бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Классовая (марксистская) теория происхождения государства и ее современные оценки бесплатно рефераты

          Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо появятся негативные последствия для всего сообщества.

          Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали с комплексе с возникшими позднее нормами морали  как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.

          Обычаи зачастую облекались в форму  религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной  необходимостью, но и угрозой наказания свыше.

          Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих, способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Первобытное общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества«неолитическую революцию»»[5].

          Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

          Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

          На рубеже 10-12 тыс.лет назад возникли экологические кризисные явления, произошли неблагоприятные изменения климата.  Социально-экономическая сущность "неолитической революции" заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи. Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества "демографический взрыв", необходимый для существования и расцвета цивилизации.

          Производящая экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда, усложнению организации производства; возникновение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной, к дальнейшему расслоению общества.

          Таким образом, переход человека к производящей экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

          Постепенно в  связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности повышалась численность родоплеменной верхушки.

          Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов и имущественной дифференциации населения. Однако усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в формирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным. Активизации этой закономерности в определенной степени способствовало изменение в содержании производственной деятельности[6].

          Общественное разделение труда, ознаменовавшее переход общества к "производящей" экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей происходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп. Государство не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.

          В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

          Политическое потому, что государство стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани - словом, стало заниматься политикой.

          Например, политическими становятся отношения между городами-государствами, союзы и войны между ними. Известные из истории завоевания одних городов-государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи.

          Если в первобытном обществе социальная организация имело дело с относительно малыми группами (исключения составляли объединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.

          Государство стало и новой структурной организацией общества, т.к. выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная деятельность.

          Этот слой людей составил новое структурное образование - аппарат государства, первичную бюрократию, которая возникает объективно и выполняет весьма ценные и полезные управленческие функции. Другое дело, что в конкретной исторической обстановке бюрократия, так же как и иные социальные группы, может захватывать государство, то есть использовать его в своих интересах, стать самостоятельной социальной силой, работать на себя, быть паразитирующим слоем общества.

          Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества. Любое государственно организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этого хорошего управления.

          Для выполнения своих функций этот особый слой людей - аппарат государства - наделяется властью, т.е. возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинять другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьмы, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

          Однако не следует преувеличивать  роль принуждения и специальных органов в функционировании раннеклассового государства. Основными в нем были все же органы, ориентированные на выполнение общесоциальных функций, управление новой трудовой, производственной деятельностью, новой духовной жизнью общества.

          Эта нормальная деятельность раннеклассового общества осуществлялась в основном добровольно (вплоть до участия десятков тысяч работников в строительстве грандиозных ирригационных сооружений, гробниц и т.п.), хотя, разумеется, фактор принуждения всегда мог быть задействован в отношении тех, кто отклонялся от социально установившегося, социально регламентированного поведения[7].

          Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е. основанную на родстве, организацию - совокупность семейных общин (кланов, локальных групп), то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходов в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

          Отныне и аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и на управление территориями. Территориальная организация государства имела разные формы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государства, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т.д., но всегда отныне характеризовала государство как новую, по сравнению с первичным обществом, социальную организацию раннеклассового общества.

          Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в III - II тыс. до н.э., т.е. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территорий или их защиты.

Из анализа новой, государственной формы организации общества можно сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь; наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и сборов. К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства, единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.

Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».

Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.


3. Современные оценки марксистской теории происхождения государства


Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско-ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».


Заключение


Таким образом, основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Помимо вышеизложенной доктрины возникновения государства и права, которую обычно называют марксисткой, в мире всегда существовало и существует множество других теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.


Список использованной литературы.

Конституция РФ. М., 1993 г.

Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993 г.

Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., 1981 г.

          Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

          Бутенко А.П. Государство и его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право, 1993, № 7.

          Галадзая Н.П. Основные этапы в развитии первобытнообщинного строя и возникновение государства и права. М., 1963.

          Дробышевский С.А. Политическая организация права и доклассовое общество // Правоведение, 1988, № 5.

Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997.

          Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - 360 С. 

          Ленин В.И. О государстве и политике // Собр.соч. Т.39.

Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994 - 224 С.

Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996, 476 С.

Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре., М., 1938

          Теория государства / Под общей редакцией проф. А.Б.Венгерова. - М.: Юристъ, 1995.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 1993.

          Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.21.



[1] См.: Ленин В.И. О государстве и политике // Собр.соч. Т.39; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.21.

[2] См., например, следующие монографии: Галадзая Н.П. Основные этапы в развитии первобытнообщинного строя и возникновение государства и права. М., 1963; Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.

[3] Бутенко А.П. Государство и его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право, 1993, № 7; Дробышевский С.А. Политическая организация права и доклассовое общество // Правоведение, 1988, № 5.

* Маркс К. И Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 169.

[4] Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976. С.42-43.

[5] Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 22.

[6]Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. С.154.

[7] Теория государства / Под общей редакцией проф. А.Б.Венгерова. - М.: Юристъ, 1995. С. 33.


Страницы: 1, 2