|
Государственное регулирование занятости в Чувашии
Как
показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой
является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении
приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих
мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход"
государства, сколько психологический маневр, заставляющий безработного смотреть
на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального
работника.
Комплексная
реализация государственной политики занятости населения включает следующие основные
направления:
а) создание
правовой базы, регулирующей вопросы занятости и индивидуальной защиты
безработных.
б) создание
условий со стороны государства для самозанятости. Мировой опыт показывает, что
наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и
среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая
законодательная база.
в) Обучение,
переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка централизованной
экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурирую
безработицу, которая характерна в переходный период для стран СНГ. Следует
заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а
осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В
Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному
производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и
при этом выплачиваются стипендии.
г) Поощрение
территориальной мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать
всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые
решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают
недостаток рабочей силы. Кроме того, сюда относятся мероприятия по
организованному набору рабочей силы. Организованный набор рабочей силы
позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и
большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах
Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).
д) Регулирование
международных потоков рабочей силы.
В этих целях
должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей
силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из
собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство,
поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной
практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов
уникальных профессий.
е) Регулирование
демографических процессов. Государство отслеживает процессы рождаемости и
смертности и в случае проявления негативных тенденций принимает меры по их
регулированию.
Наряду с
вопросами занятости безработных государство решает проблемы их
социальной защиты. Сюда входят:
а) гарантии
лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают:
выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.
б) Выплата
стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации
и переподготовки.
в) Выплата
пособия по безработице.
Условия
назначения, порядок выплаты и размер пособия по безработице определяются
законодательством.
г) Пенсионное
обеспечение.
д) и др.
Кроме
ожидаемой положительной динамики основных макроэкономических показателей на
развитие рынка труда в оказывают влияние следующие факторы:
1) увеличение
численности населения трудоспособного возраста. Предположительная численность населения
в трудоспособном возрасте. Этот рост обусловлен вступлением в трудоспособный
возраст граждан, родившихся в конце 80-х годов XX века, когда в республике
наблюдался естественный прирост населения;
2)
сохранение в экономике республики неэффективной занятости, открытым проявлением
которой является неполная занятость населения;
3)
продолжение процесса высвобождения работников в ходе реформирования экономики,
в том числе реструктуризации и модернизации черной металлургии,
электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей;
4)
недостаточный спрос на рабочую силу по причине несоответствия
профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой
мобильности населения, старения и сокращения кадрового состава
высококвалифицированных рабочих;
5) рост
напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный увеличением
численности трудоспособного населения, недостаточными темпами развития малых
форм хозяйствования на селе, сдерживающими рост новых рабочих мест в аграрном
секторе экономики;
6)
значительная дифференциация районов и городов республики по ситуации,
сложившейся в сфере занятости и на рынке труда;
7)
сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий
граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних
детей; инвалидов; беженцев, вынужденных переселенцев и других), обусловленной
ужесточением требований работодателей к потенциальным работникам.
Данные
прогнозного расчета общей и регистрируемой безработицы на 2006 год (разработан
в двух вариантах с учетом менее благоприятного (1 вариант) и благоприятного (2
вариант) путей развития экономики) представлены в таблице.
Таблица 1
Прогноз занятости на 2006 г.
|
Показатель (в среднегодовом исчислении) |
2006 (1 вар) |
2006 (2 вар) |
Численность экономически активного населения, тыс. чел. в том числе:занятые в экономикебезработныев том числе:зарегистрированные в органах службы занятостиУровень безработицы (в%)общейрегистрируемой |
687,6 622,6 65,014,4 9,5 2,1 |
690,7 627,7 63,013,8 9,1 2,0 |
По данным #"_Toc136862195">3.3 Приоритетные
направления государственной политики
Следует
отметить роль малого предпринимательства в Чувашии. Дальнейшее развитие малого
предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный
уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда
объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного
населения, имеющиеся резервы в развитии агропромышленного комплекса, специфика
условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого
предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.
К
приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии
необходимо отнести направления, которые могут способствовать улучшению общей
ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший
положительный результат.
К таким
направлениям можно отнести
1.
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения
республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач
государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам,
потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке
труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка
образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие
трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и
свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям;
поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых
рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости
молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны
труда в отраслях экономики.
2. Развитие
социального партнерства на рынке труда, которое предусматривает следующие
направления действий: обеспечение комплексного подхода к решению проблем
занятости путем укрепления взаимодействия органов исполнительной власти
Чувашской Республики всех уровней, работодателей, общественных организаций при
разработке и реализации республиканской, районных и городских программ содействия
занятости населения; учет целей политики занятости при принятии решений в
области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при
разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных
программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического
развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение
рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях,
предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей
экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в
дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения
временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных
отраслей экономики.
3. Повышение
качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда следующими
способами:
3.1.
Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных
граждан в виде: совершенствование системы профессиональной ориентации и
психологической поддержки населения как важнейшего средства развития
профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся
общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по
профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы
социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования
в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание
психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на
рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18
лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и
члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений; одинокие и
многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или
детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.).
3.2.
Профессиональное обучение безработных граждан направленное на: обеспечение
соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках
реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81
"О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в
кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010
года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных
граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный
процесс современных педагогических технологий; развитие системы стажировок
безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида
обучения.
4.
Реализация профилактических мер по содействию трудоустройству населения,
оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, включающих в себя: повышение информированности населения и
работодателей о положении на рынке труда; организацию ярмарок вакансий и
учебных рабочих мест; организацию общественных работ, позволяющих обеспечить потребность
районов и городов в работах, носящих временный или сезонный характер, сохранить
у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им
материальную поддержку в виде временного заработка; временное трудоустройство
безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, имеющих
показания к труду; одиноких и многодетных родителей; граждан, освобожденных из
мест лишения свободы, и других); организацию временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организацию временного
трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа
выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу
впервые; социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание
содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности.
5.
Содействие занятости сельского населения: содействие развитию самозанятости и
предпринимательской инициативы безработных граждан, проживающих в сельской
местности; организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям,
специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном
производстве, сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и других
отраслях экономики, а также в народных промыслах; организация общественных
работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций
в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; проведение ярмарок
вакансий для сельских безработных.
6.
Содействие организации альтернативной гражданской службы: формирование банка
рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы в организациях,
подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти Чувашской Республики; участие специалистов органов службы
занятости населения в работе призывных комиссий; взаимодействие с военными
комиссариатами, заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке и
реализации комплекса мер по организации учета и контроля за прохождением
гражданами альтернативной гражданской службы на территории республики.
7.
Регулирование трудовой миграции: внутренней – использование федерального банка
вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности;
информирование населения республики о наличии свободных рабочих мест и вакансий
в регионах Российской Федерации; заключение договоров с организациями других
регионов о направлении к ним рабочей силы; внешней – разработка предложений в
Министерство труда и социального развития РФ по определению ежегодной квоты на
прием иностранной рабочей силы; выдача заключений о целесообразности
привлечения и использования иностранной рабочей силы; содействие занятости
беженцев и вынужденных переселенцев.
8.
Социальная поддержка безработных граждан: выплата пособий по безработице в
период поиска подходящей работы; стипендий в период прохождения безработными
гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки
по направлению органов службы занятости населения; оказание материальной
помощи; обеспечение выплат пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.
Вопрос о
необходимости и пределах вмешательства государственных органов (учреждений),
собственно и составляющих механизм государства, в ситуацию, складывающуюся на
рынке труда (рынке рабочей силы), на протяжении многих столетий волновавший
умы величайших мыслителей - экономистов, будучи в той или иной степени
затронутым в их работах, до сих пор остается актуальным.
Рынок труда
(рабочей силы), формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не
может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства с лице его
должностных лиц (чиновников). Функционально, государство как институт по
управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на
средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного
аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую
очередь определяя юридическую основу такого рода деятельности. Создавая различного
рода учреждения, эффективно реализующие государственную политику в этой сфере,
государство определяет в своем законодательстве такой порядок, при котором
максимально могут быть достигнуты его цели, согласующиеся с мировыми
тенденциями, тенденциями формирования социального государства, политика
которого направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения.
Вопросы
государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными.
Поскольку именно люди, их уровень жизни и развитие является конечной целью
любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с
созданием благоприятных условий для труда и соответственно, роста
благосостояния нации.
Безработица,
с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя
конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем, одна приносит
немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник
доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка
– растет напряженность в обществе в целом.
Забота
государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически активного населения является
важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм
формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым
условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования
эффективной социальной политики.
В
распоряжении государства присутствует немало способов и административных мер
воздействия на рынок труда с целью его корректировки в нужном направлении.
Политика занятости населения находится в тесном взаимодействии с другими
областями государственного регулирования: трудовое законодательство, область
социальной защиты, налоги и др.
Проводить
государственную политику в области занятости необходимо на основе тщательного
изучения и анализа всех тенденций и особенностей конкретного объекта
регулирования.
В работе
проведен анализ рынка труда в Чувашии за последние 5 лет.
Данный
анализ позволяет сделать выводы, что государственная политика занятости
является достаточно эффективной. В результате действий правительства, различных
правительственный организаций и в том числе службы занятости постепенно удается
снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи и инвалидов.
Однако
остается ряд негативных тенденций таких как например занятость в сельской
местности. Для решения указанной проблемы выделяются дополнительные средства
для проведения различных мероприятий в области занятости населения в сельской
местности. Изучаются и претворяются в жизнь программы по социальному
партнерству, позволяющие увеличить эффективность усилий по повышению занятости
в сельской местности. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, гражданам,
зарегистрированным в службе занятости выплачивается небольшое пособие,
стимулирующее желание безработного всё-таки найти работу и вместе с тем хоть
как-то облегчающее его положение. Кроме того, предлагается ряд бесплатных
консультаций для всех, кто обращается в службу занятости и желает найти работу.
К дальнейшим
направлениям совершенствования государственной политики занятости в Чувашии относится
совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения
республики, в том числе в области миграции, дальнейшее развитие социального
партнерства на рынке труда, повышение качества рабочей силы и
конкурентоспособности граждан на рынке труда с помощью психологической помощи и
поддержки и переквалификации и дополнительного обучения безработных. Кроме
того, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан и безусловно
содействие занятости сельского населения, в том числе в организации
собственного дела.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательство
1.
Закон «О
занятости населения в Российской Федерации»
2.
Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993 г с изменениями и
дополнениями
3.
О
программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006
годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003
г. N 330
4.
О
Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и
рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года. Указ
Президента Чувашской Республики N 81 от 4 августа 2003 г.
Учебники,
монографии, сборники научных трудов
5.
Ананьев
А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной
экономике – М.: Юнити, 2000
- Архипова
АИ, Нестеренко АН, Большакова А.К. Экономика. - М: Проспект 2000
7.
Базылев
Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория (макроэкономика).- М: Дис, 2003
8.
Ведяпин
В.И. Общая экономическая теория. - М.: Книга сервис, 2002
9.
Государственное
регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М., РАН институт
экономики, 1994 г.
10. Козырев В.
М. Основы современной экономики, учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,
2000
11.
Макконелл К.Р.,
Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2004
12. Мамедов О.
Ю. Современная экономика, учеб. пособие.- М.: Зевс, 2004
13. Мочерный
С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В., Экономическая теория,
учебник для вузов. - М: Книга сервис, 2003
14. Райзберг
Б.А. Курс экономики - М.: ИНФРА-М, 2003
15. Рофе А.
И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика
ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004
16.
Рузавин
Г.И., Мартынов В.М. Курс рыночной экономики. М., 2001
17. Сажина М.
А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория – М.:ФиС, 1999
18.
Экономическая
теория: Вводный курс. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004
Статьи из
журналов, газет, интернет – источники
19. Прокопов
Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике
– М.: Человек и труд, 2000
20. Кашепов А.
Проблемы предотвращения массовой безработицы в России – М.: Вопросы экономики,
№ 5, 2003
21. Мониторинг
социально-экономических реформ в России, 2005. – #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения,
экономика ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004
[2] Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004
[3] Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория (макроэкономика).- М:
Дис, 2003
[4] О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на
2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25
декабря 2003 г. N 330
[5] О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на
2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25
декабря 2003 г. N 330
[6] По данным ИА #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] По данным ИА #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России – М.:
Вопросы экономики, № 5, 2003
[9] По данным ИА #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Там же
[11] По данным ИА http://www.regnum.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|