Налоговое право как основной институт финансового права
3. Вносятся изменения в законодательство,
устанавливающее порядок налогообложения граждан. В соответствии с законом
СССР от 23 апреля 1990г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных
граждан и лиц без гражданства» устанавливаются самостоятельные режимы
налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов
от индивидуальной трудовой деятельности.
4. Закрепление принципа самостоятельности
республиканских и местных бюджетов фактически разрушало прежнюю устаревшую,
но целостную налогово-бюджнтную систему СССР. В 1991г. налогообложение и
налоговое законодательство используется бывшими Союзными республиками в
политических целях – повсеместно принимаются собственные налоги.
5. В 1990г. в составе Министерства финансов
СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая
через год становится Государственной налоговой службой (с1998г-Министерство
РФ по налогам и сборам). В 1991г. Указом Президента СССР вводится налог с
продаж в виде надбавки к цене товара.
|
9.Становление налоговой системы РФ.
|
1.Основы
налоговой системы и системы налогового законодательства РФ формируются в
октябре-декабре 1991 г. Законами РФ от 11 и 18 октября 1991г. были
установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7
декабря 1991г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах,
о подоходном налоге с физических лиц и т.д. Принят Закон РФ от 27 декабря
1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» . Все новые налоги
вводились в действие с 1 января 1992г.
2.Кроме того в 1992г.было
создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РФ ,
преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере
налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ.
3.В 1998г.
принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000г. – вторая. В настоящее
время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ.
|
2.Место и роль налогового права в системе
российского права.
Налоговое право РФ рассматривается, как
правило, с трех точек зрения: как отрасль(подотрасль) российского права, как
отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.
Понятие и предмет налогового права.
Эффективное финансовое обеспечение
деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его
государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и
его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных,
социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое
обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных
доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками
рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и
сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. В РФ
отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и
муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью
права – финансовым правом. Под предметом финансового права понимаются
общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и
муниципальных образований по формированию, распределению и использованию
денежных фондов в целях реализации своих задач.
В свою очередь, налоговое право – это
отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Указанные общественные отношения (налоговые
правоотношения) составляют предмет налогового права. Система таких
отношений представляет собой совокупность следующих общественных отношений:
1.
властных отношений по
установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
2.
правовых отношений,
возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых
обязательств по исчислению и уплате налогов или сборов.
3.
правовых отношений,
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением
налогового законодательства.
4.
правовых отношений,
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых
правоотношений.
5.
правовых отношений,
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых
правонарушений.
Участниками, составляющими предмет правового регулирования
налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают
физические и юридические лица, в том числе:
·
налогоплательщики,
налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы,
органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.
·
органы, осуществляющие
регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства
физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним(регистраторы),
социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях
налогового контроля и кредитные организации.
Объектом налогового права является
аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.
Также в налоговом праве выделяют два метода:
· публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод,
императивный метод)
· гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод
автономии)
Так как отношения, регулируемые налоговым
правом по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод
правового регулирования применяется в налоговом праве более часто.
Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по
заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового
кредита.
Система налогового права.
Налоговое право как отрасль права входит в
единую систему российского права, и в свою очередь является системой более
низкого уровня, т.е. сама представляет собой систему последовательно
расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним
единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого
регулирования.
Нормы налогового права группируются в две
части – общую часть и особенную часть:
1.Общая часть налогового права включает в себя
нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и
сборов РФ, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым
правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по
уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок
осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и
порядок защиты прав налогоплательщиков.
Таким образом, в общую часть налогового права
входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или
почти все институты особенной части.
2.Особенная часть налогового права включает в
себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее
время продолжается процесс их кодификации и они включаются во вторую
(особенную) часть Налогового кодекса РФ.
3.И общая и особенная часть налогового права,
являясь частями системы налогового права, в свою очередь представляют собой
системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности
взаимосвязанных юридических норм, соответственно: институты, субинституты и
нормы.
Институты налогового права – это
взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных
отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести
институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт защиты
прав налогоплательщиков и т.д.
Входящие в систему налогового права
субинституты в свою очередь являются составными частями(элементами) институтов.
Например, институт защиты прав налогоплательщиков, являющийся субинститутом
общей части налогового права включает в себя такие субинституты как
административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав
налогоплательщиков.
3.Основные
понятия налогового права.
Налог и сбор.
Понятия «налога» и «сбора» являются едва ли
не центральными понятиями налогового права. Вплоть до середины XVIII в.
термин «налог» в России не употреблялся. В научном обороте и законодательстве
термин «налог» утвердился лишь в XIX в.
В настоящее время легальное определение
«налога» и «сбора» содержится в ст.8 Налогового кодекса РФ. В соответствии с
нормой п.1 указанной статьи НК РФ,
налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог считается установленным в том случае,
если соблюдена необходимая правовая процедура его узаконения, а также
определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно:
·
объект налогообложения
·
налоговая база
·
налоговый период
·
порядок исчисления налога
·
порядок и сроки уплаты
налога.
В необходимых случаях при установлении налога
в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В свою очередь, сбор – обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами,
органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав
или выдачу разрешений (лицензий).
Поэтому при установлении сборов законом должны
быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным
сборам.
Налогообложение.
Одним из недостатков российского налогового
права справедливо называют отсутствие устойчивого научно разработанного
понятийного аппарата. Например, в настоящее время в законодательстве
отсутствует легальное определение такого важного понятия налогового права как
«налогообложение».
Что же такое налогообложение, каковы его
функции, природа? С экономической точки зрения, налогообложение может
рассматриваться с двух позиций.
С одной стороны, налогообложение – это прямое
изъятие органами налоговой администрации определенной части валового
национального продукта (ВНП) в пользу государства для формирования
централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета).
С другой стороны, налогообложение как
комплексная экономико-философская категория, включает в себя и весь комплекс
мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для указанного изъятия
части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества
и общественные отношения, умонастроения и социальная обстановка в обществе,
порождаемые (связанные) с налогообложением.
Исходя из всего сказанного, под
налогообложением следует понимать в совокупности весь процесс взимания налогов
и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав интересов участников
этого процесса.
Основными функциями налогообложения являются:
·
фискальная
·
регулятивно -
стимулирующая
·
социальная
·
информационно-контрольная
Кроме того, выделяют следующие виды принципов
налогообложения:
1.экономические принципы налогообложения.
Эти принципы формулируются в процессе развития финансовой науки и
государствоведения, а реализуются при построении конкретных налоговых систем
различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах
налогового права. К экономическим принципам относят: принцип справедливости,
принцип соразмерности налогообложения, принцип рентабельности налоговых
мероприятий, принцип экономической эффективности налогообложения.
1.
юридические принципы
налогообложения. Эти принципы
формулируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь , науки
налогового права и финансового права, затем на определенном этапе развития
общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового
законодательства, становятся принципами налогового права)
Налоговое законодательство.
Налоговое законодательство – это совокупность налогово-правовых
норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных
органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере
налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы
налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений
собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы
налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств,
защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.
Законодательство о налогах и сборах является
по сути специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст.1 НК РФ
оно включает:
1.
федеральное
законодательство о налогах и сборах
2.
региональное
законодательство о налогах и сборах
3.
местные акты о налогах и
сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в
соответствии с НК РФ.
Однако налогово-правовые нормы содержатся и в
иных законодательных актах РФ (например, в Конституции РФ, которая естественно
не входит В НК РФ)
Поэтому, как представляется, иные федеральные
законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах», но
содержащие нормы налогового права составляют общее налоговое законодательство.
Таким образом под налоговым законодательством
следует понимать совокупность актов специального налогового законодательства и
общего налогового законодательства.
Налоговые правоотношения.
Налоговые правоотношения – это
охраняемое государством общественные отношения, возникающие в сфере
налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов
посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
Система налоговых правоотношений представляет собой
совокупность следующих правовых отношений:
·
Властных отношений по
установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
·
Правовых отношений,
возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых
обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов.
·
Правовых отношений,
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового
законодательства.
·
Правовых отношений,
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых
правоотношений.
·
Правовых отношений,
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых
правонарушений.
Участниками налоговых правоотношений
являются:
1.
налогоплательщики,
налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы,
органы налоговой полиции, сборщики налогов и сборов.
2.
органы, осуществляющие
регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства
физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и
сделок с ним, органы опеки и попечительства, социальные учреждения, кредитные
организации.
Система налогов и сборов РФ и налоговая система РФ.
Система налогов и сборов РФ
представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных друг с
другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым
законодательством.
Страницы: 1, 2, 3
|