бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ) бесплатно рефераты

p>
Налоговый Кодекс РФ 4.1. М. 1998г. Ст.75.

между виновным лицом и государством, осуществляющим

правосудие.

Условная ответственность за налоговые преступления поступает в соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного Кодекса РФ1,

Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Оперативно - розыскная деятельность представляет собой нормативную урегулированию, научно-обоснованную и апробированную практикой систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно, специально на то уполномоченных оперативными аппаратами и должностными лицами органов налоговой полиции с целью борьбы с налоговыми преступлениями.

Согласно Закону2 органам налоговой полиции предоставлено право проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения от уплаты налогов, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления /подозреваемых в их совершении/, принимать меры к возмещению нанесенною ущерба государству и обеспечивать собственную безопасность сотрудников налоговой полиции.

Претворение в жизнь уголовной политики государства связано с использованием государственными органами
1.Уголовный Кодекс РФ – М., 1998г. ст. 198, 199.
2. О федеральных органах налоговой полиции Закон РФ от 24.06.93 г. №6238-1
// Российская газета 1993 г. 15 июня

комплекса правовых, социально-экономических, воспитательных и специальных мероприятий. К числу последних /в сфере действия налогового законодательства/ в первую очередь относятся те, которые проводятся федеральными органами налоговой полиции в процессе осуществления оперативно- розыскной деятельности. Их необходимость определяется обязанностью оперативных аппаратов вести борьбу с преступлениями, подготавливаемыми и совершаемыми тайно, с применением различных ухищрений. Важной деталью является то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, которые гласным /следственным/ путем раскрыть невозможно, либо крайне затруднительно.

Оперативно-розыскная деятельность имеет достаточно прочную правовую регламентацию. Правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность носят, в основном, предписывающий характер. Их источник можно условно разделить на два вида.

1 Общефедеральные нормативно-правовые акты /законы РФ, Указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. их предписания/ обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами на всей территории РФ, определяющие права и обязанности граждан и государственных органов по защите интересов гражданина и государства от преступных посягательств.
Важнейшим правовым актом является принятый 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», который не только является первым нормативно-правовым актом такого рода в России, но и имеет мало аналогов в зарубежных странах. Его основное достоинство заключается в том, что с его принятием оперативно-розыскная деятельность получила статус функции государства по борьбе с преступностью. Данный закон определил: сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы; права и обязанности объектов оперативно-розыскной деятельности; формы контроля и надзора за ее проведением; ее финансовое обеспечение.

Помимо названного Закона правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют и иные нормативные акты субъектов РФ.
1. Ведомственные нормативные акты /приказы, решения коллегии, инструкции, директивы, указания и т.п./ министерств и ведомств, сотрудники и подразделения которых определены Законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», как субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Указанные нормативные акты могут быть разделены на два вида:

- регламентирующие общие положения организации и тактики оперативно- розыскной деятельности, применительно к решаемым федеральными органами налоговой полиции задачам:

1. Об оперативно – розыскной деятельности. Закон РФ от 12.08.95г. № 144-93
/Российская газета от 18 авг. 1995г.

- регламентирующие частные организационно-тактические вопросы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с определенными видами преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из немногих видов деятельное) и, которая осуществляется в форме противодействия, где с одной стороны выступает оперативный аппарат /в лице его сотрудников/, а с другой - лицо /группа лиц/, подготавливающее, совершающее либо совершившее налоговое преступление и уклоняющееся от предусмотренной законом ответственности. Если действия оперативного работника /в процессе оперативно-розыскной деятельности/ направлены на выявление, предупреждение и раскрытие преступления, то действия лица, совершившего /подготавливающего совершающего/ преступление, носят как раз обратный характер, т.е. направлены на маскировку преступного деяния, сокрытие его следов, уклонение от ответственности и т.д. В силу того, что противодействие носит внешне скрытый характер, действия оперативного работника направлены на преодоление противодействия, что на первом этапе предусматривает получение различными способами информации о замыслах и деятельности субъекта, представляющего оперативный интерес и далее - на использование этой информации при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступления.

1. Михайлов В.А. Уголовно-процессуальная деятельность налоговой полиции.
М., 1995г. С. 144.

Оперативно-розыскные действия выполняются как гласно, так и негласно.
Негласность не является самоцелью', она продиктована характером задач, решаемых с помощью оперативно-розыскной деятельности. Негласные мероприятия являются более трудоемкими, чем аналогичные гласные, носят более сложный организационный характер. В зависимости от ситуации, оперативный работник определяет характер своей действительности /гласный или негласный / и избирает их оптимальное сочетание.

При решении каждой задачи первоначально рассматривается вариант проведения гласных мероприятий, и, лишь убедившись в невозможности либо существенном затруднении достижения цели гласным путем, оперативный работник принимает решение о проведении мероприятии негласного характера.
Но не все без исключения сотрудники федеральных органов налоговой полиции вправе осуществлять негласные формы и методы работы Конкретный перечень непосредственных субъектов ОРД определяется ведомственными нормативными актами. В них указывается перечень руководителей, допущенных к негласной работе но должности, а так же перечет, оперативных аппаратов, сотрудники которых допускаются к оперативно -розыскной деятельности после сдачи соответствующих зачетов и

1.Гуреев В.И. Налоговое право – М. 1998г. С. 84.

оформления необходимого заключения, помещаемого в личное дело.

Сотрудники оперативных аппаратов наделены соответствующими правами и обязанностями. К основным их правам относятся:

- возможность проводить, оперативно-розыскные действия,

- устанавливать конфиденциальное сотрудничество с различными категориями лиц,

-создавать и использовать информационные системы оперативно-розыскного назначения, применять специальные технические и иные средства,

-использовать при осуществлении ОРД помещения, имущество, транспортные средства граждан и организаций, использовать документы, зашифровывающие личность граждан и ведомственную принадлежность помещений и транспортных средств .
В обязанности сотрудников оперативных аппаратов входит:

- принятие необходимых мер для защиты законных прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства,

- исполнение письменных поручений следователя, указаний прокурора, определений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий,

- выполнение запросов соответствующих международных правоохранительных органов,

- информирование других органов, осуществляющих ОРД о противоправных фактах, относящихся к их компетенции, соблюдение правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности,

- обеспечение безопасности своих сотрудников, членов их семей и близких от противоправных посягательств.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность в ряде случаев сопряжена с нарушением некоторых нрав граждан, государство прямо предписывает использовать негласные методы исключительно для борьбы с преступностью

Вторжение оперативных работников в охраняемую законом сферу жизнедеятельности физических лиц обусловлено и оправдано лишь при условии совершения последними серьезных уголовных наказуемых правонарушений.

ОРД базируется на определенных исходных положениях /принципах/. В Законе
«(Об оперативно-розыскной деятельности)» и ведомственных нормативных актах
Федеральной службы налоговой полиции» определены следующие принципы:

а) соблюдение законности обеспечения правомерности, соответствия законом и по законным актам оперативно-розыскных действий и мероприятий, осуществляемых оперативными работниками, а так же выявление нарушений закона, установление нарушителей и обеспечение неотвратимости их ответственности,

1. Об оперативно – розыскной деятельности: федеральный Закон от 12 августа 1995г //Российская газета 1995г 18 августа. Ст.8.

б) уважение прав и свобод личности. ОРД проводится лишь в отношении лиц, подготавливающих, совершающих, либо совершивших тяжкие преступления.
Но даже в отношении таких лиц ряд оперативно-розыскных действий, затрагивающих их конституционные права /контроле почтовых отправлений, обследование жилых помещений, прослушивание телефонных переговоров и др./, могут проводиться лишь по решению суда или с санкции прокурора, в) соблюдение конспирации предопределяется необходимостью сохранения в тайне от подозреваемых и совершении преступлений лиц планов и действий оперативного работника по их разоблачению, а так же предохранения от расправы со стороны преступников лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам и предотвращения необоснованной и преждевременной заподозренности того или иного лица, г) сочетание гласных и негласных начал. Несмотря на то, что оперативно-розыскные мероприятия, в основном, носят негласный характер, оперативные работники не могут обойтись и без гласных мероприятий и действий, что обусловливается следующими факторами:

- информация, полученная негласным путем, при ее использовании в уголовном процессе нуждается в «легализации»,

- в определенных ситуациях сбор интересующей оперативного работника информации целесообразно проводить гласным путем,

- одними негласными мероприятиями невозможно решить задачи оперативно- розыскной деятельности уголовного судопроизводства,

- при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные работники взаимодействуют с различными субъектами /не наделенными нравом ведения оперативно-розыскной деятельности работы/ органы следствия, государственные организации и общественные формирования/, которые по их поручению проводят в пределах своей компетенции гласные мероприятия, направленные на сбор информации, представляющей оперативный интерес. Таким образом, оперативный работник выбирает оптимальный вариант сочетаний гласных и негласных мероприятий.

Подконтрольность и подотчетность высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ обусловливает обязанность органов налоговой полиции предоставлять соответствующим комитетам и комиссиям высших органов законодательной и исполнительной власти сведения о своей деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, в объеме и пределах, установленных законом

В организационно-тактическом плане ОРД осуществляется в форме оперативной проверки, предусматривающей ведение соответствующих дел, в которых сосредотачиваются планы оперативно-розыскных мероприятий и результаты их проведения / в виде справок, актов, объяснений, заключений и других оперативно-служебных документов/.

Оперативная проверка осуществляется в два этапа:

- предварительная оперативная проверка,

- последующая оперативная проверка.

Предварительная оперативная проверка осуществляется в отношении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, когда имеющаяся оперативная первичная информация в целом носит ориентирующий характер и не позволяет прийти к обставленному выводу о подготовки, либо совершении лицом /группой лиц/ тяжкого преступления и указанные сведения нуждаются в углубленной проверке.

Предварительная оперативная проверка может заканчиваться при условии:

- возбуждении уголовного /цела /оперативная проверка может не прекращаться, если из материалов усматривается, что в действиях проверяемого имеются признаки состава преступления, но которым необходимо осуществление оперативно-розыскных мероприятий/,

- отказа в возбуждении уголовного дела,

- направление материалов по подследственности, подсудности, территориальности,

- направление материалов в соответствующие органы для принятия к проверяемому лицу мер административного, дисциплинарного либо иною воздействия,

- в случае смерти проверяемого лица,

- не подтверждения первичной информации.

В случае неполучения в процессе предварительной проверки материалов, являющихся основанием для проведения последующей оперативной проверки, последняя проводится в соответствии с законом.

Последующая оперативная проверка осуществляется в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, если недостаточно поводов и оснований для возбуждения уголовною дела, либо при наличии проверенных фактов, указывающих на совершение тяжкого преступления, когда лицо, совершившее его, не установлено или скрылось с места происшествия. Помимо этого, последующая оперативная проверка может проводиться по материалам уже возбужденного уголовного дела в случае, если процессуальным путем раскрыть преступление невозможно либо крайне затруднительно.

Согласно Закона «0б оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1 Наличие возбужденного уголовного дела,

2 Ставшие известными оперативным аппаратам сведения о подготавливаемом
/совершаемом, совершенном/ преступлении, по которому обязательно проведение предварительного следствия, когда имеющиеся данные недостаточны для возбуждения уголовного дела, данных о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

3. Поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

5. Запросы международных правоохранительных органов и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с договорами /соглашениями/о правовой помощи

Оперативная проверка реализуется посредством проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятии, в процессе которых используются предусмотренные законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственным нормативным актом Федеральной службы налоговой полиции РФ оперативно-розыскные действия. Это:

1 Опрос граждан - представляет собой сбор информации в процессе непосредственной беседы оперативного работника с гражданином располагающим сведениями, представляющим оперативный интерес.

2. Наведение справок - собирание оперативным работником /или но его поручению другими лицами информации посредством изучения относящихся к делу документов и направления запросов в различные информационные системы.

3. Сбор образцов для сравнительного анализа - получение объектов - носителей информации для последующего изучения, описания и сравнения с ранее добытыми.
4. Контрольная закупка - разновидность сбора образцов для сравнительного исследования.
5. Исследование предметов и документов - способ получения информации о назначении предметов и их отождествление, содержании документов, лицах, исполнявших документы /изготовивших предметы/.
6. Отождествление личности - установление лиц, причастных к совершению налоговых преступлении.
7. Негласные оперативно-технические и оперативно-розыскные мероприятия. В их число входят: обследование помещении, здании, сооружении, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, контроль почтовых отправлений, опрос граждан с использованием специальных технических средств. Организация и тактика проведения указанных действий регламентированы специальными нормативными актами
Федеральной службы налоговой полиции РФ и составляют государственную тайну.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий

обеспечивает:
- получение первичной информации о признаках преступлений,

- установление источников доказательств;

- установление лиц совершивших /подготавливающих, совершающих/ налоговые преступления,

- решение частных задач оперативно-розыскной деятельности.

Сотрудниками оперативных аппаратов органов налоговой полиции к участию оперативно-розыскных мероприятии могут привлекаться различные лица, в том числе и на конфиденциальной основе.

Общим итогом проведения оперативно-розыскных действий является выполнение тех задач, которые стоят перед органами налоговой полиции - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушении, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Основными количественными показателями, характеризующими результаты проводимых оперативно-розыскных действий являются количество проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, суммы доначисленных налогов, количество возбужденных уголовных дел и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4