бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гражданство в международном праве бесплатно рефераты

** Конституция Украины принята 28 июня 1996 г.


Правовой режим иностранцев представляет собой совокуп­ность их прав и обязанностей на территории данного госу­дарства.

Эволюционное развитие взглядов и практики на определение правового положения иностранцев от минимального между­народного стандарта до существующих ныне правовых режи­мов происходило в 20 веке. Оно напрямую было связано, преж­де всего, с бурным развитием всеобщих и разносторонних свя­зей между людьми. Доминировали здесь, безусловно же, эко­номические связи, но свою роль сыграл и факт прогрессирую­щего роста численности человечества, которому становится тесно в рамках одного государства. Бурное развитие транспорт­ных средств дало людям возможность стремительно передви­гаться из одного конца земного шара в другой. Поэтому от практики минимального международного стандарта для ино­странцев государствами был сделан достаточно быстрый пе­реход к правовому режиму, устанавливаемому конкретным го­сударством.

Минимальный международный стандарт определялся как совокупность определенных прав, которыми должен обладать иностранец в данном государстве. На практике определение этой совокупности оказывалось достаточно сложным в силу того, что нередко возникала коллизия между вопросом о содержании стандарта и метода его реализации, например, пло­хо работающее правосудие сводило на нет предоставленный иностранцу объем судебной защиты. Недостатком также оказывалось отсутствие единого стандарта, что затрудняло при­менение государствами принципов взаимности. Попытки уточнения стандарта путем введения дополнительных опреде­лений («разумная забота» или «должная заботливость» об иностранце затем «основные права человека») хотя и помог­ли определенным образом продвинуть решение проблемы, но оставались недостаточными и требовали качественно иного решения, которое и было найдено посредством введения на­ционального режима.

Национальный режим в настоящее время является одним из двух видов правового режима, включая режим наибольше­го благоприятствования, которые устанавливаются государства­ми в отношении иностранцев.

Национальный режим предполагает наличие такого объема прав и обязанностей у иностранцев, который практически ни­чем не отличается от объема прав и обязанностей, предостав­ляемых государством их пребывания для собственных граж­дан. Речь, таким образом, идет о фактическом уравнивании статуса иностранцев в той или иной сфере с гражданами стра­ны пребывания, за некоторыми, естественно, исключениями.

В соответствии со статьей 26 Конституции Украины ино­странцы и апатриды, которые находятся в Украине на закон­ных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Закрепленный Конституцией национальный режим для иностранцев нахо­дит свою детальную регламентацию и конкретизацию в Зако­не Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе ино­странцев». В этом законе содержатся ограничения в право­вом статусе иностранцев в таких сферах:

·    политической (иностранцы не могут быть членами политических партий Украины; они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного са­моуправления, а также принимать участие в референдумах; им ограничен доступ к государственной службе);

·    отношение к военной службе (на иностранцев не распро­страняется всеобщая воинская обязанность, они не проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины и иных во­инских формированиях, созданных в соответствии с законода­тельством Украины);

·    право на передвижение (они могут передвигаться на тер­ритории Украины и избирать место жительства в ней в соот­ветствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины; такой порядок может содержать определенные ог­раничения в передвижении и выборе места жительства, кото­рые допускаются, когда это необходимо, для обеспечения безо­пасности Украины, охраны общественного порядка, охраны здо­ровья, защиты прав и законных интересов ее граждан и других проживающих в Украине лиц);

·    право въезда-выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев, либо наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определен­ного государства);

·    установление пределов уголовной, гражданской и адми­нистративной юрисдикции (иностранцы, например, не могут яв­ляться субъектами некоторых правонарушений, например, из­мена Родине, уклонение от воинской обязанности, они не вправе приобретать в собственность землю и т.д.).


Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанно­стей, который ничем не отличается от объема прав и обязан­ностей, предоставляемого государством пребывания гражданам любого третьего государства на своей территории. Режим наи­большего благоприятствования предусматривается обычно в международных договорах, весьма часто в торговых соглаше­ниях. Он используется для исключения дискриминации среди иностранцев.

В некоторых случаях к иностранцам может применяться

специальный режим, в соответствии с которым им предоставляется в какой-то сфере определенные права или налагаются соответствующие обязанности. При этом характер и объем таких прав и обязанностей обычно отличается от прав и обязанностей своих граждан.

Такой режим характеризуется опре­деленной двойственностью: при нем иностранцы могут иметь либо больше прав, чем свои граждане, либо быть огра­ниченными в правах по сравнению с ними.

Следует учитывать, что в чистом виде ни один из указан­ных выше режимов, как правило, не применяется. Чаще всего в одной сфере иностранцы имеют национальный режим, а в другой (или других) - специальный. Кроме того, на режим иностранных граждан из конкретного государства влияет ха­рактер отношений между этим государством и государством пребывания.

В настоящее время большинство государств использует раз­решительный порядок въезда и выезда как иностранцев, так и своих граждан. Хотя в силу заключенных международных со­глашений этот порядок может носить упрощенный (безвизовый) характер. Например, 25 июня 1996 года было заключено Согла­шение между Украиной и Польшей о взаимных безвизовых поездках (вступило в силу с 17 сентября 1997 года), предусмат­ривающее безвизовый режим. По состоянию на 1 января 2002 года в Украине имелось свыше 20 соглашений с различными государствами о безвизовом режиме въезда, в том числе с Ар­гентиной, Вьетнамом, Турцией, Чили и др. Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция, связанная с расшире­нием Европейского Союза, государства-члены которого хотят защитить себя визовой политикой от нелегальной иммиграции. Так, в апреле 2000 года правительства Чехии и Словакии де­нонсировали соглашение о безвизовом въезде граждан Украины, заключенное еще СССР и Чехословакией в 1981 году, в со­ответствии с чем с 28 июня 2000 года был введен визовый ре­жим между Украиной и Чехией, Украиной и Словакией. По мере расширения ЕС на Восток визовый режим для граждан Украины будет введен Венгрией, Румынией и Польшей.

Вместе с тем, следует указать, что государства-члены ОБСЕ в том числе и Украина, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и других документах этой организации, в частности касающихся «человеческого измерения» общеевропейского процесса, взяли на себя обязательства по упрощению процедур въезда и выезда как для своих граждан, так и иностранцев, с целью расширения возможностей взаимных контактов людей из разных государств в профессиональной, научной, культурной, личной и иных сферах. Кроме того, следует вспомнить содер­жание статьи 13 Всеобщей декларации прав человека, кото­рая устанавливает: «1. Каждый человек имеет право свобод­но передвигаться и выбирать себе местожительство в преде­лах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвра­щаться в свою страну». Общеизвестно, что именно эти поло­жения явились основанием для позиции СССР, который воздер­жался при голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Всеобщей декларации прав чело­века. И для этого были свои доводы, ведь «железный занавес», как добровольное жесткое ограничение контактов населения своей страны с внешним миром, до сих пор является одним из символов тоталитарных режимов. Демократические же государства, как представляется, должны быть заинтересова­ны как с политической, так и с экономической точки зрения в последовательном и неуклонном выполнении ст. 13 Всеобщей декларации прав человека.

Правовое положение иностранцев двойственно. С одной стороны, они, являясь гражданами своего государства, должны выполнять законы этого государства, а с другой,-подчиняться законодательству государства пребывания и, следовательно, подпадают под юрисдикцию этого государства. Ситуация может усложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения иностранцем, противоречат друг другу. В таком случае говорят о конкурирующей юрисдикции государств.

Чтобы избежать подобных правовых коллизий, в современ­ном международном праве наблюдается устойчивая тенден­ция распространять права человека, зафиксированные в наи­более важных международных актах, на иностранцев и лиц без гражданства. На практике данная тенденция проявляется в том, что многие государства, в том числе и Украина, предос­тавляют иностранцам национальный режим. Иностранец, на­ходясь на территории какого-либо государства, имеет права, предоставляемые ему на основе норм внутригосударственного и международного права. Вместе с тем, иностранец должен выполнять и определенные обязанности, главная из которых состоит в соблюдении конституции и законодательства госу­дарства пребывания. За невыполнение своих обязанностей ино­странец может привлекаться к гражданской, административ­ной и уголовной ответственности, если на него не распростра­няются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Иностранец привлекается к указанным видам ответствен­ности на тех же основаниях, что и граждане государства, где пребывает иностранец, если иное не предусмотрено в законо­дательстве и международных договорах этого государства. Что касается уголовной юрисдикции, то иностранец, как правило, не несет ответственности на территории государства пребыва­ния за преступления, совершенные им на территории какого-либо другого государства, если эти преступления не затраги­вают законные интересы государства пребывания. В таком слу­чае заинтересованное государство может просить другое государство о выдаче преступника, находящегося на его тер­ритории.

Выдача преступника (экстрадиция) — это передача его од­ним государством, на территории которого он находится, дру­гому государству, гражданином которого он является или на территории которого он совершил преступление, или государ­ству, потерпевшему от этого преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Если требование о выдаче одного и того же преступника по­ступает от нескольких государств, предпочтение отдается го­сударству, на территории которого было совершено преступление.

Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства.

При выдаче преступников соблюдаются следующие пра­вила:


1.  собственные граждане, как правило, не выдаются;

2.  обычно не подлежат выдаче лица, совершившие полити­ческие преступления;

3.  выдача преступника является обязательной в том слу­чае, если инкриминируемое ему преступление подпадает под действие договора о выдаче и наказуемо как по законам госу­дарства, требующего выдачи, так и по законам выдающего го­сударства;

4.  выдаваемые лица могут быть судимы только за то пре­ступление, которое послужило основанием для требования выдачи;

5.  выдача преступников производится по распоряжению ор­ганов государства, осуществляющего выдачу.


В выдаче преступника может быть отказано, если он совер­шил в государстве, требующем его выдачи, преступление, ко­торое по законодательству страны пребывания не является пре­ступлением, или если за совершенное им преступление в го­сударстве, требующем его выдачи, предусмотрено наказание в виде смертной казни.

Переговоры по вопросам выдачи ведутся по дипломатичес­ким каналам. Выдача преступников регулируется как наци­ональным законодательством государств, так и международ­ными договорами.

Экстрадиция обычно осуществляется на условиях двусто­ронних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В международном праве суще­ствуют обычная и договорная нормы о невыдаче собственных граждан в руки правосудия другого государства. Исключения составляют военные преступники: их выдают государству, на территории которого они совершали свои злодеяния, или в руки международных трибуналов в соответствии с договорным и обычным правом.*

Следует отметить, что в законодательстве многих государств предусмотрена такая мера ответственности иностранцев, как выдворение из страны.

Иностранец может быть выдворен за пределы государства по решению органов внутренних дел или службы безопасности государства, если:

·    этого требуют интересы обеспечения безопасности или охраны общественного порядка;

·    это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан;

·    он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев в стране пребывания, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством страны пребывания.

Иностранец может обратиться в суд для обжалования решения о его выдворении.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве.

 

«Под термином беженец следует понимать иностранца, в том числе и лицо без гражданства, который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению к религии или гражданству, принадлежности определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является или на территории которого он постоянно проживает, и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.»*

К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения.

Чаще всего беженцы появляются вследствие международ­ных или внутренних военных конфликтов.

В международном праве термин «беженцы» появился пос­ле Первой мировой войны. Однако постоянный рост локаль­ных и глобальных вооруженных конфликтов привел к необ­ходимости не только детальной регламентации правового ста­туса беженцев, но и к созданию международных структур профильного характера.

В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (5) от 14 декабря 1950 года было создано Управление Вер­ховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 года была заключена многосторонняя Конвенция о статусе бежен­цев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразу­мевается лицо, которое рассматривалось как беженец в сил ряда соглашений, заключенных в период между двумя миро­выми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951 года уже распространялась и на лиц, став­ших беженцами после 1951 года.

Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генераль­ная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность.

Кроме УВКБ, которое является центральным звеном, в меж­дународную систему защиты беженцев входят другие меж­дународные учреждения системы ООН, международные реги­ональные организации, неправительственные организации и структуры государств, занимающиеся вопросами защиты бе­женцев.




* Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

 


В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что требует увеличения финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951 года и Протокола 1967 предпринимают усилия по справедливому и пропорциональному распределению между собой бремени затрат по поддержанию международной системы защиты беженцев.

Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными системами защиты беженцев, с целью предотвращения возникновения новых потоков бе­женцев, непосредственно с государствами, международными орга­низациями, задействованными в решении проблем беженцев, а также неправительственными организациями. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, назрела необходимость в созда­нии нового международного органа, с более широкой компетен­цией, чем у УВКБ, который не имел бы статус вспомогательно­го учреждения ООН, а был бы образован самими государствами на основе международного соглашения. Такую организацию следовало бы наделить более широкими полномочиями, так как полномочия, которыми обладают Исполком по программе Вер­ховного комиссара, Верховный комиссар, Генеральная Ассамб­лея ООН и ЭКОСОС не позволяют им принимать решения, обя­зательные для всех заинтересованных сторон. Документы, при­нимаемые этими международными институтами, относятся к так называемому мягкому праву, что порой и сводит на нет усилия многих лиц и организаций, искренне стремящихся помочь бе­женцам и переселенным лицам.

В рамках мирового сообщества, а также в результате межго­сударственного сотрудничества был принят целый ряд между­народно-правовых документов, касающихся защиты прав бежен­цев к ним относятся :

·    универсальные международные соглашения, регулиру­ющие правовое положение беженцев и защиту их прав (Кон­венция о статусе беженцев 1951 года. Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года, Конституция Международной организации по миграции 1989 года);

·    региональные международные договоры и конвенции, ре­гулирующие правовую защиту беженцев в определенном регионе (Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 года, 4 Ломейская конвенция 1989 г. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Картахенская декларация о беженцах 1984 г. и др.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18