Международное морское право
Отсчет ширины территориального моря производится от линии наибольшего
отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия
глубоко изрезана или извилиста или вдоль берега и в непосредственной близости
к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствующие
точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней
границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.
Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о территориальном
море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Основой правового режима территориального моря является суверенитет
прибрежного государства, который распространяется и на воздушное пространство
над территориальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим
территориального моря схож с правовым режимом внутренних морских вод. Различия
же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного государства в отношении
территориального моря, которые установлены международным правом.
Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которое
понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем,
чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен
быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре допустимы,
когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали
результатом непреодолимой силы или бедствия или когда требуется оказание
помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в
территориальном море должны следовать в надводном положении.
Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без
дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право
мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря,
своевременно объявляя об этом.
Мирным называется проход, которым не нарушаются мир, добрый порядок
или безопасность прибрежного государства. Конвенция 1982 года перечисляет
такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в
территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного
государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного
государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб
безопасности прибрежного государства, пропаганда, посягающая на его
безопасность, подъем, посадка, принятие летательных аппаратов или военных
устройств, нарушение таможенных, санитарных, иммиграционных, фискальных
законов и правил прибрежного государства, рыболовство, серьезное загрязнение,
проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного
государства.
Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от
того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или
торговым. В отношении военных кораблей и государственных судов,
эксплуатируемых в некоммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е.
изъятие их из-под юрисдикции прибрежного государства. Вместе с тем если
военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении
прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства
могут потребовать, чтобы такой корабль немедленно покинул пределы его
территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем
прибрежному государству, международную ответственность несет государство
флага этого корабля.
Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и
государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление
уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места
совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в территориальное
море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его
территориальное море, или в территориальном море во время осуществления
мирного прохода.
Прибрежное государство не предпринимает никаких действий по
осуществлению уголовной юрисдикции, если преступление совершено на борту
иностранного судна до захода его в территориальное море и если такое судно
намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды
данного прибрежного государства.
Конвенция 1982 года из этой общей нормы устанавливает два исключения.
Они относятся к нарушению законов и правил прибрежного государства в его
исключительной экономической зоне и к случаям нанесения ущерба морской среде.
Если иностранное судно находится в территориальном море после выхода
из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе принимать
любые меры для ареста этого судна и расследования на его борту. Если же
преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в
территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную
юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распространяются
на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок
в территориальном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент
государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для
пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными
веществами.
Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии
оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его
территориальном море иностранного судна после выхода его из внутренних морских
вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное
море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по
задержанию или аресту только в силу обязательств или ответственности,
возникших во время или в целях такого прохода. Прибрежное государство не
вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через
его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении
лица, находящегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные
суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской
юрисдикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.
7.
Прилежащая зона
Развитие морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что
3-мильная ширина территориального моря не могла в полной мере защитить права
прибрежного государства прежде всего в торговле. Англия стала первым
государством, которое расширило за пределы своего территориального моря
контроль за соблюдением ее таможенного законодательства. С 1736 по 1876 год в
Англии были приняты и действовали так называемые "законы о
лавировании", направленные против судов, которые курсировали у границ ее
территориального моря, имея намерение войти в них с контрабандными целями, как
только отсутствие стражи позволит сделать это. Законодательство и договорная
практика США тоже развивались на признании прилежащей зоны. Россия 10 декабря
1909 г. установила 12-мильную таможенную зону. СССР и Российская Федерация не
устанавливали прилежащей зоны.
Итогом развития этого института явилось включение статей о прилежащей
зоне в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24) и
в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 33). В указанных статьях есть
различия, которые отражают развитие международного права за период с 1958 по
1982 год.
Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого
моря, прилежащую к территориальному морю, в которой прибрежное государство
может осуществлять определенный контроль. В Конвенции 1982 года слова
"открытого моря" опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к
территориальному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года
предусматривает возможность объявления прибрежным государством 200-мильной
исключительной экономической зоны.
Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей
зоны, а отсчет производится от тех же исходных линий, от которых отсчитывается
ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел
прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней
был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.
Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за
тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграционного
или фискального законодательства в пределах его территории или территориального
моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными
судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о
превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное
море государства; во втором случае — о применении юрисдикции к судну, уже
побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему
правила прибрежного государства.
Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и
оно может ввести все четыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискальную,
иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей
перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государствами других
видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в
нормах современного международного права. Более того, Комиссия международного
права в комментарии к проекту статьи о прилежащей зоне не признала прав прибрежного
государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что
неопределенность термина "безопасность" привела бы на практике к
произволу.
8.
Открытое море
При определении понятия "открытое море" используют два
признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море
1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за
внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного
пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета
какого-либо государства.
Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что
ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря,
которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное
море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды
государства-архипелага.
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы
открытого моря, выдвинутый и обоснованный великим голландским ученым Гуго
Гроцием.
Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году
царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал:
"Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить".
Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как
обычно-правовой, в наше время закреплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.
Конвенция 1958 года предусматривает
следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов,
рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить
искусственные острова и другие установки и свободу научных исследований. Все
эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам.
Пользование указанными свободами одним государством не должно создавать
препятствий для пользования ими другими государствами.
Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом
плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом
которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом
определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление
своей национальности судну, определяет само государство. Конвенции же требуют,
чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частности,
государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в
административных, технических и социальных вопроса. Суда должны плавать только
под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки
при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения
регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики
так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях
регистрации морских судов 1986 года.
Юрисдикция в открытом море. Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип
исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще
в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной
нормы международного права (это нашло отражение в решении Постоянной палаты
международного правосудия по делу судна "Лотос" в 1927 г.).
Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага
является вопрос об уголовной юрисдикции и административной ответственности
членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного
навигационного инцидента в открытом море. Конвенции предусматривают, что при
столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо
административное преследование виновного может быть возбуждено только перед
судом или административными властями государства флага или государства,
гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с
расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей
государства флага.
Исключения из юрисдикции государства
флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к
следующему.
Прежде всего, это право военного корабля останавливать и осматривать
суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах,
например, в Конвенции по охране подводных телеграфных кабелей 1884 года (с
1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предусматривает,
что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда
других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.
Военные корабли вправе останавливать и проводить осмотр судна в
открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии
пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под
иностранным флагом или отказывается его поднять, но в действительности имеет
ту же национальность, что и военный корабль.
Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не
имеет национальности или занимается несанкционированным радиовещанием, а также
по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в
незаконной торговле наркотическими средствами или психотропными веществами.
Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся
необоснованными.
К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так
называемое преследование по горячим следам. Это право может осуществляться
только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными судами
и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то
уполномоченными. Преследование должно начаться, когда иностранное судно
находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилегающей
зоне прибрежного государства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и
архипелажные воды) и у властей прибрежного государства имеются достаточные
основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила данного
государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может
начаться только за нарушение тех правил прибрежного государства, для защиты
которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если
преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе
преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства.
Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому преследование по
горячим следам применяется (с соответствующими изменениями) к нарушениям в
исключительной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил
прибрежного государства в отношении этих пространств.
Обеспечение безопасности мореплавания. К обязанностям государства флага в открытом
море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в
море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к
плаванию; б) комплектования, условий труда и обучения экипажа; в) пользования
сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Конкретные нормы
содержатся в международных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции
судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и
Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регулируются
Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года.
Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкновений,
содержатся в Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения
судов в море 1972 года (МППСС-72).
Обе Конвенции — 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) —
предусматривают, что каждое государство вменяет капитану судна, плавающего под
его флагом, следующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи
любому лицу, которому угрожает гибель; б) следование со всей возможной
скоростью на помощь терпящему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну,
экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкретные вопросы оказания помощи
регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года.
9.
Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона — новый институт международного морского
права, появившийся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому
праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической
зоне, столкнулись два подхода — притязания на распространение суверенитета
прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и
стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные
решения, которые содержатся в Конвенции 1982 года (ст.ст. 55—75), достигнуты
на основе компромисса о том, что необходимо учитывать при определении правового
статуса и правового режима исключительной экономической зоны.
Страницы: 1, 2, 3
|
|