Государственное регулирование занятости в Чувашии
Эффективным
средством в борьбе с безработицей являются ярмарки вакансий и учебных рабочих
мест. В 2004 году было организовано 100 ярмарок, где участвовали более 500
организаций и около 10 тысяч посетителей, почти 3 тысячи безработных были
трудоустроены. Немаловажное значение центрами занятости населения придавалось
профессиональной ориентации населения (психологическая поддержка, профессиональные
информация и консультация). В прошлом году такого рода услуги оказаны 140,8
тысячам жителям республики.
Среди регионов
Приволжского федерального округа по уровню регистрируемой безработицы Чувашия в
прошлом году осталась на 7 месте, по коэффициенту напряженности рынка труда
(количество ищущих работу в расчете на 1 вакансию) переместилась с 8 на 5
место.
Говоря о
временных периодах регистрируемой безработицы, в Управлении ФГСЗН по Чувашии
выделили два этапа - "до лета" и "после лета". Именно в эти
периоды происходит приток новых безработных. Летом действует так называемый
сезонный фактор, когда люди выезжают на заработки в другие регионы (на
строительство в Подмосковье или уборку урожая в южные области) или предпочитают
отдыхать.
Правительство
Чувашии приняло "Республиканскую программу содействия занятости населения
в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы", которая
должна способствовать повышению уровня жизни сельчан. По расчетам, благодаря
мероприятиям программы будут трудоустроены не менее 15 тысяч человек. Также
прогнозируется уменьшение сельской регистрируемой безработицы до 1,35%.
По данным
Минсоцполитики Чувашии, на начало 2005 года в республике зарегистрировано 13747
безработных, 3916 из них - в сельской местности. Уровень регистрируемой
безработицы в сельской местности по сравнению с 2001 годом вырос с 1,3% до
1,4%. При этом наблюдается значительная дифференциация районов Чувашии по
уровню регистрируемой безработицы. Высокий уровень отмечался в Алатырском
(3,2%), Урмарском (2,4%), Шумерлинском и Яльчикском (2,2%) районах, низкий - в
Вурнарском и Моргаушском (0,7%), Ибресинском и Ядринском (0,9%) районах. Также
на фоне снижения уровня занятости отмечается дефицит квалифицированных рабочих
массовых профессий в животноводстве (5%), механизаторских кадрах (12%), высокая
текучесть кадров в сельскохозяйственном производстве[6]. За 2004 год сменилось 19%
руководителей и 11% главных специалистов хозяйств, из них 7% работают, не имея
высшего или среднего профессионального образования.
3,5 тысяч
человек обратились в центры занятости Чувашии за содействием в поисках работы в
январе 2006 г. Это составляет 90,6% к январю прошлого года[7].
Рост числа
граждан, обратившихся к услугам органов службы занятости, наблюдается среди
уволенных с организаций по причине сокращения штатов, либо их полной ликвидации
(на 62,4%) и лиц предпенсионного возраста (на 18%). Численность сельских
жителей среди обратившихся граждан уменьшилась на 2,5%. Более 60% граждан,
прибегнувших к услугам органов службы занятости, составили женщины. 46,1% – работники,
уволенные из организаций по собственному желанию.
Динамика
численности безработных в 2006 г. представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Динамика безработных в 2006 г.
По состоянию
на 1 января текущего года на учете в центрах занятости населения состояло 12948
безработных граждан. В начале прошлого года в Чувашии насчитывалось 13747
безработных. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности
экономически активного населения составил 2% (на начало 2005 года - 2,1%).
По данным на
начало февраля текущего года в городских и районных центрах занятости населения
на учете состояли 13373 безработных, что на 6,7% меньше, чем в феврале 2005
года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности
экономически активного населения составил 2,1% (в феврале 2005 года – 2,2%).
По состоянию
на 1 марта текущего года в городских и районных центрах занятости населения на
учете состояли 13959 безработных. Это на 6,4% меньше, чем в начале марта
прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности
экономически активного населения составляет 2,2%. Среднероссийский уровень
регистрируемой безработицы равен 2,5%, средний показатель по Приволжскому федеральному
округу - 1,7%.
По состоянию
на 1 апреля текущего года в городских и районных центрах занятости населения на
учете состояли 12726 безработных граждан, что на 16,5% меньше, чем на 1 апреля
прошлого года. В течение марта численность зарегистрированных безработных
уменьшилась на 1233 человека. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к
численности экономически активного населения составил на указанную дату 2% (на
1 апреля 2005 года – 2,4%). Как отмечают в службе занятости, доля безработной
молодежи в возрасте 16-29 лет сократилась с 38,4% до 35,9%, женщин – с 69,3% до
68,5%. Несмотря на рост обращений в центры занятости населения сельских жителей,
усиление работы по их трудоустройству способствовало сокращению доли сельчан в
общей численности зарегистрированных безработных с 30,5% до 29,2%. Изменение
численности безработных за первый квартал 2006 года по сравнению с аналогичным
периодом 2005 года представлено на рис. 3.
В 13
муниципальных образованиях Чувашии уровень регистрируемой безработицы ниже, чем
в среднем по республике. Менее 1% данный показатель сложился в Моргаушском,
Цивильском и Чебоксарском районах. В остальных 13 муниципальных образованиях
уровень регистрируемой безработицы превышает среднереспубликанский показатель.
Более напряженная ситуация на рынке труда сохраняется в Алатырском, Козловском,
Марпосадском, Урмарском и Шумерлинском районах, городах Новочебоксарск и
Шумерля.
Специалисты
службы отмечают тенденцию к увеличению доли безработных граждан из числа работников,
уволенных по сокращению штатов организаций или их ликвидации[8]. Она связана с продолжающимся
процессом реструктуризации отдельных отраслей экономики. В первом квартале
текущего года сведения о предстоящих увольнениях 3,6 тысячи человек
предоставили в органы службы занятости 270 организаций. В аналогичный период
прошлого года были уволены 2,2 тысячи работников. Массовые увольнения работников
намечаются в ряде филиалов ОАО "Чувашсетьгаз", расположенных в
райцентрах республики, поэтапное сокращение персонала - в ОАО
"Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Промтрактор", спиртовом
заводе "Марпосадский" и некоторых других. Продолжается ликвидация
нерентабельных сельскохозяйственных организаций. Так, в службу занятости
поступили сведения о намечаемой ликвидации ЗАО "Колосс" и ОАО
"Сундырское" Моргаушского района, СХПК "Восток" Канашского
района.
Рисунок 3. Численность безработных в Чувашии в 2006 г.
по сравнению с 2005
Пособие по
безработице получают 11873 жителя Чувашии – 94% общего количества безработных.
60% получают минимальное пособие (720 рублей), 11,2% – в максимальном размере
(2880 рублей). На досрочную пенсию оформлено за три месяца текущего года 95
безработных граждан предпенсионного возраста из числа высвобожденных
работников, для которых не удалось подобрать подходящую работу[9].
С начала
года в центры занятости населения от работодателей поступило свыше 20 тысяч
вакансий. Это позволило трудоустроить на постоянную работу свыше 4 тысяч
человек и провести 29 ярмарок вакансий и учебных мест. По итогам ярмарок
трудоустроено более 600 человек, в том числе 229 человек на постоянную работу,
275 сельских жителей. В рамках заключенных с работодателями договоров на
временную работу трудоустроены 4,9 тысячи человек. 31% из них участвовали в
общественных работах. На временных рабочих местах для несовершеннолетних в
свободной от учебы время работали около 3 тысяч подростков[10].
Свыше 500
жителей Чувашии были направлены на работу за пределы республики. Из них 210
сельских жителей, 106 человек в возрасте до 30 лет, 113 безработных граждан. По
сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность трудоустроенных в
других регионах России выросла на 52%. Жители Чувашии работали в
золотодобывающих организациях Республики Саха-Якутия, сельскохозяйственных
организациях Московской области и строительных организациях Нижнего Новгорода.
69
безработных прошли обучающие семинары-тренинги по организации
предпринимательской деятельности. 41 тысяче человек оказаны профориентационные
услуги. В программах социальной адаптации на рынке труда приняли участие 437
безработных граждан. На профессиональное обучение в январе-марте направлено
1370 безработных граждан, из них 65,3% - в возрасте до 30 лет, 62,9% - женщины,
39,3% - сельские жители. Более 60% из них нашли работу.
Региональное
управление службы занятости рассмотрели 10 заявлений работодателей на выдачу разрешений
на привлечение и использование труда 30 иностранных работников, по ним выданы
положительные заключения. Среди иностранных работников 25 человек - граждане
стран СНГ и 5 - дальнего зарубежья.
1279
инвалидов зарегистрированы в качестве безработных в органах службы занятости
Чувашии на начало 2006 года. В 2005 году были трудоустроены 1343 инвалида или
каждый второй из числа обратившихся. Всего в 2003-2005 годах при содействии
органов службы занятости нашли работу 3653 человека с ограниченными
возможностями, что составляет 47,8% общего числа обратившихся инвалидов.
Между
управлением ФГСЗН и Минздравсоцразвития Чувашии действует соглашение о
сотрудничестве, которое продлено до 2007 года. В 2005 году внедрены в практику
ежемесячные приемы безработных инвалидов совместно с Государственной службой
медико-социальной экспертизой. Одной из основных и результативных форм
содействия занятости лиц с ограниченными возможностями остается трудоустройство
на заквотированные в соответствии с законодательством рабочие места. На начало
2006 года в 711 организациям Чувашии заквотированы 4478 рабочих мест, на
которых занято 3987 безработных инвалидов трудоспособного возраста (89% к
установленной квоте). Наряду с этим граждане с ограничениями трудоспособности
имеют возможность участвовать в различных программах содействия занятости[11].
Так, 171
инвалидов в 2005 году участвовал во временных и сезонных работах. Они
занимались благоустройством территории парков и садов, работали курьерами,
распространителями газет, помощниками повара, дворниками. 21 человек по
направлению центров занятости обучался специальностям, позволяющим заняться
малым бизнесом: обувщик по ремонту обуви, оператор ПЭВМ, портной, повар-кондитер,
продавец-кассир, бухгалтер, часовщик по ремонту часов, заготовитель сырья,
водитель. В минувшем году 2936 инвалидов получили профориентационные услуги, 60
приняли участие в мероприятиях по социальной адаптации, в работе клубов
"Новый старт", тренингах "Я хочу быть", "Умейте
властвовать собой", в позитивной программе решения жизненных трудностей на
основе фильма "Форест Гамп".
Трудоустройство
и профессиональная переподготовка инвалидов осуществляется с учетом их профессиональной
квалификации, а также рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе
реабилитации. В минувшем году управление сотрудничало с 40 образовательными
учреждениями, прошедшими конкурсный отбор на право профессионального обучения
безработных граждан. В 2003-2005 годах центрами занятости населения на
профессиональную подготовку и переподготовку направлено 458 безработных инвалидов.
Более 75% из них получили подготовку по рабочим специальностям.
На
государственную политику занятости в странах СНГ оказывают воздействие
особенности формирования их рынка труда: отсутствие длительного эволюционного
пути развития рынка труда, обособленное развитие после распада СССР, совпадение
периода становления с формированием других рынков, наличие стереотипов
нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной
экономики. Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления
всего комплекса трудового законодательства.
Анализ рынка
труда стран СНГ позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области
предложения рабочей силы – это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость
ряда социально демографических групп, расширение предложения рабочей силы за
счет высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев.
Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются сокращение
совокупного спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий, рост
спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора, изменения
отраслевой структуры спроса на рабочую силу.
Основной
целью государственного регулирования занятости является достижение
сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на
процессы воспроизводства рабочей силы.
На рынке
труда в СНГ используют несколько видов государственного регулирования: защитное
– в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощрительное
– стимулирование определенных видов деятельности; ограничительное – исключение
неоправданных преимуществ; директивное – прямые меры воздействия на рынок
труда; регулирование посредством экономических финансовых мер. Особую группу
составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном
рынке труда реализовываются как отдельные, так и все виды регулирования.
Перечисленные
виды регулирования осуществляются согласно программам занятости населения, составлению
которых предшествует прогнозирование рынка труда. Целью составления такого
прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в
предстоящем периоде на основе анализа состояния рынка труда и занятости в
отчетном периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий.
При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население.
Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакантных должностей,
образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и
наличие свободных рабочих мест на начало года.
Спрос и
предложение на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и
пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополнительных
сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их
потерь в доходах – к пассивным методам.
Актуальными
проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы в
масштабе отдельной страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах
на предприятиях разных форм собственности, развитие служб по профориентации и
переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству;
формирование системы организационно-правового регулирования межгосударственных
отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной
защите и пенсионному обеспечению граждан.
Развитие
социального партнерства означает развитие взаимоотношений между
профсоюзами, предпринимателями и правительством. Условиями социального
взаимодействия являются: поддержание баланса интересов партнеров, готовность к
поиску компромиссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны,
существование центральных организаций предпринимателей и профсоюзов.
Главная
задача государства (одного из партнеров) состоит в создании условий для
социального взаимодействия, полной реализации гражданских и политических прав,
обеспечивающих свободу действий, без глубокого вмешательства в образование и
деятельность предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является
установление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою
независимость.
Задачи
профсоюзов зависят от того, насколько полно данное объединение представляет
интересы, входящих в него членов. Падение престижа профсоюзов в большинстве
развитых стран связывают с их стремлением к государственной власти и
установлению общих принципов отношений с предпринимателями.
Цели
создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного
предпринимательства, рыночной экономики; совершенствовании трудовых отношений;
защите интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством;
координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного
движения. Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и
слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и
работодателей для обеспечения социального мира.
Социально-трудовые
отношения регулируются соответствующими законодательными актами, конвенциями
Международной организации труда, соглашениями между правительством,
объединениями профсоюзов и нанимателей. На региональном и отраслевом уровнях
заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение стабильной работы
предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение
установленных государством минимальных социальных гарантий. На предприятиях,
в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.
В области
достижения социального партнерства в странах СНГ существуют следующие
проблемы: отсутствие правового статуса объединений нанимателей, сложности в
определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального
партнерства, необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической
ситуации, отсутствие научно обоснованной концепции развития системы
социального партнерства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|