ГОЭЛРО
В 1910 г. заключено
соглашение с концернами Сименс-Гальске (Германия) и Вестингауз (САСШ - как
тогда называли Североамериканские соединенные штаты): 1) о строительстве
Волховской гидроэлектростанции (оно было начато в том же году); 2) об
электрификации петербургских пригородных участков железных дорог; 3) о
строительстве петербургского метрополитена. В 1911 г. "Частный банк"
подписал соглашение с банком "Французский кредит" на сооружение
электрифицированной железной дороги Владикавказ-Тифлис, а также
электрифицированных участков железных дорог в Крыму, на Урале и Алтае. В 1912
г. было создано учредительное общество для строительства электрифицированного
участка транссибирской железнодорожной магистрали Москва-Сергиев Посад.
В годы предвоенного
подъема в "электрическом деле" России число акционерных обществ (АО)
в электротехнической промышленности увеличилось с 12 до 22, а их капитал с 1910
по 1914 г. увеличился на 71%. В электроэнергетической промышленности число АО
за эти 4 года возросло с 13 до 24, а их капитал вырос на 100%. По темпам
развития за этот короткий срок электротехническая и электроэнергетическая
отрасли экономики России практически предоктябрьского периода обогнали средний
темп прироста капиталов в российской промышленности. Кстати, в 1915 г., то есть
уже во время войны, была достроена и пущена вторая очередь московской
электростанции на Раушской набережной мощностью 21 тыс. кВт.
Число трамвайных АО
увеличилось за эти годы с 25 до 29, так как наступило некоторое насыщение
городскими электрифицированными транспортными услугами.
В обстановке конкуренции и нарастания
политических трений стран Антанты и России с Германией немецкие концерны
стремились удержать и укрепить свои позиции в России путем объединения с
российскими предпринимателями. На этой основе был построен Завод динамомашин в
Санкт-Петербурге с электрифицированным производством, реконструирован Завод
слаботочного оборудования и др.
ГУКАСОВ
И ДРУГИЕ
Следует сказать о
крупнейшем российском предпринимателе "миллионщике" Гукасове и его
образовавшейся к предвоенному времени "Группы Гукасова" в
электротехнической промышленности. В этой сфере он начал деятельность как член
правления "Общества бакинской электрической силы" в 1894 г. в
качестве нефтепромышленника. К 1908 г. он обладал крупным пакетом акций в
"Русском обществе беспроволочного телеграфа и телефона". Затем занял
ведущие позиции в кабельном производстве и в строительстве заводов:
меднокатаного, проволочного и освинцованных кабелей. Затем начал строительство
завода электромашин. Гукасов был одним из главных учредителей в строительстве
московского завода "Динамо" с электрифицированным производством.
Скупил у испытывающего затруднения дочернего отделения "Вестингауз"
завод электротехнического оборудования, также электрифицированный; затем занял
руководящий пост в АО "Общество русских кабельных и металлопрокатных
заводов", названных "Рускабель".
В канун Первой
мировой войны доля русских капиталов в производстве электротехнического
оборудования составляла 30,2% (против 16,2% в 1909 г.), а германского - 60,4%.
Наиболее отставшим
было ламповое производство в России. Преобладал импорт ламп накаливания. Но уже
во время войны в Москве был построен электроламповый завод "Общества
"Светлана" с электрифицированным производством.
В 1912 г. было
образовано "Петербургское общество электропередач силы водопадов". С
участием банков были созданы финансовые группы для реализации этой силы в
районе, примыкавшем к Санкт-Петербургу, и в Карелии, а затем для этой же цели
образовано общество "Иматра". В 1913 г. и 1914 г. "Петербургское
общество электропередач силы водопадов" представило проекты строительства
нескольких электрических станций, в том числе одной мощностью 250 тыс. кВт в
Финляндии, которая тогда входила в состав Российской империи.
В эти предвоенные
годы обострилась борьба за влияние на электротехническую промышленность не
только в Петербургском и Московском регионах. Конкуренты стали теснить
"Общество 1886 г.". Образовалось "Петербургское общество
электрических сооружений", а в Москве - общества "Электропередача",
"Общество электрических центральных станций" и "Центральная
электрическая компания" (1911 г.). По договору с городской управой они
обязывались построить электростанцию мощностью не менее 9 тыс. кВт с кабельной
сетью 100 км. Срок концессии был до 1945 года! Место строительства выбрано в
Богородске (ныне - Ногинск) - 70 км от Москвы. В консорциум обществ вошли ряд
банков - "Немецкий банк", "Электробанк", "Общество
1886 г." и др. Электростанция была пущена в 1914 г.
Привлекали внимание
и Днепровские пороги. В 1912 г. образовался консорциум обществ и банков по
изучению сооружения канала Волга-Дон и реки Днепр для составления проекта
водного пути в его порожестой части и использования электрической силы падения
воды, то есть сооружения гидростанции. Для строительства этого комплекса были
привлечены немецкие концерны АЭГ, "Сименс-Гальске", французское
общество "Батиньоль", швейцарская компания, ряд русских банков.
Экспертизу проекта мощной ГЭС и судоходного канала у порогов провели немецкие
эксперты. Русские капиталы были представлены в большинстве "Обществом
электрической силы водопадов" с хорошей перспективой увеличения их доли в
реализации этого крупнейшего по тем временам проекта.
Расширение
электротехнического производства было также вызвано увеличением весьма
прибыльных заказов на сооружение военных кораблей на российских верфях. Только
за 1912-1913 гг. "Всеобщая компания электричества" (ВКЭ) произвела
электротехническое оборудование для 7 линкоров, 6 крейсеров, 17 миноносцев. В
выполнении заказов для военного флота участвовало 6 электротехнических обществ.
Балтийский судостроительный завод, строивший военные корабли, дополнительно к
этому взял подряд на изготовление электрооборудования для них.
Все это, в свою
очередь, увеличило потребность в электропроводной продукции. Было заключено
синдикатное соглашение в области этого производства. В этот синдикат, названный
АО "Электропровод", вошли общество "Соединенные кабельные
заводы", промышленно-банковская группа Гукасова "Рускабель" и
другие.
В целом за годы
предвоенного промышленного подъема, 1910-1914 гг., прирост иностранных
инвестиций в электроэнергетическую и электротехническую промышленности составил
63%, а инвестиций российского капитала 176%.
ТРИ
ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ
Тем не менее,
отставание России от Запада в электрификации промышленности, замены в ней
доминирующей "паровой силы" на "электрическую силу" было
заметным. Это объяснялось рядом причин, среди которых можно назвать три
главных. Первая - Россия вступила на капиталистический путь развития с последней
трети XIX века, то есть на несколько десятилетий позднее Запада. Она должна
была пройти естественную очередность вхождения "электрического дела"
в экономику России, начиная с самой простой, наглядно привлекательной,
осязаемой сферы электрических услуг - освещения (показатели производства
электроэнергии - рост электрических мощностей, выработка электроэнергии,
считавшейся нематериальным товаром, как и сама сфера услуг не входили в
официальные статистические данные). Вторая - более трудные природные условия
России (гораздо большая длительность стояния низких температур, большая
территориальная протяженность районов электрического обслуживания, а значит, и
перевозок топлива и т.д.). Третья - традиционные для России организационные
трудности - бюрократическая волокита государственных разрешительных
"канцелярий", на всех уровнях тормозивших дело; мздоимство в них
чиновников; длительная, трудная борьба за выгодные сделки.
Несмотря на это,
темп роста инвестиций в "электрическую" сферу был колоссальным - в
среднем 20-25 % в год.
Война 1914 г. резко
подорвала быстрое развитие электрификации страны (несмотря на то, что некоторые
работы велись и во время войны, например, работы по электрификации железных
дорог, строительство электростанций). Был принят ряд указов, ограничивающих предпринимательскую
деятельность граждан стран, воюющих с Россией. Предприятия, принадлежавшие
"вражеским подданным", национализировались. Они пытались уходить
из-под удара передачей акций подставным лицам, взятками чиновникам, маскировкой
под бельгийские, швейцарские и др. владения предприятий.
После Февральской революции Временное
правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития
электрификации России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в
частности американских ("Вестингауз"), на продолжение работ по
электрификации железных дорог. Затруднение заключалось в невозможности
получения требуемых от правительства гарантий на невозвращение после окончания
войны прежних подрядчиков этих работ "вражеских подданных" и
отсутствия их претензий.
Так, Первой мировой
войной, затем Октябрьским переворотом была прервана электрификация экономики
России. Весь ее почти 30-летний период мощного развития проходил в острой
конкурентной, возможно, нередко нечестной борьбе, но без кровавых разборок по
приобретению собственности.
ЛАМПОЧКА
ИЛЬИЧА
Итак, в самый канун
Октябрьского переворота сложилась любопытная ситуация: концентрация в руках
государства ключевых сфер народного хозяйства - железнодорожного транспорта
(который в основном принадлежал казне), энергетики и во многом
монополизированной электротехнической промышленности достигла высокой степени.
Это, несомненно, наводило думающих людей на размышления о преимуществах
использования этой государственно-монополистической концентрации для разработки
и осуществления централизованного послевоенного плана продолжения
электрификации России.
Но даже этим
соображениям из-за начавшейся Гражданской войны не суждено было реализоваться,
хотя они представлялись возможными. Такой план в еще большей степени
соответствовал утверждающейся в ходе Гражданской войны советской власти с ее
командно-распределительным принципом управления экономикой.
Известный
российский ученый-энергетик, профессор К.Круг, участник разработки плана
ГОЭЛРО, в своих воспоминаниях упоминает фундаментальную работу профессора
К.Кленингсборга о развитии электрификации в России. Принципиальные соображения
этой работы были положены затем Кржижановским в основу плана ГОЭЛРО. Глебу
Кржижановскому, другу Ленина, старейшему члену РСДРП, удалось в 1907 г.
внедриться в Петербургское отделение "Общества электрического освещения
1886 г.". Затем он образовал в нем большевистскую ячейку, перевелся в
Московское отделение общества, располагавшееся в богатом особняке в самом
центре Москвы (ул. Садовническая, в советское время переименовывалась в ул.
Осипенко). Через некоторое время после ликвидации Лениным "Общества 1886
г." поселился в особняке, где и умер. Профессор Кленингсборг не был
привлечен к разработке плана ГОЭЛРО. Следы его теряются. Возможно, он был
причислен к "вражеским подданным".
Достигнутая
суммарная мощность электростанций России в канун Октябрьского переворота 1,4
млн. кВт позволяла двигаться к этой энергоэкономически предопределенной цели.
Этот этап был прерван Октябрьским переворотом, а спустя годы продолжен
коммунистической властью, однако, с присущей ей политической бесцеремонностью и
нечистоплотностью - пороча (или умалчивая) сделанное предшественниками,
присваивая чужое, выдавая его за грандиозные успехи советской власти при ее движении
к коммунизму.
В нескольких
письмах Ленина из эмиграции был высказан ряд наивных, банальных и нелепых
соображений, касающихся удобства использования электрического тока и его
транспорта. Электричество, по Ленину, интенсивно используется и развивается
капитализмом как техногенное средство, которое "все более и более
перерастает те общественные условия, которые осуждают трудящихся на наемное
рабство". Отсюда был один шаг к последующему провозглашению известной
ленинской лозунговой парадигмы: "Коммунизм - советская власть плюс
электрификация всей страны".
Эти письма вместе с
рядом рабочих записок, посвященных в основном усилению политизации и пропаганды
разрабатываемого первого хозяйственного государственного мероприятия - плана
ГОЭЛРО, в течение всего советского времени назывались не иначе как
"созданием стройного учения об электрификации".
В декабре 1917 г.
два видных члена еще не ликвидированного Петербургского отделения
"Общества электрического освещения 1886 г." И.Радченко и А.Винтер с
трудом добились приема у Ленина. Они хорошо знали историю и масштаб
электрификации России и способствовали пониманию Лениным важности энергетики
как базовой отрасли экономики. Эти двое ученых и обосновали перспективу работ
дальнейшей электрификации страны. Несомненно, это был первый толчок к
разработке плана. Но все это опять прервалось, теперь уже Гражданской войной.
Война с Германией
носила позиционный характер и велась на крайнем западе России. Она почти не
затронула ее электротехническую и энергетическую промышленность. Потери для них
были косвенные - отвлечение финансов и специалистов. Тем не менее, ряд
энергетических объектов был завершен во время войны.
Большой потерей для электротехнической отрасли
России стал Брестский мир, в результате заключения которого были оккупированы
большие западные территории России. Немецкие войска не разрушали промышленные
сооружения, тем более принадлежавшие подданным Германии. А таких предприятий
было большинство.
Наибольший вред нанесла Гражданская война.
Хотя и она, охватив всю территорию России, не нанесла серьезных разрушений
промышленности. Эта война была в основном полевой, маневренной, без длительных,
разрушительных осад или сражений за крупные города, в которых и
сосредоточивались электротехнические и энергетические предприятия.
Власть в стране
захватили люди, абсолютно несведущие ни в управлении экономикой, ни в технике.
(Ленин в письме Кржижановскому в 1920 г. спрашивает: "Красин говорит, что
электрификация железных дорог для нас невозможна. Так ли это?" А ведь
технический проект электрификации Петербургского железнодорожного узла начал
разрабатываться с конца 1909 г.).
Исторический итог.
Первые крупные электроэнергетические объекты, названные огромным достижением
Советской власти, были пущены много позже, и они были как раз те, которые
начали осуществляться задолго до Октябрьского переворота (см. таблицу).
Такова была историческая цена, которую
заплатила экономика России за частично германскую и в неизмеримо большей
степени за революционную властолюбивую одержимость большевиков.
===
ТАБЛИЦА ===
|