Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей
Итоги дел по защите прав потребителей, завершенных
территориальными управлениями МАП России в 2002 г. (включая дела, перешедшие с предыдущих периодов), представлены в приложении
2. Итоги работы территориальных управлений МАП РФ по контролю
соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отраслевом разрезе
предоставлены в приложении 3[22].
Приоритетными
в деятельности МАП России и его территориальных управлений в этой области
являются меры, направленные на пресечение правонарушений.
Статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца)
своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о
товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора,
установлены требования к информации о товарах (работах, услугах),
которая в обязательном порядке должна сопровождать товар.
Законом Российской Федерации «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается
недобросовестная конкуренция путем введения потребителей в заблуждение
относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств,
качества и количества товара или его изготовителей.
Статьями 12-14 Закона «О защите прав
потребителей» установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)
за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе
(исполнителе, продавце)[10, с. 28-37]. Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает
наложение административного штрафа за нарушение прав потребителей на получение
необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.
Законодательством в области технического регулирования и
стандартизации установлены требования к безопасности и качеству продукции, в
том числе приобретаемой для личных нужд. Эти требования содержатся в
федеральных законах «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности
пищевых продуктов»[4], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Законе Российской Федерации «О ветеринарии» и др.
В то же время нормы указанных законов, которыми установлены
требования к информации о товаре, качеству и безопасности продукции, далеко не
всегда подкреплены мерами по обеспечению их единообразного применения, в том
числе требованиями к маркированию, упорядочению способов нанесения информации
о товаре. Эти требования должны содержаться в государственных стандартах и иных
нормативных документах, принимаемых в соответствии с положениями норм
законодательных актов.
Отсутствие единообразия в области технического
регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и
идентификации продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов
в этой области, массовым жалобам граждан-потребителей и добросовестных
товаропроизводителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества, не
обеспеченных информацией, позволяющей потребителю сделать осознанный выбор.
С принятием Федерального закона «О техническом регулировании»
развертывается работа по реформированию нормативной базы в области
стандартизации.
В процессе осуществления технической реформы
предусматривается сокращение и упорядочение функции по контролю производства и
оборота товаров (работ, услуг), номенклатуры продукции, подлежащей обязательной
сертификации, и расширение номенклатуры изделий, соответствие которых может
быть подтверждено декларацией.
Это предполагает плавное реформирование системы
стандартизации и обязательного подтверждения соответствия. Переход на
технические регламенты должен быть согласован с мерами по соблюдению
обязательных требований, содержащихся в государственных стандартов и иных
документах в области стандартизации.
В настоящее время идет формирование программы разработки
технических регламентов на 2003 – 2010 годы. Существует реальная возможность
включить в ее разделы разработку технических регламентов, требования которых
были бы сопряжены с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей» в части способов предоставления необходимой и достоверной
информации о товаре.
Ослабление антимонопольного контроля на стадии экспертной
оценки и согласования устанавливаемых требований по безопасности, может
спровоцировать возникновение нездоровой конкуренции уже на начальной стадии
формирования технической политики, создание технических основ для вытеснения
отечественных товаропроизводителей с рынков, производящих изделия массового
назначения. Наступление такого события чревато отрицательными последствиями для
потребителей и добросовестных отечественных товаропроизводителей.
Учитывая опасность его возникновения, МАП России включил в
пункт 13 проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросу
«О дополнительных мерах по обеспечению развития конкуренции в Российской
Федерации», выносимому на заседание Правительства, поручение Госстандарту
России о введении обязательной экспертизы требований по безопасности процессов
производства и продукции,
Широкое распространение получила продажа товаров по
образцам с применением дистанционных продаж и рекламы.
При использовании этих форм торговли имеет место
значительный рост нарушений прав потребителей на надлежащую информацию о
товаре.
Отсутствие в Федеральном законе «О рекламе» положений,
предусматривающих ответственность за не предоставление необходимой информации о
рекламодателе, изготовителе, продавце усложняет реализацию норм Закона
Российской Федерации «О защите прав потребителей», приводит к ущемлению прав
потребителей при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи[3].
При доставке товаров по почте с применением рекламы: не
доводится информация (или представляется в искаженном виде) о его сертификации,
сведения о противопоказаниях; не даются консультации по правилам применения
(эксплуатации) товара. Потребители узнают о товаре и его недостатках после того
как он продан[5].
Возникающие нарушения провоцируют заметный рост устных и
письменных обращений, направляемых в МАП России и его территориальные
управления. Во многом это является следствием несогласованности требований
статьи 7 Федерального закона «О рекламе» с нормами Закона Российской Федерации
«О защите прав потребителей» в части нанесения обязательной информации при
рекламировании товаров.
Подобные нарушения возникают и при продаже других товаров
профилактического назначения. Часто продавец (агент) передает товар, который не
соответствует образцу или описанию, качество которого не отвечает информации о
нем. При этом не доводится информация о правилах использования товара,
действиях в связи с обнаружением недостатков. Имеют случаи, когда до
потребителя не доводится техническая документация, в том числе инструкция по
эксплуатации.
Продажа товаров по рекламе с применением розыгрышей
приобретает в последнее время массовый характер и усложняет соблюдение правил
продажи товаров по образцам с применением дистанционных продаж.
Законодательным актом не предусмотрена ответственность за
нарушение порядка организации и проведения лотереи, установленного Указом
Президента Российской Федерации.
В то же время, антимонопольные органы вправе обратится в
суд с иском о прекращении распространения такого рода организациями
ненадлежащей рекламы или о их ликвидации за неоднократное и грубое нарушение
прав потребителей.
Увеличение продаж посредством рекламы вызвано еще и тем, что
ее применение позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете
продемонстрировать с экрана телевизора и других средств массовой информации
товар. Часто оказывается, что реклама не содержит информации о том, у кого
потребитель приобретает товар, кто является его изготовителем, а сообщает
только контактный телефон, по которому можно заказать рекламируемый товар.
Информация о местонахождении продавца, как правило, отсутствует также и у
рекламораспространителя.
Такая схема продаж позволяет недобросовестному продавцу
обманывать потребителя и уходить от ответственности, предусмотренной Законом
Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Данные обстоятельства порождают массовые обращения
граждан за защитой своих прав. Однако, часто усилия контролирующих органов не
приводят к ожидаемым результатам, поскольку установление местонахождения фирм,
осуществляющих продажи посредством рекламы (в том числе, через радио- и
телемагазины, по почте), требует значительных временных затрат, либо вовсе невозможно.
Защита прав потребителей, осуществляемая судом общей юрисдикции и мировыми
судьями (далее суды), обеспечивает наиболее полное восстановление нарушенных
прав потребителей путем удовлетворения имущественных и неимущественных интересов
потребителей, чьи права были ущемлены, и является важнейшим способом защиты
прав потребителей.
Число исков о защите прав потребителей, как показывает статистика,
публикуемая Верховным Судом Российской Федерации, постоянно растет. В 1998
году таких исков предъявлено - 27,1 тыс., в 1999 – 31,6 тыс., 2000 –46,9 тыс.,
2001 – 42,6. В связи с введением института мировой юстиции меньшее число исков
о защите прав потребителей предъявляется в районные суды. Так, в 2001 году
районными судами рассмотрено 34,1 тыс. исков, мировыми судьями - 8,5 тыс.
исков[25].
Защита прав потребителей в суде осуществляется, прежде всего,
потребителями самостоятельно. Рост обращений потребителей в суд за защитой
своих прав является результатом действия ряда факторов, в частности, проводимой
антимонопольными органами, органами местного самоуправления, общественными
объединениями потребителей политики, направленной на просвещение потребителей
в области защиты их прав, возрастания активности указанных органов в оказании
помощи потребителям в защите их прав в суде и, как результат, повышение
правовой культуры потребителей.
Следует отметить, что уровень правовой обоснованности заявляемых потребителями
исков возрос.
Значительно
облегчает потребителям самостоятельную защиту прав в суде и предоставленные
ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» процессуальные
льготы: освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины и
возможность предъявления потребителями исков не только по месту нахождение
ответчика, но и по месту своего жительства или по месту причинения вреда
(статья 17 Закона). В настоящее время процессуальные льготы, предоставляемые
потребителям, закреплены в недавно принятом Гражданском процессуальном кодексе
Российской Федерации (вводится в действие с 1 февраля 2003 г.). При этом в
части выбора потребителем подсудности указанные льготы расширены по сравнению
с установленными Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Согласно статье 29 указанного Кодекса потребитель вправе по своему выбору
предъявить иск в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по
месту заключения или месту исполнения договора. Иск к организации, вытекающий
из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также
в суд по месту нахождения ее филиала или
представительства. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или
который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен
в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту
жительства в Российской Федерации. Иски о возмещении вреда, причиненного
увечьем, иным повреждением здоровья могут предъявляться истцом также в суд по
месту его жительства или месту причинения вреда[21, с. 55-57].
Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»
правом участия в судебном процессе в защиту прав потребителей в различных
формах наделены также федеральный антимонопольный орган и его территориальные
управления, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные
органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения
потребителей (их ассоциации, союзы).
Как свидетельствуют данные статистики, количество дел, в которых в
той или иной форме принимали участие антимонопольные органы, в 2002 году по
сравнению с 2001 годом увеличилось на 5% (2001 - 1339; 2002 – 1408).
Наиболее эффективным способом оказания помощи в разрешении возникшего
спора является представление территориальным управлением заключения по делу.
Это вызвано тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже
начатый потребителем процесс для дачи заключения по делу по собственной
инициативе в условиях малочисленности территориальных управлений является
наиболее применимой.
Так же все больше увеличивается количество дел, по которым
территориальные управления привлекаются в процесс по инициативе суда.
Расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в
защиту неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков согласно
Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» является признание
действий хозяйствующих субъектов противоправными в отношении неопределенного
круга потребителей. Такие иски могут предъявляться не только тогда, когда
круг потенциальных истцов действительно невозможно определить, но и в тех
случаях, когда круг истцов может быть определен, но слишком многочислен. В
связи с этим предъявление указанных исков позволяет защитить значительное
число потребителей одновременно.
Всего в 2002 году в защиту прав неопределенного круга потребителей
территориальными управлениями предъявлено 27 исков. Вынесено 23 решения в
пользу потребителей. Как и в 2001 году в основном, предъявлялись иски в защиту
прав неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Территориальными управлениями в указанный период предъявлялись
также иски о ликвидации хозяйствующих субъектов за неоднократное или грубое
нарушение ими прав потребителей, установленных законодательством о защите прав
потребителей. Практически по всем предъявленным территориальными управлениями
искам судами приняты решения о ликвидации субъектов рынка.
В
связи с тем, что территориальные управления МАП России ограничены в материальных
и кадровых ресурсах, участие в процессе в форме предъявления исков в защиту
интересов прав потребителей (группы потребителей) принимается территориальными
управлениями значительно реже. В основном такая форма участия используется в
случаях, когда потребитель по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и
другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, либо когда
разрешение возникшего между потребителем и хозяйствующим субъектом спора
представляет интерес с точки зрения применения законодательства.
В 2002 году территориальными управлениями МАП России
самостоятельно предъявлено в суд 33 иска в
интересах конкретного потребителя, группы потребителей. В пользу потребителей
вынесено 31 решение.
Территориальные
управления постоянно оказывают помощь потребителям, предъявляющим иски в
суды самостоятельно. Указанная помощь выражается в различных формах: консультирование,
составление исковых заявлений, составление апелляционных, кассационных жалоб
и т.п. Такая помощь является действенной, поскольку территориальные
управления помогают потребителям правильно определить и сформулировать
исковые требования, обосновать их, сделав необходимые ссылки на нормы
законодательства о защите прав потребителей.
Многие
территориальные управления отмечают, что значительно возрастает активность
органов местного управления по предъявлению исков в защиту прав потребителей в
суды.
Верховный Суд Российской Федерации не делал специальных обзоров
судебной практики по вопросам защиты прав потребителей. Однако в отдельных
субъектах Российской Федерации по инициативе территориальных управлений МАП
России такие обзоры делаются. Положительным является тот факт, что наряду с
проведением такой работы судами, практику рассмотрения дел о защите прав
потребителей обобщают так же и отдельные территориальные управления МАП России.
Как следует из материалов, представленных территориальными управлениями
МАП России, как и в прежние года, значительную долю споров, рассматриваемых судами,
составляют споры, вытекающие из договоров купли-продажи.
Как правило, предъявляемые иски связаны с продажей товаров ненадлежащего
качества, не предоставлением полной и достоверной информации о товаре, его
изготовителе, возмещением вреда, причиненного недостатками товара.
Потребители обращаются в суд не только с такими традиционными требованиями,
как, например, о расторжении договора, замене товара, безвозмездном устранении
недостатков и т.п. Увеличилось число самостоятельных исков с требованиями о
компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав при продаже
некачественных товаров, взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения
требований потребителей.
По рассмотрению таких дел судами выработана единообразная практика
применения законодательства о защите прав потребителей. Решения, как правило,
выносятся судами в пользу потребителей.
По сведениям, представленным территориальными управлениями МАП России,
в 2002 году сохранилась тенденция увеличения количества исков, связанных с
нарушением прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.
В основном предъявляемые иски связаны с некачественным
предоставлением услуг (несоблюдение нормативов температурного режима в жилых
помещениях, режим нагрева воды, невыполнение или некачественное выполнение
обязанностей по ремонту мест общего пользования (лестничных площадок, кровли и
т.д.), устройств для оказания коммунальных услуг. Также предъявляется
большое число исков о возмещении вреда, причиненного в результате
некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|