бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Местное налогообложение в Украине бесплатно рефераты

Иногда на практике возникают вопросы о правомерности начисления сборов в период, когда предприятия, обязанные перечислять их в бюджет, не осуществляли хозяйственной деятельности. В этом случае сборы взимаются независимо от того, осуществляет предприятие в отчетном периоде предпринимательскую деятельность или нет. Если на территории, где находится предприятие, органом местного самоуправления было принято решение об установлении этих сборов на подведомственной ему территории, то предприятие должно уплатить их за все налогооблагаемые периоды, установленные данным решением, с момента его регистрации в качестве юридического лица, соответственно исчислив базу начисления сбора.

   Этот механизм действует и в период, когда предприятие временно не работает и рабочие вынужденно отпущены в отпуска. Определенная специфика характерна, правда, для той разновидности сборов, в основе начисления которых лежит определение фонда оплаты труда. В этом случае, когда предприятие временно не работает, фонд оплаты труда не начисляется и местные налоги и сборы, объектом обложения которых является фонд оплаты труда, не начисляются. При этом следует разграничивать:

—      сборы, связанные с фактическим начислением и вы

платой фонда оплаты труда;

—      различного рода разовые сборы при совершении определенных действий (сбор за выдачу ордера на квартиру).

Конкретный же порядок исчисления и уплаты при введении налогов и сборов, объектом обложения которых является минимальная заработная плата, должен быть изложен в решении органа, устанавливающего конкретные виды местных налогов и сборов.

Практика применения налогового законодательства и специфика местных налогов подводит к классификации местных налогов в зависимости от источника оплаты. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года № 56-93 эта проблема не была окончательно урегулирована. В соответствии с подобной классификацией деление местных налогов и сборов осуществляется на ДВЕ ГРУППЫ:

1. Платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий (налог на рекламу; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право проведения кино- и телесъемок).

2. Платежи, относимые на прибыль (доход), остающуюся в распоряжении хозяйства (сбор за право торговли; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах и т.д.).

   Относительную определенность в эту ситуацию внесло Письмо Главной государственной налоговой инспекции Украины от 27 июля 1995 года № 11-311/10-3575. В соответствии с пунктом 9.5.12 статьи 9 Закона Украины от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Поскольку Закон введен в действие с 1 января 1995 года, то местные налоги и сборы, которые уплачивались за счет дохода (прибыли) (сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за право на проведение местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей; коммунальный налог; сбор за проезд территорией приграничных областей автотранспорта, который направляется за границу; сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли), начиная с 1995 года, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Местные налоги за рубежом

Механизм местного налогообложения довольно устойчив и традиционен, хотя и имеет различные формы реализации в экономически развитых государствах. Рассмотрим для примера только несколько из них.

США. Насчитывается 80 тыс. административных единиц (19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городских самоуправлений, 15 тыс. школьных округов, 29 тыс. специальных районов, 3 тыс. округов).

А. Налог с продаж. Специфическая форма косвенного налога, доля в налоговых поступлениях от которого составляет около 30 %. Плательщиками являются юридические и физические лица. Объект обложения — валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, оборот по указанию услуг населению. Ставка -варьируется на уровне 3-4 % (к розничной цене) в зависимости от штата. Максимума ставка налога достигает в штате Вашингтон — 6,5 %. Выборочным налогом с продаж облагаются отдельные товары массового потребления (бензин, табачные изделия,, спиртные напитки), и при этом налог с продаж приобретает характер акциза.

Б. Местный подоходный налог. Один из основных видов местных прямых налогов, взимаемый в штатах и местных органах власти. Данный налоговый рычаг характерен для 44 штатов (кроме Флориды, Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона, Вайоминга) Плательщики — физические лица. Объекты обложения — весьма различны и утверждаются законодательными собраниями штата в отдельности (доходы граждан, проживающих в штате и полученные в его границах; доходы, возникающие за пределами штата; доходы всех лиц, находящихся на территории штата и полученные из всех источников). Ставка определяется каждым штатом отдельно и колеблется от 2-4 % (Гавайи, Северная Дакота) до 10-12 %. Для сравнения — ставка федерального подоходного налога колеблется от 15 % до 33 % (в зависимости от уровня доходов). Довольно широко используется необлагаемый минимум (от 900 долл. — Штат Миссисипи), который увеличивается на каждого иждивенца. Важной чертой данного налога является то, что его суммы, уплаченные в местные бюджеты, вычитаются при расчете обязательств по федеральному подоходному налогу. Кроме этого, ежегодно проводится «налоговая индексация» величины необлагаемого минимума и границ обложения.

В. Налог на прибыли корпораций. Данным налогом обеспечивается всего около 7,9 % налоговых поступлений в местные бюджеты. Он в основном представляет собой инструмент регулирования и воздействия на экологически вредные предприятия и производства на данной территории. Плательщики — юридические лица. Объект обложения — прибыль корпораций. Ставка колеблется — от 2,35 % в Мичигане до 11,5 % в Коннектикуте, при средней в 6 % по 45 штатам, где она применяется. При уплате федерального налога на прибыль корпораций из налоговых обязательств плательщика вычитаются суммы местных налогов на прибыль.

Г. Налог с наследства. Взимается в 36 штатах. Плательщики — физические лица. Объект налогообложения — стоимость имущества, переходящая в порядке наследования. Ставка — варьируется в зависимости от наследников (от 1 до 16 % — супруги, дети, родители; от 3 до 30 % — лица, не являющиеся родственниками наследователя) и от штатов (в Северной Каролине применяются ставки от 1 до 12 % для родственников и 8-17 % — для лиц, не являющихся родственниками; в штате Мэн, соответственно, 5-10 % и 14-18 %). По ряду штатов практикуется как полное освобождение отдельных категорий (супругов), так и определение необлагаемого минимума (для супруга умершего наследователя в штате Коннектикут он составляет 300 тыс. долл.). В некоторых штатах на величину ставки влияет только размер наследства и не оказывает никакого влияния степень родства наследователя (за исключением супругов).

Д. Поимущественный налог. На его долю приходится около 12 % всех общегосударственных налоговых доходов и 75 % местных налоговых поступлений. Плательщиками являются юридические и физические лица. Объекты обложения — оговариваются отдельно законодательством штата и включают имущество, подлежащее налогообложению, которое делится на следующие категории:

а)      недвижимое имущество (земля, здания);

б)      реальное (материальное) личное имущество (оборудование,

машины, урожай, стадо, собственность домохозяйства);

в)      нематериальные активы (акции, долговые обязательства,

деньги);

г), объекты коммунальных и других предприятий, железнодорожные объекты.

Весьма развернута система льгот, при которой от налогообложения освобождается недвижимое имущество федерального правительства, правительств штатов и местных органов; собственность неприбыльных организаций в сфере образования, религиозных учреждений; объединения фермеров, ветеранов. В 4 штатах личное имущество освобождено от налога, в 36 штатах данный налог не распространяется на нематериальные активы (акции, деньги, долговые обязательства).

Е. Акцизы составляют 3 % всех налоговых поступлений в местные органы власти. Плательщики — юридические лица. Объект обложения — стоимость подакцизных товаров, перечень которых определяется отдельно. Ставки — постоянно пересматриваются и имеют тенденцию к повышению. Относительно необычен механизм определения ставки: абсолютная ставка (например, по налогу на бензин наиболее распространенная ставка - - 14 центов с галлона); относительная ставка — налог на алкоголь: 20 % от суммы оптовой продажи (Гавайи); 48 % от суммы розничной продажи (Алабама). В ряде штатов ставки дифференцированы в зависимости от крепости напитка.

Ж. Экологические налоги. Представляют собой группу налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. Введены с 80-х годов и используются, в основном, в форме дополнительных акцизов (на нефть, на бензин, дизельное топливо и специальное моторное масло).

Япония. Местная налоговая система включает общенациональный корпоративный налог (перераспределяемый через центральный бюджет и частично поступающий на места), но основу ее составляют три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами.

А. Предпринимательский налог с небольшими изменениями используется всеми префектурами. Плательщики — юридические лица. Объект обложения — облагаемая налогами прибыль. Ставка — устанавливается в пределах от 6 до 12,6 %, в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли, а также — префектуры.

Б. Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурного и городского (для Токио — городского и районного). Плательщики — юридические лица. Объект обложения — чистая прибыль. Ставка — различается в зависимости от места, но предельная ставка для префектур не должна превышать 6 %, для города — 4,7 %. Рассчитывается данный налог от суммы общенационального корпоративного налога.

В. Уравнительный налог является механизмом, уравнивающим результаты деятельности юридических лиц. Плательщики — юридические лица. Представляют собой строго фиксированную сумму (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен), величина которой определяется по соответствующей таблице в зависимости от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем. Поступления за счет данного налога распределяются между городом и префектурой в соотношении 4:1.

Италия. Действующая в настоящее время налоговая система является результатом развития государственного регулирования финансов с начала 80-х годов. Наибольшие изменения пришлись на период после вступления Италии в Европейское экономическое сообщество. Основу местной налоговой системы представляют местный подоходный налог и налог с наследства и дарений.

А. Местный подоходный налог взимается центральным правительством, но полностью перечисляется местным органам власти. Последние до 1977 года выбирали ставки налога в пределах, установленных правительством, однако с 1977 года эта автономия местных властей была полностью ограничена, и налог стал взиматься по единой ставке. Плательщики -- юридические и физические лица. Объект обложения — доходы, получаемые предприятиями и гражданами. Однако если из доходов компаний с целью налогообложения вычитают только доходы, полученные от иностранных филиалов, то доходы физических лиц, на которые начисляется местный подоходный налог, довольно ограничены. Последние платят его с таких видов дохода: прибыль от переоценки недвижимости; прибыль от операции с ценными бумагами; предпринимательский доход; заработок лиц свободных профессий. Ставка налога — 16,2 % (эта ставка была введена с 1982 года, до этого времени использовалась ставка в размере 15 %). После 1988 года совершенствование механизма этого налога касалось, в основном, льготных вычетов из облагаемого объекта. Так, на 50 % сокращается облагаемая база для лиц, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью и предприятий, годовой оборот которых колеблется от 6 до 12 млн лир. Целый ряд предприятий может претендовать на 30%-ю скидку.

Б. Налог с наследства и дарений касается имущества, которое меняет собственника по причине смерти или прижизненного дарения (причем для налоговых целей закон не делает между ними разницы). Плательщики — физические лица, наследующие или получающие в дар имущество. Объект обложения — рыночная стоимость имущества. Ставка налога — построена по принципу двойной прогрессии: с одной стороны, она учитывает размеры наследуемого имущества, с другой — степень родства. Поэтому налог состоит из двух частей, рассчитываемых самостоятельно, но взимаемых одновременно. Первая — налог с общей стоимости имущества, если его стоимость превышает 120 млн лир. Вторая — налог с доли, получаемой каждым наследником (супруги, родители и дети от этой доли освобождены). Минимальная ставка налога на имущество, превышающее по стоимости 120 млн лир, равняется Ъ-%, максимальная ставка в 27 % (доля родственников) и 33 % (для других наследников) применяется по отношению к имуществу, стоимость которого превышает 3000 млн лир.

Великобритания. Налоговая система Великобритании сложилась в XIX столетии, однако механизмы налоговых расчетов прошлого века успешно используются и сейчас. Источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов до 1990 года служил единственный налог, взимаемый с недвижимого имущества.

А. Налог на недвижимое имущество. В основе этого налога лежали периодически осуществлявшиеся переоценки стоимости имущества (1956, 1963, 1973 годы). Плательщики — юридические и физические лица, арендующие имущество. Объект обложения — годовая чистая стоимость имущества. Оценка имущества для целей налогообложения осуществлялась специальной комиссией при Службе Внутренних доходов. Однако оценка могла быть обжалована в независимом суде и Земельном Трибунале. Не подлежат налогообложению сельскохозяйственные земли и постройки на них, а также церкви. Ставка устанавливается как процент с фунта стерлингов в стоимости имущества. Исчисляется ставка путем деления общей.суммы предполагаемых налоговых поступлений на общую сумму облагаемой стоимости недвижимого имущества, находящегося на данной территории. Дифференциация ставок осуществляется по территориям и по характеру используемых строений (промышленные или жилые). Налог взимается раз в полугодие, в квартал или 10 раз равными долями местным органом власти более низкой ступени административного деления.

Б. Подушный налог сменил в 1990 году поимущественный и поменял местный характер на национальный. Подушный налог распределяется между местными органами власти в зависимости от количества взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти. Плательщики — физические лица, являющиеся собственниками или арендаторами жилья. Объект обложения — приблизительная стоимость собственности плательщика, определяемая муниципалитетами. Ставка налога — определяется по шкале соотношения стоимости жилья и размера налога, разработанной правительством и колеблющейся в "Зависимости от территории. При начислении исходят из того, что проживает в доме или квартире минимум два человека, если жилец один — ему делается скидка в 25 %. Люди, владеющие вторыми домами, получают скидку при выплате налога за второе жилье в размере 50 %.

Виды местных налогов и сборов

    Прежде чем перейти к конкретной характеристике отдельных налогов и сборов, мы хотим подчеркнуть, что в основу этого перечня ляжет классификация, основанная на ст. 15 Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения» от 2 февраля 1994 года и ст. ст. 2-17 Декрета Министров Украины № 56-93 от 20 мая 1993 года. Дело в том, что ряд общегосударственных налогов, указанных в ст. 14 Закона Украины от 2 февраля 1994 года, также поступает в местные бюджеты (подоходный налог с граждан, плата за землю, налог на промысел), однако компетенция местных органов самоуправления не распространяется на эти налоговые рычаги.

Гостиничный сбор

Взимается с целью финансирования мероприятий по развитию гостиничного хозяйства. Плательщики — лица, проживающие в гостиницах. Объект обложения — суточная стоимость снятого жилья, рассчитываемая без дополнительных услуг. Ставка (предельный размер) — 20 % суточной стоимости. Льготы при начислении данного сбора отсутствуют. Учет плательщиков ведет администрация гостиницы. Оплата и перечисление данного налога осуществляется в порядке, определенном Советами народных депутатов (ст. 19 Декрета № 56-93). Источник оплаты — за счет себестоимости продукции (работ, услуг) или за счет личных средств.

24 ноября 1994 г. вышел Закон города Москвы «О гостиничном сборе», который, несмотря на общность названия, имеет мало общего с украинским налогом. В соответствии с этим Законом плательщиками являются юридические лица, оказывающие гостиничные услуги. Объект обложения — объем реализации гостиничных услуг. Ставка — 1 процент от объема реализации гостиничных услуг.

Сбор за парковку автотранспорта

Плательщики — юридические и физические липа, паркующие автомобили в специально отведенных или оборудованных местах. Объект обложения — один час парковки автотранспорта. Оплачивается водителем на месте парковки. Ставка (предельный размер) - 3 процента минимальной заработной платы в специально оборудованных местах и 1 процент в отдаленных местах. Учет плательщиков определяют органы местного самоуправления. Источник оплаты — себестоимость продукции (работ, услуг) или личные средства. Подобный механизм предусматривает и налоговая система Российской Федерации. На территории Харьковской области подобный сбор взыскивается с 1 июня 1995 года. Харьковский городской Совет определил перечень мест и границ частей города, где взимается плата за парковку транспортных средств. Сбор взыскивается работником контролирующей организации, который выдает билет установленного образца с отметкой года, месяца, дня, места и времени стоянки. Ставка сбора 3 процента необлагаемого минимума доходов за каждый час стоянки. Источник уплаты — себестоимость продукции (для юридических лиц), личные средства (для физических лиц). Контролирующая организация сосредоточивает средства на собственном расчетном счету и не позднее 15 числа последующего месяца перечисляет их на счет городского финуправления. Отношения между ними регулируются договором. Не взыскивается сбор с инвалидов, пользующихся транспортными средствами с ручным управлением.

Страницы: 1, 2, 3