Государство: понятие, признаки, формы правления и функции
В данный
момент известны два основных вида республики.
Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в
системе государственных органов , соединением в его руках полномочий главы
государства и правительства. Правительство и Президент избираются
внепарламентским путём , поэтому в определённых ситуациях могут быть в
противоречии с Парламентом.
Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для сосредоточения в
руках президента больших полномочий , что стабилизирует власть. Это крайне
необходимо для государств , находящихся на переходных этапах / Мексика , Р.Ф.
/; государств , где сильны монархические традиции / Румыния /; , в ситуациях ,
не отличающихся стабильностью / Украина , Грузия /; , в период проведения
реформ / Перу/; в государствах имеющих обширную территорию и многонациональный
состав / США/; , при наличии чрезвычайных событий , таких как , например ,
война / Югославия /.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства
парламента , перед которым правительство в полном составе несёт всю
ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании
правительства минимально , оно формируется партией , получившей большинство на
выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется
большими полномочиями , на практике он не оказывает серьёзного влияния на
осуществление государственной власти / например Германия /. Парламентская
республика - менее распространённая форма правления , чем республика
президентская. Она существует в странах , отличающихся развитой , в
значительной мере саморегулируемой экономикой / Турция , Финляндия и т.д. /.
Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы правления.
Также
существуют смешанные формы правления суперпрезидентская , полупрезидентская или
полупарламентская республики. Следует также заметить , что форма правления не
может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания
людей , проживающих в том или ином государстве. /Рисунок №2 /.
Полупрезидентская
/
полупарламентская /
|
|
Рисунок
№ 2 Форма правления.
5.Функции государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности , выражающее сущность и назначение
государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль ,
которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и прежде
всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции
государства устанавливаются в зависимости от основных задач , стоящих
перед государством на
том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих
задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним
факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом
, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности
, нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Различают внутренние
и внешние функции государства.
Внутренние
функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью
страны.
Экономические
функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики
развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность
государства проявляется в установлении налогов , выдаче кредитов , инвестиций ,
определении льгот в отношении некоторых товаров , в регулировании работы
различных субъектов хозяйственной деятельности , строительство инфраструктуры
/дорог , мостов , плотин , транспортных , энергетических , информационных и
других систем / , выработке программ экономического развития и т.п. Государство
должно создать правовые основы рынка , т.е. как бы разработать “ правила игры ”
для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих на рынке.
Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями
некоторых особо важных отраслей народного хозяйства / энергетика , связь ,
атомная , оборонная промышленность , космонавтика , информатика и т. п. /.
Здесь оно выступает собственником средств производства , производителем
материальных благ.
Политическая
функция обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных
социальных групп. Проведение референдумов , плебесцидов , выборов , позволяет
государству определить действительную расстановку социальных сил , учесть в
своей политике интересы различных
социальных групп и не
допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс
формирования парламента , который / в идеале / должен представлять как бы срез
общества. В Р.Ф. Государственная Дума формируется в основном по партийным
спискам. На всенародных выборах партии должны преодолеть 5% барьер. В итоге по
результатам выборов в Государственной Думе Р.Ф. заседают несколько партий , а
те партии за которые проголосовало менее 5% населения остались без депутатских
мандатов. Т.е. мы получаем тот Парламент за который часть населения не
голосовала и соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента.
Далее , государство обеспечивает защиту конституционного строя ,
государственного суверенитета , ведёт правотворческую деятельность и официально
представляет всё население страны как во внутренних , так и во
внешнеполитеческих делах.
Социальная функция. Её выполнение
позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне
зависимости от их участия в производстве материальных благ , а также от
возраста , пола , здоровья и т.п. Государство в законодательном порядке
устанавливает : минимальный уровень оплаты труда , пенсий , стипендий , пособий
больным , инвалидам , пожилым людям , студентам , детям , матерям , безработным.
В
государственном
бюджете Р.Ф. предусмотрено выделение предусмотренных средств на здравоохранение
, культуру , образование и просвящение. Всё это,
позволяет людям вести
достойную и активную жизнь , способствующие их развитию. Однако и в этом деле
нужна осторожность : социальная политика проводится за счёт налогов и сборов ,
отчисляемых от предпринимательской деятельности , и если они высоки , то у
предпринимателей пропадает стимулы работать. Население может деградировать.
Нельзя также обеспечивать социальное регулирование по принципу уравниловки т.к.
это не обеспечивает прогресс общества.
Правоохранительная функция , или функция по установлению и охране правопорядка
– эта деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения
положений законодательства всеми гражданами , организациями , государственными
органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить
метод правотворчества /разработка и принятие законов и других нормативных актов
/ , метод правоприменения / деятельность компетентных органов по применению
мер юридической ответственности / , организационно – правово й , осуществляемый
исполнительными органами / регулирование ценообразование , разрешение митингов
, демонстраций / и др. Борьба с правонарушениями – очень важная сторона
правоохранительной деятельности государства.
Она ведётся с помощью всей системы
правоохранительных органов. В настоящее время , действия этой системы не дают
отдачи и преступность не снижается , правящая элита должна подумать над тем ,
эффективно ли она управляет обществом.
Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в
разряд основных функций государства. Человечество в связи с энтенсивной
эксплуатацией природы и природных ресурсов , поставило себя под возможность
полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс
своими установлениями / в Российской Империи :1/ постановление , закон /. /1/
Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство ,
которое чётко регулирует деятельность людей и организаций в области
использования окружающей среды , а к его нарушителям применяются суровые меры /
начиная от предупреждений , солидных штрафов , и кончая ликвидацией предприятий
, являющихся источниками загрязнения окружающей среды /.
Дополнительные функции : строительство дорог , обеспечение
национальной безопасности , ирригационных мелиорационных и иных общественных
систем , транспортная , борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
Внешние функции – это основные направления деятельности
государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное
существование государства в современном мире , которой
становится всё более взаимосвязанным.
Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все
времена. Международные организации берут на себя регулирование территориальных
претензий и разрешение конфликтов между государствами,
предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это , даже развитые
страны , накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании , предпочитают
держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности , поскольку еще
далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу , а
современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие
сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары. Современный мир
не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия военного альянса НАТО ,
без мандата ООН , против Югославии. Данные действия альянса является довольно опасным
прецедентом в международном праве. В настоящее время функция обороны является
одной из самых главных.
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых
отношений со всеми странами независимо от того , какой идеологии они придерживаются
, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские
отношения – это тот минимум общения на международной сцене , который позволяет
достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного
сотрудничества государств которая проявляется в международном разделении труда
, специализации и кооперировании производства , обмене новейшими технологиями ,
координации товарооборота , развитие
кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно
между странами , территориально связанными друг с другом / страны ЕЭС ,
СНГ , Лига арабских государств и т.д. / , а также между странами с
единой валютой / евро /.
Поддержка мирового правопорядка / внешнеполитическая функция /
заключается в политическом сотрудничестве государств с тем , чтобы исключить
глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным международным органом ,
координирующим политические интересы существующих государств. Также Совет Безопасности
– постоянный орган ООН занимается вопросами политического урегулирования
конфликтов. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в
мире и региональные международные организации /Лига арабских государств
Организация африканского единства , Организация американских государств и др
./.
Культурное сотрудничество между странами осуществляется на
основе двухсторонних и многосторонних договорах между государствами ,
неправительственными организациями / Международный союз архитекторов,
Международный шахматный клуб , Олимпийский комитет и др./. В ООН
культурную деятельность координирует ЮНЕСКО /образование , наука и культура /.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем
современности / рациональное использование природных ресурсов , охрана
окружающей среды , сохранение энергии поддержка мира , контроль над
нераспостранением двойных технологий , проведение демографической
политики и др.
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет
эффективной , когда она базируется на общечеловеческих ценностях , международно
– правовых актах , учитывает национальные , экономические , культурные и
религиозное особенности и интересы всех народов , входящих в мировое сообщество
/ рисунок № 3 /.
экономическая обороны
политическая дипломатческая
социальная
внешнеэкономическая
правоохранительная поддержка
мирового порядка
экологическая
культурного сотрудничества
обеспечение национальной сотрудничество государств
безопасности в
решении глобальных проблем
строительство
объектов
общественного назначения
экологическая
транспортная
информационная
информационная
борьба с последствиями стихийных
бедствий
Рисунок № 3 Функции государства.
6.Заключение
Мощные
геополитические разломы конца ХХ века наложились на целый комплекс давно ждущих
своего решения глобальных проблем человечества ,
которые можно
подразделять на четыре основные группы :
·
проблемы преимущественно
социально – политического характера : предотвращения ядерной войны ;
прекращение гонки вооружений , разрешение региональных , межгосударственных
конфликтов ; строительство ненасильного мира , на основе утверждения доверия
между народами , упрочнения системы всеобщей безопасности ;
·
проблемы преимущественно
социально – экономического характера : преодоления слаборазвитости и связанных
с нею нищеты и культурной отсталости ; обеспечение эффективного производства и
воспроизводство мирового валового продукта ; поиск и пути решения
энергетического , сырьевого и продовольственного кризисов ; оптимизация
демографической ситуации , особенно в развивающихся странах ; освоение в мирных
целях околоземное пространства и Морового океана ;
·
социально – экологические
проблемы , обусловленные дальнейшим ухудшением природной среды обитания людей.
С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по улучшению
газовой оболочки атмосферы ; по гармоничному развитию живой и неживой природы ;
по рациональному использованию естественного потенциала планет ; по
предотвращению вредного воздействия на природу военной деятельности;
·
проблемы человека ,
включая человеческие измерение общественного прогресса ; соблюдение социальных
, экономических и индивидуальных прав и свобод ; ликвидацию голода ,
эпидемических заболеваний , невежества ; духовное развитие личности ;
преодоление отчуждения человека от природы , общества , государства , других
людей и результатов собственной жизнедеятельности.
Вопрос о месте России в мировом
сообществе , в том геополитическом пространстве , которое образовалась после
распада СССР , весьма непрост, отзываются болью в национальном сознании. В этом
плане показательна полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в
мировом сообществе , её месте в системе международных отношений. Одна из
высказываемых точек зрения заключается в том , что Россия , признанная
официальной преемницей СССР , сохранив за собой место постоянного члена Совета
Безопасности ООН , обладая мощным ядерным потенциалом , обречена быть
“великодержавной”. Оппоненты этой точки зрения , оперируя реальными
показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной
арене / 76 % по территории , 60 % - по населению, 50 % - по ВНП от
показателей СССР 1985 года / , низводят Россию лишь до уровня региональной
державы. Самоидентификация России в современном мире происходит в труднейших
условиях.
Во – первых , страна переживает
глубокий кризис и всеохватывающий социально – политический и духовный кризис.
Идёт острая дискуссия вокруг вопросов о стратегии модернизации , средствах и
методах её реализации ; общество расколото социально и политически , не
способно сформировать сколько – нибудь общепринятое понимание общероссийских
национально – государственных интересов , в том числе и реализуемых на
международной арене.
Во – вторых ,
фактом является незавершенность становления России как
суверенного
государства современного типа. Признание Р.Ф. правопреемницей СССР в
международных делах в известной степени “затуманило” несколько самоочевидных
вещей : что государственность новой России не может выводиться из советской
государственности. Её нынешние лидеры , внеся определённый вклад в ликвидацию
СССР , тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью / в
том числе периода существования царской империи /. Борясь до обретения
независимости в декабре 1991 г. против центра , Россия во многом боролась и
против себя , так как лишилась преимуществ и возможностей единого
хозяйственного комплекса.
В – третих, с
разделом СССР Россия была как бы оттеснена дальше в северную и восточную часть
Европы , лишена удобных выходов в Мировой океан , ослаблена инфраструктурно ,
так как вместе с Украиной , Белоруссией и Прибалтикой от неё отошли и наиболее
развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы
поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей
частью.
Как новая
Россия справится с проблемами которые перед ней поставила
жизнь зависит и то
какое будет государство.
7.Литература
1.
Большой Юридический
словарь. Издательство Инфра-М
город Москва 1998 г.
2.
Основы Российского права.
Издательство Инфра-М – НОРМА.
город Москва 1997 г.
Т.В. Квашнина. А.А. Кашанин.
3.
Теория государства и
права. Издательство Интерстиль.
город Москва 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3
|