Международное морское право
Международное морское право
План реферата
№
п/п
|
Наименование
|
Страница
|
1.
|
Понятие международного морского права
|
2
|
2.
|
Кодификация и прогрессивное развитие международного
морского права
|
2-4
|
3.
|
Классификация морских пространств
|
4
|
4.
|
Внутренние морские воды
|
4-5
|
5.
|
Архипелажные воды
|
6
|
6.
|
Территориальное море
|
6-9
|
7.
|
Прилежащая зона
|
9-10
|
8.
|
Открытое море
|
10-12
|
9.
|
Исключительная экономическая зона
|
12-14
|
10.
|
Проливы, используемые для международного судоходства
|
14-16
|
11.
|
Международные каналы
|
16-17
|
12.
|
Континентальный шельф
|
17-19
|
13.
|
Международный район морского дна ("Район")
|
19-20
|
14.
|
Урегулирование споров
|
20-21
|
15.
|
Международные морские организации
|
21-22
|
16.
|
Литература
|
22
|
1.
Понятие международного морского права
Жизнь
человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем.
Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов
питания. С развитием науки, техники человеческая деятельность все дальше и
дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств
передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению "моря разъединяют
народы", пришло новое — "моря соединяют народы". Такое
соединение создавало условия для установления и развития связей между
государствами, вызывало необходимость разграничения интересов в различных
пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их
совместную деятельность по достижению общих целей.
Таким образом, появились необходимость в правовых нормах и возможность
их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распространения
суверенитета государств на морские пространства, с одной стороны, и регламентировать
деятельность государств и иных субъектов международного права в различных
частях морского пространства, с другой стороны.
Международное морское право можно определить как совокупность правовых норм,
устанавливающих правовое положение морских пространств и регулирующих
деятельность субъектов международного права по использованию и исследованию
этих пространств. Международное морское право является отраслью международного
права.
2.
Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права
Международное морское право, будучи одной из древнейших отраслей международного
права, до второй половины XX столетия оставалось в основном обычно-правовым.
На развитие норм международно-правового обычая значительное влияние оказали так
называемые кодексы. Наиболее ранний из известных кодексов, Родосский кодекс,
датируется 111—11 вв. до н.э. Положения другого кодекса, Соnsо1а1е del Маге
(XIV в.), в качестве действующих норм международного права рассматривались
Англией в ее протестах против Декларации Екатерины II о вооруженном нейтралитете
1780 года.
Кстати, принципы, содержащиеся в указанной Декларации, были закреплены
в Парижской декларации о морской войне 1856 года, что является одним из
примеров вклада России в прогрессивное развитие международного морского права.
Деятельность Лиги Наций в кодификации
международного права вообще и международного морского права в частности была
безуспешной. Успешной в этом деле стала работа ООН. Ею проведены три международные
конференции по морскому праву.
На Первой конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в
Женеве в 1958 году, были приняты следующие четыре конвенции: Конвенция об открытом
море, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенция о
континентальном шельфе и Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов
открытого моря.
Первые две конвенции в основном закрепили в договорном порядке
действующие обычно-правовые нормы с определенной долей уточнения и конкретизации.
Третья и четвертая конвенции содержат главным образом новые нормы, которые
являются в значительной мере прогрессивным развитием международного морского
права. К тому времени по многим вопросам в сфере отношений, регулируемых
последними двумя конвенциями, еще не сложились нормы международно-правового
обычая, а сложившиеся — не получили еще широкого признания.
На Первой конференции не удалось решить все спорные вопросы, и потому в
1960 году состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву. Конференция
рассматривала два вопроса. Одним из них был вопрос о ширине территориального
моря, а второй — об установлении рыболовных зон. Однако исходные позиции
участников Конференции были настолько далекими друг от друга, что сблизить их
в процессе обсуждения на Конференции не удалось.
Принятие четырех конвенций по морскому праву в 1958 году было
значительным достижением в кодификации и прогрессивном развитии международного
морского права. Но нерешенность вопросов о ширине территориальных вод,
установлении рыболовных зон, а также то, что некоторые нормы Конвенции о континентальном
шельфе и Конвенции о рыболовстве не выдержали испытания практикой и временем,
равно как и появление новых проблем требовали продолжения работы по
кодификации и прогрессивному развитию международного морского права.
Эту работу выполнила Третья конференция ООН по морскому праву, которая
проходила с 1973 по 1982 год. В работе Конференции приняли участие представители
164 государств и значительное число наблюдателей. Состоялось 11 сессий, и в
конечном счете была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция вступила в силу в 1994 году. Россия является участницей Конвенции с
1997 года.
Конвенция 1982 года — уникальный международно-правовой документ.
Прежде всего обращают на себя внимание ее количественные характеристики: она содержит
320 статей и 9 приложений. Далее, этот документ включает значительное число
самых различных вопросов, касающихся правового режима пространств и
деятельности государств в Мировом океане.
Помимо установленного конвенциями 1958 года правового режима открытого
моря, территориальных вод и прилежащих зон, континентального шельфа, Конвенция
1982 года вводит правовые режимы таких пространств, как исключительная
экономическая зона, международный район морского дна, архипелажные воды.
Конвенция 1982 года устанавливает правовой режим островов, закрытых и
полузакрытых морей, а также проливов, используемых для международного судоходства.
Отдельные главы посвящены вопросам защиты и сохранения морской среды, морским
научным исследованиям, разработке и передаче морской технологии,
урегулированию споров. Особо регулируется право выхода к морю государств,
такового выхода не имеющих.
Коротко говоря. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является, с
одной стороны, документом, кодифицирующим международное морское право, и, с
другой стороны, документом, прогрессивно развивающим его.
3.
Классификация морских пространств
Морские пространства различаются между собой как по отношению к суверенитету
государства, так и по правовому регулированию конкретных видов деятельности государств
в соответствующих морских пространствах.
Отношением к суверенитету государства
определяется правовой статус того или иного морского пространства.
Суверенитет государства распространяется только на часть морского пространства,
которая или примыкает к побережью этого государства, или расположена вблизи от
него. Эта часть входит в состав государственной территории соответствующего
государства. По Конвенции 1982 года таковой являются внутренние морские воды,
архипелажные воды и территориальное море.
На большую же часть морского пространства суверенитет государства не
распространяется — это так называемые международные пространства. По
Конвенции 1982 года к ним относятся прилежащая зона, открытое море,
исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район
морского дна.
Когда речь идет о правовом регулировании той или иной деятельности
государств в морском пространстве, т.е. об их правах и обязанностях, то в этом
случае морские пространства классифицируются по их правовому режиму. Морские
пространства, относящиеся к одному и тому же статусу, могут значительно
отличаться друг от друга по правовому режиму (например, внутренние морские
воды и территориальное море или открытое море и исключительная экономическая
зона).
Правовой режим некоторых морских пространств определен специально для
этой цели принятыми международными договорами (например, Договор об Антарктике
1959 г., Конвенция Монтрё о Черноморских проливах 1936 г., Константинопольская
конвенция о Суэцком канале 1888 г.).
4.
Внутренние морские воды
Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства,
и на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов,
заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположенные в сторону берега от
исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды.
Внешней границей внутренних морских
вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдвинутые в
море портовые сооружения.
Под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся
в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто большее,
чем просто изгиб берега. Если ширина входа в залив при наибольшем отливе меньше
24 морских миль, то весь залив относится к внутренним морским водам прибрежного
государства. Когда вход в залив превышает 24 мили, то внешней границей
внутренних морских вод будет служить прямая линия в 24 мили, проведенная внутри
залива таким образом, чтобы ею к внутренним морским водам отводилось возможно
большее водное пространство залива. Это правило не применяется к заливам, вход
в которые хотя и превышает 24 мили, но все воды которых исторически считаются
внутренними морскими водами соответствующих прибрежных государств (например,
залив Петра Великого — 102 мили, Гудзонов залив — около 50 миль).
Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над
внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно
устанавливает порядок захода иностранных судов в его внутренние морские воды.
Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные
правила прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного
и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды.
Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства.
На иностранные торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах,
распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная)
прибрежного государства.
Уголовная юрисдикция. В принципе под уголовную юрисдикцию прибрежного
государства подпадают преступления, совершенные на борту иностранных торговых
судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На
практике (что иногда закреплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти
прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции,
если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна.
Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются
на территорию прибрежного государства, преступлением не затрагиваются его
безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно
лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вмешательство не является
международным обязательством такого государства.
Гражданская юрисдикция. Судебные власти прибрежного государства вправе
рассматривать гражданские иски в отношении иностранного торгового судна,
находящегося в его внутренних морских водах. В обеспечение исков или решений
компетентные власти прибрежного государства могут задерживать и арестовывать
иностранное торговое судно. На практике прибрежное государство отказывается от
рассмотрения исков к иностранному торговому судну, находящемуся в его
внутренних морских водах, если таковые никак не связаны с этим государством,
его физическими или юридическими лицами.
Административная юрисдикция. Иностранные торговые суда в портах обязаны соблюдать
административные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного
государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществлению
санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев
на свою территорию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей.
Нарушение установленных правил влечет за собой меры административного
принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными договорами.
5.
Архипелажные воды
Конвенция 1982 года ввела новую правовую категорию морского
пространства — архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к
государствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппины) и не применим к
архипелагам, являющимся частью территории прибрежного государства.
Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные
воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы.
Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции,
относящихся к государствам-архипелагам.
Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями,
которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и
осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации
архипелага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий
производится отсчет ширины территориального моря, прилежащей зоны,
континентального шельфа. Конвенция предусматривает два вида прохода через
архипелажные воды: мирный проход и архипелажный проход, последний близок к
транзитному. Государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может
проводить замкнутые линии для делимитации внутренних морских вод.
6.Территориальное
море
Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс,
прилегающий к берегу или внутренним морским (и/или архипелажным) водам
государства, на который распространяется его суверенитет. Суверенитет
осуществляется с учетом норм международного права. Внешняя граница
территориального моря является морской границей государства. Наряду с термином
"территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях,
употребляется и термин "территориальные воды". В некоторых
государствах территориальные воды означают и внутренние морские воды, а потому
употребление конвенционного термина "территориальное море"
предпочтительней.
Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и
ограничение суверенитета прибрежного государства морским поясом поставили
вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и
международная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века
связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или
дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной
переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что
соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако
трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной
всеми государствами. Так, о признании этой ширины территориального моря
никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря
не находил решения из-за значительных различий в позициях и практике
государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет
право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских
миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального
моря.
Страницы: 1, 2, 3
|