бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государственное регулирование занятости в Чувашии бесплатно рефераты

Эффективным средством в борьбе с безработицей являются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. В 2004 году было организовано 100 ярмарок, где участвовали более 500 организаций и около 10 тысяч посетителей, почти 3 тысячи безработных были трудоустроены. Немаловажное значение центрами занятости населения придавалось профессиональной ориентации населения (психологическая поддержка, профессиональные информация и консультация). В прошлом году такого рода услуги оказаны 140,8 тысячам жителям республики.

Среди регионов Приволжского федерального округа по уровню регистрируемой безработицы Чувашия в прошлом году осталась на 7 месте, по коэффициенту напряженности рынка труда (количество ищущих работу в расчете на 1 вакансию) переместилась с 8 на 5 место.

Говоря о временных периодах регистрируемой безработицы, в Управлении ФГСЗН по Чувашии выделили два этапа - "до лета" и "после лета". Именно в эти периоды происходит приток новых безработных. Летом действует так называемый сезонный фактор, когда люди выезжают на заработки в другие регионы (на строительство в Подмосковье или уборку урожая в южные области) или предпочитают отдыхать.

Правительство Чувашии приняло "Республиканскую программу содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы", которая должна способствовать повышению уровня жизни сельчан. По расчетам, благодаря мероприятиям программы будут трудоустроены не менее 15 тысяч человек. Также прогнозируется уменьшение сельской регистрируемой безработицы до 1,35%.

По данным Минсоцполитики Чувашии, на начало 2005 года в республике зарегистрировано 13747 безработных, 3916 из них - в сельской местности. Уровень регистрируемой безработицы в сельской местности по сравнению с 2001 годом вырос с 1,3% до 1,4%. При этом наблюдается значительная дифференциация районов Чувашии по уровню регистрируемой безработицы. Высокий уровень отмечался в Алатырском (3,2%), Урмарском (2,4%), Шумерлинском и Яльчикском (2,2%) районах, низкий - в Вурнарском и Моргаушском (0,7%), Ибресинском и Ядринском (0,9%) районах. Также на фоне снижения уровня занятости отмечается дефицит квалифицированных рабочих массовых профессий в животноводстве (5%), механизаторских кадрах (12%), высокая текучесть кадров в сельскохозяйственном производстве[6]. За 2004 год сменилось 19% руководителей и 11% главных специалистов хозяйств, из них 7% работают, не имея высшего или среднего профессионального образования.

3,5 тысяч человек обратились в центры занятости Чувашии за содействием в поисках работы в январе 2006 г. Это составляет 90,6% к январю прошлого года[7].

Рост числа граждан, обратившихся к услугам органов службы занятости, наблюдается среди уволенных с организаций по причине сокращения штатов, либо их полной ликвидации (на 62,4%) и лиц предпенсионного возраста (на 18%). Численность сельских жителей среди обратившихся граждан уменьшилась на 2,5%. Более 60% граждан, прибегнувших к услугам органов службы занятости, составили женщины. 46,1% – работники, уволенные из организаций по собственному желанию.

Динамика численности безработных в 2006 г. представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Динамика безработных в 2006 г.

По состоянию на 1 января текущего года на учете в центрах занятости населения состояло 12948 безработных граждан. В начале прошлого года в Чувашии насчитывалось 13747 безработных. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил 2% (на начало 2005 года - 2,1%).

По данным на начало февраля текущего года в городских и районных центрах занятости населения на учете состояли 13373 безработных, что на 6,7% меньше, чем в феврале 2005 года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил 2,1% (в феврале 2005 года – 2,2%).

По состоянию на 1 марта текущего года в городских и районных центрах занятости населения на учете состояли 13959 безработных. Это на 6,4% меньше, чем в начале марта прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составляет 2,2%. Среднероссийский уровень регистрируемой безработицы равен 2,5%, средний показатель по Приволжскому федеральному округу - 1,7%.

По состоянию на 1 апреля текущего года в городских и районных центрах занятости населения на учете состояли 12726 безработных граждан, что на 16,5% меньше, чем на 1 апреля прошлого года. В течение марта численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 1233 человека. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил на указанную дату 2% (на 1 апреля 2005 года – 2,4%). Как отмечают в службе занятости, доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет сократилась с 38,4% до 35,9%, женщин – с 69,3% до 68,5%. Несмотря на рост обращений в центры занятости населения сельских жителей, усиление работы по их трудоустройству способствовало сокращению доли сельчан в общей численности зарегистрированных безработных с 30,5% до 29,2%. Изменение численности безработных за первый квартал 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года представлено на рис. 3.

В 13 муниципальных образованиях Чувашии уровень регистрируемой безработицы ниже, чем в среднем по республике. Менее 1% данный показатель сложился в Моргаушском, Цивильском и Чебоксарском районах. В остальных 13 муниципальных образованиях уровень регистрируемой безработицы превышает среднереспубликанский показатель. Более напряженная ситуация на рынке труда сохраняется в Алатырском, Козловском, Марпосадском, Урмарском и Шумерлинском районах, городах Новочебоксарск и Шумерля.

Специалисты службы отмечают тенденцию к увеличению доли безработных граждан из числа работников, уволенных по сокращению штатов организаций или их ликвидации[8]. Она связана с продолжающимся процессом реструктуризации отдельных отраслей экономики. В первом квартале текущего года сведения о предстоящих увольнениях 3,6 тысячи человек предоставили в органы службы занятости 270 организаций. В аналогичный период прошлого года были уволены 2,2 тысячи работников. Массовые увольнения работников намечаются в ряде филиалов ОАО "Чувашсетьгаз", расположенных в райцентрах республики, поэтапное сокращение персонала - в ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Промтрактор", спиртовом заводе "Марпосадский" и некоторых других. Продолжается ликвидация нерентабельных сельскохозяйственных организаций. Так, в службу занятости поступили сведения о намечаемой ликвидации ЗАО "Колосс" и ОАО "Сундырское" Моргаушского района, СХПК "Восток" Канашского района.

Рисунок 3. Численность безработных в Чувашии в 2006 г. по сравнению с 2005

Пособие по безработице получают 11873 жителя Чувашии – 94% общего количества безработных. 60% получают минимальное пособие (720 рублей), 11,2% – в максимальном размере (2880 рублей). На досрочную пенсию оформлено за три месяца текущего года 95 безработных граждан предпенсионного возраста из числа высвобожденных работников, для которых не удалось подобрать подходящую работу[9].

С начала года в центры занятости населения от работодателей поступило свыше 20 тысяч вакансий. Это позволило трудоустроить на постоянную работу свыше 4 тысяч человек и провести 29 ярмарок вакансий и учебных мест. По итогам ярмарок трудоустроено более 600 человек, в том числе 229 человек на постоянную работу, 275 сельских жителей. В рамках заключенных с работодателями договоров на временную работу трудоустроены 4,9 тысячи человек. 31% из них участвовали в общественных работах. На временных рабочих местах для несовершеннолетних в свободной от учебы время работали около 3 тысяч подростков[10].

Свыше 500 жителей Чувашии были направлены на работу за пределы республики. Из них 210 сельских жителей, 106 человек в возрасте до 30 лет, 113 безработных граждан. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность трудоустроенных в других регионах России выросла на 52%. Жители Чувашии работали в золотодобывающих организациях Республики Саха-Якутия, сельскохозяйственных организациях Московской области и строительных организациях Нижнего Новгорода.

69 безработных прошли обучающие семинары-тренинги по организации предпринимательской деятельности. 41 тысяче человек оказаны профориентационные услуги. В программах социальной адаптации на рынке труда приняли участие 437 безработных граждан. На профессиональное обучение в январе-марте направлено 1370 безработных граждан, из них 65,3% - в возрасте до 30 лет, 62,9% - женщины, 39,3% - сельские жители. Более 60% из них нашли работу.

Региональное управление службы занятости рассмотрели 10 заявлений работодателей на выдачу разрешений на привлечение и использование труда 30 иностранных работников, по ним выданы положительные заключения. Среди иностранных работников 25 человек - граждане стран СНГ и 5 - дальнего зарубежья.

1279 инвалидов зарегистрированы в качестве безработных в органах службы занятости Чувашии на начало 2006 года. В 2005 году были трудоустроены 1343 инвалида или каждый второй из числа обратившихся. Всего в 2003-2005 годах при содействии органов службы занятости нашли работу 3653 человека с ограниченными возможностями, что составляет 47,8% общего числа обратившихся инвалидов.

Между управлением ФГСЗН и Минздравсоцразвития Чувашии действует соглашение о сотрудничестве, которое продлено до 2007 года. В 2005 году внедрены в практику ежемесячные приемы безработных инвалидов совместно с Государственной службой медико-социальной экспертизой. Одной из основных и результативных форм содействия занятости лиц с ограниченными возможностями остается трудоустройство на заквотированные в соответствии с законодательством рабочие места. На начало 2006 года в 711 организациям Чувашии заквотированы 4478 рабочих мест, на которых занято 3987 безработных инвалидов трудоспособного возраста (89% к установленной квоте). Наряду с этим граждане с ограничениями трудоспособности имеют возможность участвовать в различных программах содействия занятости[11].

Так, 171 инвалидов в 2005 году участвовал во временных и сезонных работах. Они занимались благоустройством территории парков и садов, работали курьерами, распространителями газет, помощниками повара, дворниками. 21 человек по направлению центров занятости обучался специальностям, позволяющим заняться малым бизнесом: обувщик по ремонту обуви, оператор ПЭВМ, портной, повар-кондитер, продавец-кассир, бухгалтер, часовщик по ремонту часов, заготовитель сырья, водитель. В минувшем году 2936 инвалидов получили профориентационные услуги, 60 приняли участие в мероприятиях по социальной адаптации, в работе клубов "Новый старт", тренингах "Я хочу быть", "Умейте властвовать собой", в позитивной программе решения жизненных трудностей на основе фильма "Форест Гамп".

Трудоустройство и профессиональная переподготовка инвалидов осуществляется с учетом их профессиональной квалификации, а также рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации. В минувшем году управление сотрудничало с 40 образовательными учреждениями, прошедшими конкурсный отбор на право профессионального обучения безработных граждан. В 2003-2005 годах центрами занятости населения на профессиональную подготовку и переподготовку направлено 458 безработных инвалидов. Более 75% из них получили подготовку по рабочим специальностям.

2.      ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ

3.1 Регулирование рынка труда в странах СНГ: опыт для Чувашии

На государственную политику занятости в странах СНГ оказывают воздействие особенности формирования их рынка труда: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, обособленное развитие после распада СССР, совпадение периода становления с форми­рованием других рынков, наличие стереотипов нравствен­ных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики. Эти и другие обстоятельства при­вели к необходимости обновления всего комплекса трудо­вого законодательства.

Анализ рынка труда стран СНГ позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы – это ухудшение демографической ситуации, сверх­занятость ряда социально демографических групп, расши­рение предложения рабочей силы за счет высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются сокращение совокупного спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий, рост спро­са на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора, изменения отраслевой структуры спроса на рабо­чую силу.

Основной целью государственного регулирования занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.

На рынке труда в СНГ используют несколько видов государственного регулирования: защитное – в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощри­тельное – стимулирование определенных видов деятель­ности; ограничительное – исключение неоправданных преимуществ; директивное – прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических финансовых мер. Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном рынке труда реализовываются как отдельные, так и все виды регулирования.

Перечисленные виды регулирования осуществляются со­гласно программам занятости населения, составлению кото­рых предшествует прогнозирование рынка труда. Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предсто­ящем периоде на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетном периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свобод­ных мест и вакантных должностей, образующихся в резуль­тате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.

Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополни­тельных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – к пассивным методам.

Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы в масштабе отдельной страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности, раз­витие служб по профориентации и переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству; формирование системы организационно-правового регули­рования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.

Развитие социального партнерства означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством. Условиями социального взаимодействия являются: поддержание ба­ланса интересов партнеров, готовность к поиску компро­миссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций пред­принимателей и профсоюзов.

Главная задача государства (одного из партнеров) со­стоит в создании условий для социального взаимодействия, полной реализации гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий, без глубокого вмеша­тельства в образование и деятельность предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является установ­ление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.

Задачи профсоюзов зависят от того, насколько полно данное объединение представляет интересы, входящих в него членов. Падение престижа профсоюзов в большинстве развитых стран связывают с их стремлением к государст­венной власти и установлению общих принципов отноше­ний с предпринимателями.

Цели создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, ры­ночной экономики; совершенствовании трудовых отноше­ний; защите интересов предпринимателей во взаимоотно­шениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения. Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.

Социально-трудовые отношения регулируются соответ­ствующими законодательными актами, конвенциями Меж­дународной организации труда, соглашениями между пра­вительством, объединениями профсоюзов и нанимателей. На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение ста­бильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных госу­дарством минимальных социальных гарантий. На пред­приятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.

В области достижения социального партнерства в стра­нах СНГ существуют следующие проблемы: отсутствие правового статуса объединений нанимателей, сложности в определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального партнерства, необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической ситуа­ции, отсутствие научно обоснованной концепции развития системы социального партнерства.

Страницы: 1, 2, 3, 4