Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации
Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации
Рязанский институт управления и права
Юридический
факультет
Выпускная
квалификационная работа
на
тему: «Избирательное
право в Российской Федерации и практика его реализации»
Выполнила: студентка
5 курса гр. Ю1/99
Сорокина И.С.
Рязань, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Избирательное право и избирательные системы в российском
государстве……………………………………………..……..7
§1. Понятие избирательного
права………………………………………….7
§2. Избирательная система в
Российской Федерации……………………14
ГЛАВА 2. Основные стадии
избирательного процесса……………….19
§ 1. Назначение
выборов………………………..………………….……….19
§ 2. Регистрация (учет) избирателей,
составление списков избирателей, образование избирательных округов и
избирательных участков………..23
§ 3 Избирательные комиссии и порядок
их формирования………..…….29
§ 4 Выдвижение и регистрация
кандидатов……………………………….34
§ 5 Понятие предвыборной агитации с
позиции ее целей, содержания и участвующих субъектов……………………………………………….……38
§ 6 Правовые основы и организация
проведения референдума………....44
§ 7 Порядок проведения голосования,
подсчет голосов, опубликование итогов голосования и
выборов………………………………………….....54
ГЛАВА 3. Юридическая
ответственность за нарушение законодательства о выборах……………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………86
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
За
последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве
реально функционирующего института формирования представительных основ
народовластии. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие
современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным
поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты
конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы
государственной власти и местного самоуправления. Процесс формирования
избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования –
федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только
законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и
правительственные структуры.
В
России проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на
развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов
государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей
этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая
демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически
проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации
институтов публичной власти приобретают исследование действующего
избирательного права и законодательства.
Избирательные
права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе
политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе
организации и функционирования институтов государственной власти и местного
самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан,
периодической сменяемости власти по итогам голосования.
Надо
сказать, что избирательное право Российской Федерации является одним из
важнейших институтов российского права, входит в составную часть
конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией
политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях
выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение
правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная
дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как
компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме
реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.
Теоретической
основой исследования послужили труды представителей различных отраслей
отечественной юридической науки: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая,
Н.А. Богдановой, А.А. Вешнякова, В.А. Виноградова, А.В. Иванченко, В.В
Игнатенко, Н.М. Колосовой, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, В.О.
Лучина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Б.А. Страшуна, А.П. Сунцова, Ю.А.
Тихомирова и многих других. К настоящему времени проделана значительная работа
по исследованию института избирательного права, но остается еще много
нерешенных и дискуссионных вопросов.
Целью
исследования составляют разработка фундаментальных начал теории
современного российского избирательного права, комплексное изучение основных
образующих его институтов, а также формирование теоретических положений и
конкретных рекомендаций, имеющих прикладное значение для совершенствования
избирательного законодательства и практики его применения.
В
соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
-
провести исторический анализ российского избирательного права;
-
раскрыть понятие избирательного права Российской Федерации;
-
проанализировать принципы российского избирательного права;
-
рассмотреть избирательную систему Российской Федерации;
-
теоретически обосновать назначение и структуру избирательного процесса,
раскрыть юридическое содержание юридическое содержание различных стадий
организации и проведения выборов;
-определить
понятие, основания и виды юридической ответственности за нарушение
избирательного законодательства, изучить их роль в правовом обеспечении и
охране электоральных отношений.
Объектом
настоящей работы является общественные отношения и интересы, связанные с
реализацией избирательных прав граждан правом в Российской Федерации.
Предметом
настоящей работы являются нормы избирательного законодательства, регулирующие
порядок избрания в Российской Федерации.
Кроме
этого, следует выделить гипотезы настоящей работы.
Во-первых,
что избирательное право имеет два основных значения: первое, под избирательным
правом совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной
власти и органы местного самоуправления; второе, избирательное право есть
субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы
государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых,
с одной стороны, избирательная система – это система общественных отношений,
связанных с выборами органов публичной власти, а с другой стороны,
избирательная система – это способ определения того, кто из баллотировавшийся
кандидатов избран на должность или в качестве депутата.
В-третьих, избирательный процесс включает в себя совокупность
стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных
действий.
В-четвертых,
юридическая ответственность на нарушения избирательного законодательства
является публично-правовым средством обеспечения и реализации прав граждан РФ
избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного
самоуправления. И включает четыре основных вида: избирательно-правовую,
уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.
Дипломная
работа состоит из введения, трех глав, объединяющая девять параграфов, заключения,
список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 Понятие избирательного
права
Сегодня
практически ни одно государство не может обойтись без этого института
демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории.
Выборы, в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в
государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и
состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль
орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил).
Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в
государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные
органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные
лица в государстве и регионах.
Надо
сказать, что институту выборов, как в советский период, так и в современный,
всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Поэтому, полагаю
необходимым вспомнить историю развития избирательного права в России, чтобы
понять реалии сегодняшнего дня.
Российское
избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя
дореволюционное, советское и современное избирательное право[1].
В
России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким
кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного
высшего органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в
ходе революции 1905-1907г.г.
Избирательное
право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей.
Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года предусматривало
категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до
25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые
народы. Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для
национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна
быть «русской по духу»1.
По
оценке Н.И. Лазаревского и других ученых - государствоведов, современников
избирательной системы Российской империи, «законодательство о выборах
необыкновенно сложно. Это, быть может, самая запутанная и несовершенная система
выборов, которая когда-либо существовала». По мнению Н.И. Лазаревского, это
существенный ее недостаток, поскольку чем сложнее избирательная система, тем
больше возможностей для всякого рода ошибок и подлогов2.
Конституция
РСФСР 1918 года, принятая после Октябрьской революции 1917г., провозгласила
совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным
избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню
выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если
они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным или
занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного
труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами
обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на
территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.
Конституция
СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории
советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система».
Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял
постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан
СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой
деятельности1. С вступлением в силу Конституции СССР
(1936г.) произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные
выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены
прямыми.
В
целом для избирательного права советского периода характерны следующие
особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы
избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так
и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно
высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило,
формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены1.
Новый
этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с
прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов
(согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной
конституционной реформе в РФ»2), когда события 3-4 октября 1993 года
выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый
законодательный орган страны - Федеральное Собрание. Правовое регулирование
порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего
законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального
Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение
кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).
Таким
образом, после принятия в 1993 году Конституции РФ избирательное законодательство
динамично развивается3, что свидетельствует о растущем
значении выборов как для государства, так и для общества. Развитие
избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях:
увеличивается общее количество законодательных актов о выборах, существенно
расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения
выборов.
В
настоящее время принято и действует ряд законов, например Федеральный закон РФ
от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ»1 (далее об основных гарантиях);
Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента РФ»
(далее о выборах Президента); Федеральный закон от 20 декабря 2002 года №175-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее О
выборах депутатов Государственной Думы), Федеральный закон от 26 ноября 1996
года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления» и некоторые другие законы о
выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые
защищают избирательные права граждан.
Избирательное
право демократически развитых государств как правовая категория - это
«институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм,
сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах
(источниках права, которые регулируют общественные отношения, деятельность
(принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности
в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и
выборные органы местного самоуправления».
В
юридической литературе избирательное право традиционно определяется как
«подотраслью конституционного права»2. Являясь совокупностью
конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную
часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых
его подотраслей и регулирует такие общественные отношения, которые
складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов
законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а
также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного
самоуправления1.
Для
раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения
необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую во
времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и
процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми
актами.
Содержание
избирательного права - это облеченные государством в форму правовых норм
принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы,
осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими
партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями
по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на
различных этапах избирательной кампании.
На
основе международных документов и опыта развития представительной демократии в
нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов
избирательного права, составляющих его содержание, таких, как всеобщее равное и
прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление
избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов,
независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных
кампаний, от органов государственной власти, представление кандидатам равных
возможностей для ведения предвыборной агитации, состязательность претендентов;
обжалование действий и решений участников, а также результатов выборов, в суде.
В
содержание избирательного права включаются также положения, регламентирующие
этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и
принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей,
составлению списков избирателей, образованию избирательных округов,
избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной
агитации, проведению голосования и подведению его итогов. Наконец, содержание
избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность
лиц, нарушающих нормы избирательного права, и восстановление субъективных
избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических
партий, избирателей и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|