бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

ГОЭЛРО бесплатно рефераты

ГОЭЛРО




ГОЭЛРО


В марте 1918 г. к В. И. Ленину в Смольный был приглашен известный русский инженер-энергетик А.В. Винтер. Их беседа не имела, казалось бы, никакого отношения к событиям, которые волновали в то время страну. Владимир Ильич с живым интересом расспрашивал А.В. Винтера о новых достижениях в области производства электроэнергии и применения ее в промышленности.

Электроэнергетика не случайно привлекала внимание В.И. Ленина. В конце 1920 г. Ленин писал: «Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно». Выработка электричества в стране в то время составляла всего лишь 26% от уровня 1913г. А ведь и этот довоенный уровень был крайне низким! Ленинские указания определили направление работ по составлению плана электрификации России. Для детальной разработки этого плана в феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). В ее работе участвовали около 200 ученых, инженеров, экономистов, представлявших различные отрасли науки и техники. В их числе были А.В. Винтер, И.Г. Александров, ставший позднее известным академиком, и многие другие.

«Владимир Ильич с самого начала проявлял большой интерес к работам комиссии, давая советы, оказывая ей громадную помощь и поддержку».— вспоминал впоследствии председатель комиссии Г.М. Кржижановский. В.И. Ленин видел в плане ГОЭЛРО не только способ залить светом электрических ламп самые отдаленные уголки страны, не только возможность дать энергию фабрикам, заводам, рудникам, железным дорогам, сельскому хозяйству. Владимир Ильич знал, что осуществление грандиозной программы электрификации нашей Родины будет иметь также огромное воспитательное значение — оно воочию покажет всем трудящимся Советской страны, народам зарубежных стран колоссальные возможности социалистического строя.

К декабрю 1920 г. разработка проекта была закончена. 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5 млн. квт, построенных вблизи промышленных центров, а также на крупных реках, в районах угольных залежей и торфяников, должны были стать основой дальнейшего развития социалистической экономики. План предусматривал также широкое промышленное  строительство, намечал,  как  поднять сельское хозяйство.

Обсуждение программы электрификации было главным вопросом на открывшемся в Москве 22 декабря 1920 г. VIII    Всероссийском съезде Советов. Делегаты в валенках и полушубках сидели в нетопленом, полутемном зале Большого театра. Позади стола президиума, в  глубине сцены — огромная карта Советской России, усеянная разноцветными кружками в местах  будущих строек.  Когда докладчик
Г.М. Кржижановский  показывал,  где должны возникнуть но­вые электростанции, на карте зажигались электрические  лампочки. Делегаты  съезда  встречали каждый новый огонек восторженными аплодисментами.

На съезде выступил В. И. Ленин. Чувства, овладевшие всеми, кто присутствовал в зале, прекрасно передал А. Н. Толстой в романе «Хождение по муками: «Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горстке овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчествам. На всю Россию прозвучали ленинские слова: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны. Иначе страна остается мелкокрестьянской, и надо, чтобы мы это ясно сознали...». Только электрификация делала возможным оснащение промышленности современной техникой. А  промышленность — это  основа всего народного хозяйства.

Враги встретили план В. И. Ленина бранью и насмешками. «Сверхфантазия», «электрическая утопиям, «электрификация» — надрывались буржуазные газеты Америки и Европы. В октябре 1920 г. В. И. Ленина посетил знаменитый английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Он долго беседовал с Владимиром Ильичом. Вернувшись в Англию, Г. Уэллс опубликовал книгу «Россия во мгле». Он писал, что отвергавший утопистов Ленин «в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации...». «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной, равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность? — восклицал Уэллс.— В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего...»

Те, кто видел Россию только во мгле, не понимали, откуда страна, не имевшая необходимых материалов, оборудования и специалистов, возьмет силы для строительства электростанций. Но то, что было бы невозможным в любой капиталистической стране, стало возможным в Советской России. Энтузиазм трудящихся, строящих социализм под руководством Коммунистической партии, творил чудеса.

Сразу же после того, как план ГОЭЛРО был принят, развернулось строительство двух первых крупных электростанций — Каширской и Шатурской. Героизм строителей не уступал воинским подвигам времен гражданской войны. Плохо одетые, подчас голодные, люди работали, когда это было нужно, по 18 часов в сутки. И трудности отступали перед их мужеством и преданностью общему делу.

В июне 1922 г. состоялось торжественное открытие первенца ГОЭЛРО — Каширской электростанции мощностью 12 тыс. квт, а через пять лет, в 1927 году, в стране уже работали пять новых электростанций: Каширская, Шатурская, «Красный Октябрь» (Ленинград), Кизеловская и Балахиннская. Выработка электроэнергии увеличилась в шесть раз по сравнению с 1920 г.

В декабре 1926 г. советские энергостроители одержали еще одну победу: вступила в действие Волховская ГЭС — наша первая гидроэлектростанция.

Распоряжение о ее строительстве В. И. Ленин подписал еще в апреле 1918 г. В грозные годы гражданской войны началось строительство Волховской ГЭС. Это была первая всенародная стройка. Владимир Ильич обратился к питерским рабочим с призывом помочь покорителям Волхова. Заводы Петрограда послали на строительство машины и механизмы, сюда выехали бригады путиловских рабочих. Было трудно, очень трудно. Но строители, вдохновленные великой целью, победили. На открытии Волховской ГЭС        С. М. Киров говорил:  “Сегодня Волховстрой даст энергию для ленинградских заводов. Эта энергия с новой силой осветит великий ленинский путь, и пролетариат всего мира, который празднует эту победу, получит возможность еще ярче и отчетливее увидеть тот путь, по которому нас повел основоположник нашей партии Владимир Ильич Ленин”.

На строительстве Волховской ГЭС выковывались замечательные качества советских инженеров, техников, рабочих: смелость, упорство, размах, уверенность в победе. Эти качества помогли им блестяще претворить в жизнь наиболее сложную и ответственную часть плана ГОЭЛРО — соорудить Днепровскую гидроэлектростанцию.

Строительство Днепрогэса началось в марте 1927 г. За пять лет предстояло построить плотину через Днепр, гидроэлектростанцию, шлюзовые каналы для прохода судов, линии электропередач, охватывающие все важнейшие промышленные районы Донецкого бассейна, Кривого Рога и т. д.

Громадный объем строительства, и сжатые сроки требовали небывалых усилий. Река упорно сопротивлялась. Путь к скальным породам, на которых закладывался фундамент плотины, преграждали наносы ила и огромные валуны. Многое приходилось делать вручную. Ведь тогда у нас еще не было ни огромных экскаваторов, ни мощных бульдозеров, ни самосвалов. Но люди упорно, день за днем долбили каменные глыбы, неуклонно приближаясь к днепровскому дну. Днем и ночью шло строительство, на ряде участков днепростроевцы добивались невиданной производительности труда. И вскоре непокорная река была побеждена.

Американские специалисты, работавшие по приглашению Советского правительства на строительстве Днепрогэса, считали фантастическими те сроки, в которые наши монтажники устанавливали семидесятиметровые мачты весом 169 т.

Прошло немногим больше десяти лет после беседы В. И. Ленина с Г. Уэллсом.

— Приезжайте снова через десять лет,— предложил тогда Владимир Ильич,— и посмотрите, что будет сделано в России за это время. И Уэллс приехал. То, что увидел английский писатель, заставило его отказаться от многих своих прежних заблуждений. Он признал,  что Коммунистическая партия сумела победить в битве за электричество.

Не прошло и пятидесяти лет со дня утверждения плана ГОЭЛРО. За это время СССР стал страной крупнейших в мире электростанций, самой передовой страной в области гидроэнергостроительства. Теперь никто на Западе не помышляет назвать  "электрификацией" современные планы энергостроительства в СССР; ведь сейчас один только агрегат Братской гидроэлектростанции втрое мощнее Волховской ГЭС, а Красноярская ГЭС превышает втрое мощность всех электростанций, предусмотренных планом ГОЭЛРО. Мы были свидетелями того, как воплощается в жизнь ленинская идея о сплошной электрификации всей нашей страны, начало которой положил план ГОЭЛРО.





КТО ЖЕ БЫЛ ИНИЦИАТОРОМ И ВДОХНОВИТЕЛЕМ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РОССИИ


            Ленинский план ГОЭЛРО оказался лишь бледной калькой дореволюционных программ развития энерготехнической отрасли страны.
            С 22 по 29 декабря 1920 г. в Москве проходил VIII Всероссийский съезд Советов. Один из главных вопросов в повестке дня - вопрос об электрификации России. В итоге съезд по докладу Глеба Кржижановского принимает постановление о плане электрификации страны (план ГОЭЛРО). Пожалуй, в XX веке это был первый такого масштаба научно-технический проект. И до сих пор план ГОЭЛРО занимает в этом ряду самое почетное место. Нам представляется, что накануне наступления нового века малоизвестные факты из истории (и предыстории) создания этого проекта остаются вполне актуальными. Сухой остаток, возможно, состоит в том, что на примере плана ГОЭЛРО и сегодня можно было бы извлечь полезные уроки реализации в самых сложных условиях накопленного научно-технического потенциала страны. Редакция "НГ-науки".

Вся советская энергетическая историография считает началом электрификации России принятие плана ГОЭЛРО  в конце 1920 г.. Первые практические результаты плана были получены во второй половине 20-х гг.. Возникает вопрос, неужели быстрое развитие капитализма в России, отмеченное Лениным в его известной работе и начавшееся с последней трети XIX века, не коснулось использования электричества в экономике?


ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ЦЕЛИНА

 

Добываемое и получаемое в России в конце XIX века топливо (дрова, уголь, торф, нефть, мазут, керосин) в основном использовалось для получения "паровой силы", то есть индивидуальных котельных и паровых машин преимущественно (80%) в широко развитом мануфактурном, металлообрабатывающем и продовольственном производствах. Эти три отрасли доминировали в экономике России (85%). В оставшейся части преобладало использование топлива на железнодорожном транспорте и на речных и морских судах. В отношении потребления электроэнергии Россия еще представляла собой целину, поскольку массовое использование электричества, являющегося продуктом более высоких технологий, как и в истории капитализма западных стран, должно было экономически "созреть". Напомним, что развитие капитализма в России началось на несколько десятилетий (!) позже из-за сильно задержавшейся отмены крепостного права (1861 г.).

В 1886 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано промышленно-коммерческое "Общество электрического освещения 1886 г." (или "Общество 1886"), основанное группой коммерческих предприятий и банков. Оно имело несколько отделений в городах и внесло очень большой вклад в развитие электрической сферы экономики России.

Первый московский контракт "Общества 1886 г." от 31 июля 1887 г. - о включении в работу локомобильной блок станции для освещения торговых рядов и квартир доходного дома Пассажа купца Постникова (ныне здание Театра им. Ермоловой). Вслед этому в  1888 г. в Георгиевском переулке (ныне здание Малого Манежа) пущена небольшая локомобильная электростанция. В 1897 г. на Рижской набережной - первая паротурбинная электростанция мощностью 2000 л.с. (1470 кВт). Вначале она работала на нефти, а             с 1915 г. на подмосковном торфе. Первый электрический трамвай был пущен в Москве в 1899 г. Так началось "электрическое дело" в России.

Отметим важный историко-технологический факт. Несмотря на то, что начало развития капитализма в России задержалось на десятилетия, отставание в коммерческом использовании мировых достижений науки и техники того времени российским рыночным капиталом было минимальным.

По классическим законам рынка Россия с ее дешевой рабочей силой и отсутствующей электропотребляющей инфраструктурой предоставляла благодатные возможности для получения хороших прибылей, прежде всего в сфере электрических услуг - электроосвещении. Здесь требовались сравнительно небольшие капиталовложения. Постепенно электрическое дело переходило к более затратным услугам: электроснабжение телефонной и телеграфной связи, электромедицинских приборов, пожарной и железнодорожной сигнализации, затем городской транспортной электротяги - трамвая. Потребность в электромоторах, проводах, кабелях и т.д. привела в дальнейшем к развитию электротехнической промышленности, которая, в свою очередь, позволила расширить использование электричества для электрификации железных дорог и, наконец, приступить к замене доминирующей в промышленности "паровой силы" "электрической силой", т.е. к углублению электрификации экономики России. Это все требовало нарастающего развития электроэнергетики с разными видами сооружаемых и планируемых электростанций на разных видах топлива и разных первичных энергоносителях. Все эти естественные этапы дооктябрьская Россия успешно прошла.


ФИНАНСОВЫЙ СИНДИКАТ


Главную силу в этом развитии составляли, естественно, зарубежный частный капитал и включившийся в электрическое дело уже в 80-х годах российский. В начале 1899 г. был подписан договор о создании синдиката германских электротехнических фирм, давно действовавших в России: "Сименс-Гальске", "Унион", "АЭГ". В том же году был образован "Большой русский банковский синдикат 1899 г." для финансирования намеченных работ по электротехническому развитию. В него вошли Банк Ротшильда (Франция) с долей капитала 16,5%, Международный банк - 18%, "Генеральное общество промышленности в России" - 7%, три вышеупомянутых члена электротехнического синдиката - по 12%, Франко-Швейцарское общество электрической промышленности - 10% и вложившие по несколько процентов "Русский банк внешней торговли", "Учетный" и "Ссудный" банки, "Азово-Донской" и "Частный" банки и, наконец, 5 банкирских домов, владельцами которых были немцы, голландцы, австрийцы. На долю германских участников приходилось 47,5% капитала синдиката, французских - 36%, русских - 12,5%, остальных - 4%.

Первыми проектами синдиката было устройство электрического освещения Петербурга, пуск в городе трамвая, а также устройство трамвая в Москве и ее пригородах (до 10 км от московских застав).

За период 1895-1899 гг. капиталовложения российских предпринимателей в электротехническую и электрическую промышленность составили 22,3% от всех инвестиций. Остальное - иностранный, в котором преобладали немецкий (42,5%) и бельгийский (30,3%) капиталы. Это объяснялось протекционистской политикой правительства, направленной на поощрение иностранных электротехнических концернов к созданию на территории России дочерних предприятий, производивших иностранные, в основном немецкие, электротехнические товары, но уже под русской маркой. Бельгийские капиталы шли в основном в предприятия электрического трамвая и в освещение.

Внутри финансовой группы, осуществлявшей руководство "Обществом 1886 г.", шло постепенно перемещение центра тяжести к немецкому банковскому капиталу. Несмотря на разразившийся кризис и депрессию, в следующем историческом периоде, 1900-1909 гг., район приложения капиталов "Общества 1886 г.", ранее ограниченный Петербургом, Москвой и Баку, расширился в направлении западных губерний России.

За 10 лет начала XX века иностранные капиталовложения в дочерние предприятия электротехнической промышленности России выросли на 65%, а в электроосветительную и трамвайную сферы - на 205% и 580% (!) соответственно. Одновременно произошло падение доли российского национального капитала в эти сферы.

Как ни странно, развитию электротехнической промышленности способствовала война с Японией - большие потери кораблей в Цусимском морском сражении 1905 г. Потребовалось заказывать сооружение кораблей на Западе. Они оснащались западным электросиловым оборудованием для систем обслуживания и действия вооружения кораблей. Поэтому новые военные корабли, строившиеся на российских верфях, уже оснащались российским электросиловым оборудованием и механизмами с электрическим приводом.


ЭНЕРГЕТИКА - ЛОКОМОТИВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Важное место в планах как русских банков, так и германских электроконцернов в этот период занимали проекты электрификации российских железных дорог. Проект электрификации Санкт-Петербургского ж.д. узла начал разрабатываться в конце 1909 г. В первую очередь намечалось электрифицировать участки до Ораниенбаума, Гатчины, Любани. Разработка технических проектов финансировалась германскими электроконцернами.

В годы предвоенного промышленного подъема, 1910-1914 гг., вновь развернулось интенсивное железнодорожное строительство. Оно финансировалось казной, большим числом русских банков и французским банком Ротшильда.

Страницы: 1, 2