бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государство: понятие, признаки, формы правления и функции бесплатно рефераты

Государство: понятие, признаки, формы правления и функции

                          

Московский государственный университет экономики статистики и  информатики

институт дистанционного образования

факультет  Юриспруденция

студент Никифоров Игорь Анатольевич

06 мая 1999 года

                                       Содержание




1.   Введение

2.   Понятие государства

3.   Признаки государства

4.   Формы правления в государстве

5.   Функции государства

6.   Заключение

7.   Литература


 

1.    Введение.


        Государство , политика , право и законодательство , являются , как ,

известно , объектами исследования различных гуманитарных наук  / юри-

спуденции , социологии , политологии и т.д. /.

       

        Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования  ранне классовое общество и государства.


         Теория государства и права , как и  всякая наука , имеет свою историю возникновения , становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.


         Наука о государстве  зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.


         Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал произведение “государство” , “ законы”. Предшественники Платона

софисты  / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство это чисто человеческое дело. “Человек – есть мера всех вещей” , а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми , противоречивое и не изменчивое  творение человеческого разума.


        Платон находил подобные учения неверными , что они , по его мнению

призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости , люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в обществе. Согласно Платону , “естественным ” путём возникают возникают лишь “порочные формы государства ”. К таким порочным формам он относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия

переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме

общественного устройства существует как бы два государства : одно для богатых , другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением  демократии – власти большинства .

Демократическое государство сверх нормы “ пропитана свободой ”. Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.

Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается. Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг , Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления “ аристократов духа ” - мудрецов. В нём должно быть “ красивым всё в целом ” , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства  Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что  каждому гражданину отводится какое-то  особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий : философы  - правители , стражи – воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего : ни семьи  , ни

собственности  - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в основе возникновения государства.


        Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал , что человек –   “политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству ” , развитие общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ – общением.

Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей ,

к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть “животное

государственное ”.


       Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды одних правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю , представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство , аристократию или господство лучших и “ политию ” или республику. Каждой правильной форме противопоставляется

неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ; олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия  , где властвуют бедные , имея в виду только себя.


      В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные тенденции : человек – часть государства , личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми , но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными ,

судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность , но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля – государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя , основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.


       В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах “ О государстве ” и “ Законы ” уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не по произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы , включаемым в том числе , и веления человеческой природы. Государство , по Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться  на чужую собственность.


        Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть оптимистов /аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет “право народов” , существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств , налагаемих международными договорами.


       В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Авелий / 354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих “градов”. Человеческий град – это град проклятых Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют праведники , которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви “ град Божий ” реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господство церкви над государством,

духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.


     Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям следует лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана  , отобрана у законного правителя , то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей , если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии : абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней , так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.


       В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии

науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.

В работах “ Государь ” и “ Рассуждения па первую декаду Тита Ливия ” он рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной , организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.  Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства , в которой сочетается демократический , аристократический  и монархический элементы власти.


       В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе “ Левиафан или материя , форма и власть государства ” он описывает хаос естественного догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной власти над собой. Государство и есть

лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал  , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления , освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия , которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса  , были вполне совместимы с интересами классов,

осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,

если люди передают право распоряжаться ею монарху.


      Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831 гг./. Кант в работах “ К вечному миру ” и “Метафизические начала учения о праве ” даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту , - это  цель , а не средство. Способность человека “ давать себе закон ”  и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу , выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба , который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле , которая соотносится  с правом и представлена в виде трех ступеней развития:

абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и государства.  



                                2.Понятие государства.



         Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные признаки государства . Некоторые из признаков государства состовляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.


         Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе предметов, явлений. /2/

         Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:

а/ социологический; б/ марксистский.


          Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его признака:  а/ совокупность людей – народ ;  б/ господствующую над ними власть ;  в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.


          Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на  обычиях , традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.


          Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых  классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство , которое возникло как  организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны , поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего общества. Если государство небыло  всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.


         Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его признаки:  а/ наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата чиновников;  б/ публичная власть т.е. органы политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и т.д. /;  в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного управления , при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.


         Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих  работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах  ,, Происхождение семьи , частной собственности и государства “,  ,, варварство и цивилизация.

                            3.Признаки государства


       Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.


       Территория – это пространственная основа государства , его физическая , материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации  границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может  проходить по суще  , водному и воздушному  пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства

проживает население , где в полной мере  действует власть политическая.


         Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах , как ,, подданный  “ ,  ,, гражданин “ ,  ,, лицо без гражданства “ ,

Страницы: 1, 2, 3