бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конституционное право в системе права Республики Беларусь бесплатно рефераты

Конституционное право в системе права Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

 

 

 

 

 







РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: “Основы права”

На тему: “Конституционное право в системе права Республики Беларусь”













Выполнила

студентка группы ПИ 221

Сохарь Елена Юрьевна











Минск 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  5

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  8

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА   11

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 15

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.. 18

ЛИТЕРАТУРА.. 20


ВВЕДЕНИЕ

Существует три понятия конституцион­ного права:

·        конституционное право как отрасль права;

·        конституционное право как наука;

·        конституционное право как учебная дисциплина.

Предметы этих понятий имеют отличия.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом обще­ственном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политичес­кими партиями и гражданами, о правовом статусе граж­дан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Если, с одной стороны, конституционное право интег­рирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные поло­жения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим цен­тром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности необходим анализ политических, со­циально-экономических процессов и обобщение реаль­ной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.

Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закреп­ляются нормы права.

Среди правовых актов как форм (источников) консти­туционного права следует назвать Конституцию, междуна­родные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

Основным источником конституционного права явля­ется Конституция. Ее положения всегда являются пер­вичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приори­тет Конституции — неотъемлемый и непременный при­знак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же вре­мя решает основные вопросы развития общества.

Содержание нынешней Конституции Республики Бе­ларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

 Предметом конституционного права как науки явля­ется совокупность знаний, взглядов, разработанных кон­цепций, идей, представлений:

·        о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;

·        об эффективности норм права, их реализации, со­вершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, граж­данского, хозяйственного, трудового и др.);

·        об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые ре­ализуются нормы конституционного права;

·        о научном определении компетенции всех основ государства;

·        о высоком реальном правовом статусе граждан де­мократического общества и государства.

Таким образом, само существование данной юри­дической науки обусловливается наличием конститу­ционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.

От уровня науки конституционного права зависит уро­вень отраслевых правовых наук.

Источниками конституционного права как науки яв­ляются научные труды политических деятелей мира, до­революционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современ­ных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области консти­туционного права.

Предметом конституционного права как учебной дис­циплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нор­мативных актов и практике их реализации.

Таким образом, учебная дисциплина как бы объеди­няет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.


ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрез­вычайным съездом Советов БССР. Четвертая Конститу­ция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией Верховного Совета девя­того созыва. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности, то есть многие положения воспринима­лись вновь принимаемыми конституциями: формы орга­нов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.

Все предыдущие конституции в той или иной степени закрепляли такую организацию государственной власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, по­священный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном со­знании с новой силой встала проблема обретения респуб­ликами бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности де­мократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

Огромное значение для принятия пятой Конституции имела Декларация Верховного Совета Республики Бела­русь о государственном суверенитете, положения кото­рой учитывались при подготовке проекта.

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рас­смотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седь­мой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял постанов­ление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для обсуждения на­родом, а исполнительно-распорядительным органам мес­тных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Ос­новного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать про­ект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуж­дения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

Предложения и замечания стали регулярно поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслужива­ли того, включались в проект. Много интересных пред­ложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и за­мечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько автор­ских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некото­рые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуж­дения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конститу­ционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание ме­стным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей посту­пило от местных Советов депутатов.

Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. про­изошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного За­кона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г.  Деклара­ции о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г.  Декларация, как было записано в ст. 12,  является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсужде­ния на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом заме­чаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискус­сию в обществе по Основному Закону страны. В Консти­туционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, выска­завших их в печати, но радио, телевидению, на собрани­ях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, выска­занных депутатами.

Историческое решение — принятие новой Конститу­ции, к которому очень трудно шли депутаты на протяже­нии почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депу­тат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опуб­ликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Консти­туции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конститу­ции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и сво­бод граждан. С этой целью на республиканский референ­дум от 24 ноября   1996 г.  Президентом и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции  1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Гла­вой государства.


ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для лиц, изучающих право, необходимо четко представлять назначение Конституции в государ­стве и обществе. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» и употреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различные установле­ния и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В нынешнем понимании Конституция — это единый, основной закон государства и общества, объединяющий множество юридических норм.

Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) –  это приведенная в единую науч­ную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивыс­шей юридической силой, закрепляющих и регули­рующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

К основным устоям общества, государства относятся: основы конституционною строя, его демократический, гуманный характер; структура политической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие между властями государственными и общественно-политически­ми; государственное устройство и его принципы; право­вой статус человека и гражданина; суверенитет народа, нации, государства и иные общественно-политические и экономические институты.

По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ го­сударства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь. Поскольку в нашем обществе функционируют десятки политических партий, иные политические объе­динения, допускается плюрализм мнений, то Конститу­ция почти всегда является правовым актом компромисса. В силу этого она не может полностью удовлетворить желания отдельных общественных групп и граждан. Но это не означает, что они вправе не исполнять Конституцию.

С принятием Конституции и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государ­ственных органов, предприятий, организаций, обще­ственных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к под­рыву политики государства.

Назначение Конституции. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействие, разви­тие демократических процессов, многообразные жизнен­ные устои граждан. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль граж­дан в этом процессе. Таким образом, Конституция нужна всем субъектам права.

Конституция — основной источник конституционного права как отрасли права и всех других его отраслей: ад­министративного, финансового, гражданского, трудово­го, экологического, аграрного и др. От всех правовых актов в государстве Конституция отличается своим со­держанием, назначением и юридической силой. В пира­миде права она занимает верхнюю позицию. Все иные нормативные акты — конституционные законы, простые законы, декреты, указы и распоряжения Президента Рес­публики Беларусь, постановления и распоряжения Сове­та Министров, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств, решения мест­ных Советов депутатов, решения и распоряжения мест­ных, исполнительных комитетов, приказы руководителей отделов и управлений областных, районных и городских

исполнительных комитетов — вытекают из Конституции и соответствуют ее содержанию. Таким образом. Консти­туция вносит упорядочение, стабильность в правовую си­стему государства и устанавливает конституционную законность. Она определяет формы всех нормативных актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность, порядок отмены и требует соответствия их духу и букве Основного Закона. Акты всех общественных форми­рований также должны соответствовать Конституции.

Несоответствие законов, иных нормативных актов, а также международно-правовых соглашений, ратифициро­ванных Парламентом Беларуси, Конституции определяет специально созданный государственный орган в Респуб­лике Беларусь — Конституционный Суд. Его заключения являются обязательными для всех органов, организаций, опротестованию и обжалованию не подлежат.

Страницы: 1, 2