Государство: понятие, признаки, формы правления и функции
Государство: понятие, признаки, формы правления и функции
Московский государственный университет экономики
статистики и информатики
институт дистанционного образования
факультет Юриспруденция
студент Никифоров Игорь Анатольевич
06 мая 1999 года
Содержание
1.
Введение
2.
Понятие государства
3.
Признаки государства
4.
Формы правления в
государстве
5.
Функции государства
6.
Заключение
7.
Литература
1.
Введение.
Государство ,
политика , право и законодательство , являются , как ,
известно , объектами
исследования различных гуманитарных наук / юри-
спуденции ,
социологии , политологии и т.д. /.
Политические
и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования ранне
классовое общество и государства.
Теория
государства и права , как и всякая наука , имеет свою историю возникновения ,
становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно
анализировать современные политические процессы и явления.
Наука о
государстве зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего расцвета в
Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся
мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал произведение
“государство” , “ законы”. Предшественники Платона
софисты / Протогор ,
Протик и др./ утверждали , что политика и государство это чисто человеческое
дело. “Человек – есть мера всех вещей” , а потому справедливость не является
каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт
соглашения между людьми , противоречивое и не изменчивое творение
человеческого разума.
Платон
находил подобные учения неверными , что они , по его мнению
призывом к
неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости , люди могут
нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в
обществе. Согласно Платону , “естественным ” путём возникают возникают лишь
“порочные формы государства ”. К таким порочным формам он относит тимократию ,
аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев.
Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия
переходит в олигархию
– господство немногих богачей. При этой форме
общественного
устройства существует как бы два государства : одно для богатых , другое для
бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается
установлением демократии – власти большинства .
Демократическое
государство сверх нормы “ пропитана свободой ”. Чрезмерная свобода для
отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях
власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий и коварный из его
среды становится тираном.
Так демократия
неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства.
Но и она не вечна , а постепенно разрушается. Всё повторяется заново. Для того
чтобы разорвать этот порочный круг , Платон , предлагает вариант идеалього
государства – справедливого правления “ аристократов духа ” - мудрецов. В нём
должно быть “ красивым всё в целом ” , сохраняется всеобщность государственного
принципа : свобода государства в отношению к индивиду. Основным условием и
принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость , состоящую
в том , что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое
положение. Он вводит строгую иерархию сословий : философы - правители , стражи
– воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также
строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего
своего : ни семьи , ни
собственности - всё
общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в основе возникновения
государства.
Аристотель /
384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа реальных форм
государственного устройства посредством изучения фактического материала.
Аристотель утверждал , что человек – “политическое животное и поэтому несёт в
себе инстинктивное стремление к совместному жительству ” , развитие общества
идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он связывает функции
и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ –
общением.
Государство , как
семья и община , выступает формой общественных связей ,
к тому же высшей.
Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть “животное
государственное ”.
Все формы
государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными
являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К неправильным относятся
такие формы , в которых имеются выгоды одних правителей , а не народа.
Государственный строй , по Аристотелю , представляет из себя такой порядок ,
при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным
государствам он относит монархию или царство , аристократию или господство
лучших и “ политию ” или республику. Каждой правильной форме противопоставляется
неправильная :
тирания , где имеется в виду только польза правителя ; олигархия , где правят
богатые для собственной выгоды ; Демократия , где властвуют бедные , имея в
виду только себя.
В учении
Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные тенденции : человек –
часть государства , личные интересы строго подчинены общественному благу.
Гражданин – это частица политической общности. Граждан Аристотель называл
свободными людьми , но свободу он понимал как противоположность рабству.
Граждане занимаются военными ,
судебными и
законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное производство –
это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность , но пользоваться ею
, по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство становится причиной
возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля – государство , в
котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в политическом отношении
выступает смешанная форма государственного строя , основанная на стремлении
объединить интересы бедных и богатых.
В Древнем Риме
Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах “ О государстве ” и “
Законы ” уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства.
Согласно Цицерону , государство и право возникают не по произволу , а в
соответствии со всеобщим требованием природы , включаемым в том числе , и
веления человеческой природы. Государство , по Цицерону , основано на всеобщем
равенстве и справедливости , оно также является делом народа и возникает в
результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования
государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость ,
первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться на
чужую собственность.
Цицерон
выделяет три формы государства : царская власть , власть оптимистов
/аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой государства
Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством которой является
прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении
Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он
также впервые выделяет “право народов” , существенным принципом которого
является необходимость соблюдения обязательств , налагаемих международными
договорами.
В средние века
учение об общественном устройстве предложил Августин Авелий / 354-430 гг./ и
Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение
о двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди
принадлежат к одному из этих “градов”. Человеческий град – это град проклятых
Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель. Град божий или Божье
царство образуют праведники , которые предопределены к спасению. С приходом
Христа и созданием христианской церкви “ град Божий ” реализуется через
деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в
средневековье идея господство церкви над государством,
духовной власти над
светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть ,
его право назначать и смещать государей.
Доминиканский
монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям следует лишь в той мере ,
в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана ,
отобрана у законного правителя , то всякий вправе ей сопротивляться. Точно
также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей , если они
предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии. Однако
он различал два типа монархии : абсолютную и политическую. Политическую
монархию он считал предпочтительней , так как в ней монархи руководствуются
законом и действуют в его пределах.
В эпоху
Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии
науки о государстве
сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.
В работах “ Государь
” и “ Рассуждения па первую декаду Тита Ливия ” он рассматривает государство
как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных ,
наличие соответствующим образом устроенной , организованной политической власти
, юстиции , учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного
устройства он отдаёт предпочтение республике , а не монархии. Единовластие
необходимо при создании и реформировании государств , а республиканское
правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли
отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов :
простого народа и элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в
обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает
умеренную республику или смешанную форму государства , в которой сочетается
демократический , аристократический и монархический элементы власти.
В эпоху
зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о
государстве связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс , Дж. Локк ,
Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из
основоположников теории общественного договора является английский мыслитель
Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе “ Левиафан или материя , форма и
власть государства ” он описывает хаос естественного догосударственного
существования людей , жизнь без красоты , промышленной культуры. В этом
обществе были только конфликты , но люди , будучи разумными , нашли выход из
хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и
подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель , государство , по мнению
Гоббса , учреждаются людьми путём договорённости между собой , индивиды
доверяют единому лицу , верховной власти над собой. Государство и есть
лицо , использующее
силу и средство для людей , как оно считает необходимым для их мира и общей
зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал , что
заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды
утрачивают возможность изменить форму правления , освободится из - под действия
верховной власти. По его мнению , могут существовать три формы государства :
монархия , демократия и аристократия , которые различаются не природой и
содержанием воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели
, для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории
Т.Гоббса , были вполне совместимы с интересами классов,
осуществляющих
английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным меркам Гоббс
больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об общественном
договоре он интерпретировал так , что выводы оказались консервативными : свобода
возможна лишь в том случае ,
если люди передают
право распоряжаться ею монарху.
Дальнейшее
развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануил Кант /1727 –
1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831 гг./. Кант в
работах “ К вечному миру ” и “Метафизические начала учения о праве ” даётся
обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в
установлении границ произвола. Человек, по Канту , - это цель , а не средство.
Способность человека “ давать себе закон ” и без всякого внешнего принуждения
бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей
формой , обеспечивающей свободу , выступает правопорядок. В праве Кант видит
гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может
быть хозяином самому себе. Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте
возмещения ущерба , который принёс потерпевший от преступления. Право обладает
принудительной силой , носителем которой выступает государство. Гегель
разрабатывает учение о свободной воле , которая соотносится с правом и
представлена в виде трех ступеней развития:
абстрактное право ,
моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам
собственности и договора ; учение о морали касается проблем умысла и вины ,
намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности включает
проблематику семьи , гражданского общества и государства.
2.Понятие государства.
Понятие
государственная общественная организация содержит общие – основные признаки
государства . Некоторые из признаков государства состовляют относительно
неизменные основы государственной организации человеческого общества , а
некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или изменяют новые
структуры и функции.
Само понятие – это
логически оформленная общественная мысль о классе предметов, явлений. /2/
Существует несколько
позитивных взглядов на признаки государства:
а/ социологический; б/ марксистский.
Социологическая
концепция определения понятия государства выделяют три его признака: а/
совокупность людей – народ ; б/ господствующую над ними власть ; в/
территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в еднстве ,
образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в
пределах определёной территории.
Марксистская
концепция рассматривает государство как историческое явление. Предпосылки
возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде
власти верхушки родовой знати , которая выполняла управленческие функции. Эта
власть основывалась на обычиях , традициях , авторитете старейшин ,
представлявших всеобщие интересы.
Но разделение
общества на классы и связаное с этим услажнение общественной жизни требовали
создание особого органа , регулируюшего различные функции общества. С одной
стороны , господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых
классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство , которое
возникло как организация политической власти экономически господствующего
класса. С другой стороны , поскольку этот класс выступает со стороны всего
общества , постольку его политическая организация является формой организации всего
общества в целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами
всего общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией ,
политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом
политической власти одного класса над другим.
Чтобы полнее
раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его признаки: а/
наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата чиновников; б/
публичная власть т.е. органы политического принуждения / армия , разведка ,
милиция , суд , тюрьмы и т.д. /; в/ территориальноеделение общества на
отдельные ячейки государственного управления , при помощи которых
государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.
Эти признаки ,
взятые в единстве , дают возможность определить является ли данное общественное
образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о
признаках государства в работах ,, Происхождение семьи , частной собственности
и государства “, ,, варварство и
цивилизация.
3.Признаки государства
Государство
– это сложное социальное образование , которое можно познать путём абстракции.
Ему присущи следующие признаки.
Территория –
это пространственная основа государства , его физическая , материальная опора.
Без территории государство не существует , хотя может изменяться во времени /
уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе
экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии
с договорами о делимитации границы /. Линия государственной границы на
местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному
пространству , континентальному
шельфу и т.д. / На территории государства
проживает население ,
где в полной мере действует власть политическая.
Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах , как ,,
подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства “ ,
Страницы: 1, 2, 3
|
|