Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века
Особое
внимание уделялось сравнению черных рабов и свободных негров, при этом умело
препарированная статистика призвана была доказать, что «свободные негры гораздо
чаще совершают преступления, что в массе своей они бездомны, предпочитают, будучи
поражены ленью, слоняться без работы, короче говоря, деградируют сами и
усугубляют социальные проблемы общества в целом»[113]. Полемизируя
с идеологами северо-восточных штатов по вопросу о положении свободных негров,
защитники рабства приводили порой весьма изощренные аргументы, например такой:
разве не по причине физической и умственной деградации свободных негров
капиталистические штаты постепенно лишили их избирательных прав? (Свободные негры в северо-восточных
штатах под воздействием Американской революции конца XVIII в. наделялись
избирательным правом, но уже в первой четверти XIX в. большинство из них были
этого права лишены.)[114]
Большинство
апологетов рабовладельческого строя приходили в очевидное противоречие с таким
защитником рабства, как Фицхью. В отличие от Фицхью, доказывавшего, что
"естественным и неотчуждаемым правом" быть рабами обладает
большинство рода людского, причем как черные, так и белые[115], они
полагали, что рабство является уделом лишь черной расы. С точки зрения
укрепления влияния рабовладельцев среди белого населения США, как высших, так и
низших слоев, их позиция, конечно, была более дальновидной: она могла быть
поддержана белыми бедняками, и, кроме того, не противостояла, а наоборот,
провозглашала, хотя и цинично - на расистской основе, - идеалы демократии и
республиканизма, укоренившиеся в сознании большинства белых американцев.
Профессор
политэкономии из Виргинии Т. Дью настойчиво писал, что, с одной стороны, только
черное рабство может гарантировать демократические права белого населения в
целом. Ликвидация рабства, согласно его логике, приводит неизбежно к тому, что
работу черных невольников должна выполнять часть белого населения. Эта часть
оказывается в таком униженном положении, что воспринимает хозяев в качестве
антагонистов и пытается оттеснить их от власти. Именно такая ситуация,
доказывал Дью, складывалась в северных штатах. С другой стороны, в южных штатах
выполнение самой трудной работы черными невольниками автоматически повышало
социальный статус и чувство достоинства низших слоев белого населения,
формировало в их сознании убеждение, что относительно рабов они и белые богачи
составляют единое целое - правящий класс. Только благодаря черному рабству,
настаивал он, политические права и свободы могли быть распространены на все белое
население и, следовательно, утвердить подлинно демократическое правление.
Демократия и республика, заключал Дью, располагают шансом сохраниться только в
рабовладельческом обществе, причем, если белая раса хочет иметь их в качестве
общего достояния, она заинтересована в увековечении рабства черной расы.[116]
Профессор
Дью развил тезис: негры обладают очевидными признаками низшей расы, а потому
именно им и предопределено быть рабами, в то время как белая раса в целом
являлась высшей, а потому именно ее представители и составляют правящий класс.
Дольше
всех сопротивлялся расистским идеям Фицхью, но и он в 1861 г. согласился, что
по "естественному праву" в рабство могла обращаться только
"неполноценная" черная раса.
Наиболее
известным выражением расистского мировоззрения южных штатов стало выступление
отца-основателя рабовладельческой конфедерации Александра Стеффенса в 1861 г.
"Многие государства, - декларировал он, - основывались на принципе
подчинения и обращения в рабство определенных классов той же самой расы, что
находилось в противоречии с законами природы. Но в нашем государстве все
представители белой расы, из низших или высших слоев, богатые или бедные, равны
перед законом. Совершенно иное положение с неграми. Рабство - вот их место. По
законам природы и бога негры годятся для той роли, которую они выполняют в
нашей системе... Краеугольным камнем нашего государства является та великая
истина, что негр не равен белому человеку и что рабство - подчинение высшей
расе - является его естественным и нормальным состоянием".[117]
В
годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту
рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории
различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С.
Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их
неискоренимыми.
В это
же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали
ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались
доказать обратное.
Актуальным
остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над
капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели
доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может
стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая
форма правления в Америке.
Заключение
Гражданская
война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого
института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя
опыт рабовладельческих устремлений колониального периода, южное общество
породило огромное количество различных расистских теорий. Эти идеи были умело
отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой
половины XIX века.
Одним
из самых известных апологетов рабовладения стал Джон Кэдвелл Кэлхун. Он был
незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли в основу
большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в Америке.
Кэлхун
разработал теорию, которая не просто защищала рабовладельческий строй, а давала
южанам возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил политические системы
Севера и Юга, доказав экономическое и социальное превосходство последней.
Идеализируя
греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее принципы на
рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности всеобщего
равенства и всеобщей свободы.
Разработав теорию
«достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун открыл широкие возможности для
будущих апологетов расизма и дискриминации.
После смерти
Кэлхуна лидерство в развитии рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу
Фицхью. В его «Социологии» мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к
проблеме рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму
систему рабовладения.
В трудах Фицхью
просматривается схожесть с концепцией свободы Кэлхуна: теория «достойных» и
«недостойных». Однако Фицхью пошел гораздо дальше в своих размышлениях о пользе
рабовладельческой системы и в этом гораздо ближе приблизился к идее греческой
демократии. Главным критерием права на свободу становится не цвет кожи, а
интеллект (т.е., по Фицхью, богатство и власть). Но, несмотря на отрицание
расизма, как принципа разделения на «достойных» и «недостойных», негры в данной
системе остаются на позициях самых бесправных и униженных, поскольку, если у
белого есть шанс не стать рабом, у афро-американца уже нет возможности как-либо
изменить свое состояние.
В
годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту
рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории
различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С.
Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их
неискоренимыми.
В это
же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали
ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались
доказать обратное.
Актуальным
остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической
Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за
Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом
демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в
Америке.
Расовые войны,
вспыхнувшие в США в ХХ веке, во многом были следствием именно этих
идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только
южан, но и жителей Севера. Отражение этих взглядов мы также можем найти и в
американском законодательстве: в начале XXI века начинается «белый» расизм, когда белое население Соединенных Штатов
имеет гораздо меньше прав, чем «цветное».
Тема «Апология
рабовладения на Юге США в первой половине XIX века» может помочь вникнуть в суть политических и социальных процессов в
Америке в XIX и ХХ веках, а значит, она
актуальна и нуждается в дальнейшей более
тщательной разработке.
Источники
1.
Диксон
Г. Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная
польза», 1876. – 380 с.
2.
Кислица
Н.А. Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. ,
М., 1968. – С. 83-91
3.
Токвиль
А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – 257с
4.
Черные
кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353
5.
African-American
Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907
// <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"hamill/menu.html">The Old South, a Monograph. // <#"#">#"_Hlt515940210">
18. Паррингтон В.Л. Основные течения
американской мысли, в 3х томах, М., 1962
19. Петровский В.Э. Суд Линча: очерк
истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с.
20. Ратман Д. Мифы, мораль и мегатеории
как проблемы исторического синтеза. На примере американского Юга до гражданской
войны.// Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 107-121
21. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в
ранней американской истории. – М., 1981.
22. Согрин В.В. Идеология в американской
истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995.
23. Согрин В.В. Критические направления
немарксистской историографии США ХХ века. – М., 1987. – 160с.
24. Согрин В.В. Мир американских
рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. -
№ 5. – С. 67 - 81
25. Супоницкая И.М. Анатомия
американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с.
26. Травинский В.М. Как погибли миллионы
негров. – М., 1963. – 248с.
27. Уманский П.Б. Из истории борьбы
негров США за свободу. - Издательство Казанского университета, 1963. – 240с.
28. Berlin Ira Many Thousands Gone. The
First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap Press of Harvard
University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.
29. Blight D.W. They Knew What Time It
Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.-
P. 51-78
30. Ivanov R. Blacks in United States
History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p.
31. Ivanov R. American History and the
Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.
32. Hummel R. J. Emancipating Slaves,
Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago
and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.
33. Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 - 304 p.
34. Алентьева Т.В. Сецессия Юга как
отражение менталитета южан. – Курск, 2000 // <#"_Hlt516257054">>
35. Историческая наука в США во второй половине
XX века. От теории "консенсуса" к "новой исторической
науке"// <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1] Миллер Дж. Волк
узнается по ушам: Томас Джефферсон и рабство. – М., 1977. – С. 13
[2] Calhoun, John C. Papers of John C. Calhoun, 1819-1850.
// <#"#">#"#_ftnref3"
name="_ftn3" title="">[3] Черные кодексы / Хрестоматия
по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353; Кислица Н.А. Американская
революция XVIII века. Практикум по Новой истории.
– Ч. 1. , М., 1968. – С. 83-91
[4] Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an
American Slave //
<#"_Hlt515834169">>; Josephine
Brown Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F. Wallcut, 1856 // <#"#">#"#">#"_Hlt516409149">>; Hamill Howard
Melancthon The Old
South, a Monograph. // <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref5"
name="_ftn5" title="">[5] Токвиль А. Демократия в
Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – 257с.
[6] Диксон Г. Борьба рас в
Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1876. – 380 с.
[7] Ингрэм Дж. К. История
рабства с древнейших до новых времен/ пер. с англ. З. Журавской. - С-Пб.,
1896. – 230 с.
[8] Косарев Б.М. Некоторые
вопросы экономического развития США первой половины XIX века // Основные проблемы истории
США в американской историографии. – М., 1971. – С. 217 - 231
[9] Подробнее см. Историческая
наука в США во второй половине XX века. От теории "консенсуса" к
"новой исторической науке"// <#"#_ftnref10"
name="_ftn10" title="">[10] Левчик Д.Л. Р. Фогел и «новая
экономическая история» // Новая и новейшая история. – 1989. - №6
[11] Аптекер Г. История
афро-американцев. – М., 1975. – 280с.
[12] Weaver Robert C. The Negro as an American// <#"#_ftnref13"
name="_ftn13" title="">[13] Berlin Ira Many Thousands Gone. The
First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap Press of Harvard
University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.
[14] Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 - 304 p.
[15] Ричард Барбрук, Энди Камерон Калифорнийская идеология / Перевел М.Немцов //<#"#">#"#">#"_Hlt515863606">>;
The Hartford
Black History Project //
<#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref16"
name="_ftn16" title="">[16] Blight D.W. They Knew What Time It
Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.-
P. 51-78
[17] Hummel R. J. Emancipating Slaves,
Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago
and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.
[18] Паррингтон В.Л. Основные
течения американской мысли, в 3х томах, М., 1962
[19] Болховитинов Н.Н. Новый
взгляд на историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. –
С. 7-15
[20] Бурин С.Н. Конфликт или
согласие? Социальные проблемы колониального Юга США (1642 - 1763). – М., 1965.
– 232 с.; Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. –
М., 1981; Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с.;
Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987. – 216с.;
Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М.
1967. – 224с.
[21] Захарова М.Н. Народное
движение в США против рабства. – М., 1958. – 320с.
[22] Иванов Р.Ф. Черные пасынки
Америки. – М., 1965. – 192с.; Борьба негров за землю и свободу на Юге США. –
М., 1958. – 322 с.; American
History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.; Blacks in United
States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p.
[23] Заславский Д.О. Очерки
истории североамериканских штатов XVIII – XIX вв. – М., 1931. – 192с.
[24] Уманский П.Б. Из истории
борьбы негров США за свободу./ Издательство Казанского университета, 1963. –
240с.
[25] Лайтфут К. Права человека
по-американски. – М., 1981.- 278с.
[26] Кислова А.А. Религия и
церковь в общественно-политической жизни США. – М.,1989. – 242с.
[27] Гаджиев К.С. Американская
нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – 240с.
[28] Супоницкая И.М. Анатомия
американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с.
[29] Дубовицкий Г.А., Шатунов
И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский
ежегодник, 1991. М. 1992;
[30] Алентьева Т.В. Сецессия Юга
как отражение менталитета южан. – Курск, 2000 // <#"#_ftnref31"
name="_ftn31" title="">[31] Согрин В.В. Идеология в
американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995.;
Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая
история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81
[32] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных
концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982
[33] Паррингтон В.Л. Основные
течения американской мысли, в 3х томах, т.2 М., 1962, с.89
[34] Hofstadter R. The American Political
Tradition and the Men Who Made It. New York, 1948. // <#"#_ftnref35"
name="_ftn35" title="">[35] Паррингтон В.Л. Основные
течения американской мысли, в 3х томах,Т.2. - М., 1962. – С. 87 - 103
[36] Hummel R. J. Emancipating Slaves,
Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago
and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.; Blight D.W. They Knew What Time It Was/
Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P.
51-78; From Revolution
to Reconstruction and what happened afterwards: an HTML-hypertext on American
History, from the colonial period until Modern Times // <#"#_ftnref37"
name="_ftn37" title="">[37] Согрин В.В. Идеология в
американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995;
Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и
новейшая история. – 1987. - № 5.
[38] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных
концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982
[39] Дубовицкий Г.А., Шатунов
И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский
ежегодник, 1991. М. 1992;
[40] Алентьева Т.В. Сецессия Юга
как отражение менталитета южан. – Курск, 2000// <#"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41] Краткие упоминания о Дж. К.
Кэлхуне встречаются в работах Иванова Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965;
Королевой А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987; Супоницкой
И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998; Захаровой М.Н.
Народное движение в США против рабства. – М., 1958
[42] Паррингтон В.Л. Основные
течения американской мысли, в 3х томах, т.2 М., 1962. – С.90
[43] Согрин В.В. мир американских
рабовладельцев… - С. 70
[44] An
Outline of American History. CHAPTER 5: Westward Expansion and Regional
Differences/ <#"#_ftnref45"
name="_ftn45" title="">[45] Согрин В.В. Идеология в
американской истории… - С.53
[46] Дубовицкий Г.А., Шатунов
И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский
ежегодник, 1991. М. 1992. – С. 22
[47]Там же
[48] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С.36
[49] Алентьева Т.В. Сецессия Юга
как отражение менталитета южан. – Курск, 2000// <#"#_ftnref50"
name="_ftn50" title="">[50] Токвиль А. Демократия в
Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – С. 257
[51] Дубовицкий Г.А., Шатунов
И.В. Джон Кэлхун… С. 22
[52] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 40
[53] цит. по Согрин В.В.
Идеология в американской истории… - С.55
[54] Иванов Р.Ф. Черные пасынки
Америки… - С. 32
[55] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С. 99
[56] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С. 101-102
[57] Согрин В.В. Мир американских
рабовладельцев … - С. 72
[58] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С. 102
[59] Согрин В.В. Мир американских
рабовладельцев … - С. 71
[60] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 38
[61] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 38
[62] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С. 100
[63] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С. 100
[64] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С.100
[65] цит. по Паррингтон В.Л.
Основные течения … - С. 100-101
[66] Charles M. Wiltse, John C. Calhoun: Sectionalist,
1840-1850 . - New York: Bobbs-Merrill Co., 1951 // <#"_Hlt515831742">.
>
[67] Алентьева Т.В. Сецессия Юга…
// <#"#_ftnref68"
name="_ftn68" title="">[68] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных
концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982
[69] Согрин В.В. Идеология в
американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995;
Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и
новейшая история. – 1987. - № 5.
[70] Согрин В.В. Идеология в
американской истории… - С. 57
[71] Согрин В.В. Идеология в
американской истории… - С. 58
[72] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 40
[73] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С.40
[74] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С.42
[75] Цит. по Согрин . Идеология
в американской истории… - С.59
[76] Согрин В.В. Идеология в
американской истории… - С. 59
[77] Согрин В.В. Идеология в
американской истории… - С. 60
[78] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 45
[79] Описание фактов жестокого
отношения к афро-американцам см. Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an
American Slave //
<#"#">#"#">#"#">#"hamill/menu.html">The
Old South, a Monograph. // <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref80"
name="_ftn80" title="">[80] Травинский В.М. Как погибли
миллионы негров. – М., 1963. – С. 62
[81] Алентьева Т.В. Сецессия Юга…
// <#"#_ftnref82" name="_ftn82" title="">[82] Согрин В.В. Мир американских
рабовладельцев … - С. 75
[83] Согрин В.В. Мир
американских рабовладельцев … - С. 75
[84] Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 – P. 195.
[85] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 46
[86] Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 41
[87] Согрин В.В. Мир американских
рабовладельцев … - С.74
[88] Согрин В.В. Идеология в
американской истории…- С. 63
[89] цит. по Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба… - С. 48
[90] Согрин В.В. Идеология в американской
истории…- С. 63
[91] Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 – P.195.
[92] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М.,
1965; Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987;
Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998;
Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958; Петровский
В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967;
[93] Согрин В.В. Идеология в
американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995;
Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и
новейшая история. – 1987. - № 5.
[94] Подробнее см. Петровский
В.Э. Суд Линча: очерки истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967. –
С. 12-13
[95] Иванов Р.Ф. Черные пасынки
Америки. – М., 1978. – С. 23; См. также Mattie J. Jackson The Story of
Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery.
Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // <#"hamill/menu.html">The
Old South, a Monograph. // <#"#">#"#">#"#_ftnref96"
name="_ftn96" title="">[96] Слезкин Л.Ю. Легенда,
утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981. – С. 54
[97] Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 – P. 192
[98] Иванов Р.Ф. Черные пасынки
Америки.– С. 24
[99] Токвиль А. Демократия в
Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – С. 265
[100] Согрин В.В. Идеология в
американской истории…- С. 63
[101] Согрин В.В. Идеология в
американской истории … - 63
[102] Согрин В.В. Идеология в
американской истории … - С. 68
[103] Паррингтон В.Л. Основные
течения американской мысли … С. 128
[104] Супоницкая И.М. Анатомия
американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – С.75
[105] Там же.
[106] Паррингтон В.Л. Основные
течения американской мысли… С.125-126
[107] Согрин В.В. Идеология в американской
истории … - С. 70
[108] Согрин В.В. Идеология в
американской истории … - С. 71
[109]цит. по Согрин В.В.
Идеология в американской истории … С. 73
[110] Там же
[111] Паррингтон В.Л. Основные
течения… - С.132
[112] Супоницкая Анатомия
американского Юга… - С. 83
[113] цит. по Согрин В.В. Мир
американских рабовладельцев… С. 76
[114] Согрин В.В. Мир американских
рабовладельцев… С.76
[115] Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 – Р. 195
[116] Kolchin Peter American slavery. -
New York: Penguin Books, 1995 – Р.191
[117] Гаджиев К.С. Американская
нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – С. 104
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|