бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конституционное право России (полный курс) бесплатно рефераты

p> Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права.

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.

Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов.

Ценз оседлости в РФ не может превышать одного года.

Образовательный ценз - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования.

Служебный ценз - положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет 1 голос, причем устанавливаются равные нормы представительства, т.е. организуются равные по численности избирателей избирательные округа.
Исключаются какие бы то ни было преимущества одних избирателей или кандидатов перед другими.

Свобода выборов означает, что все избиратели и кандидаты участвуют в выборах лично и на строго добровольной основе. Абсентеизм, т.е. нежелание участвовать в выборах, законом не преследуется.

Выборы являются, как правило, прямыми: избиратели непосредственно голосуют за кандидатов любого уровня, включая парламентски и президентский.
Этим прямые выборы отличаются от многостепенных (когда сначала избирается нижестоящий орган, а он уже, в свою очередь, образует орган вышестоящий) и косвенных (когда избирается коллегия выборщиков, а она избирает соответствующее лицо).

Тайна голосования исключает внешнее наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя.

Состязательность выборов предполагает включение в избирательные бюллетени не менее двух кандидатов (в отдельных республиках этот принцип пока не узаконен; кроме того, исключения допускаются на повторных и муниципальных выборах).

Выборы во всех случаях проводятся не по производственному принципу
(голосование в трудовых коллективах), а в избирательных округах (по избирательным участкам).

Подготовка и проведение выборов - достаточно сложный процесс. Прежде всего избиратели должны быть зарегистрированы и включены в избирательные списки. Совокупность избирателей страны называется "электорат"
(избирательный корпус). Работу по организации выборов проводят, в основном, избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные (городские, районные и др.) и участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе.
Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять членов назначаются Советом Федерации, и остальные пять членов назначаются
Президентом РФ.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательная комиссия в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Избирательные объединения - это организации временного или постоянного характера, наделенные правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе (партии, политические движения или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов).

Избирательный блок - это добровольное объединение двух или более общественных объединений для совместного участия в выборах.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок.
Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатов. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата
(списка кандидатов).

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Гражданам и общественным объединениям государство обеспечивает свободное проведение предвыборно агитации. Само же голосование проводится в один или два тура; для избирателей, которые в день выборов будут в отъезде, предусмотрена возможность голосовать досрочно. Каждый избиратель голосует лично.

Избирательное право РФ допускает организацию выборов и определение их результатов с использованием как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Мажоритарная система включает две разновидности: систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.

При организации выборов по мажоритарной системе образуются, как правило, одномандатные избирательные округа, по которым баллотируются конкретные кандидаты. Первый тур проводится обычно по системе абсолютного большинства, т.е. избранным считается лицо, набравшее как минимум 50% голосов + 1 голос; при этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (чаще всего не менее половины зарегистрированных избирателей). В случае же, если ни один из кандидатов не соберет в своем округе 50% (+ 1) голосов, проводится второй тур выборов - но уже по системе относительного большинства. Во второй тур выходят два кандидата, каждый из которых собрал больше голосов, чем любой из остальных кандидатов; побеждает тот из двоих, кто соберет во втором туре большее число голосов (но уже не обязательно 50%). Мажоритарная система относительного большинства недостаточно демократична, так как нередко оставляет "за бортом" голоса многих избирателей, но она наиболее эффективна как метод формирования представительных органов.

При организации выборов по пропорциональной системе соответствующая территория может и не делиться на избирательные округа. Например, при выборах половины депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ вся страна рассматривается как единый округ. Голосование же проводится по спискам избирательных объединений.

При определении результатов голосования при пропорциональной системе:

1. Определяется избирательная квота (избирательное частное) - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.
Избирательная квота определяется делением количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов.

2. Решается вопрос о распределении мандатов между списками. Число мест в выборном органе, полученных списком, определяется путем деления количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее установленного числа избирателей; недействительными - если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В обоих случаях назначаются повторные выборы.

Тесты к разделу 6

1. Принцип равенства в избирательном праве - это: а) равные нормы представительства; б) равенство форм собственности; в) социальное равенство.

2. Избирательный ценз - это: а) ограничение воли избирателя; б) ограничение состязательности; в) ограничение принципа всеобщности.

3. Право быть избранным в Государственную Думу (РФ) наступает: а) по достижении 18 лет; б) по достижении 21 года; в) с 21 года до 70 лет.

4. Центральная избирательная комиссия РФ образуется: а) Президентом РФ; б) Президентом РФ совместно с Государственной Думой; в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.

5. Выборы в Госдуму (РФ) проводятся: а) только по одномандатным избирательным округам; б) только по спискам избирательных объединений; в) по одномандатным округам и спискам избирательных объединений.

6. Пропорциональная избирательная система применяется: а) только на выборах половины депутатов Госдумы (РФ); б) только на выборах Президента РФ; в) только на выборах органов местного самоуправления.

7. Выборы признаются недействительными: а) если не явилось установленное число избирателей; б) если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты; в) и в том, и в другом случае.

8. Результаты выборов могут быть оспорены: а) в судебном порядке; б) только в административном порядке; в) не могут быть оспорены.

РАЗДЕЛ 7

Органы государственной власти

Орган государства - это физическое лицо (например, Президент республики), а чаще всего коллектив, облеченые в установленном порядке государственно-властными полномочиями. Он облаает определенной компетенцией и организационной обособленностью, непосредственно осуществляя соответствующую функцию государства. Взятые в системе, органы государства образуют государственный аппарат.

Государственно-властные полномочия, которыми обладает орган государства, - это самый существенный его признак, отличающий его от прочих государственных учреждений. Такие полномочия могут применяться вовне, т.е. к лицам, которые непосредственно по службе данному органу не подчинены.

В соответствии с принципом разделения властей государственный аппарат включает три основных вида органов государства: органы законодательной власти (представительные органы государственной власти); органы исполнительной власти; органы судебной власти.

Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе РФ, представительных органов государственной власти других субъектов РФ и местных представительных органов государственной власти. Все указанные органы занимаются в основном нормотворческой деятельностью.

Органы исполнительной власти включают Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
(государственные комитеты, комитеты, федеральные службы и агентства); правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов
Президента России, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти общей компетенции - это органы, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (Правительство РФ,
Правительства субъектов Федерации).

Органы исполнительной власти специальной компетенции - это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и субъектов).
Подразделяются на отраслевые органы (министерства) и органы, осуществляющие межотраслевое управление (гос.комитеты).

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Президент РФ.

Являясь главой государства, Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти.

Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках
Конституции РФ.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Ежегодно Президент РФ представляет Федеральному Собранию послания, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики
РФ.

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией (ст. 81) и на ее основе - федеральным законом о выборах Президента РФ.

Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтерантивность таких выборов в качестве обязательного требования.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет.

В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Неприкосновенность Президента означает, что Президент не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на своем посту. Утрата неприкосновенности происходит в результате отрешения от должности
(импичмента).

Отрешение от должности Президента РФ (импичмент) - это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.

Инициатива об отрешении должна исходить от не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд.
Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения против Президента.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8