бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей бесплатно рефераты

Итоги дел по защите прав потребителей, завершенных территориальными управлениями МАП России в 2002 г. (включая дела, перешедшие с предыдущих периодов), представлены в приложении 2.  Итоги работы территориальных управлений МАП РФ по контролю соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отраслевом разрезе предоставлены в приложении 3[22].

Приоритетными в деятельности МАП России и его территориальных управлений в этой области являются меры, направленные на   пресечение правонарушений.

Статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, установлены требования к информации о товарах (работах, услугах), которая в обязательном порядке должна сопровождать товар.

Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.

Статьями 12-14 Закона «О защите прав потребителей» установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)[10, с. 28-37]. Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

Законодательством в области технического регулирования и стандартизации установлены требования к безопасности и качеству продукции, в том числе приобретаемой для личных нужд. Эти требования содержатся в федеральных законах «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[4], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законе Российской Федерации «О ветеринарии» и др.

В то же время нормы указанных законов, которыми установлены требования к информации о товаре, качеству и безопасности продукции, далеко не всегда подкреплены мерами по обеспечению их единообразного применения, в том числе требованиями к маркированию,  упорядочению способов нанесения информации о товаре. Эти требования должны содержаться в государственных стандартах и иных нормативных документах, принимаемых в соответствии с положениями норм законодательных актов.

Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области, массовым жалобам граждан-потребителей и добросовестных товаропроизводителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества, не обеспеченных информацией, позволяющей потребителю сделать осознанный выбор.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» развертывается работа по реформированию нормативной базы в области стандартизации.

В процессе осуществления технической реформы предусматривается сокращение и упорядочение функции по контролю производства и оборота товаров (работ, услуг), номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширение номенклатуры изделий, соответствие которых может быть подтверждено декларацией.

Это предполагает плавное реформирование системы стандартизации и обязательного подтверждения соответствия. Переход на технические регламенты должен быть согласован с мерами по соблюдению обязательных требований, содержащихся в государственных стандартов и иных документах в области стандартизации.

В настоящее время идет формирование программы разработки технических регламентов на 2003 – 2010 годы. Существует реальная возможность включить в ее разделы разработку технических регламентов, требования которых были бы сопряжены с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части способов предоставления необходимой и достоверной информации о товаре.

Ослабление антимонопольного контроля на стадии экспертной оценки и согласования устанавливаемых требований по безопасности, может спровоцировать возникновение нездоровой конкуренции уже на начальной стадии формирования технической политики, создание технических основ для вытеснения отечественных товаропроизводителей с рынков, производящих изделия массового назначения. Наступление такого события чревато отрицательными последствиями для потребителей и добросовестных отечественных товаропроизводителей.

Учитывая опасность его возникновения, МАП России включил в пункт 13 проекта постановления Правительства Российской Федерации  по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению развития конкуренции в Российской Федерации», выносимому на заседание Правительства, поручение Госстандарту России о введении обязательной экспертизы требований по безопасности процессов производства и продукции,

Широкое распространение  получила продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы.

При использовании этих форм торговли имеет место значительный рост нарушений прав потребителей на надлежащую информацию о товаре.

Отсутствие в Федеральном законе «О рекламе» положений, предусматривающих ответственность за не предоставление необходимой информации о рекламодателе, изготовителе, продавце усложняет реализацию норм Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», приводит к ущемлению прав потребителей при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи[3].

При доставке товаров по почте с применением рекламы: не доводится информация (или представляется в искаженном виде) о его сертификации, сведения о противопоказаниях; не даются консультации по  правилам применения (эксплуатации) товара. Потребители узнают о товаре и его недостатках после того как он продан[5].

Возникающие нарушения провоцируют заметный рост устных и письменных обращений, направляемых в МАП России и его территориальные управления. Во многом это является следствием несогласованности требований статьи 7 Федерального закона «О рекламе» с нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части нанесения обязательной информации при рекламировании товаров.

Подобные нарушения возникают и при продаже других товаров  профилактического назначения. Часто продавец (агент) передает товар, который не соответствует образцу или описанию, качество которого не отвечает информации о нем. При этом не доводится информация о правилах использования товара, действиях в связи с обнаружением недостатков. Имеют случаи, когда до потребителя не доводится техническая документация, в том числе инструкция по эксплуатации.

Продажа товаров по рекламе с применением розыгрышей приобретает в последнее время массовый характер и усложняет соблюдение правил продажи товаров по образцам с применением дистанционных продаж.

Законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения лотереи, установленного Указом Президента Российской Федерации.

В то же время, антимонопольные органы вправе обратится в суд с иском о прекращении распространения такого рода организациями ненадлежащей рекламы или о их ликвидации за неоднократное и грубое нарушение прав потребителей. 

Увеличение продаж посредством рекламы вызвано еще и тем, что ее применение позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с экрана телевизора и других средств массовой информации товар. Часто оказывается, что реклама не содержит информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его изготовителем, а сообщает только контактный телефон, по которому можно заказать рекламируемый товар. Информация о местонахождении продавца, как правило, отсутствует также и у рекламораспространителя.

  Такая схема продаж позволяет недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности, предусмотренной Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

  Данные обстоятельства порождают массовые обращения граждан за защитой своих прав. Однако, часто усилия контролирующих органов не приводят к ожидаемым результатам, поскольку установление местонахождения фирм, осуществляющих продажи посредством рекламы (в том числе, через радио- и телемагазины, по почте), требует значительных временных затрат, либо вовсе невозможно.

 

2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде.


Защита прав потребителей, осуществляемая судом общей юрисдикции и ми­ровыми судьями (далее суды), обеспечивает наиболее полное восстановление нару­шенных прав потребителей путем удовлетворения имущественных и неимущест­венных ин­тересов потребителей, чьи права были ущемлены, и является важнейшим способом  защиты прав потребителей.

Число исков о защите прав потребителей,  как показывает статистика, публи­куемая Верховным Судом Российской Фе­дерации, постоянно растет. В 1998 году таких исков предъявлено -  27,1 тыс., в 1999 – 31,6 тыс., 2000 –46,9 тыс., 2001 – 42,6. В связи с введением института мировой юстиции меньшее число исков о за­щите прав потребителей предъявляется в районные суды. Так,  в 2001 году  район­ными судами рассмотрено  34,1 тыс. исков, мировыми судьями  - 8,5 тыс. исков[25].                  

Защита прав потребителей в суде осуществляется, прежде всего,  потребите­лями самостоятельно. Рост обращений потребителей в суд за защитой своих прав является результатом действия ряда факторов, в частности, проводимой антимоно­польными органами, органами  местного самоуправления, общественными объеди­нениями потребителей политики, направленной на просвещение потребителей в об­ласти защиты их прав, возрастания активности указанных органов  в оказании по­мощи потребителям в защите их прав в суде и, как результат, повышение правовой культуры потребителей.

Следует отметить, что уровень правовой обоснованности заявляемых потре­бителями исков  возрос.

 Значительно облегчает потребителям  самостоятельную защиту прав в суде и предоставленные ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребите­лей» процессуальные льготы: освобо­ждение потребителей от уплаты государственной пошлины  и возможность предъ­явления потребителями исков не только по месту нахождение ответчика, но и по месту своего жительства или по месту причинения вреда (статья 17 Закона). В настоя­щее время процессуальные льготы, предоставляемые потребителям, закреплены в недавно принятом Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (вводится в действие  с 1 февраля 2003 г.). При этом в части  выбора потребителем подсудности указанные льготы расширены по сравнению с установленными Зако­ном Российской Федерации «О защите прав потребителей». Согласно статье 29 указанного  Ко­декса потребитель вправе  по своему выбору предъявить иск в суд по месту житель­ства или месту пребывания истца либо по месту заключе­ния или месту исполнения договора. Иск к организации, вытекающий из деятельно­сти ее филиала или предста­вительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федера­ции, может быть предъяв­лен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.  Иски о возме­щении вреда, причинен­ного увечьем, иным повреждением здоровья могут предъяв­ляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда[21, с. 55-57].

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» правом участия в судебном процессе в защиту прав потребителей в различных формах наделены также федеральный ан­тимо­нопольный орган и его территориальные управления, федеральные органы ис­пол­нительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за каче­ством и безопасностью товаров (работ, услуг),  органы местного самоуправле­ния,  общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).          

Как свидетельствуют данные статистики,  количество дел, в которых  в той или иной форме принимали участие ан­тимонопольные органы, в 2002 году  по сравнению  с 2001 годом увеличилось на 5%  (2001 - 1339; 2002 – 1408).

  Наиболее эффективным способом оказания помощи в разрешении возникшего спора является представление территориальным управлением заключения по делу. Это вызвано тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый потребите­лем процесс для дачи заключения по делу по собственной инициативе в условиях малочисленности территориальных управлений является наиболее применимой.

Так же все больше увеличивается количество дел, по которым  территори­альные управления привлекаются  в процесс по инициативе суда.

Расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту неопределенного круга потребителей. Предметом  таких исков согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» является признание действий  хозяйствующих субъ­ектов противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Такие   иски могут предъявляться   не только тогда, когда круг потенциальных истцов действительно невозможно определить, но и в тех случаях, когда круг истцов может быть  определен, но слишком многочислен. В связи с этим предъявление указанных исков   позволяет защитить значитель­ное число  потребителей одновременно.

Всего в 2002 году в защиту прав неопределенного круга потребителей территориальными управлениями предъявлено 27 исков. Вынесено 23 решения в пользу потребителей. Как и в 2001 году в основном, предъявлялись иски в защиту прав неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Территориальными управлениями в указанный период предъявлялись также иски о ликвидации хозяйствующих субъектов за неоднократное или грубое наруше­ние ими прав потребителей, установленных законодательством о защите прав по­требителей. Практически по всем предъявленным территориальными управлениями искам  судами  приняты   решения о ликвидации субъ­ектов рынка.

В связи с тем, что территориальные управления МАП России ограничены в ма­териальных и кадровых ресурсах, участие в процессе в форме предъявления исков в защиту интересов прав потребителей (группы потребителей) принимается террито­риальными управлениями значительно реже. В основном такая форма участия используется в случаях, когда потребитель по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, либо когда разрешение возникшего между потребителем и хозяйствующим субъектом спора представляет интерес с точки зрения применения законодательства.

В 2002 году территориальными управлениями МАП России  самостоя­тельно предъявлено в суд 33 иска в интересах конкретного потребителя, группы по­требителей. В пользу потребителей вынесено 31 решение.

Территориальные управления постоянно оказывают помощь потребителям, предъяв­ляющим иски  в суды  самостоятельно. Указанная помощь выражается в различных формах: консультирование, составление исковых заявлений, составление апелляци­онных,  кассационных жалоб и т.п. Такая помощь   является действенной,  поскольку территориальные управления помогают  потребителям правильно определить и  сформулировать исковые требования,  обосновать  их, сделав необходимые ссылки на нормы законодательства о защите прав потребителей.  

Многие территориальные управления отмечают, что  значительно возрастает активность  органов местного управления  по предъявлению исков в защиту прав потребителей в суды.

Верховный Суд Российской Федерации не делал специальных обзоров судебной практики по вопросам защиты прав потребителей. Однако  в отдельных субъектах Российской Федерации по инициативе территориальных управлений МАП России такие обзоры делаются. Положительным является тот  факт, что наряду с проведением такой работы судами, практику рассмотрения   дел о защите прав потребителей обобщают так же и отдельные территориальные управления МАП России.

Как следует из  материалов, представленных территориальными управ­лениями МАП России, как и в прежние года, значительную долю споров, рассматриваемых су­дами, составляют споры, вытекающие из  договоров купли-про­дажи.

Как правило,  предъявляемые иски свя­заны с продажей  товаров ненадле­жащего качества, не предоставлением полной и достоверной информации о то­варе, его изготовителе, возмещением вреда, причиненного недостатками товара. Потребители обращаются в суд не только с такими традиционными требованиями, как, например, о расторжении договора, замене товара,  безвозмездном устранении недостатков и т.п. Увеличилось число самостоятельных исков с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав при продаже некачественных товаров, взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителей.

По рассмотрению таких дел судами вырабо­тана единообразная практика  применения законодательства о защите прав потребителей. Решения, как правило,  выносятся судами в пользу потребителей.

По сведениям, представленным территориальными управлениями МАП России, в  2002 году  сохранилась тенденция увеличения количества  исков, связанных с наруше­нием прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.

В основном предъявляемые иски свя­заны с некачественным  предос­тавлением  услуг (несоблюдение нормативов температурного ре­жима в жилых помещениях, режим нагрева воды, невыполнение  или некачественное выполнение  обязанностей по ремонту мест общего пользования (лестничных площадок, кровли и т.д.),  устройств для оказания ком­мунальных услуг. Также  предъявляется большое число  исков  о возмещении вреда, причиненного в результате некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5