Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ)
p>
Налоговый Кодекс РФ 4.1. М. 1998г. Ст.75. между виновным лицом и государством, осуществляющим правосудие. Условная ответственность за налоговые преступления поступает в
соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного Кодекса РФ1, Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в
крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда. Оперативно - розыскная деятельность представляет собой нормативную
урегулированию, научно-обоснованную и апробированную практикой систему
разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно
негласно, специально на то уполномоченных оперативными аппаратами и
должностными лицами органов налоговой полиции с целью борьбы с налоговыми
преступлениями. Согласно Закону2 органам налоговой полиции предоставлено право
проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные
мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения от уплаты
налогов, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные
преступления /подозреваемых в их совершении/, принимать меры к возмещению
нанесенною ущерба государству и обеспечивать собственную безопасность
сотрудников налоговой полиции. Претворение в жизнь уголовной политики государства связано с
использованием государственными органами
1.Уголовный Кодекс РФ – М., 1998г. ст. 198, 199.
2. О федеральных органах налоговой полиции Закон РФ от 24.06.93 г. №6238-1
// Российская газета 1993 г. 15 июня комплекса правовых, социально-экономических, воспитательных и
специальных мероприятий. К числу последних /в сфере действия налогового
законодательства/ в первую очередь относятся те, которые проводятся
федеральными органами налоговой полиции в процессе осуществления оперативно-
розыскной деятельности. Их необходимость определяется обязанностью
оперативных аппаратов вести борьбу с преступлениями, подготавливаемыми и
совершаемыми тайно, с применением различных ухищрений. Важной деталью
является то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется
преимущественно в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, которые
гласным /следственным/ путем раскрыть невозможно, либо крайне
затруднительно. Оперативно-розыскная деятельность имеет достаточно прочную правовую
регламентацию. Правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскную
деятельность носят, в основном, предписывающий характер. Их источник можно
условно разделить на два вида. 1 Общефедеральные нормативно-правовые акты /законы РФ, Указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. их предписания/
обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами на всей
территории РФ, определяющие права и обязанности граждан и государственных
органов по защите интересов гражданина и государства от преступных
посягательств.
Важнейшим правовым актом является принятый 12 августа 1995 года «Об
оперативно-розыскной деятельности», который не только является первым
нормативно-правовым актом такого рода в России, но и имеет мало аналогов в
зарубежных странах. Его основное достоинство заключается в том, что с его
принятием оперативно-розыскная деятельность получила статус функции
государства по борьбе с преступностью. Данный закон определил:
сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и
принципы; права и обязанности объектов оперативно-розыскной деятельности;
формы контроля и надзора за ее проведением; ее финансовое обеспечение. Помимо названного Закона правовую основу оперативно-розыскной
деятельности составляют и иные нормативные акты субъектов РФ. 1. Ведомственные нормативные акты /приказы, решения коллегии, инструкции, директивы, указания и т.п./ министерств и ведомств, сотрудники и подразделения которых определены Законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», как субъектов оперативно-розыскной деятельности. Указанные нормативные акты могут быть разделены на два вида: - регламентирующие общие положения организации и тактики оперативно- розыскной деятельности, применительно к решаемым федеральными органами налоговой полиции задачам: 1. Об оперативно – розыскной деятельности. Закон РФ от 12.08.95г. № 144-93
/Российская газета от 18 авг. 1995г. - регламентирующие частные организационно-тактические вопросы
оперативно-розыскной деятельности в борьбе с определенными видами
преступлений. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из немногих
видов деятельное) и, которая осуществляется в форме противодействия, где с
одной стороны выступает оперативный аппарат /в лице его сотрудников/, а с
другой - лицо /группа лиц/, подготавливающее, совершающее либо совершившее
налоговое преступление и уклоняющееся от предусмотренной законом
ответственности. Если действия оперативного работника /в процессе
оперативно-розыскной деятельности/ направлены на выявление, предупреждение
и раскрытие преступления, то действия лица, совершившего /подготавливающего
совершающего/ преступление, носят как раз обратный характер, т.е.
направлены на маскировку преступного деяния, сокрытие его следов, уклонение
от ответственности и т.д. В силу того, что противодействие носит внешне скрытый характер, действия оперативного работника направлены
на преодоление противодействия, что на первом этапе предусматривает
получение различными способами информации о замыслах и деятельности
субъекта, представляющего оперативный интерес и далее - на использование
этой информации при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по
предупреждению и раскрытию преступления. 1. Михайлов В.А. Уголовно-процессуальная деятельность налоговой полиции.
М., 1995г. С. 144. Оперативно-розыскные действия выполняются как гласно, так и негласно.
Негласность не является самоцелью', она продиктована характером задач,
решаемых с помощью оперативно-розыскной деятельности. Негласные мероприятия
являются более трудоемкими, чем аналогичные гласные, носят более сложный
организационный характер. В зависимости от ситуации, оперативный работник
определяет характер своей действительности /гласный или негласный / и
избирает их оптимальное сочетание. При решении каждой задачи первоначально рассматривается вариант
проведения гласных мероприятий, и, лишь убедившись в невозможности либо
существенном затруднении достижения цели гласным путем, оперативный
работник принимает решение о проведении мероприятии негласного характера.
Но не все без исключения сотрудники федеральных органов налоговой полиции
вправе осуществлять негласные формы и методы работы Конкретный перечень
непосредственных субъектов ОРД определяется ведомственными нормативными
актами. В них указывается перечень руководителей, допущенных к негласной
работе но должности, а так же перечет, оперативных аппаратов, сотрудники
которых допускаются к оперативно -розыскной деятельности после сдачи
соответствующих зачетов и 1.Гуреев В.И. Налоговое право – М. 1998г. С. 84. оформления необходимого заключения, помещаемого в личное дело. Сотрудники оперативных аппаратов наделены соответствующими правами и
обязанностями. К основным их правам относятся: - возможность проводить, оперативно-розыскные действия, - устанавливать конфиденциальное сотрудничество с различными
категориями лиц, -создавать и использовать информационные системы оперативно-розыскного
назначения, применять специальные технические и иные средства, -использовать при осуществлении ОРД помещения, имущество, транспортные
средства граждан и организаций, использовать документы, зашифровывающие личность граждан и
ведомственную принадлежность помещений и транспортных средств .
В обязанности сотрудников оперативных аппаратов входит: - принятие необходимых мер для защиты законных прав и свобод личности,
собственности, безопасности общества и государства, - исполнение письменных поручений следователя, указаний прокурора,
определений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий, - выполнение запросов соответствующих международных
правоохранительных органов, - информирование других органов, осуществляющих ОРД о противоправных
фактах, относящихся к их компетенции, соблюдение правил конспирации в
оперативно-розыскной деятельности, - обеспечение безопасности своих сотрудников, членов их семей и
близких от противоправных посягательств. Поскольку оперативно-розыскная деятельность в ряде случаев сопряжена
с нарушением некоторых нрав граждан, государство прямо предписывает
использовать негласные методы исключительно для борьбы с преступностью Вторжение оперативных работников в охраняемую законом сферу
жизнедеятельности физических лиц обусловлено и оправдано лишь при условии
совершения последними серьезных уголовных наказуемых правонарушений. ОРД базируется на определенных исходных положениях /принципах/. В Законе «(Об оперативно-розыскной деятельности)» и ведомственных нормативных актах Федеральной службы налоговой полиции» определены следующие принципы: а) соблюдение законности обеспечения правомерности, соответствия законом и
по законным актам оперативно-розыскных действий и мероприятий,
осуществляемых оперативными работниками, а так же выявление нарушений
закона, установление нарушителей и обеспечение неотвратимости их
ответственности, 1. Об оперативно – розыскной деятельности: федеральный Закон от 12
августа 1995г //Российская газета 1995г 18 августа. Ст.8. б) уважение прав и свобод личности. ОРД проводится лишь в отношении
лиц, подготавливающих, совершающих, либо совершивших тяжкие преступления.
Но даже в отношении таких лиц ряд оперативно-розыскных действий,
затрагивающих их конституционные права /контроле почтовых отправлений,
обследование жилых помещений, прослушивание телефонных переговоров и др./,
могут проводиться лишь по решению суда или с санкции прокурора, в) соблюдение конспирации предопределяется необходимостью сохранения в тайне от подозреваемых и совершении преступлений лиц планов и действий оперативного работника по их разоблачению, а так же предохранения от расправы со стороны преступников лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам и предотвращения необоснованной и преждевременной заподозренности того или иного лица, г) сочетание гласных и негласных начал. Несмотря на то, что оперативно-розыскные мероприятия, в основном, носят негласный характер, оперативные работники не могут обойтись и без гласных мероприятий и действий, что обусловливается следующими факторами: - информация, полученная негласным путем, при ее использовании в уголовном процессе нуждается в «легализации», - в определенных ситуациях сбор интересующей оперативного работника информации целесообразно проводить гласным путем, - одними негласными мероприятиями невозможно решить задачи оперативно-
розыскной деятельности уголовного судопроизводства, - при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные
работники взаимодействуют с различными субъектами /не наделенными нравом
ведения оперативно-розыскной деятельности работы/ органы следствия,
государственные организации и общественные формирования/, которые по их
поручению проводят в пределах своей компетенции гласные мероприятия,
направленные на сбор информации, представляющей оперативный интерес. Таким
образом, оперативный работник выбирает оптимальный вариант сочетаний
гласных и негласных мероприятий. Подконтрольность и подотчетность высшим органам законодательной и
исполнительной власти РФ обусловливает обязанность органов налоговой
полиции предоставлять соответствующим комитетам и комиссиям высших органов
законодательной и исполнительной власти сведения о своей деятельности, в
том числе и оперативно-розыскной, в объеме и пределах, установленных
законом В организационно-тактическом плане ОРД осуществляется в форме
оперативной проверки, предусматривающей ведение соответствующих дел, в
которых сосредотачиваются планы оперативно-розыскных мероприятий и
результаты их проведения / в виде справок, актов,
объяснений, заключений и других оперативно-служебных документов/. Оперативная проверка осуществляется в два этапа: - предварительная оперативная проверка, - последующая оперативная проверка. Предварительная оперативная проверка осуществляется в отношении лиц и
фактов, представляющих оперативный интерес, когда имеющаяся оперативная
первичная информация в целом носит ориентирующий характер и не позволяет
прийти к обставленному выводу о подготовки, либо совершении лицом /группой
лиц/ тяжкого преступления и указанные сведения нуждаются в углубленной
проверке. Предварительная оперативная проверка может заканчиваться при условии: - возбуждении уголовного /цела /оперативная проверка может не
прекращаться, если из материалов усматривается, что в действиях
проверяемого имеются признаки состава преступления, но которым необходимо
осуществление оперативно-розыскных мероприятий/, - отказа в возбуждении уголовного дела, - направление материалов по подследственности, подсудности,
территориальности, - направление материалов в соответствующие органы для принятия к
проверяемому лицу мер административного, дисциплинарного либо иною
воздействия, - в случае смерти проверяемого лица, - не подтверждения первичной информации. В случае неполучения в процессе предварительной проверки материалов,
являющихся основанием для проведения последующей оперативной проверки,
последняя проводится в соответствии с законом. Последующая оперативная проверка осуществляется в отношении лиц,
обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, если
недостаточно поводов и оснований для возбуждения уголовною дела, либо при
наличии проверенных фактов, указывающих на совершение тяжкого преступления,
когда лицо, совершившее его, не установлено или скрылось с места
происшествия. Помимо этого, последующая оперативная проверка может
проводиться по материалам уже возбужденного уголовного дела в случае, если
процессуальным путем раскрыть преступление невозможно либо крайне
затруднительно. Согласно Закона «0б оперативно-розыскной деятельности» основаниями для
проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1 Наличие возбужденного уголовного дела, 2 Ставшие известными оперативным аппаратам сведения о подготавливаемом
/совершаемом, совершенном/ преступлении, по которому обязательно проведение
предварительного следствия, когда имеющиеся данные недостаточны для
возбуждения уголовного дела, данных о лицах, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда. 3. Поручения следователя, указания прокурора или определения суда по
уголовным делам, находящимся в производстве. 4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность. 5. Запросы международных правоохранительных органов и
правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с
договорами /соглашениями/о правовой помощи Оперативная проверка реализуется посредством проведения комплекса
оперативно-розыскных мероприятии, в процессе которых используются
предусмотренные законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и
ведомственным нормативным актом Федеральной службы налоговой полиции РФ
оперативно-розыскные действия. Это: 1 Опрос граждан - представляет собой сбор информации в процессе непосредственной беседы оперативного работника с гражданином располагающим сведениями, представляющим оперативный интерес. 2. Наведение справок - собирание оперативным работником /или но его поручению другими лицами информации посредством изучения относящихся к делу документов и направления запросов в различные информационные системы. 3. Сбор образцов для сравнительного анализа - получение объектов - носителей информации для последующего изучения, описания и сравнения с ранее добытыми.
4. Контрольная закупка - разновидность сбора образцов для сравнительного
исследования.
5. Исследование предметов и документов - способ получения информации о
назначении предметов и их отождествление, содержании документов, лицах,
исполнявших документы /изготовивших предметы/.
6. Отождествление личности - установление лиц, причастных к совершению
налоговых преступлении.
7. Негласные оперативно-технические и оперативно-розыскные мероприятия. В их число входят: обследование помещении, здании, сооружении, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, контроль почтовых отправлений, опрос граждан с использованием специальных технических средств. Организация и тактика проведения указанных действий регламентированы специальными нормативными актами
Федеральной службы налоговой полиции РФ и составляют государственную тайну.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий обеспечивает:
- получение первичной информации о признаках преступлений, - установление источников доказательств; - установление лиц совершивших /подготавливающих, совершающих/
налоговые преступления, - решение частных задач оперативно-розыскной деятельности. Сотрудниками оперативных аппаратов органов налоговой полиции к участию
оперативно-розыскных мероприятии могут привлекаться различные лица, в том
числе и на конфиденциальной основе. Общим итогом проведения оперативно-розыскных действий является
выполнение тех задач, которые стоят перед органами налоговой полиции -
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушении, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности
сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Основными количественными показателями, характеризующими результаты
проводимых оперативно-розыскных действий являются количество проведенных
проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц,
суммы доначисленных налогов, количество возбужденных уголовных дел и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|