бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

ГОЭЛРО бесплатно рефераты

В 1910 г. заключено соглашение с концернами Сименс-Гальске (Германия) и Вестингауз (САСШ - как тогда называли Североамериканские соединенные штаты): 1) о строительстве Волховской гидроэлектростанции (оно было начато в том же году); 2) об электрификации петербургских пригородных участков железных дорог; 3) о строительстве петербургского метрополитена. В 1911 г. "Частный банк" подписал соглашение с банком "Французский кредит" на сооружение электрифицированной железной дороги Владикавказ-Тифлис, а также электрифицированных участков железных дорог в Крыму, на Урале и Алтае. В 1912 г. было создано учредительное общество для строительства электрифицированного участка транссибирской железнодорожной магистрали Москва-Сергиев Посад.

В годы предвоенного подъема в "электрическом деле" России число акционерных обществ (АО) в электротехнической промышленности увеличилось с 12 до 22, а их капитал с 1910 по 1914 г. увеличился на 71%. В электроэнергетической промышленности число АО за эти 4 года возросло с 13 до 24, а их капитал вырос на 100%. По темпам развития за этот короткий срок электротехническая и электроэнергетическая отрасли экономики России практически предоктябрьского периода обогнали средний темп прироста капиталов в российской промышленности. Кстати, в 1915 г., то есть уже во время войны, была достроена и пущена вторая очередь московской электростанции на Раушской набережной мощностью 21 тыс. кВт.

Число трамвайных АО увеличилось за эти годы с 25 до 29, так как наступило некоторое насыщение городскими электрифицированными транспортными услугами.

В обстановке конкуренции и нарастания политических трений стран Антанты и России с Германией немецкие концерны стремились удержать и укрепить свои позиции в России путем объединения с российскими предпринимателями. На этой основе был построен Завод динамомашин в Санкт-Петербурге с электрифицированным производством, реконструирован Завод слаботочного оборудования и др.


ГУКАСОВ И ДРУГИЕ

 

Следует сказать о крупнейшем российском предпринимателе "миллионщике" Гукасове и его образовавшейся к предвоенному времени "Группы Гукасова" в электротехнической промышленности. В этой сфере он начал деятельность как член правления "Общества бакинской электрической силы" в 1894 г. в качестве нефтепромышленника. К 1908 г. он обладал крупным пакетом акций в "Русском обществе беспроволочного телеграфа и телефона". Затем занял ведущие позиции в кабельном производстве и в строительстве заводов: меднокатаного, проволочного и освинцованных кабелей. Затем начал строительство завода электромашин. Гукасов был одним из главных учредителей в строительстве московского завода "Динамо" с электрифицированным производством. Скупил у испытывающего затруднения дочернего отделения "Вестингауз" завод электротехнического оборудования, также электрифицированный; затем занял руководящий пост в АО "Общество русских кабельных и металлопрокатных заводов", названных "Рускабель".

В канун Первой мировой войны доля русских капиталов в производстве электротехнического оборудования составляла 30,2% (против 16,2% в 1909 г.), а германского - 60,4%.

Наиболее отставшим было ламповое производство в России. Преобладал импорт ламп накаливания. Но уже во время войны в Москве был построен электроламповый завод "Общества "Светлана" с электрифицированным производством.

В 1912 г. было образовано "Петербургское общество электропередач силы водопадов". С участием банков были созданы финансовые группы для реализации этой силы в районе, примыкавшем к Санкт-Петербургу, и в Карелии, а затем для этой же цели образовано общество "Иматра". В 1913 г. и 1914 г. "Петербургское общество электропередач силы водопадов" представило проекты строительства нескольких электрических станций, в том числе одной мощностью 250 тыс. кВт в Финляндии, которая тогда входила в состав Российской империи.

В эти предвоенные годы обострилась борьба за влияние на электротехническую промышленность не только в Петербургском и Московском регионах. Конкуренты стали теснить "Общество 1886 г.". Образовалось "Петербургское общество электрических сооружений", а в Москве - общества "Электропередача", "Общество электрических центральных станций" и "Центральная электрическая компания" (1911 г.). По договору с городской управой они обязывались построить электростанцию мощностью не менее 9 тыс. кВт с кабельной сетью 100 км. Срок концессии был до 1945 года! Место строительства выбрано в Богородске (ныне - Ногинск) - 70 км от Москвы. В консорциум обществ вошли ряд банков - "Немецкий банк", "Электробанк", "Общество 1886 г." и др. Электростанция была пущена в 1914 г.

Привлекали внимание и Днепровские пороги. В 1912 г. образовался консорциум обществ и банков по изучению сооружения канала Волга-Дон и реки Днепр для составления проекта водного пути в его порожестой части и использования электрической силы падения воды, то есть сооружения гидростанции. Для строительства этого комплекса были привлечены немецкие концерны АЭГ, "Сименс-Гальске", французское общество "Батиньоль", швейцарская компания, ряд русских банков. Экспертизу проекта мощной ГЭС и судоходного канала у порогов провели немецкие эксперты. Русские капиталы были представлены в большинстве "Обществом электрической силы водопадов" с хорошей перспективой увеличения их доли в реализации этого крупнейшего по тем временам проекта.

Расширение электротехнического производства было также вызвано увеличением весьма прибыльных заказов на сооружение военных кораблей на российских верфях. Только за 1912-1913 гг. "Всеобщая компания электричества" (ВКЭ) произвела электротехническое оборудование для 7 линкоров, 6 крейсеров, 17 миноносцев. В выполнении заказов для военного флота участвовало 6 электротехнических обществ. Балтийский судостроительный завод, строивший военные корабли, дополнительно к этому взял подряд на изготовление электрооборудования для них.

Все это, в свою очередь, увеличило потребность в электропроводной продукции. Было заключено синдикатное соглашение в области этого производства. В этот синдикат, названный АО "Электропровод", вошли общество "Соединенные кабельные заводы", промышленно-банковская группа Гукасова "Рускабель" и другие.

В целом за годы предвоенного промышленного подъема, 1910-1914 гг., прирост иностранных инвестиций в электроэнергетическую и электротехническую промышленности составил 63%, а инвестиций российского капитала 176%.


ТРИ ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ


Тем не менее, отставание России от Запада в электрификации промышленности, замены в ней доминирующей "паровой силы" на "электрическую силу" было заметным. Это объяснялось рядом причин, среди которых можно назвать три главных. Первая - Россия вступила на капиталистический путь развития с последней трети XIX века, то есть на несколько десятилетий позднее Запада. Она должна была пройти естественную очередность вхождения "электрического дела" в экономику России, начиная с самой простой, наглядно привлекательной, осязаемой сферы электрических услуг - освещения (показатели производства электроэнергии - рост электрических мощностей, выработка электроэнергии, считавшейся нематериальным товаром, как и сама сфера услуг не входили в официальные статистические данные). Вторая - более трудные природные условия России (гораздо большая длительность стояния низких температур, большая территориальная протяженность районов электрического обслуживания, а значит, и перевозок топлива и т.д.). Третья - традиционные для России организационные трудности - бюрократическая волокита государственных разрешительных "канцелярий", на всех уровнях тормозивших дело; мздоимство в них чиновников; длительная, трудная борьба за выгодные сделки.

Несмотря на это, темп роста инвестиций в "электрическую" сферу был колоссальным - в среднем 20-25 % в год.

Война 1914 г. резко подорвала быстрое развитие электрификации страны (несмотря на то, что некоторые работы велись и во время войны, например, работы по электрификации железных дорог, строительство электростанций). Был принят ряд указов, ограничивающих предпринимательскую деятельность граждан стран, воюющих с Россией. Предприятия, принадлежавшие "вражеским подданным", национализировались. Они пытались уходить из-под удара передачей акций подставным лицам, взятками чиновникам, маскировкой под бельгийские, швейцарские и др. владения предприятий.

После Февральской революции Временное правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития электрификации России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в частности американских ("Вестингауз"), на продолжение работ по электрификации железных дорог. Затруднение заключалось в невозможности получения требуемых от правительства гарантий на невозвращение после окончания войны прежних подрядчиков этих работ "вражеских подданных" и отсутствия их претензий.

Так, Первой мировой войной, затем Октябрьским переворотом была прервана электрификация экономики России. Весь ее почти 30-летний период мощного развития проходил в острой конкурентной, возможно, нередко нечестной борьбе, но без кровавых разборок по приобретению собственности.


ЛАМПОЧКА ИЛЬИЧА

 

Итак, в самый канун Октябрьского переворота сложилась любопытная ситуация: концентрация в руках государства ключевых сфер народного хозяйства - железнодорожного транспорта (который в основном принадлежал казне), энергетики и во многом монополизированной электротехнической промышленности достигла высокой степени. Это, несомненно, наводило думающих людей на размышления о преимуществах использования этой государственно-монополистической концентрации для разработки и осуществления централизованного послевоенного плана продолжения электрификации России.

Но даже этим соображениям из-за начавшейся Гражданской войны не суждено было реализоваться, хотя они представлялись возможными. Такой план в еще большей степени соответствовал утверждающейся в ходе Гражданской войны советской власти с ее командно-распределительным принципом управления экономикой.

Известный российский ученый-энергетик, профессор К.Круг, участник разработки плана ГОЭЛРО, в своих воспоминаниях упоминает фундаментальную работу профессора К.Кленингсборга о развитии электрификации в России. Принципиальные соображения этой работы были положены затем Кржижановским в основу плана ГОЭЛРО. Глебу Кржижановскому, другу Ленина, старейшему члену РСДРП, удалось в 1907 г. внедриться в Петербургское отделение "Общества электрического освещения 1886 г.". Затем он образовал в нем большевистскую ячейку, перевелся в Московское отделение общества, располагавшееся в богатом особняке в самом центре Москвы (ул. Садовническая, в советское время переименовывалась в ул. Осипенко). Через некоторое время после ликвидации Лениным "Общества 1886 г." поселился в особняке, где и умер. Профессор Кленингсборг не был привлечен к разработке плана ГОЭЛРО. Следы его теряются. Возможно, он был причислен к "вражеским подданным".

Достигнутая суммарная мощность электростанций России в канун Октябрьского переворота 1,4 млн. кВт позволяла двигаться к этой энергоэкономически предопределенной цели. Этот этап был прерван Октябрьским переворотом, а спустя годы продолжен коммунистической властью, однако, с присущей ей политической бесцеремонностью и нечистоплотностью - пороча (или умалчивая) сделанное предшественниками, присваивая чужое, выдавая его за грандиозные успехи советской власти при ее движении к коммунизму.

В нескольких письмах Ленина из эмиграции был высказан ряд наивных, банальных и нелепых соображений, касающихся удобства использования электрического тока и его транспорта. Электричество, по Ленину, интенсивно используется и развивается капитализмом как техногенное средство, которое "все более и более перерастает те общественные условия, которые осуждают трудящихся на наемное рабство". Отсюда был один шаг к последующему провозглашению известной ленинской лозунговой парадигмы: "Коммунизм - советская власть плюс электрификация всей страны".

Эти письма вместе с рядом рабочих записок, посвященных в основном усилению политизации и пропаганды разрабатываемого первого хозяйственного государственного мероприятия - плана ГОЭЛРО, в течение всего советского времени назывались не иначе как "созданием стройного учения об электрификации".

В декабре 1917 г. два видных члена еще не ликвидированного Петербургского отделения "Общества электрического освещения 1886 г." И.Радченко и А.Винтер с трудом добились приема у Ленина. Они хорошо знали историю и масштаб электрификации России и способствовали пониманию Лениным важности энергетики как базовой отрасли экономики. Эти двое ученых и обосновали перспективу работ дальнейшей электрификации страны. Несомненно, это был первый толчок к разработке плана. Но все это опять прервалось, теперь уже Гражданской войной.

Война с Германией носила позиционный характер и велась на крайнем западе России. Она почти не затронула ее электротехническую и энергетическую промышленность. Потери для них были косвенные - отвлечение финансов и специалистов. Тем не менее, ряд энергетических объектов был завершен во время войны.

Большой потерей для электротехнической отрасли России стал Брестский мир, в результате заключения которого были оккупированы большие западные территории России. Немецкие войска не разрушали промышленные сооружения, тем более принадлежавшие подданным Германии. А таких предприятий было большинство.

Наибольший вред нанесла Гражданская война. Хотя и она, охватив всю территорию России, не нанесла серьезных разрушений промышленности. Эта война была в основном полевой, маневренной, без длительных, разрушительных осад или сражений за крупные города, в которых и сосредоточивались электротехнические и энергетические предприятия.

Власть в стране захватили люди, абсолютно несведущие ни в управлении экономикой, ни в технике. (Ленин в письме Кржижановскому в 1920 г. спрашивает: "Красин говорит, что электрификация железных дорог для нас невозможна. Так ли это?" А ведь технический проект электрификации Петербургского железнодорожного узла начал разрабатываться с конца 1909 г.).

Исторический итог. Первые крупные электроэнергетические объекты, названные огромным достижением Советской власти, были пущены много позже, и они были как раз те, которые начали осуществляться задолго до Октябрьского переворота (см. таблицу).

Такова была историческая цена, которую заплатила экономика России за частично германскую и в неизмеримо большей степени за революционную властолюбивую одержимость большевиков.













 

=== ТАБЛИЦА ===



Наименование


Начало работ




Мог бы быть пущен




Год выпуска


Первый электропоезд

1909 г.

1915 г.

1926 г.

Волховская ГЭС

1910 г.

1915 г.

1926 г.

Днепрогэс

1912 г.

1920 г.

1932 г.

Волго-Донской канал

1912 г.

1920 г.

1952 г.

Метрополитен

1910 г.

1916 г.

1935 г.



 


































Библиографический список

 

  1. Гвоздецкий В.Л. Первая государственная программа научно-технического развития //Вопросы истории естествознания и техники. 1989. №1
  2. Тимошина Т.М. Экономическая история России.-М., 1998.
  3. Корякин Ю.И. 













































Страницы: 1, 2