бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века бесплатно рефераты

лучших условиях, нежели наемные белые рабочие, а рабовладельцы являются более гуманными эксплуататорами, чем капиталисты; во-вторых, внушить северо-восточной буржуазии, что она должна направить свою энергию не на разжигание конфликта с рабовладельцами, а, напротив, на объединение усилий с ними перед лицом гораздо более опасного соперника - белого пролетариата.

С  этими же идеями связана и разработанная  Кэлхуном концепция свободы: «…предполагать, будто все люди имеют равное право на свободу, значит совершать большую и опасную ошибку. Свобода – награда, которую следует заслужить, а не благословение свыше, безвозмездно посылаемое всем без различий, награда, предназначенная для людей умных, преданных своей стране, добродетельных и достойных, а не благо, даруемое людям, слишком невежественным, опустившимся и порочным, чтобы быть способными оценить его по достоинству и насладиться им».[62]

Здесь мы снова видим отголоски цивилизаторской миссии. «Достойные» белые должны обладать свободой, чтобы облагодетельствовать «невежественных и порочных» негров. «Такое распределение очевидно следствие установившегося закона. И всякая попытка нарушить или ниспровергнуть его, подняв людей на более высокую ступень свободы, выше того уровня, на который им предназначено подняться, должна неизбежно оказаться бесплодной и окончиться неудачей…»[63]

Превознося положительные стороны порабощения афро-американцев, Кэлхун не забывает и про анализ капиталистической системы Севера. «Существует и другое заблуждение, не менее серьезное и опасное, обычно связанное с тем, которое только что было рассмотрено. Я имею в виду мнение, что свобода и равенство настолько тесно связаны между собой, что свобода не может быть полной без полного равенства.».[64] Кэлхун допускает связь между связь между свободой и равенством, однако, в его понимании неизбежным следствием свободы является «неравенство общественного положения». И именно неравенство он считает необходимым условием прогресса. «Несомненно, именно это неравенство общественного положения верхов и низов служит в процессе развития  общества весьма сильным стимулом, побуждая первых сохранять свое положение, а вторых стремиться пробиться вверх, в ряды первых. А это дает величайший толчок прогрессу. Попытка насильственно столкнуть верхи вниз или поставить низы в один ряд с верхами путем вмешательства со стороны государства приведет к ликвидации этого стимула и тем самым фактически приостановит прогресс.»[65]

Ни равенство, ни свобода, в свете теории Джона Кэлхуна, не являются всеобщими. И в том и в другом случае существует определенная градация. Сравнивая теорию равенства с концепцией свободы, можно сделать вывод, что  для афро-американцев не было места даже  в позиции «неравенства общественного положения». Ни Кэлхун, ни другие апологеты рабовладельческой теории не были заинтересованы в стремлении чернокожих обладать правами, а тем более возможностью «пробиться вверх, в ряды первых».

Призыв Кэлхуна к капиталистическому классу не имел существенного практического эффекта. Антагонизм между северо-восточным капитализмом и южным рабовладением имел в США гораздо более острый и осязаемый характер, нежели противоречие между трудом и капиталом. Реальным в тех условиях был союз буржуазии и рабочего класса против рабовладельцев, а не альянс капиталистов и плантаторов против белого пролетариата и черных рабов. Все более сознавая это обстоятельство, Кэлхун с годами усиливал жесткую, переросшую в конечном итоге в озлобление, критику капитализма. Перспектива сохранения федерального союза представлялась ему в мрачном свете. В 1845 г. на съезде представителей южных штатов в Мемфисе он призывал к развитию на рабовладельческом Юге промышленности, торговли, банков, к строительству дорог и каналов, имея в виду возможность самостоятельного государственного существования Юга и выхода его из США.[66]

В конце жизни Кэлхун решился на публичное отречение от идей Джефферсона и осуждение всех основополагающих принципов Декларации независимости, и в первую очередь теории естественных и равных неотчуждаемых прав людей.


Джон Кэдвелл Кэлхун был незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли в основу большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в Америке.

Кэлхун разработал теорию, которая не просто защищала рабовладельческий строй, а давала южанам возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил политические системы Севера и Юга, доказав экономическое и социальное превосходство последней.

Идеализируя греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее принципы на рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности всеобщего равенства и всеобщей свободы.

Разработав теорию «достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун  открыл широкие возможности для будущих апологетов расизма и дискриминации.




















Глава 2. Взгляды Джорджа Фицхью

Джорджу Фицхью, в отличие от своего предшественника, было уделено гораздо меньше внимания со стороны историков. Краткое упоминание о нем мы встречаем в статье Т.В. Алентьевой.[67]  Она обращается к его творчеству, исследуя менталитет южан в предвоенный период. Но в данной монографии нет ни ссылок на работы Фицхью, ни анализа его идеологии.

Более подробно данный теоретик рассмотрен в работе В.М. Кричевского.[68] Здесь, как и в главе, посвященной Дж. Кэлхуну, историк стоит на позиции критики концепций автора. Так же следует отметить и большое количество цитат.

Самая полная разработка данного вопроса представлена В.В. Согриным[69]. Исследование идеологических концепций Дж. Фицхью является продолжением изучения данным автором вопроса развития теорий рабовладения на Юге США.



2.1 Критика капитализма

После смерти Кэлхуна в 1850 г. лидерство в развитии рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу Фицхью. Фицхью родился в 1806 г. в Виргинии в семье образованного, весьма религиозного консервативного юриста. В отличие от Кэлхуна он был книжником, начитанным в самых разнообразных вопросах. Он хорошо знал классическую английскую политэкономию, сочинения социалистов-утопистов, владел правовыми, философскими, политическими теориями самых разных эпох. Также, в отличие от Кэлхуна, Фицхью почти неотлучно жил в своей усадьбе и наряду с юридической практикой, написанием статей и теоретических трактатов прилежно занимался воспитанием девятерых детей. Два его главных сочинения, появившиеся в 1854 и 1857 гг., существенно развивали идеи Кэлхуна и претендовали на всестороннее осмысление самых разнообразных общественных устройств, в первую очередь рабовладельческого, капиталистического и социалистического, и определение оптимального общественного выбора для Америки. В работе, называвшейся "Социология Юга, или крах свободного общества", впервые вводилось в обиход американской общественной мысли понятие "социология", что свидетельствовало о серьезности теоретических притязаний автора.[70]

Главным авторитетом для Фицхью был его современник, английский политический мыслитель, историк и писатель Томас Карлейль. Южанин свободно заимствовал у Карлейля критику промышленного капитализма. Фицхью испытывал симпатии также к Дизраели, обществу "Молодая Англия", в целом к тому направлению английской общественной мысли, которое было определено как торийский, или феодальный, социализм. Он тяготел к сонму доктрин реакционного социализма, которые критиковали капитализм с позиций исчезнувших или уходящих общественных систем, и добавил к ним еще одну, свою собственную, представившую в качестве земли обетованной рабовладельческую Утопию.[71]

Фицхью не ограничивался написанием теоретических трактатов, но стремился активно воздействовать на массовое сознание. Хорошо владея пером, он поставлял передовицы для ведущих рабовладельческих газет, тесно сотрудничая с признанным рупором плантаторов "Де Боуз ревью", где в течение десятка лет появилось около ста его статей.


Лейтмотив размышлений, рассуждений и пропаганды Фицхью - сравнение капиталистического, называемого им свободным, и рабовладельческого обществ, при этом первому достаются только черные, а второму - светлые краски. Капитализм, или свободное общество, характеризовался им неизменно как ничтожный маленький эксперимент истории, ограниченный как во времени, так и в пространстве. Это, по убеждению Фицхью, «временное и частное отступление от магистрального пути человечества, который был проложен рабовладельческими цивилизациями Греции и Рима, развит средневековым крепостным правом и продолжен в современных условиях американским рабством»[72]. Фицхью не сомневался, что этот магистральный путь будет восстановлен в чистом виде после того, как капитализм окажется развенчан, а рабовладение, куда он включал и европейское крепостничество, освободится от некоторых деформаций.[73]

Фицхью критиковал капитализм преимущественно не на американском, а на английском материале, поскольку, как он подчеркивал, результаты "ничтожно маленького эксперимента истории" проявились наиболее полно в Великобритании. Он был хорошо осведомлен о негативных   социальных   последствиях   промышленного   переворота    в

Англии: его сочинения испещрены ссылками на разнообразные источники - от британских газет и статистических отчетов до трудов социалистов самых разных направлений. Ему были в полной мере известны факты о нещадной эксплуатации женского и детского труда на текстильных фабриках и в шахтах Англии, производственном травматизме, голоде, нищете и безработице среди промышленных рабочих.[74] «Вопиющая несправедливость бедствий британского пролетариата, возмущался Фицхью, заключается в том, что именно пролетариат, его труд создают все богатства, всю собственность от начала и до конца, в то время как эксплуатирующий их капитал не создает и единого пенни.»[75]

Последнее заключение Фицхью свидетельствует, что он использовал в критике капитализма трудовую теорию стоимости. Впрочем, он признавал, что к созданию богатств и прибавочной стоимости не имеют отношения не только капиталисты, но и рабовладельцы. Как вытекало из рассуждений Фицхью, он не считал возможным отменить эксплуатацию человека человеком, но полагал необходимым выбрать между двумя формами эксплуатации лучшую. И здесь он отдавал абсолютное предпочтение рабовладельческой эксплуатации перед капиталистической.

Фундаментальный порок капитализма заключался, по Фицхью, в том, что тот отдавал взаимоотношения людей на растерзание "свободной

игры" социально-экономических и политических сил, которая на практике означала войну всех против всех.[76] В условиях господства абсолютной свободы экономических и рыночных связей капиталисты стремились выжать из рабочих весь пот, последние в свою очередь вели беспощадную войну друг против друга, борясь за рабочие места. Все это могло закончиться только одним - полной деградацией, обнищанием и вымиранием пролетариата. Совсем другое дело - рабовладельческая эксплуатация. Она основана на патерналистской заботе рабовладельцев о рабах, стремлении хозяев поддержать и максимально продлить жизнь и работоспособность эксплуатируемых ими пожизненно людей.

Фицхью стремился доказать, что типичные рабовладельцы получают меньшую прибыль и живут скромнее «типичных капиталистов» не потому, что менее трудолюбивы (ни те, ни другие, напоминал он, не имели никакого отношения к созданию богатств), а именно потому, что отдавали гораздо большую прибыль эксплуатируемым.[77]  Фактам физической и моральной деградации пролетариата он противопоставляет идиллические картины положения рабов: их дети вообще не привлекаются

к труду, женщины в основном заняты домашним хозяйством и защищены хозяевами    от    деспотических    замашек    мужей,   мужчины  здоровы  и

жизнерадостны, работают  не более 9 часов в сутки, все они питаются, одеты и обуты гораздо лучше наемных рабочих, говоря короче, «негры-рабы Юга являются счастливейшими и в определенном смысле самыми свободными людьми в мире»[78].


Сложно поверить в такие заявления, учитывая ряд фактов. Так, защищая рабынь от «деспотических замашек мужей», господа часто совершали гораздо более гнусные поступки. Неприкосновенности женского тела совершенно не существовало. Работая наравне с мужчинами, подвергаясь тем же наказаниям, женщины, кроме того, принуждались к удовлетворению похоти рабовладельца. Считалось, что любой белый имеет право в любой момент овладеть негритянкой. Для «доброго гостя» хозяева выстраивали в ряд всех молодых черных женщин дома. Отказ негритянки от сожительства с белым расценивался как бунт и соответственно наказывался. Стедман вспоминает, как надсмотрщик Эббес   на   Суринаме   засек   до   смерти   невольницу  за  отказ  уступить.


Беременных негритянок пороли  так же, как и остальных.[79]


Условия труда рабов, описанные  Джорджем Фицхью, тоже вызывают сомнения. По свидетельству австрийского инженера Гельмса, состоявшего в 90-х годах  XVIII  века директором Перуанского горного департамента, «южноамериканские промышленники не имели представления о европейских методах разработки недр. Труд негров был дешевле самых механизированных производств. На рудниках работа велась так же, как тысячи лет назад в шахтах Египта и Вавилонии. Даже лебедок, известных уже древним грекам, в рудниках не было. Порода переносилась неграми на поверхность вручную.»[80]

Тем не менее, Фицхью особенно настаивал на моральном и культурном превосходстве рабовладельцев над капиталистами, чему находил простое и естественное объяснение: поглощенные алчной погоней за прибылью, поистине звериной конкурентной борьбой, капиталисты губят в себе все человеческое и духовное, наконец, не имеют времени для семьи, нравственного совершенствования, культурных занятий.[81]





В критике капитализма Фицхью был гораздо более последователен и беспощаден, чем Кэлхун, да и стратегический замысел в отношении буржуазного общества у него был совершенно иным: если Кэлхун питал иллюзии объединения рабовладельцев и капиталистов в борьбе с пролетариатом и рабами, то «Фицхью вынашивал идею... совместного сопротивления рабовладельцев и пролетариата капиталу!»[82] Не случайно в отличие от Кэлхуна он с симпатией отзывался о выступлениях пролетариата против буржуазии в европейской революции 1848 г., доказывал, что последняя заключала в себе исторический приговор капитализму; подверг он и решительной критике духовные и идеологические ценности буржуазии, особенно же демократические принципы и заветы Локка и Джефферсона.  В лице Фицхью рабовладельческое мировоззрение порывает с американской демократической традицией.















2.2 Критика идеологии буржуазного общества

Критику буржуазных идей Фицхью, как правило, начинал с концепции «свободной игры» социально-экономических и политических сил. Свобода, полемизировал он с просветителями, совершенно несовместима с равенством и демократией, поскольку она в действительности усиливает до бесконечности социальные и экономические контрасты. К великому сожалению, сокрушался Фицхью, измышления европейских просветителей были усвоены лидерами Американской революции во главе с Джефферсоном, превратившими справедливую антиколониальную войну американцев в битву за ложные социальные и политические идеалы. Так, в свидетельство о рождении американской нации были вписаны абсолютно утопичные и зловредные идеи о равных правах всех людей на свободу, жизнь, обладание собственностью, политическое управление. В результате развитие Америки было направлено по ложному пути. [83]

При этом Фицхью не отрицал идеи Джефферсона о наличии у каждого человека естественных неотчуждаемых прав, но требовал дать им совершенно иное определение. Естественные и неотчуждаемые права людей на свободу и равенство, по его мнению, есть химеры[84], поскольку люди от рождения резко различаются по умственным и интеллектуальным способностям. «Примерно 19 из 20 людей обладают естественным и неотчуждаемым правом не на свободу, которой они не могут распорядиться себе на пользу, а на покровительство и управление со стороны власть предержащих, или, иначе говоря, они наделены "естественным и неотчуждаемым правом быть рабами", которое только и обеспечивает им реальную возможность выживания и благополучного существования».[85]

Критикуя буржуазное общество и его идеологов, Фицхью неизменно опирался на сочинения социалистов-утопистов, в первую очередь Сен-Симона, Фурье и Оуэна и откровенно претендовал на духовный альянс с ними в ниспровержении капитализма.[86] Но позитивные идеалы социалистов были для него неприемлемы. Он отвергал как иллюзию убеждения социалистов о возможности изменить и усовершенствовать природу человека, в результате чего люди и должны быть наделены равными возможностями в социально-экономической жизни и политическом управлении. Природа человека неизменна, различия между способностями, а, следовательно, правами и возможностями людей непреодолимы, твердил Фицхью, естественные законы предназначили одним быть управляющими, а другим - управляемыми. Он призывал не изобретать химер, а усовершенствовать реально существующую альтернативу капитализму – рабовладельческое общество.[87]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5