Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей
Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей
Аннотация
Данная дипломная работа посвящена деятельности антимонопольных
органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав
потребителей.
В ней рассмотрена система федеральных и местных органов
управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав
потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор работы антимонопольных органов
по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав
потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована
деятельность отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области; выявлены актуальные проблемы
государственного контроля в сфере защиты прав потребителей; представлены выводы
и предложения по их решению.
Содержание:
Введение.. 4
1. Система органов государственного
управления в сфере защиты прав потребителей.. 6
1.1.
Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6
1.2.
Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14
2. Работа антимонопольных органов в
сфере защиты прав потребителей 21
2.1.
Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21
2.2.
Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29
3. Актуальные проблемы деятельности
территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на
примере ТУ МАП по СПб) 37
3.1.
Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной
защиты потребителей. 37
3.2.
Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах
потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43
Заключение.. 53
Список литературы: 56
Введение
Создание в России действенной системы защиты прав
потребителей является одной из основных задач государственной потребительской
политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию
качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на
расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед
системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
Опыт рыночного развития российской экономики доказал
необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации
защиты прав потребителей.
Права потребителей защищаются органами государства, на
которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите
прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и
применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого
законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства России.
Цель данной дипломной
работы определить направления по повышению эффективности деятельности
антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля
соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
- определить роль федеральных и муниципальных органов
государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
- проанализировать работу антимонопольных органов в сфере
защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе
работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты
прав потребителей;
- на примере Территориального Управления Министерства по
антимонопольной политике по Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела
по защите прав потребителей;
- выявить приоритетные направления деятельности отдела и
рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;
- определить основные вопросы, с которыми сталкивается
отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, содержательной части,
заключения и библиографии.
Государство формирует федеральную систему антимонопольных
органов в целях осуществления определенного вида государственной деятельности –
проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и
конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.
Необходимость этого прямо вытекает из Конституции РФ, содержащей обязательство
государства по поддержке конкуренции, недопущении и пресечении любой
деятельности, нарушающей базовые принципы (единство экономического
пространства, свобода предпринимательской деятельности и перемещения товаров,
услуг и финансовых средств и т.д.)[14, с. 85-93, 144-189].
В составе федерального антимонопольного органа образуется
коллегия (в нее входят Министр МАП России, его заместители, руководители
управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты), а также управления, отделы
и департаменты (например, Юридический департамент).
Данная организационная структура МАП России рассчитана на
выполнение трех типов задач:
1) организационно-созидательные
2) контрольно-предупредительные
3) репрессивные
Этими задачами являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) содействие формированию рыночных отношений на основе
развития конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке
предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий
законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных
биржах;
4) проведение государственной политики, направленной на
поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие
становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской
Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная
координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование и контроль деятельности
субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной
электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на
транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и
аэропортов).
Каждый орган государственной власти, выполняя возложенные
на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и
не вторгаться в компетенцию других органов. (Функции и полномочия МАП РФ
предоставлены в Приложении 1). Поэтому осуществление МАП России своих
задач и функций также требует наделения его определенным кругом полномочий,
составляющих его компетенцию:
1) В соответствии с основными задачами Министерство
выполняет следующие функции:
· обобщает практику применения антимонопольного
законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской
Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке
предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области
связи и на транспорте и вносит в Правительство Российской Федерации предложения
о его совершенствовании;
· дает в установленном порядке заключения на проекты
законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области
антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей,
деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а
также принимает участие в их подготовке;
· рассматривает факты нарушений антимонопольного
законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о
защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о
рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на
транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства
Российской Федерации;
· дает рекомендации федеральным органам исполнительной
власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие
развитию конкуренции на товарных рынках;
· разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации
производства и обращения товаров (услуг);
· формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих
на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры
субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении
которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
· осуществляет контроль за соблюдением требований
антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и
присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций),
ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных
предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале
коммерческих организаций;
Согласно главе 4 Закона «О защите прав потребителей» (в послед.
редакции от 30 декабря 2001 г.) государственная защита прав потребителей
осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые
возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав
потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и
услуг[1]. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный
орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации,
метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган
санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган
по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, а также иные федеральные
органы исполнительной власти[23].
В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный
орган (его территориальные органы):
· осуществляют государственный контроль за соблюдением
законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей;
· направляет предписания изготовителям (исполнителям,
продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении
продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки
годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи
товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и
достаточной информации о товаре (работе, услуге);
· направляет материалы о нарушении прав потребителей в
орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности,
для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном
ее аннулировании;
· направляет в органы прокуратуры, другие
правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов
о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением
предусмотренных законом прав потребителей;
· вправе заключать соглашения с изготовителями
(исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота
в интересах потребителей;
· вправе обращать в суд, арбитражный суд с исками в
защиту прав потребителей;
· только лишь федеральный антимонопольный орган наделен
полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и
иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.
Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей
инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до
сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав
потребителей, и являются обязательными для них.
Закон предоставляет право федеральному антимонопольному
органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения
или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав
потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных
размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным
лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). В
отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от
исполнения или несвоевременного исполнения законных предписаний действует
следующий нормативно-правовой акт - Положение о порядке рассмотрения ГКАП
России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных
правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей,
утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.
Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров
(работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их
территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:
1.федеральный орган по стандартизации, метрологии и
сертификации (Госстандарт России);
2.федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора
(Госсанэпиднадзор);
3.федеральный орган по охране окружающей среды и природных
ресурсов РФ (Минприроды РФ);
4.Другие федеральные органы исполнительной власти (их
территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.
Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами,
определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие
полномочия:
· осуществлять контроль за соблюдением требований к
безопасности товаров (работ, услуг);
· направлять предписания об устранении нарушений требований
безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких
товаров (работ, услуг), прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения
работ, оказания услуг), прекращение продажи товаров с истекшими сроками
годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности,
но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров
(выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной
информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и
информировании об этом потребителей;
· предъявлять иски в суды, арбитражные суды к
изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований
безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований
по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять
предписания об их устранении содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г.
№ 90.
Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров
(работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные
требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за
соблюдением этих требований.
П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются
федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами),
осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению
соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по
стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона).
Так, согласно закону РФ "О стандартизации"
Госстандарт России координирует деятельность органов государственного
управления; формирует и реализует государственную политику в области
стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров
(работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных)
стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено
международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень
товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.
Процедура реализации Госстандартом своих полномочий
установлена в Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов
Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и
правил обязательной сертификации, утвержденное постановлением Госстандарта РФ
от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г.
направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ
представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и
учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.)
предусматривает осуществление государственного экологического контроля.
Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии
с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|