бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века бесплатно рефераты

Особое внимание уделялось сравнению черных рабов и свободных негров, при этом умело препарированная статистика призвана была доказать, что «свободные негры гораздо чаще совершают преступления, что в массе своей они бездомны, предпочитают, будучи поражены ленью, слоняться без работы, короче говоря, деградируют сами и усугубляют социальные проблемы общества в целом»[113].  Полемизируя с идеологами северо-восточных штатов по вопросу о положении свободных негров, защитники рабства приводили порой весьма изощренные аргументы, например такой: разве не по причине физической и умственной деградации свободных негров капиталистические штаты постепенно лишили их избирательных прав? (Свободные негры в северо-восточных штатах под воздействием Американской революции конца XVIII в. наделялись избирательным правом, но уже в первой четверти XIX в. большинство из них были этого права лишены.)[114]

Большинство апологетов рабовладельческого строя приходили в очевидное противоречие с таким защитником рабства, как Фицхью. В отличие от Фицхью, доказывавшего, что "естественным и неотчуждаемым правом" быть рабами обладает большинство рода людского, причем как черные, так и белые[115], они полагали, что рабство является уделом лишь черной расы. С точки зрения укрепления влияния рабовладельцев среди белого населения США, как высших, так и низших слоев, их позиция, конечно, была более дальновидной: она могла быть поддержана белыми бедняками, и, кроме того, не противостояла, а наоборот, провозглашала, хотя и цинично - на расистской основе, - идеалы демократии и республиканизма, укоренившиеся в сознании большинства белых американцев.

Профессор политэкономии из Виргинии Т. Дью настойчиво писал, что, с одной стороны, только черное рабство может гарантировать демократические права белого населения в целом. Ликвидация рабства, согласно его логике, приводит неизбежно к тому, что работу черных невольников должна выполнять часть белого населения. Эта часть оказывается в таком униженном положении, что воспринимает хозяев в качестве антагонистов и пытается оттеснить их от власти. Именно такая ситуация, доказывал Дью, складывалась в северных штатах. С другой стороны, в южных штатах выполнение самой трудной работы черными невольниками автоматически повышало социальный статус и чувство достоинства низших слоев белого населения, формировало в их сознании убеждение, что относительно рабов они и белые богачи составляют единое целое - правящий класс. Только благодаря черному рабству, настаивал он, политические права и свободы могли быть распространены на все белое население и, следовательно, утвердить подлинно демократическое правление. Демократия и республика, заключал Дью, располагают шансом сохраниться только в рабовладельческом обществе, причем, если белая раса хочет иметь их в качестве общего достояния, она заинтересована в увековечении рабства черной расы.[116]

Профессор Дью развил тезис: негры обладают очевидными признаками низшей расы, а потому именно им и предопределено быть рабами, в то время как белая раса в целом являлась высшей, а потому именно ее представители и составляют правящий класс.

Дольше всех сопротивлялся расистским идеям Фицхью, но и он в 1861 г. согласился, что по "естественному праву" в рабство могла обращаться только "неполноценная" черная раса.

Наиболее известным выражением расистского мировоззрения южных штатов стало выступление отца-основателя рабовладельческой конфедерации Александра Стеффенса в 1861 г. "Многие государства, - декларировал он, - основывались на принципе подчинения и обращения в рабство определенных классов той же самой расы, что находилось в противоречии с законами природы. Но в нашем государстве все представители белой расы, из низших или высших слоев, богатые или бедные, равны перед законом. Совершенно иное положение с неграми. Рабство - вот их место. По законам природы и бога негры годятся для той роли, которую они выполняют в нашей системе... Краеугольным камнем нашего государства является та великая истина, что негр не равен белому человеку и что рабство - подчинение высшей расе - является его естественным и нормальным состоянием".[117]


В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми.

В это же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались  доказать обратное.

Актуальным остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в Америке.




















Заключение

Гражданская война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя опыт рабовладельческих устремлений  колониального периода, южное общество породило огромное количество различных расистских теорий. Эти идеи были умело отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой половины XIX века.

Одним из самых известных апологетов рабовладения стал Джон Кэдвелл Кэлхун. Он  был незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли в основу большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в Америке.

Кэлхун разработал теорию, которая не просто защищала рабовладельческий строй, а давала южанам возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил политические системы Севера и Юга, доказав экономическое и социальное превосходство последней.

Идеализируя греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее принципы на рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности всеобщего равенства и всеобщей свободы.

Разработав теорию «достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун  открыл широкие возможности для будущих апологетов расизма и дискриминации.

После смерти Кэлхуна лидерство в развитии рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу Фицхью. В его «Социологии» мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к проблеме рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму систему рабовладения.

 В трудах Фицхью просматривается схожесть с концепцией свободы Кэлхуна: теория «достойных» и «недостойных». Однако Фицхью пошел гораздо дальше в своих размышлениях о пользе рабовладельческой системы и в этом гораздо ближе приблизился к идее греческой демократии. Главным критерием права на свободу становится не цвет кожи, а интеллект (т.е., по Фицхью,  богатство и власть). Но, несмотря на отрицание расизма, как принципа разделения на «достойных» и «недостойных», негры в данной системе остаются на позициях самых бесправных и униженных, поскольку, если у белого есть шанс не стать рабом, у афро-американца уже нет возможности как-либо изменить свое состояние.

В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми.

В это же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались  доказать обратное.

Актуальным остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в Америке.

Расовые войны, вспыхнувшие в США в ХХ веке, во многом были следствием именно этих идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только южан, но и жителей Севера. Отражение  этих взглядов мы также можем найти и в американском законодательстве: в начале XXI века начинается «белый» расизм, когда белое население Соединенных Штатов имеет гораздо меньше прав, чем «цветное».

Тема «Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века» может помочь вникнуть в суть политических и социальных процессов в Америке в XIX и ХХ веках, а значит, она актуальна и нуждается в дальнейшей более тщательной разработке.



Источники

1.       Диксон Г. Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1876. – 380 с.

2.       Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. , М., 1968. – С. 83-91

3.       Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. –   257с

4.       Черные кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353

5.       African-American Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907 //  <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"hamill/menu.html">The Old South, a Monograph. // <#"#">#"_Hlt515940210">

18. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах,  М., 1962

19. Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с.

20. Ратман Д. Мифы, мораль и мегатеории как проблемы исторического синтеза. На примере американского Юга до гражданской войны.// Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 107-121

21. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981.

22. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995.

23. Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США ХХ века. – М., 1987. – 160с.

24. Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81

25. Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с.

26. Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с.

27. Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу. - Издательство Казанского университета, 1963. – 240с.

28. Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap  Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.

29. Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78

30. Ivanov R. Blacks in United States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p.

31. Ivanov R. American History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.

32. Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.

33. Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 - 304 p.




34. Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000 // <#"_Hlt516257054">>

35. Историческая наука в США во второй половине XX века. От теории "консенсуса" к "новой исторической науке"// <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Миллер Дж. Волк узнается по ушам: Томас Джефферсон и рабство. – М., 1977. – С. 13

[2] Calhoun, John C. Papers of John C. Calhoun, 1819-1850. // <#"#">#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Черные кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353; Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. , М., 1968. – С. 83-91

[4] Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // <#"_Hlt515834169">>; Josephine Brown Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F. Wallcut, 1856 // <#"#">#"#">#"_Hlt516409149">>; Hamill Howard Melancthon The Old South, a Monograph. // <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. –   257с.

[6] Диксон Г. Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1876. – 380 с.

[7] Ингрэм Дж. К. История рабства с древнейших до новых времен/ пер. с англ. З. Журавской. -  С-Пб., 1896. – 230 с.

[8] Косарев Б.М. Некоторые вопросы экономического развития США первой половины XIX века // Основные проблемы истории США в американской историографии. – М., 1971. – С. 217 - 231

[9] Подробнее см. Историческая наука в США во второй половине XX века. От теории "консенсуса" к "новой исторической науке"// <#"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Левчик Д.Л. Р. Фогел и «новая экономическая история» // Новая и новейшая история. – 1989. - №6

[11] Аптекер Г. История афро-американцев. – М., 1975. – 280с.

[12] Weaver Robert C. The Negro as an American// <#"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap  Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.

[14] Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 - 304 p.

[15] Ричард Барбрук,  Энди Камерон Калифорнийская идеология / Перевел М.Немцов //<#"#">#"#">#"_Hlt515863606">>; The Hartford Black History Project // <#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78

[17] Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.

[18] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах,  М., 1962

[19] Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15

[20] Бурин С.Н. Конфликт или согласие? Социальные проблемы колониального Юга США (1642 - 1763). – М., 1965. – 232 с.; Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981; Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с.; Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987. – 216с.; Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с.

[21] Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958. – 320с.

[22] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965. – 192с.; Борьба негров за землю и  свободу на Юге США. – М., 1958. – 322 с.; American History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.; Blacks in United States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p.

[23] Заславский Д.О. Очерки истории североамериканских штатов XVIII – XIX вв. – М., 1931. – 192с.

[24] Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу./ Издательство Казанского университета, 1963. – 240с.

[25] Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- 278с.

[26] Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. – М.,1989. – 242с.

[27] Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – 240с.

[28] Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с.

[29] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун  - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992;

[30] Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000 // <#"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995.; Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81

[32] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982

[33] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах, т.2 М., 1962, с.89

[34] Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made It. New York, 1948. // <#"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах,Т.2. -  М., 1962. – С. 87 - 103

[36] Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.; Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78; From Revolution to Reconstruction and what happened afterwards: an HTML-hypertext on American History, from the colonial period until Modern Times // <#"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995; Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5.

[38] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982

[39] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун  - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992;

[40] Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000// <#"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41] Краткие упоминания о Дж. К. Кэлхуне встречаются в работах Иванова Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965; Королевой А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987; Супоницкой И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998; Захаровой М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958

[42] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах, т.2 М., 1962. – С.90

[43] Согрин В.В. мир американских рабовладельцев… - С. 70

[44] An Outline of American History. CHAPTER 5: Westward Expansion and Regional Differences/ <#"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С.53

[46] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун  - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992. – С. 22

[47]Там же

[48] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С.36

[49] Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000// <#"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. –  С. 257

[51] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В.  Джон Кэлхун… С. 22

[52] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 40

[53] цит. по Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С.55

[54] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки… - С. 32

[55] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 99

[56] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 101-102

[57] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 72

[58] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 102

[59] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 71

[60] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 38

[61] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 38

[62] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 100

[63] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 100

[64] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С.100

[65] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 100-101

[66] Charles M. Wiltse, John C. Calhoun: Sectionalist, 1840-1850 . - New York: Bobbs-Merrill Co., 1951 // <#"_Hlt515831742">. >


[67] Алентьева Т.В. Сецессия Юга… //  <#"#_ftnref68" name="_ftn68" title="">[68] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982

[69] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995; Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5.

[70] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 57

[71] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 58

[72] цит. по Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С. 40

[73] Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С.40

[74] Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С.42

[75]  Цит. по Согрин . Идеология в американской истории… - С.59

[76] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 59

[77] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 60

[78] цит. по  Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С. 45

[79] Описание фактов жестокого отношения к афро-американцам  см. Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // <#"#">#"#">#"#">#"hamill/menu.html">The Old South, a Monograph. // <#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref80" name="_ftn80" title="">[80] Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – С. 62

[81] Алентьева Т.В. Сецессия Юга… //  <#"#_ftnref82" name="_ftn82" title="">[82] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 75


[83]  Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 75

[84] Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 – P. 195.

[85] цит. по Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С. 46

[86] Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С. 41

[87] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С.74

[88] Согрин В.В. Идеология в американской истории…-  С. 63

[89] цит. по Кричевский В.М.  Идейно-политическая борьба… - С. 48

[90] Согрин В.В. Идеология в американской истории…-  С. 63

[91] Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 – P.195.

[92] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965; Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987; Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998; Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958;  Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967;

[93] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995; Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5.

[94] Подробнее см. Петровский В.Э. Суд Линча: очерки истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967. – С. 12-13

[95] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1978. – С. 23; См. также  Mattie J. Jackson The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // <#"hamill/menu.html">The Old South, a Monograph. // <#"#">#"#">#"#_ftnref96" name="_ftn96" title="">[96] Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981. – С. 54

[97] Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 – P. 192

[98] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки.– С. 24

[99] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. –  С. 265

[100] Согрин В.В. Идеология в американской истории…-  С. 63

[101] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - 63

[102] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - С. 68

[103] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли … С. 128


[104] Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – С.75

[105] Там же.

[106] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли… С.125-126

[107] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - С. 70

[108] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - С. 71

[109]цит. по  Согрин В.В. Идеология в американской истории … С. 73

[110] Там же

[111] Паррингтон В.Л. Основные течения… - С.132


[112] Супоницкая Анатомия американского Юга… - С. 83

[113] цит. по Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев… С. 76

[114] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев… С.76

[115] Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 – Р. 195

[116] Kolchin Peter American slavery. -  New York: Penguin Books,   1995 – Р.191

[117] Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – С. 104


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5