бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конституционное право России (полный курс) бесплатно рефераты

p> Принятый закон направляется Президенту РФ, который должен принять решение по вопросу о подписании закона в течение 14 дней. В случае подписания закон опубликуется и вступает в силу. Президент может и отклонить закон, возвратив его в Думу со своими замечаниями и предложениями
(отлагательное вето). Тем не менее Федеральное Собрание квалифицированным большинством голосов в обеих палатах вправе преодолеть вето Президента, и тогда Президент обязан подписать закон в 7-дневный срок.

В особом порядке издается Федеральный конституционный закон: он обязательно рассматривается в обеих палатах, а принимается не менее чем 2/3 голосов депутатов Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации. К конституционным законам президентское вето не применяется.

Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и передаются для опубликования председателями палат.

Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и
"Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.

Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти, коллегиальный орган общей компетенции.

Членами Правительства РФ являются Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры.
Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности
Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ.

В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки
Правительства РФ.

Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и в случае конфликта с парламентом. Резолюция недоверия выносится по инициативе Госдумы, а отказ в доверии может последовать лишь в том случае, если Правительство само поставит вопрос о доверии, но не будет поддержано
Думой.

Постановления и распоряжения Правительства, затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Официальная публикация актов Правительства производится в
"Собрании Законодательства РФ" и в "Российской газете".

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ - это парламенты и администрация субъектов.

Парламенты субъектов имеют разные наименования (Государственные
Советы, Законодательные Собрания и т.п.), избираются на срок от 2 до 5 лет и насчитывают разное число депутатов (в краях, областях, городах федерального значения - до 50). Большинство республиканских парламентов - однопалатные, и лишь в четырех республиках (Башкортостан, Карелия, Саха-
Якутия, Кабардино-Балкария) - двухпалатные. В Республике Тыва действуют два представительных органа - Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал
(съезд народа). В ряде парламентов допускается деятельность части депутатов на профессиональной основе (например, в Республике Татарстан - 40 из 130 депутатов).

Система органов исполнительной власти республики в составе РФ - это совокупность органов, включающая правительство республики, министерства, комитеты и другие ведомства, и возглавляемая Президентом (главой) республики либо Правительством или его главой.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Срок его полномочий - 4-5 лет. Как правило, одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд, но встречаются и исключения - так, в Татарстане это ограничение отменено.

Наряду с единоличным главой государства встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Система органов исполнительной власти, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа включает администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации
(правительства), а также отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).

Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ закрепляет основы организации и деятельности судов и Прокуратуры Российской Федерации.
В ней закреплены принципы демократического правосудия, т.е. такой формы государственной деятельности, которая заключается в разрешении судом гражданских, уголовных дел и конституционно-правовых споров. Судьи независимы и подчиняются только закону, неприкосновенные и несменяемы.

В систему органов правосудия РФ входят: Конституционный Суд РФ (см. раздел 2), Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению
Президента РФ, судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом
РФ.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья
Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

1. Решает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ,
Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда.
Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях
Конституционный Суд:

- разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;

- дает толкование Конституции РФ;

-дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- принимает послания Конституционного Суда;

- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и
Санкт-Петербурга, суд автономной области, суды автономных округов, городские и районные суды. Создается также институт мировых судей.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области, арбитражные суды автономных округов.

Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические
(имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в сфере управления.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик в составе Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов, районов и иные территориальные прокуратуры. В эту систему входит и военная прокуратура, осуществляющая свою деятельность непосредственно в Вооруженных Силах РФ. Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских органов.

Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ.

Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации по представлению Президента России указывает на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и возглавляемой им системы прокурорских органов, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории Федерации.

Тесты к разделу 7

1. Орган государства: а) глава администрации муниципального образования; б) правительство Саратовской области; в) ректорат государственного университета.

2. Депутатский индемнитет - это: а) неприкосновенность депутата; б) неответственность депутата; в) неответственность депутата и его материальные привилегии.

3. Государственные органы палат Федерального Собрания: а) партийные фракции; б) комитеты палат; в) межрегиональные объединения депутатов.

4. В предметы ведения Государственной Думы входят: а) назначение выборов Президента РФ; б) объявление амнистии; в) назначение референдума.

5. Закон о госбюджете РФ считается принятым, если: а) принят в первом чтении Государственной Думой; б) принят в третьем чтении Советом Федерации; в) принят в четвертом чтении Государственной Думой и утвержден Советом
Федерации.

6. Президент РФ: а) возглавляет все ветви власти; б) координирует ветви власти; в) возглавляет исполнительную власть.

7. Правительство РФ ответственно: а) перед Президентом РФ; б) перед Государственной Думой; в) перед Советом Федерации.

8. Судьи Верховного Суда РФ назначаются: а) Президентом РФ; б) Государственной Думой; в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.

РАЗДЕЛ 8

Местное самоуправление

Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения через представительные (выборные) органы власти
(муниципальные Советы и т.п.), местную администрацию, т.е. глав местного самоуправления (главы администрации, старосты и т.п.), местные референдумы, собрания граждан (сходы), иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но государство обеспечивает правовое регулирование местного самоуправления, сохраняется прокурорский надзор за законностью его актов. Споры же между органами государства и местного самоуправления решаются, как правило, в судебном порядке, прямое администрирование по отношению к органам местного самоуправления не допускается.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены властью, могут издавать правовые акты.

В представительные органы местного самоуправления население избирает депутатов; оно же выбирает и главу администрации, который подчинен местному представительному органу.

Основную территориальную единицу местного самоуправления представляет муниципальное образование, которое имеет свой устав. Вместе с тем в рамках муниципального образования могут возникать формы территориального общественного самоуправления: уличные комитеты, советы микрорайонов и др.

Высшие органы РФ определяют лишь принципы организации и деятельности местного самоуправления, основная же тяжесть правового регулирования этой системы ложится на субъектов Федерации, которые издают надлежащие законы и определяют уровни местного самоуправления. Большинство субъектов РФ представило статус муниципальных образований городам и районам, не говоря уже о низовых административно-территориальных единицах. Например, в
Нижегородской области районами и низовыми единицами руководят органы местного самоуправления. Но встречаются и субъекты, установившие у себя более низкую "планку" местного самоуправления. Так, в Республике Татарстан районами руководят пока еще местные органы государства (райсоветы, главы районных администраций), а местное самоуправление действуте в городах районного подчинения, поселках и селах.

Муниципальные образования имеют свою собственность, которая не может изыматься государством иначе как по суду, государство вправе предоставлять им дотации, передавать государственную собственность и возлагать на органы местного самоуправления отдельные государственные полномочия с передачей необходимых для их осуществления средств.

Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

Тесты к разделу 8

1. Органы местного самоуправления: а) входят в систему органов государства; б) не входят в систему органов государства; в) входят в систему общественных объединений.

2. Муниципальные образования - это: а) форма национальной автономии; б) поселение или иная территория, на которой проживает самоуправляющееся сообщество; в) низовое звено государственного аппарата.

3. Верхний уровень местного самоуправления определяется: а) Президентом РФ; б) Советом Федерации; в) законами субъектов Федерации.

4. Местное территориальное самоуправление граждан - это: а) то же, что и местное самоуправление; б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным образованиям; в) форма территориального самоопределения малочисленных народов.

5. Собственность муниципальных образований: а) может отчуждаться в административном порядке; б) может отчуждаться только по суду; в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах.

6. Акты органов местного самоуправления: а) могут быть опротестованы прокуратурой; б) не могут быть опротестованы прокуратурой; в) могут быть отменены по соображениям целесообразности.

7. Функции государства: а) могут возлагаться на органы местного самоуправления; б) не могут возлагаться на эти органы; в) могут возлагаться при условии материального обеспечения государством их реализации.

8. Глава администрации местного самоуправления: а) назначается главой субъекта Федерации; б) избирается населением муниципального образования; в) избирается населением или представительным органом муниципального образования.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ

№1
1. Понятие конституционного права как правовой отрасли
2. Субъекты Российской Федерации

№2
1. Субъекты конституционных правоотношений
2. Принципы избирательного права

№3
1. Предмет отрасли и науки конституционного права
2. Правовое положение депутата

№4
1. Место конституционного права в системе российского права
2. Правовой статус республики в составе РФ

№5
1. Понятие и классификация конституционных правоотношений
2. Государственный суверенитет

№6
1. Понятие конституционного права как правовой отрасли
2. Понятие и принципы основ правового положения личности

№7
1. Нормы конституционного права РФ, их классификация
2. Понятие Конституции и ее место в системе источников права

№8
1. Развитие конституционных идей в дореволюционной России
2. Образование СССР

№9
1. Конституция РСФСР 1918г.
2. Понятие и структура экономической системы российского общества

№10
1. Конституция ССР 1924г.
2. Понятие и структура политической системы российского общества

№11
1. Конституция СССР 1936 г.
2. Государство в политической системе общества

№12
1. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1978 г.
2. Государство и гражданское общество

№13
1. Конституция Республики Татарстан 1992 г.
2. Конституционный контроль и надзор в СССР, РФ и РТ

№14
1. Собственность и рыночный принцип развития экономики
2. Структура Федерального Собрания РФ

№15
1. Общественные объединения и их место в политической системе общества
2. Акты Федерального Собрания РФ

№16
1. Формы прямой демократии. Референдум РФ
2. Законодательный процесс в Гос. Думе РФ

№17
1. Понятие и сущность местного самоуправления
2. Роль Совета Федерации в законодательном процессе

№18
1. Социальная структура современного российского общества
2. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 г.

№19
1. Гражданство РФ и его принципы
2. Порядок формирования Гос.Думы и Совета Федерации РФ

№20
1. Юридическая природа основных прав и обязанностей граждан РФ
2. Структура палат Федерального Собрания РФ

№21
1. Классификация основных прав и обязанностей граждан РФ
2. Государственный Совет РТ

№22
1. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство.
2. Распад СССР. СНГ

№23
1. Правовой статус Российской Федерации
2. Конституционные основы прокурорского надзора

№24
1. Республика в составе РФ. Особенности правового положения Республики

Татарстан
2. Мажоритарная избирательная система, ее виды

№25
1. Автономия в России
2. Пропорциональная избирательная система

№26
1. Президент РФ, его компетенция и акты
2. Порядок внесения изменения в Конституцию РФ

№27
1. Президент и Правительство Республики Татарстан
2. Роспуск Государственной Думы РФ

№28
1. Правительство РФ: формирование, подчиненность, компетенция
2. Сущность и классификация политических партий



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8