бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международное экономическое и международное экологическое право бесплатно рефераты

Государства несут и гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Это предусмотрено Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и др.


Вопрос № 4. Международно-правовая охрана объектов окружающей среды.


Охрана морской среды.

Научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана - интенсивное судоходство, активация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в море нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжелым последствиям: к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане.

В целях охраны Мирового океана, принят целый ряд многосторонних и региональных соглашений. Лондонская Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. стала первым договором, возложившим на государства определенные обязательства по защите морской среды. Конвенция запрещает слив нефти и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов.

Конвенция  по   предотвращению загрязнения моря сбросами   отходов   и других материалов 1972 г., выделяет три группы веществ: для сброса которых требуется предварительное специальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен. Приложение I называет среди последних, в частности, хлор-органические соединения, ртуть, кадмий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны.

По Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. прибрежные государства имеют право инспектировать иностранные суда и осуществлять судебное преследование нарушителей. Ряд районов имеет особенно жесткий режим, где сброс опасных веществ полностью категорически запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персидский, Оманский заливы).

Для борьбы с загрязнением значительных пространств принимаются особые меры вмешательства. Брюссельская Конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью предоставляет право прибрежным государствам осуществлять необходимые меры, вплоть до уничтожения судна и груза, если создается опасность серьезного загрязнения побережья и прибрежных вод.

Вопрос возмещения ущерба регулируется Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматривающей создание международного фонда для компенсации ущерба за загрязнение.

Охрана атмосферы и космического пространства.

В международном праве нет пока единого универсального акта, который регулировал бы весь комплекс проблем использования и охраны атмосферы. На данном этапе международно-правовое регулирование идет по пути реагирования по наиболее острым проблемам, возникающим в связи с взаимодействием общества и атмосферы. Это прежде всего трансграничное загрязнение воздуха, особенно кислотные дожди, вызываемые двуокисью серы и окисями азота, истощение озонового слоя и глобальное потепление климата вследствие «парникового эффекта».

В 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Государства-участники обязаны не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду, имеющие широкие, долгосрочные и серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда друг другу. Под средствами воздействия понимаются любые средства для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. содержит общие обязательства государств ограничивать и уменьшать загрязнение воздуха, обмениваться информацией, проводить консультации и мониторинг (контроль качества) воздуха. Позднее Конвенция была конкретизирована Протоколом 1985 г. о сокращении выбросов серы и в 1988 г. - об ограничении выбросов азота.

Конвенция по защите озонового слоя 1985 г. включает нормы общего характера относительно проведения систематических наблюдений, исследований и обмена информацией. Спустя два года, в 1987 г. был принят Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя. Протокол ввел существенные ограничения на производство и потребление фреонов и других озоноразрушающих веществ.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС и других объектах. Она довольно ощутимо дала о себе знать в чернобыльской трагедии. Поэтому в 1986 г. в Вене были заключены две Конвенции: об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

В 1992 г. была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, которая направлена на стабилизацию концентраций парниковых газов на определенном уровне, чтобы не допустить «парникового эффекта» и грозящих в связи с ним климатических изменений.

С охраной атмосферы тесно связаны и меры по предотвращению загрязнения космоса в результате опасных экспериментов, ядерных и иных взрывов. Московский договор 1963 г. запрещает испытание ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. По Договору о космосе 1967 г. государства-участники осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения.

Охрана животного мира.

Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство).

 К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г. Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных, призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них. Запрещаются некоторые виды охоты, например, применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов (более 300) и определяет целью восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида.

Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях в    1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Ко второй группе договоров относятся: Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. Международная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, устанавливают открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° южной широты китового заповедника.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони, которой запрещается охота на этот вид лам и незаконная торговля ими.

Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов;                  г) местным населением с использованием традиционных методов охоты. Запрещается использовать для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов.

Охрана диких птиц осуществляется с помощью универсальных и региональных международно-правовых норм. Международная конвенция об охране птиц 1950 г. взяла под охрану (по крайней мере, на период размножения) все виды птиц и, кроме того, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте – июле. Конвенция 1950 г. запрещает в течение периода охраны определенного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, брать или повреждать яйца, вывозить, продавать выводки птенцов. Государства-участники обязаны отразить в своем законодательстве положения, запрещающие или ставящие под контроль применение силков, птичьего клея, ловушек, рыболовных сетей. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. преследует цель приостановить постепенное наступление на водно-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства-участники определяют по меньшей мере одно национальное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения.

Охрана растительного мира.

Согласно международной конвенции по защите растений 1951 г. каждый участник создает официальную организацию по охране растений в целях: а) инспекции культивируемых площадей и партий растений в международной торговле на наличие или появление вредителей или заболеваний растений; б) выдачи удостоверений о фитосанитарном состоянии и происхождении растений и растительных продуктов; в) проведения исследований в области охраны растений. Участники конвенции осуществляют строгий контроль над экспортом и импортом растений и растительных продуктов, применяя, когда это необходимо, запреты, инспекции и уничтожение поставок.

Соглашение о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней 1959 г. уполномочивает его участников принимать необходимые меры против вредителей, сорняков и заболеваний.


Вопрос № 5. Международные организации в сфере охраны окружающей среды.


На основе рекомендаций Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. в рамках ООН в 1973 г. была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), на которую были возложены функции координации природоохранительных программ в системе ООН и самотсоятельное осуществление новых программ. По своей юридической природе ЮНЕП относится к числу вспомогательных органов ООН.

Важным направлением деятельности ЮНЕП является развитие международного права путем содействия разработке универсальных и региональных соглашений, а также принипов поведения государств в этой области.

Среди организаций системы ООН наиболее заметны ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ИМКО (Межправительственная морская консультативная организация), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (Всемирная организация продовольствия), МАГАТЭ (Международное агенство по атомной энергии), каждая из которых занимается теми экологическими проблемами, которые в наибольшей степени соответствуют ее предметной компетенции (соответственно: образование и научные исследования; защита морской среды; вопросы санитарии, общественной гигиены, водообеспечения; рациональное использование природных ресурсов – почв, лесов, водоемов, животного мира; безопасное использование атомной энергии).

Из неправительственных организаций наиболее авторитетной является  основанный в 1948 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), членами которого наряду с государствами являются национальные и международные организации и ассоциации. Союз содействует междуанродному природоохранительному сотрудничеству путем созыва конференций, разработки программ, рекомендаций, распространения новейших научных и технических достижений. МСОП подготовлены и приняты Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

В ноябре 1994 г. в Мехико в качестве неправительственной организации был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран.

Суд оказывает услуги международному сообществу в разрешении экологических споров в 3-х формах:

путем эколого-юридического анализа «горячей» ситуации, давая юридическую консультацию;

используя процедуру примирения спорящих сторон;

по желанию сторон может быть проведен арбитражный процесс, при этом, решения, выносимые по делу, стороны признают для себя обязательными.

Международный экологический суд является третейским. Стороны сами выбирают из его состава трех или более судей.

В суд могут обращаться: государства, международные и национальные правительственные и неправительственные организации, предприятия и учреждения, отдельные лица или группы лиц.

С июля 1993 г. в состав Международного Суда в Гааге действует комиссия по экологическим вопросам.

Существенную роль в защите окружающей среды призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать «сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности». Стороны «предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф» (ст. 9).

В 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. На основании Соглашения учреждены Межгосударственный Экологический Совет, а при нем Межгосударственный Экологический Фонд.

Задача Совета – координировать сотрудничество государств в области охраны природы, готовить соответствующие нормативные акты. Фонд призван финансировать межгосударственные программы, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, а также проектную и исследовательскую работу в области охраны окружающей среды.[9]

Заключение:


Сотрудничество государств в экономической сфере осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках универсальных и региональных международных организаций.

ВТО, МВФ, инвестиции

Международное сотрудничество в экологической сфере направлено на охрану тех объектов окружающей среды, состояние которых зависит от жизнедеятельности человека и, напротив, от которых зависит нормальная жизнь людей. Поэтому особой международно-правовой охране подлежат морская среда, атмосферный воздух, животный и растительный мир.

Список используемой литературы


Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.); Рамочная конвенция об изменении климата (1992 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) // Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 1996. Т.2. - с. 135-185.

Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974.; Устав ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) от 8 апреля 1979 г., Маракешское соглашение о создании Всемирной Торговой организации от 15 апреля 1994 г., Договор о создании экономического  союза от 24 сентября 1993 г. // Действующее международное право. – М., 1997. – Т. 3. – 824 с.

Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека. – Минск, 1999.

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. Гл. 23, 24.

Блищенко И.П. Форма государства. Понятие экономического суверенитета государства // Правоведение. 2000. № 1. - с. 200-209.

Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. – М.: РУДН, 2001. – 616 с.

Вельяминов Г.М., Шамсиев Х.Р. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. 1999. №9. - с. 102-114

Вылегжанина Е.Е. Новые тенденции в развитии института ответственности в европейском экологическом праве // Московский журнал международного права. 2003. № 4. – с. 159-177.

Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Механизм правового регулирования банковской деятельности // Государство и право. 1996.      № 12.

Клюканова Л.Г. Экологический аспект интеграционных процессов в Европейском Союзе и в Содружестве Независимых Государств (международно-правовой анализ): Монография. – СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2001. – 124 с.

Кувшинов Е.С. Регулирование валютно-финансовых отношений в международном экономическом праве // Государство и право. 1996. № 12.

Линников А.С. Основы правового регулирования банковской деятельности в Европейской Союзе // Московский журнал международного права. 2002. № 1. – с. 61-79.

Линников А.С. Основы правового регулирования банковской деятельности в Европейской Союзе // Московский журнал международного права. 2002. № 1. – с. 61-79.

Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997. Гл. 12, 13.

Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2000. Гл. 24, 26.

Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2003. Гл. 25, 26.

Международное публичное право: Учебник. Издание второе, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. Гл. 14, 20.

Международное экономическое право: Учебник / Д. Карро, П. Жюйар. – Пер. с франц. Серебренникова В.П. – М.: Международные отношения, 2002. – 608 с.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. – М., 1995.

Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право: Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп., - М.: НИМП, 2001. – 288 с.

Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // Московский журнал международного права. 2001. № 2. –  с. 167-203.


[1] Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – с. 555.

 

[2] Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // Московский журнал международного права. 2001. № 2. - с. 167-203.

[3] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – с. 165.

[4] Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

[5] России указали ее место. 136-е… // Комсомольская правда. 14.11.2002 г.

[6] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – с. 191-193.

[7] Кувшинов Е.С. Регулирование валютно-финансовых отношений в международном экономическом праве // Государство и право. 1996. № 12.

[8] Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – с. 548.


[9] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997.  – с. 157-158.


Страницы: 1, 2, 3