бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Избирательная система в Алтайском крае бесплатно рефераты

При этом решение избирательной комиссии алтайского края о проведении выборов официально опубликовывается не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного Кодексом срока официального опубликования постановления о назначении выборов.

В Кодексе появляется новое положение (ст.95, п.5), касающееся случая, когда краевой Совет народных депутатов, либо избирательная комиссия Алтайского края не назначат в установленный срок выборы главы администрации края, а так же, если избирательная комиссия Алтайского края отсутствует и не может быть сформирована, когда выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, прокурора Алтайского края в соответствии с п.4 ст.10 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» назначаются Алтайским краевым судом. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов ЦИК РФ в количестве не более 15 человек в течении 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

Правом выдвижения кандидатов Закон 1996 года наделяет непосредственно граждан (что включает в себя право на самовыдвижение и право выдвинуть кандидата гражданами по месту работы, службы, учебы и жительства), избирательные объединения и избирательные блоки.

 Кодекс же отличает самовыдвижение кандидата от выдвижения кандидата избирателями или группой избирателей, говорит о них отдельно. И то и другое выдвижение производятся посредством сбора подписей.

Кодекс соответствует Закону 1996 года в плане того, что выдвижение кандидата на должность главы администрации края избирательными объединениями и избирательными блоками осуществляется на съезде (конференции) посредством тайного голосования. И последующего сбора подписей – уточняет Кодекс. Он закрепляет так же, что решение о выдвижении кандидата на повторных выборах может быть принято постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, если это не запрещено его уставом.

Оба документа заключают, что выдвижение кандидатов начинается после официального опубликования решения о назначении выборов.

Регистрация кандидатов производится избирательной комиссией Алтайского края.

В случае, если в установленный срок, либо ко дню голосования зарегистрировано менее двух кандидатов, «либо не остается ни одного кандидата» – добавляет Кодекс, выборы по решению избирательной комиссии Алтайского края откладываются, по Закону «О выборах главы администрации Алтайского края» – на 60 дней, по Кодексу – на срок не более 6 месяцев, для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий.

Кандидаты на должность главы администрации края обладают равными правами и несут равные обязанности.

 



  2. 2. Выборы губернатора-2000.


В данном вопросе я считаю необходимым проанализировать ход предвыборной компании по выборам губернатора, проходившей в 2000 году. В ходе подготовки данных выборов сложилась интересная ситуация, последствием которой в соответствии с законом могли бы быть повторные выборы.

В связи с проведением выборов Президента РФ 26 марта 2000 года, принимая во внимание наличие правовой нормы федерального законодательства, предусматривающей проведение выборов главы администрации края одновременно с выборами  Президента РФ, а еще важнее, наверное, что в целях экономии на этой основе средств краевого бюджета, а так же учитывая  соответствующее заявление главы администрации Алтайского края А. Сурикова «Об изменении даты прекращения им своих полномочий», краевое Законодательное собрание назначает выборы губернатора на 26 марта 2000 года1.

Если в РФ было много желающих стать президентом, то погубернаторствовать на Алтае – гораздо меньше. Долгое время даже в краевой администрации были напуганы тем, что никто не захочет соперничать с А. Суриковым (действующим губернатором), и выборы не состоятся. Потом соперник все-таки нашелся – В. Райфикешт, прекрасно понимающий, что победа ему не светит.

Почему на Алтае возникла такая ситуация, почему практически отсутствовала альтернатива А. Сурикову на выборах 2000 года? По этому поводу существуют различные мнения.

Многие эксперты алтайской газеты «Свободный курс», например, проректор АГИиКа профессор А. Ивкин, склонны считать, что за годы своего губернаторства А. Суриков методично вытаптывал поляну, избавляясь различными путями от конкурентов[4].

Я же поддерживаю мнение профессора АГУ, директора Алтайской школы политических исследований Ю. Чернышева, который полагает, что все-таки одна из главных причин фактической безальтернативности выборов главы администрации Алтайского края в 2000 году – перенос их с декабря на март, ведь именно благодаря этому получилось, что ни у кого у потенциальных претендентов для подготовки к выборам не осталось времени.

Еще одно простое объяснение фактической безальтернативности выборов на Алтае звучит примерно так: победить действующего губернатора действительно очень трудно. Если действующий губернатор проиграл, значит, сам виноват, – не сумел распорядиться своей властью так, как нужно. Но что же тогда выходит: победив раз, политик автоматически становится губернатором сразу на два заложенных в Уставе края четырехлетнего срока.

На данную тему размышляла и пресс-секретарь краевой администрации –

Г. Качакаева, построив в итоге свое весьма стройное объяснение данной ситуации.

Во-первых, считает Г. Качакаева, руководителей такого уровня, как А. Суриков, немного. Он, в отличие от коллег губернаторов, в Совете Федерации поднимает не региональные, а общегосударственные вопросы. Во-вторых,  А. Суриков за время губернаторства заручился мощной информационной поддержкой.

Эти объяснения не лишены смысла, но они  отвечают далеко не на все вопросы. Например, почему не заявили о своих политических амбициях директора и предприниматели, или почему правые не смогли выдвинуть серьезного претендента на власть?

Научный руководитель НИИ региональных медико-экологических проблем В. Киселев придерживается следующей теории. На Алтае в 1991 году прервался естественный процесс развития политической элиты, и когда-то он должен был возобновиться. Тогдашние руководители шли к вершинам власти десятилетиями, постепенно, шаг за шагом. И именно в 1991 году старая советская элита потерпела поражение. Из региональной власти были выброшены многие из видных тогдашних политических деятелей.  А. Суриков, кстати, тогда ничего не потерял, а даже приобрел – из генерального директора «Алтайстроя»  стал председателем краевого совета.

Лишившись власти, старая политическая элита сразу же начала… борьбу за власть.

В крае образовалось как бы два центра власти: назначенные президентом администрация и крайсовет, а затем – краевое Законодательное собрание во главе с А. Суриковым. Вокруг крайсовета и объединилась старая элита, а лидером ее соответственно стал А. Суриков. Имея, в общем-то, небольшие полномочия, он сумел воспользоваться ими так, что бы стать как бы вторым руководителем края.

Вернуть себе реальную власть старая элита могла только демократическим путем. Что, в конце концов, и было сделано – в 1996 году А. Суриков выиграл губернаторские выборы.

Реальной альтернативы  А. Сурикову на выборах в 2000 году не было, потому что никто больше не готов был прийти к власти, при этом речь далеко не о Сурикове лично.

Директора еще до конца не осознали своих политических интересов. К необходимости создать свою депутатскую группу они пришли только спустя время после избрания краевого Законодательного собрания второго созыва. И лишь совсем недавно решили выставить согласованный список кандидатов в депутаты краевого парламента.

Бизнес же в Алтайском крае еще достаточно слаб, несамостоятелен и разобщен. Отсутствуют сырьевые ресурсы и производство товаров на экспорт в дальнее зарубежье, за исключением кокса. Это является причиной того, что на Алтае пока нет финансово-промышленных групп, способных на конфликт с властью.

 

























2.ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)             ОРГАНА


              2.1.Выборы депутатов  Краевого Совета  Народных депутатов.


            Организация и проведение данных выборов регламентируется в настоящее время  Кодексом о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц Алтайского края. После вступления в силу данного Кодекса признан утратившим силу Закон Алтайского края  «О выборах депутатов Алтайского Краевого Законодательного Собрания» от 5.10.95. (далее Закон 1995 года в соответствующем падеже и числе). 

            Депутаты краевого Совета народных депутатов (далее по тексту – депутат в соответствующем числе и падеже) избирается на основе мажоритарной  системы по одномандатным избирательным округам. Депутат избирается на срок, установленный Уставом Алтайского края, а именно 4 года.

           Депутат не вправе быть государственным или муниципальным служащим, депутатом иных законодательных органов государственной власти, замещать иные государственные должности РФ, Алтайского края (за исключением должностей, замещаемых депутатами в Краевом Совете народных депутатов), иных субъектов РФ1. Помимо этих ограничений, Кодекс, в отличие от более раннего документа, внося новшество, указывает на запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью (в т.ч. предпринимательской), кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

           Депутатом не может быть избран гражданин РФ, не достигший на день голосования 21 года. О максимальном возрасте не велась речь до Кодекса, который уточняет отсутствие такого ограничения.

           Выборы депутатов и дата их проведения назначаются Краевым Советом народных депутатов не ранее, чем через 150 дней и не позднее, чем за 115 дней до истечения установленного срока его полномочий (в законе 1995 года говорилось – не позднее 60 дней).

           В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае досрочного прекращения депутатских полномочий, в соответствующих избирательных округах проводятся новые выборы, которые в Кодексе упоминаются, как дополнительные. До 1999 года, такие выборы депутатов вместо выбывших не проводились, если до окончания срока полномочий, тогда еще Законодательного Собрания, оставалось менее 9 месяцев. Сейчас этот срок увеличен до 1 года.

           Постановление о назначении выборов подлежит официальному опубликованию, как уточняет Кодекс, не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.

           Говоря о назначении выборов, нужно указать и следующие новые положения Кодекса, которые не имели места в Законе 1995 года.

           В случае досрочного прекращения полномочий Краевого Совета народных депутатов, внеочередные выборы назначаются не позднее, чем через 14 дней, а депутата (депутатов) – в течение месяца, со дня такого прекращения полномочий. Выборы должны быть проведены в воскресенье, не ранее, чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов и не позднее, чем через 180 дней, со дня досрочного прекращения полномочий Краевого Совета народных депутатов, депутата.

            Право выдвигать кандидата принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам, непосредственно избирателям. Приемлем  и способ самовыдвижения, который осуществляется путем сбора подписей.

            Выдвижение кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков осуществляется посредством тайного голосования на конференциях. Избирательные объединения, избирательный блок вправе: в одном избирательном округе выдвинуть не более одного кандидата; выдвинуть кандидатами лиц, не являющихся членами, входящих в них общественных объединений.

            В документе 1999 года появляется статья № 113, носящая название «Уведомление о выдвижении кандидата». Закон 1995 года такой статьи не содержит, хотя положения, входящие в ее состав все-таки можно выделить в тексте Закона.

            Инициаторы голосования уведомляют о выдвижении кандидата соответствующую окружную комиссию. В уведомлении о выдвижении кандидата должны содержаться фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, адрес места жительства.

            Согласно Закону 1995 года избирательные объединения, избирательные блоки до начала сбора подписей в поддержку выдвинутого кандидата должны получить письменное согласие кандидата на его выдвижение  в данном избирательном округе. Кодекс такое заявление советует представить вместе с уведомлением. Здесь же конкретизируется содержание заявления, в котором должны быть указаны ФИО, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность, гражданство кандидата, а также дается обязательство, в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости, в заявлении также должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного Кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат.

              Что касается необходимого количества подписей, которые должны быть собраны в поддержку кандидата, то оно с 1995 по 1999 г.г. уменьшилось с 2% до 1 % от общего числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа.

              Регистрацию кандидатов осуществляет  окружная избирательная комиссия. Случай, если в установленные сроки (или ко дню голосования) в избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, либо не останется ни одного кандидата предусмотрен, обоими уже многократно указанными здесь документами.

              При этом Закон 1995 года говорит о переносе выборов в таком избирательном округе на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В соответствии же с Кодексом, выборы по решению окружной комиссии откладываются на срок уже не более 6 месяцев. Статьей 115 п.3 этого же нормативно-правового акта учтена возможность существования среди кандидатов однофамильцев. Эта проблема решается предоставлением возможности таким кандидатам не позднее, чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в окружной комиссии любой псевдоним, который они вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации и которые одновременно с указанными фамилией, именем и отчеством должны указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и иных материалах, выпускаемых окружной комиссией.

              Окружная комиссия, после подписания протокола о результатах выборов немедленно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он в срок не позднее 5 дней (Закон 1995 года указывал трехдневный срок) со дня официального опубликования общих результатов выборов обязан представить в избирательную комиссию Алтайского края копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Если зарегистрированный кандидат без уважительных причин не выполнит это требование, избирательная комиссия Алтайского края аннулирует результат выборов по данному избирательному округу и назначает повторные выборы.

              Повторные выборы должны быть проведены не ранее, чем через  80 дней со дня принятия решения об их назначении и не позднее, чем через 180 дней со дня первоначальных выборов (Закон 1995 года говорил о проведении выборов не позднее, чем в двухмесячный срок после общих выборов). Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.


             2. 2. Выборы депутатов и  должностных лиц местного самоуправления.

 

              Депутаты представительных органов местного самоуправления (далее по тексту – депутат в соответствующем числе и падеже) в соответствии с уставами муниципальных образований избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным или многомандатным избирательным округам. При этом Закон Алтайского края «О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Алтайском крае» (1995 год) вместе с изменениями, внесенными Законом Алтайского края от 12.01.96 № 4-ЗС, не вводил ограничения числа мандатов в случае образования многомандатного избирательного органа. Кодекс же определяет, что число мандатов, подлежащих распределению в таком округе, не может превышать пяти. Этот же нормативно-правовой акт  вводит условие, при котором выборы не проводятся. Это происходит, если уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным Законом  и Законом Алтайского края предусмотрена возможность осуществления функций представительного органа  местного самоуправления (далее представительный орган в соответствующем числе и падеже) общим собранием (сходом) граждан.

              Сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований. В этом нет расхождений между Законом Алтайского края и Кодексом Алтайского края. Только последний содержит ограничения этого срока – «не менее двух лет и не более пяти».

              Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, не затрагивающие гражданских прав  и свобод, гарантированных Конституцией и законодательством РФ, в соответствии с Законом 1995 года устанавливаются уставом муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4