бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации бесплатно рефераты

Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации

Рязанский институт управления и права

Юридический факультет





Выпускная квалификационная работа

на тему: «Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

5 курса гр. Ю1/99

Сорокина И.С.

                                                           

 

 










                                            Рязань, 2004


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Избирательное право и избирательные системы в российском государстве……………………………………………..……..7

§1. Понятие избирательного права………………………………………….7

§2. Избирательная система в Российской Федерации……………………14

ГЛАВА 2. Основные стадии избирательного процесса……………….19

§ 1. Назначение выборов………………………..………………….……….19

§ 2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков………..23

§ 3 Избирательные комиссии и порядок их формирования………..…….29

§ 4 Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………….34

§ 5 Понятие предвыборной агитации с позиции ее целей, содержания и участвующих субъектов……………………………………………….……38

§ 6 Правовые основы и организация проведения референдума………....44

§ 7 Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………….....54

ГЛАВА 3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах……………………………………………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………86

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.

В России проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают исследование действующего избирательного права и законодательства.

Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.

Надо сказать, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права, входит в составную часть конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.

Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественной юридической науки: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, А.А. Вешнякова, В.А. Виноградова, А.В. Иванченко, В.В Игнатенко, Н.М. Колосовой, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Б.А. Страшуна, А.П. Сунцова, Ю.А. Тихомирова и многих других. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию института избирательного права, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.

Целью исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского избирательного права, комплексное изучение основных образующих его институтов, а также формирование теоретических положений и конкретных рекомендаций, имеющих прикладное значение для совершенствования избирательного законодательства и практики его применения.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- провести исторический анализ российского избирательного права;

- раскрыть понятие избирательного права Российской Федерации;

- проанализировать принципы российского избирательного права;

- рассмотреть избирательную систему Российской Федерации;

- теоретически обосновать назначение и структуру избирательного процесса, раскрыть юридическое содержание юридическое содержание различных стадий организации и проведения выборов;

-определить понятие, основания и виды юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства, изучить их роль в правовом обеспечении и охране электоральных отношений.

Объектом настоящей работы является общественные отношения и интересы, связанные с реализацией избирательных прав граждан правом в Российской Федерации.

Предметом настоящей работы являются нормы избирательного законодательства, регулирующие порядок избрания в Российской Федерации.

Кроме этого, следует выделить гипотезы настоящей работы.

Во-первых, что избирательное право имеет два основных значения: первое, под избирательным правом совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления; второе, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, с одной стороны, избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а с другой стороны, избирательная система – это способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.

В-третьих, избирательный процесс включает в себя совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

В-четвертых, юридическая ответственность на нарушения избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения и реализации прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. И включает четыре основных вида: избирательно-правовую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющая девять параграфов, заключения, список использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1 Понятие избирательного права

Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы, в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.

Надо сказать, что институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Поэтому, полагаю необходимым вспомнить историю развития избирательного права в России, чтобы понять реалии сегодняшнего дня.

Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право[1].

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907г.г.

Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы. Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть «русской по духу»1.

По оценке Н.И. Лазаревского и других ученых - государствоведов, современников избирательной системы Российской империи, «законодательство о выборах необыкновенно сложно. Это, быть может, самая запутанная и несовершенная система выборов, которая когда-либо существовала». По мнению Н.И. Лазаревского, это существенный ее недостаток, поскольку чем сложнее избирательная система, тем больше возможностей для всякого рода ошибок и подлогов2.

Конституция РСФСР 1918 года, принятая после Октябрьской революции 1917г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.

Конституция СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система». Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности1. С вступлением в силу Конституции СССР (1936г.) произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены1.

Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»2), когда события 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).

Таким образом, после принятия в 1993 году Конституции РФ избирательное законодательство динамично развивается3, что свидетельствует о растущем значении выборов как для государства, так и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов о выборах, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.

В настоящее время принято и действует ряд законов, например Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»1 (далее об основных гарантиях); Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (далее о выборах Президента); Федеральный закон от 20 декабря 2002 года №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее О выборах депутатов Государственной Думы), Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и некоторые другие законы о выборах в органы  государственной власти и местного самоуправления, которые защищают избирательные права граждан.

          Избирательное право демократически развитых государств как правовая  категория - это «институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления».

В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как «подотраслью конституционного права»2. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его подотраслей и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления1.

Для раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Содержание избирательного права - это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании.

На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание, таких, как всеобщее равное и прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов, независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных кампаний, от органов государственной власти, представление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной агитации, состязательность претендентов; обжалование действий и решений участников, а также результатов выборов, в суде.     

В содержание избирательного права включаются также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов. Наконец, содержание избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушающих нормы избирательного права, и восстановление субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9