются выводы о деятельности предприятия и принимаются соответствующие решения. Поэтому он не должен содержать субъективные предположения и личные выводы ревизора.
Ревизор несет полную ответственность за точность и правдивость составления акта ревизии. Ошибки и неточности в материалах ревизии недопустимы. Акт – основной документ, отражающий все недостатки и неточности, выявленные входе ревизии. Кроме того, он отражает качество проведения ревизии, уровень подготовленности, объективности и честности ревизора. Приложения к акту ревизии – разовые и промежуточные акты и справки проверок, составленные членами ревизионной бригады по результатам контрольной работы, акты инвентаризации материальных ценностей и денежных средств, контрольных обмеров, встречных и других разовых документальных и фактических проверок и другие документы.

Акт ревизии состоит из трех частей: вступительной (вводной), описательной (основной), и результативной (заключительной).

Каждый факт выявленного нарушения должен быть всесторонне проверен и отражен в акте ревизии с указанием времени совершения данного неправомерного действия или операции, сделанных бухгалтерских проверок, стоимостной оценки нарушений, их причин, также фамилий, инициалов и должностей виновных лиц. Эти факты должны иметь строжайшую объективность и точность, и излагаться со ссылкой на первичные документы, так как сводные регистры бухгалтерского учета являются производными от них и не всегда могут отражать истинную ситуацию.

Последний, завершающий этап проведения ревизии – принятие решения по акту проверки и контроль за его исполнением. После ознакомления с актом ревизии и со всеми прилагающимися к нему материалами руководитель учреждения, назначивший ревизию, не позднее, чем двухнедельный срок (не позднее 15 дней, а руководитель налоговой – не позднее 10 дней) с момента подписания акта или завершения ревизии должен вынести решение по устранению вскрытых нарушений и недостатков, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства. В ходе ревизии ревизоры должны приложить максимум усилий по устранению выявленных нарушений. Для ускорения процесса ликвидации нарушений и недостатков материалы ревизий и проверок могут направляться соответствующим министерствам, ведомствам и другим вышестоящим инстанциям, а в случае вскрытия серьезных нарушений или установления хищения денежных средств крупных или особо крупных размерах - следственным органам для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и возмещения ущерба.

При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета результаты ревизии докладываются руководителям администраций соответствующего уровня. При этом многие недостатки по мере возможности устраняются в процессе ревизии на основании высказанных в письменной форме предложений и замечаний ревизором-контролером.[3]

ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Состав и структура органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов на социально- экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.[4]

ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬТСВО.

Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности.
Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т. д.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное
Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа
Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении
Президента РФ”.[5] Как структурное подразделение Администрации Президента оно взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов надзора и контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации
Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности), предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение
Президента предложения по результатам проверок. Он вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно примять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют бюджетный контроль непосредственно в пределах свих полномочий, а так же направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

На основании Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона “О
Правительстве Российской Федерации” от 17.12.97. №2 – ФКЗ (с последующими изменениями),[6] Правительство РФ:

1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

3. представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

4. разрабатывает и реализует налоговую политику;

5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6. принимает согласованные с Центральным банком Российской

Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

9. в установленные сроки представляет необходимую информацию в

Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При правительстве действуют Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА.

Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля – парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган -
Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются на уровне регионов РФ.[7]

В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от
11.01.95. № 4-ФЗ[8] задачами Счетной палаты являются:

. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

. определение эффективности и целесообразности

расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Страницы: 1, 2, 3