бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государственное регулирование занятости в Чувашии бесплатно рефераты

Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой госу­дарственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подхо­де просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологический маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Комплексная реализация государственной политики занятости населения включает следующие основные направления:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и индивидуальной защиты безработных.

б) создание условий со стороны государства для самозанятости. Мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структур­ирую безработицу, которая характерна в переходный период для стран СНГ. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии.

г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, сюда относятся мероприятия по организованному набору рабочей силы. Ор­ганизованный набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в рай­онах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

д)  Регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглаше­ния, регулирующие передвижение рабочей силы между государст­вами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной эко­номической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну вид­ных ученых и специалистов уникальных профессий.

е)   Регулирование демографических процессов. Государство отслеживает процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций прини­мает меры по их регулированию.

Наряду с вопросами занятости безработных государство решает проблемы их социальной защиты. Сюда входят:

а)   гарантии лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают: выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.

б)  Выплата стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

в)  Выплата пособия по безработице.

Условия назначения, порядок выплаты и размер пособия по без­работице определяются законодательством.

г)   Пенсионное обеспечение.

д)  и др.

3.2 Прогнозы развития рынка труда в Чувашии

Кроме ожидаемой положительной динамики основных макроэкономических показателей на развитие рынка труда в оказывают влияние следующие факторы:

1) увеличение численности населения трудоспособного возраста. Предположительная численность населения в трудоспособном возрасте. Этот рост обусловлен вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в конце 80-х годов XX века, когда в республике наблюдался естественный прирост населения;

2) сохранение в экономике республики неэффективной занятости, открытым проявлением которой является неполная занятость населения;

3) продолжение процесса высвобождения работников в ходе реформирования экономики, в том числе реструктуризации и модернизации черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей;

4) недостаточный спрос на рабочую силу по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, старения и сокращения кадрового состава высококвалифицированных рабочих;

5) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный увеличением численности трудоспособного населения, недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающими рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

6) значительная дифференциация районов и городов республики по ситуации, сложившейся в сфере занятости и на рынке труда;

7) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев, вынужденных переселенцев и других), обусловленной ужесточением требований работодателей к потенциальным работникам.

Данные прогнозного расчета общей и регистрируемой безработицы на 2006 год (разработан в двух вариантах с учетом менее благоприятного (1 вариант) и благоприятного (2 вариант) путей развития экономики) представлены в таблице.

Таблица 1

Прогноз занятости на 2006 г.

Показатель (в среднегодовом исчислении)

2006 (1 вар)

2006 (2 вар)

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

в том числе:

занятые в экономике

безработные

в том числе:

зарегистрированные в органах службы занятости

Уровень безработицы (в%)

общей

регистрируемой

687,6

 

622,6

65,0

14,4

 

9,5

2,1

690,7

 

627,7

63,0

13,8

 

9,1

2,0

По данным #"_Toc136862195">3.3 Приоритетные направления государственной политики

Следует отметить роль малого предпринимательства в Чувашии. Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, имеющиеся резервы в развитии агропромышленного комплекса, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.

К приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии необходимо отнести направления, которые могут способствовать улучшению общей ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший положительный результат.

К таким направлениям можно отнести

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики.

2. Развитие социального партнерства на рынке труда, которое предусматривает следующие направления действий: обеспечение комплексного подхода к решению проблем занятости путем укрепления взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики всех уровней, работодателей, общественных организаций при разработке и реализации республиканской, районных и городских программ содействия занятости населения; учет целей политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях, предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.

3. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда следующими способами:

3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан в виде: совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как важнейшего средства развития профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.).

3.2. Профессиональное обучение безработных граждан направленное на: обеспечение соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий; развитие системы стажировок безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида обучения.

4. Реализация профилактических мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, включающих в себя: повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда; организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организацию общественных работ, позволяющих обеспечить потребность районов и городов в работах, носящих временный или сезонный характер, сохранить у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им материальную поддержку в виде временного заработка; временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, имеющих показания к труду; одиноких и многодетных родителей; граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и других); организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности.

5. Содействие занятости сельского населения: содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, проживающих в сельской местности; организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и других отраслях экономики, а также в народных промыслах; организация общественных работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; проведение ярмарок вакансий для сельских безработных.

6. Содействие организации альтернативной гражданской службы: формирование банка рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Чувашской Республики; участие специалистов органов службы занятости населения в работе призывных комиссий; взаимодействие с военными комиссариатами, заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке и реализации комплекса мер по организации учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории республики.

7. Регулирование трудовой миграции: внутренней – использование федерального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения республики о наличии свободных рабочих мест и вакансий в регионах Российской Федерации; заключение договоров с организациями других регионов о направлении к ним рабочей силы; внешней – разработка предложений в Министерство труда и социального развития РФ по определению ежегодной квоты на прием иностранной рабочей силы; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев.

8. Социальная поддержка безработных граждан: выплата пособий по безработице в период поиска подходящей работы; стипендий в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости населения; оказание материальной помощи; обеспечение выплат пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вопрос о необходимости и пределах вмешательства государственных органов (учреждений), собственно и составляющих механизм государства, в ситуацию, складывающуюся на рынке труда (рынке рабочей силы),  на протяжении многих столетий волновавший умы величайших мыслителей - экономистов, будучи в той или иной степени затронутым в их работах, до сих пор остается актуальным.

Рынок труда (рабочей силы), формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства с лице его должностных лиц (чиновников). Функционально, государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь определяя юридическую основу такого рода деятельности. Создавая различного рода учреждения, эффективно реализующие государственную политику в этой сфере, государство определяет в своем законодательстве такой порядок, при котором максимально могут быть достигнуты его цели, согласующиеся с мировыми тенденциями, тенденциями формирования социального государства, политика которого направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения. 


Вопросы государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уровень жизни и развитие является конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с созданием благоприятных условий для труда и соответственно, роста благосостояния нации.

Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем, одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка  – растет напряженность в обществе в целом.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В распоряжении государства присутствует немало способов и административных мер воздействия на рынок труда с целью его корректировки в нужном направлении. Политика занятости населения находится в тесном взаимодействии с другими областями государственного регулирования: трудовое законодательство, область социальной защиты, налоги и др.

Проводить государственную политику в области занятости необходимо на основе тщательного изучения и анализа всех тенденций и особенностей конкретного объекта регулирования.

В работе проведен анализ рынка труда в Чувашии за последние 5 лет.

Данный анализ позволяет сделать выводы, что государственная политика занятости является достаточно эффективной. В результате действий правительства, различных правительственный организаций и в том числе службы занятости постепенно удается снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи и инвалидов.

Однако остается ряд негативных тенденций таких как например занятость в сельской местности. Для решения указанной проблемы выделяются дополнительные средства для проведения различных мероприятий в области занятости населения в сельской местности. Изучаются и претворяются в жизнь программы по социальному партнерству, позволяющие увеличить эффективность усилий по повышению занятости в сельской местности. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, гражданам, зарегистрированным в службе занятости выплачивается небольшое пособие, стимулирующее желание безработного всё-таки найти работу и вместе с тем хоть как-то облегчающее его положение. Кроме того, предлагается ряд бесплатных консультаций для всех, кто обращается в службу занятости и желает найти работу.

К дальнейшим направлениям совершенствования государственной политики занятости в Чувашии относится совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, в том числе в области миграции, дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда с помощью психологической помощи и поддержки и переквалификации и дополнительного обучения безработных. Кроме того, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан и безусловно содействие занятости сельского населения, в том числе в организации собственного дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательство

1.      Закон «О занятости населения в Российской Федерации»

2.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г с изменениями и дополнениями

3.      О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330

4.      О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года. Указ Президента Чувашской Республики N 81 от 4 августа 2003 г.


Учебники, монографии, сборники научных трудов

5.      Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике – М.: Юнити, 2000

  1. Архипова АИ, Нестеренко АН, Большакова А.К. Экономика. - М: Проспект 2000

7.      Базылев Н.И., Гурко С.П.  Экономическая  теория (макроэкономика).- М: Дис, 2003

8.      Ведяпин В.И.  Общая экономическая теория. - М.: Книга сервис, 2002

9.      Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.

10.  Козырев В. М. Основы современной экономики, учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000

11.  Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2004

12.  Мамедов О. Ю. Современная  экономика, учеб. пособие.- М.: Зевс, 2004

13.  Мочерный С.В.,  Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В., Экономическая теория, учебник для вузов. - М: Книга сервис, 2003

14.  Райзберг Б.А. Курс экономики - М.: ИНФРА-М, 2003

15.  Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004

16.  Рузавин Г.И., Мартынов В.М. Курс рыночной экономики. М., 2001

17.  Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория – М.:ФиС, 1999

18.  Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004

Статьи из журналов, газет, интернет – источники

19.  Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике – М.: Человек и труд, 2000

20.  Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России – М.: Вопросы экономики, № 5, 2003

21.  Мониторинг социально-экономических реформ в России, 2005. – #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004

[2] Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004

[3] Базылев Н.И., Гурко С.П.  Экономическая  теория (макроэкономика).- М: Дис, 2003

[4] О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330

[5] О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330

[6] По данным ИА #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] По данным ИА #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России – М.: Вопросы экономики, № 5, 2003

[9] По данным ИА #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Там же

[11] По данным ИА http://www.regnum.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4