Конституционное право в системе права Республики Беларусь
Конституция
создает также систему юридических гарантий принципа законности в
нормотворческой деятельности органов государства.
Как
дерево не может расти и развиваться без корня, так и законодательство
государства не может развиваться и отражать происходящие в стране изменения без
Конституции – базы текущего законодательства.
Основные
функции Конституции. Направления, предназначения и действия, или функции, Конституции
следующие:
·
учредительная —
закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;
·
регулятивная —
устанавливает определенные правила, например порядок формированиях двух палат
Национального собрания;
·
правонаделительная
— определяет предметы ведения, правомочия государственных органов, отдельных
должностных лиц и граждан;
·
интеграционная
— объединяет основы всех отраслей права и дает им начало: объединяет все
органы государства для проведения единой политики;
·
систематизирующая
— определяет систему государственных органов, норм права и иных
государственно-правовых институтов;
·
охранительная —
защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного
строя и другие жизненно важные устои;
·
социальная —
воздействует на структуру общества, общественный порядок;
·
политическая —
определяет политику внутри государственной и общественной жизни,
внешнеполитическую деятельность государства;
·
экономическая —
определяет формы собственности, рыночные отношения, экономические и финансовые
формы и методы хозяйствования;
·
идеологическая
— закрепляет основные идеи формирования государственных органов,
демократические формы правления, многопартийность, плюрализм мнений и др.
·
воспитательная
— Конституция оказывает влияние на формирование взглядов и поведения граждан и
должностных лиц;
·
организационная
— направлена на организацию функционирования государственных органов,
общественных формирований граждан в определенно заданном аспекте;
·
экологическая
— проявляется в создании и поддержании нормального состояния окружающей
природной среды, способствующей поддержанию здоровья и устойчивой жизни людей;
·
народовластия
— способствует созданию условий для дальнейшего развития демократических
процессов в государстве и обществе и повышению роли личности в решении
государственных и общественных дел;
·
обеспечения
законности и правопорядка — проявляется в единообразном понимании и четком
соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами,
предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами
и гражданами. В нормах права выражается политика, поэтому их соблюдение всеми
субъектами способствует проведению государственной политики на местах и
укреплению правопорядка. Конституция закрепляет и обеспечивает конституционную
законность;
·
информационная
— проявляется в широкой гласности и информированности граждан органами
государства и общественными объединениями о внутренней и внешней политике,
решении иных жизненно важных вопросов.
Широкий
спектр конституционных функций дает представление о важности и значении
Конституции для государства, общества и каждого гражданина.
Понятие
и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в
конституционной практике республики компактно закреплялась политическая
система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а
политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.
В
самой общей форме под политической системой белорусского общества понимается
механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организационно-правовой
механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные
объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть.
Составные части политической системы (государство, общественные объединения,
партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на
субъекты. Например, государство — это элемент политической системы, а все
государственные органы являются" субъектами политической системы.
Народ
обладает высшей политической властью, которую он реализует непосредственно
(путем выборов, референдумов, собраний и др.) и через элементы политической
системы, используя государственные и общественно-политические формы власти.
В
политическую систему не включаются общественные формирования, которые не
занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, религиозные
объединения и др.), а также не подлежащие государственной регистрации.
Не
допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена
на свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение
целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание
национальной, религиозной и расовой вражды (Закон Республики Беларусь «Об общественных
объединениях» от 4 октября 1994г., ст. 3).
Политика
- это деятельность, связанная с отношениями между большими социальными
группами, прежде всего – классами, нациями, государствами, партиями. Самое
существенное в политике - устройство государственной власти и вообще любой
власти, кроме власти в семье, которая не носит политического характера. Любая
проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагивает
интересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляется
власть государства, там всегда политика. Политика - это высшая форма самореализации
воли народа.
Все
элемента и субъекты политической системы обладают властью для реализации ими
своей политики, целей и задач. Что же такое власть?
Власть - это такое общественное отношение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной).
Власть
как волевое отношение может быть только между людьми. Она возникла вместе с
человеческим обществом и будет существовать до тех пор, пока функционирует
общество. Власть может быть государственной (ее осуществляют все государственные
органы) и общественно-политической, осуществляемой народом, всеми общественными
объединениями и трудовыми коллективами как элементом политической системы.
Стабильности
и устойчивость политической системы зависит прежде всего от крепости и устойчивости
экономического строя общества. Если в экономическом устройстве общества имеются
непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической
системы. Если же в гуманном демократическом обществе отсутствуют подобного
рода противоречия, то это обеспечивает стабильность политической системы и
четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации
все государственные и общественно-политические структуры власти будут
действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.
Наиболее
видным элементом политической системы является государство в силу следующих
причин:
1)
все его органы в центре и на местах обладают властными полномочиями;
2)
в структуре госаппарата работают специально подготовленные люди – государственные
служащие;
3)
государство обладает огромными материально-финансовыми ресурсами, природными
богатствами, предприятиями, банками, транспортом, золотым фондом;
4)
центральные органы государственной власти – Президент, Парламент, Совет
Министров могут издавать нормативные акты, обязательные для всех граждан и
юридических лиц;
5)
государство проводит внутреннюю и внешнюю политику.
Перечисленными
признаками государства не могут обладать иные элементы политической системы – партии,
объединения и трудовые коллективы.
В
статье 6-й Конституции Республики Беларусь закрепляется принцип разделения
власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе
разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные
органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между
собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения
эффективности трех государственных властей и недопустимости узурпации одной властью
других властей. Законодательным органом является Национальное собрание,
состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных
случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может
издавать декреты, имеющие силу закона.
Субъектами,
осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров
(Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные,
районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и
управления областных, районных и городских исполкомов.
К
субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь,
общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государственных
властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора
(Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокурором республики, контрольные
органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные
представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах,
поселках, сельских Цветах.
Особое
место в политической системе общества занимает Президент. Президент является
Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав,
свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и
внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь,
ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет
посредничество между органами государственной власти. В политической системе
белорусского общества функционирует более тридцати политических партий, многочисленные
общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие
формирования.
На
предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в высших и средних
специальных учебных заведениях, в колхозах, совхозах и других аграрных
организациях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только
внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы
способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляющейся в
управлении своими предприятиями, организациями, а также внешней, общей
демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формировании
депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях,
конференциях и др.
Самодеятельные
организации граждан на местах являются формами прямой демократии и входят в
состав политической системы общества.
Местное
управление и самоуправление. В разделе V Конституции и в специальном
Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20
февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями закрепляются
субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи,
компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами
политической системы.
Местное
(территориальное) самоуправление – это форма организации и деятельности граждан
для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими
государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и
культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и
особенностей развития административно-территориальных единиц на основе норм права,
собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Субъектами
местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального
общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных
комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и
другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем
проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории),
собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.
Устанавливаются
три территориальных уровня местных Советов депутатов: 1) первичный (сельские,
поселковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый
(районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной
(областные Советы и Минский городской Совет).
В
системе местного самоуправления местные Советы депутатов выступают как высшая
политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединяют работу
всех самодеятельных общественных формирований. Решения местных Советов,
принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предприятий,
организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие
законодательству решения, они могут быть отменены вышестоящими
представительными органами.
Местный
Совет депутатов может быть досрочно распушен по следующим основаниям:
1)
если избиратели выразят ему недоверие путем референдума;
2)
если не менее трех раз подряд он не смог собраться на сессию из-за неявки
депутатов по неуважительной причине;
3)
если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои
органы;
4)
если Совет систематически или грубо нарушает требования законодательства.
Роспуск
местного Совета осуществляет Палата Национального собрания — Совет Республики.
К органам местного управления относятся областные, районные
городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, а также отделы и
управления областных, районных, городских исполкомов. Все они являются
субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные
исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях
с местными Советами депутатов, однако их незаконные решения отменяются
соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и
распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст.
122 Конституции Республики Беларусь).
В
названии раздела второго Конституции Республики Беларусь «Личность, общество,
государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и
государстве устанавливается тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина
с обществом и государством и их взаимные обязанности (ст. 2 Конституции
Республики Беларусь). Конституция вкладывает в понятие личности ее социальное
качество. Человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым
коллективом, школой, семьей. Подобный процесс преобразования человека,
гражданина в личность в широких масштабах возможен лишь в истинно демократическом
обществе.
Личность
— это такое состояние человека в обществе, при котором он, обладая реальными
широкими правами и свободами, активно участвует в политической, экономической
и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных
граждан, трудового коллектива, государства, общества, а также несет
ответственность перед ними.
В
статьях анализируемого раздела Конституции употребляются и такие понятия, как
«гражданин» и «каждый». Если содержание статьи обращено к гражданину, это значит,
что она распространяется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья
начинается со слова «каждый», это означает распространение ее на наших граждан,
иностранцев и лиц без гражданства, т.е. на человека.
Правовой
статус граждан — это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей
в основных сферах жизни людей. Такие права, свободы и обязанности называются основными, они
отличаются от прав и обязанностей, закрепленных в текущих отраслевых
нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных отраслей
права).
Характерные
особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан:
·
они в наиболее
общей форме определяют правовое положение личности;
·
являются
равными, едиными, универсальными для всех граждан, чьи специальные правовые
статусы резко различаются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужащего,
депутата и др.);
·
обладают
высшей юридической силой, вследствие чего все остальные (обычные) права и
обязанности вытекают из них и полностью им соответствуют;
·
закрепляют и
регулируют наиболее важные отношения, определяющие правовой статус граждан;
·
основные права
и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле граждан;
·
конституционные
права, свободы и обязанности выступают в качестве исходных положений для целых
отраслей и институтов права (трудового, избирательного, семейного и др.);
·
осуществляются
не только в интересах отдельных граждан, но и других лиц, государства и
общества;
·
реализация
этих прав, свобод и обязанностей граждан создает реальные возможности и
условия для их активного участия во всех областях общественно-политической,
государственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлетворения
материальных и духовных потребностей;
·
они действуют
на всей территории государства;
·
использование
гражданами основных прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества,
государства, а также правам других граждан.
Следует
иметь в виду, что основные права и обязанности граждан закреплены как в
разделе втором Конституции, так и в иных ее разделах.
В
зависимости от содержания, характера конституционных прав и свобод они
объединены в три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) политические
права и свободы; 3) социально-экономические права.
Такое
объединение однопорядковых общественных явлений и приведение их в определенную
научную систему (классификацию) позволяет видеть единство и взаимосвязь
основных прав и свобод граждан, а также значительно глубже осмыслить их
содержание и значение. Система конституционных прав и свобод охватывает все основные
сферы жизни граждан. В ст. 24-32, 50 Конституции закрепляются личные права
и свободы: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, ее личную
жизнь (тайна жизни), жилища и иных законных владений, добровольность
вступления в брак и создания семьи, недопущение принуждения к даче показаний и
объяснений против самого себя, членов семьи, близких родственников, презумпция
невиновности, свобода совести и др.
Особенностью
личных прав и свобод является их неотъемлемость от человека.
Политические
права и свободы закреплены
в ст. 2, 3, 10, 13 (ч. 8), 33-40, 50, 64-69, 72, 76, 81, 82, 92, 118, 138
Конституции Республики Беларусь. В реализации политических прав и свобод
отражается степень участия граждан в политических акциях государства и
общества.
Социально-экономические
права граждан
закреплены в следующих статьях Конституции Республики Беларусь: право на труд —
ст. 41, на вознаграждение за труд — ст. 42, на отдых — ст. 43, на собственность
— ст. 44, на охрану здоровья — ст. 45, на благоприятную окружающую среду и на
возмещение вреда, причиненного нарушением этого права — ст. 46: на
социальное обеспечение — ст. 47. на жилище — ст. 48, на образование — ст. 49,
на участие в культурной жизни — ст. 51. Реализация этих прав обеспечивает
экономическую и социальную стороны жизни граждан. Несмотря на различие, все
права и свободы граждан взаимно обусловлены и дополняют друг друга.
Характерная
особенность Конституции Республики Беларусь состоит в том, что в ней
закрепляются гарантии, способствующие реализации основных прав и свобод
граждан, а также формы их защиты (Конституция Республики Беларусь, ст. 59-62).
Кроме прав и свобод в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если
право (свобода) — это реальная возможность для гражданина воспользоваться
чем-либо, то обязанность — общественно необходимая мера поведения лица,
устанавливаемого и гарантируемого государством.
Осуществление
прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться
предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности
должны выполняться независимо от желания людей в точном соответствии с
предписаниями норм права. За невыполнение гражданами правовых обязанностей
устанавливается ответственность (гражданско-правовая, административная,
уголовная).
Конституционные
обязанности гражданина Республики Беларусь (ст. 52—57):
·
соблюдать
Конституцию, законы и уважать национальные традиции, достоинство права,
свободы, законные интересы других лиц;
·
беречь
историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять
природную среду;
·
защищать
Республику Беларусь;
·
уплачивать
государственные налоги, пошлины, иные платежи.
В
демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет
обязанностей без прав». Добросовестное исполнение гражданами конституционных
обязанностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.
В
конституционном развитии Беларуси постоянно фигурировало понятие «избирательная
система». Содержание его изменялось, а название всегда оставалось единым.
Среди ученых конституционно-правовой науки нет единства в объяснении понятия
«избирательная система». Некоторые из них даже вносили предложение о замене
конституционного понятия «избирательная система* понятием «избирательное
право». Законодатель же вкладывает в это понятие точный смысл.
В
главе 1-й Конституции Республики Беларусь «избирательная система» закреплен
перечень основных принципов выборов депутатов и других лиц, избираемых на
государственные должности народом. К ним относятся: всеобщие, свободные,
равные, прямые выборы, тайное голосование, выдвижение кандидатов в депутаты
общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Расходы на
выборы осуществляются за счет государства; проведение выборов обеспечивают
избирательные комиссии; выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного
положения: С введением президентской власти большинство этих принципов распространяется
и на порядок проведения выборов Президента.
Принципы
выборов закреплены в Конституции в определенной системе, т.е. в научной и логической
последовательности от более общих к конкретным, частным явлениям. Поэтому
законодатель и называет данную главу Конституции избирательной системой. Таким
образом, избирательная система - совокупность конституционных принципов
организации и проведения выборов депутатов в представительные органы
государства (и Президента) и установление принципиальных отношений между избранными
и избирателями. В избирательной системе отражается сущность конституционного
строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании
депутатского корпуса и избрании Президента.
Взаимоотношения
«избирательной системы» с «избирательным правом» строятся так как Конституция
соотносится с простым законом. Поскольку нормы, закрепляющие основные принципы
выборов, являются конституционными, они имеют высшую юридическую силу и служат
правовой основой для избирательного права, представленного простыми законами
(законами о выборах и другими актами).
Издание
текущего законодательства — избирательного права — предусмотрено в самой
Конституции Республики Беларусь: «Порядок проведения выборов определяется
законами Республики Беларусь» (ст. 71, ч. 2). То есть, избирательное право —
это совокупность юридических норм, изданных на основе конституционных
принципов, детально регулирующих всю процедуру организации и проведения выборов
в Советы депутатов (а также Президента) и устанавливающих взаимоотношения
избранных лиц с избирателями. Избирательное право как бы конкретизирует и
развивает основные конституционные положения о выборах. Нельзя
противопоставлять избирательную систему избирательному праву, так как
последнее основано на конституционных принципах, составляющих в совокупности
избирательную систему. Какова по сущности избирательная система, таково и
избирательное право. Избирательная система демократична — демократично и
избирательное право.
В
законах «О выборах Президента Республики Беларусь», «О выборах депутатов
местных Советов депутатов Республики Беларусь» и других детально регулируется
последовательность этапов проведения выборов:
І
— порядок назначения выборов и образование избирательных округов (от каждого
округа избирается один депутат). При выборах Президента не образуются избирательные
округа;
II — порядок образования
избирательных участков;
III — образование системы
избирательных комиссий и определение их полномочий. Фактически всю
работу по проведению выборов проводят избирательные комиссии во главе с
Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов;
IV - составление списков избирателей
по избирательным участкам;
V — выдвижение и регистрация
кандидатов в Президенты, в депутаты, члены Совета Республики;
VI — определение гарантий
деятельности кандидатов в Президенты и в выборные органы;
VII — установление порядка
голосования и подведение итогов первого тура выборов;
VIII - определение порядка подведения
и опубликования итогов первого тура выборов;
IX - правила о втором туре
голосования, повторных выборах, выборах депутатов Советов депутатов. Палаты
представителей, вместо выбывших депутатов, членов Совета Республики.
Отдельными законами регулируется порядок
отзыва депутатов, не оправдавших доверия или совершивших действия, несовместимые
с высоким званием представителя власти и народа. Регулируются и иные
отношения, связанные с выборами и взаимоотношениями избранных лиц с
избирателями.
1. Шишко Г.Б. ”Основы права”, Минск
1998,
2.
Мицкевич А.В.
”Основы права”, Минск 1997,
3.
Конституция
Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2
|