бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства бесплатно рефераты

Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

На тему: «Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. I курса, гр. МП—12,

Крайбеков Чингиз

 

 

Проверил: преподаватель ТГП,

Гороховская Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2006 

Типологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев[1].

Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономер­ный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов госу­дарства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств для раскрытия сути исторического процесса раз­вития государства и права.

Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Позна­ние этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.

Исходными посылками типологии государства и правовых си­стем являются следующие положения.

Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права — это непрерывно протекающий, длительный и по своей при­роде естественноисторический процесс.

Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государ­ства и права, а также с коренными изменениями основных принци­пов их организации и функционирования. Например, если в каче­стве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа госу­дарства и права выступал принцип частной собственности на основ­ные средства производства и на рабов, то в качестве одного из ос­новных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодаль­ного типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.

И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явле­ний с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле — революционности. Эволюционность развития го­сударства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное каче­ственное изменение государственно-правовых явлений, проявляют­ся вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественноисторического развития[2].

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный[3].



ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой некото­рых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ны для всех государств одной и той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для определения типа государства в данном значении необхо­димо ответить на три вопроса.

Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государст­во? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства?

Для обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин «исторические типы государства»[4]. Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:

―               рабовладельческое;

―               феодальное;

―               буржуазное (капиталистическое);

―               социалистическое[5];

―               азиатское (восточное[6]);

―               прафеодальное[7].

В настоящее время рассматривается такой тип государства как азиатский (восточный), который предшествовал рабовладельческому государству3.


Азиатское (восточное) государство.

Географически и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Функции восточного государства:

a)                 организация общественных работ;

b)                 взимание податей;

c)                 оборона своей территории или захват чужой;

d)                 подавление сопротивления общинников и рабов.

Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата3.


Рабовладельческое государство.

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации, возникшей на развалинах пер­вобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними рабовладельчес­кими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV— начале III тыс. до н.э.: в Древнем Египте — Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государ­ства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), государства Индии и Китая (II тыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассей­не Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным рабовладением. Среди ее наибо­лее характерных черт и особенностей выделяются следующие. На­личие значительных остатков первобытнообщинного строя. Суще­ствование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при котором рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью. Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективного рабовладения (ра­бы, принадлежащие отдельным храмам, государству). Существова­ние, сельскохозяйственных общин, обусловленное климатическими условиями Востока и, как следствие этого — необходимость приме­нения коллективного труда на строительстве ирригационных соору­жений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животно­водства, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Сельская община осуществляла куплю-продажу земельных участков. В соответствии с установленными правилами она перерас­пределяла землю между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.

Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока кол­лективными собственниками земли были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, так же, как и на другие средства производства, в этих странах не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом коллективного пользования землей.

Вторая стадия развития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнооб­щинного строя, наиболее высокой степенью развития рабовладель­ческого государственного аппарата и права, более развитыми фор­мами эксплуатации рабов и неимущих граждан, «образцами» беспо­щадного насилия и подавления масс.

Экономическую основу рабовладельческого государства состав­ляла частная собственность рабовладельцев на средства производ­ства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в исто­рии развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограничен­ное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов.

На всех стадиях развития рабовладельческого государства ра­бы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных или иных благ. Характеризуя положение рабов как орудий производ­ства, К. Маркс писал, что «раб не продает свой труд рабовладель­цу, так же как вол не продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своим трудом раз и навсегда продан своему господину».

Основными способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.

Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые не основные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремеслен­ников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торго­вых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и др.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники и мелкие землевладельцы, постоянно ра­зорялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщи­ками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторванными от земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афи­нах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации со стороны рабовла­дельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав кото­рых входили жители провинций Рима, не получившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиеся высылке за со­вершение преступлений, а также по отношению к колонам, состояв­шим в большинстве своем из формально полусвободных, но факти­чески накрепко привязанных к арендуемым ими земельным участ­кам (парцеллам) закабаленных крестьян. Ни на первую, ни на вто­рую социальные группы в полной мере не распространилось искон­ное римское право. Они постоянно находились в зависимом положе­нии и подавлялись. Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, но и не считались свобод­ными.

Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей со­циально-классовой сущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньев механизма власти данного класса, использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельчес­кого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовла­дельческого общественно-политического строя, для удержания гос­подства рабовладельцев над рабами, для обуздания свободной бед­ноты и рабов.

Каковы же были основные функции и механизм рабовладель­ческого государства?

Рабовладельческое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Каждая функция рабовладельческого государ­ства представляла собой одно из основных направлений деятельно­сти данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ним целями и задачами.

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский харак­тер рабовладельческого государства и его отношение к экономичес­ким интересам господствующего класса. Государство при этом, бу­дучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само вы­ступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древ­нем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной сторо­ны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов.

Рабовладельческое государство Древнего Египта, наряду с дру­гими древневосточными государствами, в целях поддержания эко­номики страны в условиях неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внима­ние организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовладельческого госу­дарства были также функция охраны рабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непре­рывно велась на протяжении всей истории существования рабовла­дельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (I в. до н.э.), крупнейшее восста­ние рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н.э.) и др. Осуществляя функцию охраны рабовладельческой собственно­сти и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, рабовла­дельческое государство широко использовало принудительные ор­ганы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью удержания в подчинении угнетенных предста­вителями господствующего класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных ило­тов — государственных рабов. В Риме, согласно многократно при­менявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подверга­лись казни все жившие или находившиеся в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказывали всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни. Жестоко и беспощадно расправля­лись рабовладельцы с массами, оказывавшими неповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками и рабами.

Страницы: 1, 2, 3