бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международно-правовая регламентация положения населения бесплатно рефераты

3) вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации;

4) вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.[14]

 Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.[15]

Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, при выезде для постоянного проживания за пределы ее территории; в связи с истечением срока предоставления статуса.

Российская Федерация заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев, прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств, в том числе международные договоры в области защиты социальных, экономических и других прав, а также защиты законных интересов вынужденных переселенцев, с учетом государственных интересов Российской Федерации.

Перемещенные лица — это лица, насильственно вы­везенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия реше­нию проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана Международная организация помощи беженцам (МОБ). Она была упразднена в связи с созданием Управления Верховного комиссара по делам беженцев.[16]

 

4. Право убежища


Право убежища — право каждого человека искать убежища от пре­следования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Ге­неральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.[17]

Различают территориальное и дипломатическое убе­жище. Территориальное убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований  по политическим  мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище — предоставле­ние какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного госу­дарства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

Под политическим убежищем понимает­ся предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по поли­тическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убежде­ния, расовую или национальную принадлежность и т. п.[18]

Основания и процедура (судебная, административ­ная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутрен­него   законодательства   государства.   

Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убе­жище.

Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать  на  территории   определенного   государства. В последнем случае государство не берет на себя ни­каких международно-правовых обязательств.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается поли­тическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не являет­ся, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают кон­фликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Дек­ларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Общепризнанным является положение, согласно ко­торому убежище не должно предоставляться лицу, со­вершившему общеуголовное преступление.[19]

Втрое международно-правовое последствие предо­ставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным при­чинам, временно выезжает в третью страну. Квазидипломатическая защита будучи внешне сходной с дипломатической (оказываемой госу­дарством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным ста­тусом заинтересованных лиц.                                            

Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными сло­вами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убе­жище.

Право убежища не предоставляется индивидам не­посредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосу­дарственного нрава. Нормы международного права за­крепляют лишь право государства предоставлять опре­деленным категориям лиц политическое убежище и обя­занность других государств уважать это право.

Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализо­вался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.[20]

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации; лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

-  лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

-  лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

-  лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

-  лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

-  лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

-  лицо представило заведомо ложные сведения;

-  лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

-  возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

-  выезда на жительство в третью страну;

-  добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

-  приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.[21]

Заключение


Международное право – система юридических норм (договорных и обычных), создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воли, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения, которые обеспечиваются в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами, а также международными организациями. В результате сотрудничества между различными государствами разработаны и действуют ряд нормативных международных документов, касающихся населения по вопросам гражданства, предоставления убежища, определения прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации. Это Всеобщая декларация прав человека, Декларация о территориальном убежище, Конвенция о статусе беженцев. Кроме того, существует множество внутригосударственных нормативно-правовых актов касающихся населения. Они определяют не только статус гражданина Российской Федерации, его права и обязанности, но и статус вынужденных переселенцев, иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, а также основания для признания лица беженцем на территории Российской Федерации, устанавливая экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, вынужденных переселенцев и иностранцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Даже те нормы международного права, которые прямо не посвя­щены населению, оказывают воздействие на его правовое положение. Обязывая государства действовать опре­деленным образом по отношению друг к другу, между­народное право влечет за собой обязанность государ­ства предпринимать те или иные действия и в сфере его внутренней жизни, в том числе принимать правовые акты, касающиеся положения населения.

Список литературы

1.                 Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948г. Генеральной Ассамблеей ООН.

2.                 Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года.

3.                 Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года.

4.                 Конституция РФ. – М.: Юрайт – М, 2000. – (Серия «Российское федеральное законодательство»).- 48 с.

5.                 Курс международного права в 7-ми томах. – М., 1990. – Т. 3. 

6.                 Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Межд. отношения, 1994. – 608 с.

7.                 Международное публичное право : Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, В.В. Устинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 748 с.

8.                 Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. №746.

9.                 Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (Москва, 24 сентября 1993 года).

10.            Федеральный Закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года N 4528-1.

11.            Федеральный Закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года N 4530-1.

12.            Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.

13.            Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.

14.            Шенгенские соглашения / Сост., вступ. ст. С.Ю. Кашкина, А.О. Четверикова. -  М., 2000.



[1] Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН). - Статья 15.

[2] Международное публичное право : Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, В.В. Устинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С.228.

[3] Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Межд. отношения, 1994. – С. 93.


[4] Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.



[5] Конституция РФ. – М.: Юрайт – М, 2000. – (Серия «Российское федеральное законодательство»). – С. 17.

[6] Федеральный Закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

[7] Шенгенские соглашения / Сост., вступ. ст. С. Ю. Кашкина, А. О. Четверикова. -  М., 2000.

[8] Конституция РФ. – М.: Юрайт – М, 2000. – (Серия «Российское федеральное законодательство»). – С. 17.

[9] Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.


 





[10] Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Межд. отношения, 1994. – С. 109.

[11] Курс международного права в 7-ми томах. – М., 1990. – Т. 3. 

[12] Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года.


[13] Федеральный Закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года N 4528-1


 


[14] Федеральный Закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года N 4530-1, Ст. 1.


[15] Федеральный Закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года N 4530-1  , Ст. 2.

[16] Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Межд. отношения, 1994. – С. 105.

[17] Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН). – Ст. 14 п. 1.

[18] Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Межд. отношения, 1994. – С. 114.

[19] Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года.



[20] Международное публичное право : Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, В.В. Устинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С.236


[21] Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746.




Страницы: 1, 2, 3