Аграрное право
Главный
принцип государственной поддержки аграрного сектора — не удовлетворение любых
финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма.
Об отсутствии обоснованной
концепции преобразований в АПК отмечается в Федеральной целевой программе
стабилизации и развития агропромышленного производства и развития в Российской
Сидерации на 1996—2000 годы. В ней указывается на незавершенность
институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе, слабую
мотивацию труда учредителей новых хозяйственных структур. До сих пор
отсутствуют многие правовые акты по аграрной реформе, аграрная реформа
проводится на низком профессиональном уровне, методом проб и ошибок.
В связи с этим предлагается
признать АПК в целом наиболее социально значимым, приоритетным направлением
развития народного хозяйства, предусматривается: поэтапность проведения
земельной и аграрной реформ; комплексный подход в решении вопросов
государственного регулирования рыночных отношений в АПК; обеспечение развития
многоукладной экономики села с учетом создания правовых нравных экономических
условий функционирования хозяйств различных форм собственности; укрепление
материально-технической базы села, сферы переработки и хранения
сельскохозяйственной продукции; обеспечение структурной перестройки АПК и
развитие фондопроизводящих отраслей; развитие инфраструктуры села и др.
Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного
производства в Российской Федерации на 1996—-2000 годы признала необходимым
разработать и принять ряд актов по проблемам регулирования отношений по
развитию агропромышленного комплекса. И в первую очередь подготовить законы: о
государственном регулировании агропромышленного производства, о страховании
сельскохозяйственного производства, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о
сельскохозяйственном научном учреждении и его научно-производственной базе,
Земельный кодекс, а также нормативные акты. об экономических условиях
функционирования АПК. При этом, как отмечалось в постановлений, при разработке
системы государственного регулирования сельского хозяйства необходимо
использовать не только зарубежный опыт, но и традиции, региональные и
национальные особенности сельскохозяйственного производства.
Аграрные отношения регулируются
органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного
управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции, В
осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные органы
государственной власти, так и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы общей компетенции, органы управления сельским
хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в
сфере своих полномочий.
Федеральная целевая программа
стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации
на 1996— 2000 годы закрепляет в числе основных принципов формирования новых
организационных структур государственного управления АПК:
соблюдение законодательства о разграничении
предметов ведения и полномочий в области АПК между Российской Федерацией и ее
субъектами; укрепление связи федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; повышение роли и
ответственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации как центрального отраслевого органа государственного управления.
Наряду с этим в число основных
принципов включены положения об упорядочении механизма управления
государственным сектором АПК, усиление органов хозяйственного и местного
(сельского) самоуправления и др.
Современная
система органов опирается на центральные органы Федерации в лице Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации, ниже на министерства сельского
хозяйства республик, входящих в Федерацию, на управления и департаменты
сельского хозяйства в краях и областях, автономных образованиях, на комитеты
продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на районные
управления (отделы) сельского хозяйства.
Основные задачи органов
управления сельским хозяйством по действующему ныне постановлению Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. №81— разработка и реализация
государственной политики в области сельского хозяйства и продовольствия,
перерабатывающей промышленности, осуществление аграрных преобразований,
перестройка отношений и приспособление их к рыночным условиям.
Важнейшими направлениями
регулирующей деятельности сельскохозяйственных органов являются:
прогнозирование развития сельского хозяйства; осуществление структурной
перестройки в отрасли; разработка и координация в ходе выполнения
государственных программ развития АПК;
содействие развитию всех форм собственности и
самостоятельности хозяйствования сельскохозяйственных коммерческих организаций,
формированию и деятельности рыночных структур в аграрном секторе; разработка мер
по коммерциализации и демонополизации; организация освоения передовых
технологий, методов хозяйствования, проведение научно-технической политики в
отраслях сельскохозяйственного производства, АПК, капитального строительства на
селе; разработка и внедрение государственных программ развития
сельскохозяйственного производства, социального развития и инженерного
обустройства сельских территорий.
В области экспортно-импортных
отношений органы управления сельским хозяйством получили возможность
осуществлять в установленном порядке квотирование поставок сельскохозяйственной
продукции на экспорт, контролировать экспорт минеральных удобрений, привлекать
иностранные инвестиции и валютные кредиты для развития АПК, способствовать
привлечению частного капитала для развития агропромышленного комплекса. В
области продовольственного импорта им предоставлено право вы ступать в роли
государственного заказчика по закупке продовольствия, оборудования для АПК,
продукции для федеральных продовольственных фондов.
В постановлении от 28 декабря
1991 г. №81 Правительство Российской Федерации определило сферы
административного регулирования и функции сельскохозяйственных органов:
воспроизводство плодородия почв и реализация
мероприятий по охране окружающей среды; организация племенного дела; организация
семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства и реализации
посадочного материала; развитие научно-технического прогресса, организация
пропаганды и информация о научно-технических достижениях; обеспечение
технической политики, организация агросервиса и консультационного обслуживания
в АПК; организация подготовки кадров для АПК; обеспечение государственного
контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий
по защите растений, качества семенного и посадочного материала, техническим
состоянием машинно-тракторного парка и оборудования.
Структура, управления сельским
хозяйством во многом складывается стихийно, и законодательство не всегда
учитывает изменения, произошедшие в АПК, т.е. проявляется тенденция к
сохранению нетронутой прежней системы и приспособлению ее к современным
требованиям управления. -
Отсутствие у государства
концепции перестройки системы органов управления приводит к частым
перестройкам: к слиянию и разделению органов управления сельским хозяйством и
перерабатывающей промышленности, образованию И ликвидации центра аграрной
реформы, переименованиям Государственного комитета по земельным ресурсам и
землеустройству (ныне Комитет).
Сказывается отсутствие
концептуальных подходов к реформированию органов управления сельским хозяйством
и АПК в целом.
Особенно раздулись системы
органов управления сельским хозяйством на уровне области и края. При этом
многие функции внутри органов управления дублируются, соответствие их
современным требованиям остается только на бумаге,
Вместе с тем усложнение
структуры сельскохозяйственной отрасли не привело к необходимой дифференциации
в управлении между оставшимися государственными предприятиями и коммерческими
организациями частного сектора. Не специализируется управление на развитие
фермерского хозяйства.
Практически не регулируется
политика разукрупнения крупнейших предприятий агросервиса, не создается сеть
мелких перерабатывающих предприятий, что предусмотрено законодательством о
перестройке.
Регулирование аграрных отношений
органами управления сельским хозяйством осуществляется преимущественно в виде
реализации целевых программ. Однако большинство из программ в силу недостатка
средств и по другим основаниям остаются невостребованными. Это относится как к
федеральным, так и региональным программам, которые разрабатываются в
большинстве своем Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, нередко в сотрудничестве с соответствующими органами субъектов
Федерации или местными органами власти, утверждаются Правительством и
финансируются из федерального или иных бюджетов. Целевые программы, как
правило, направлены на развитие сельскохозяйственного производства, нередко
финансируются из смешанных источников федерального, субъектов Федерации и
местного уровня. Региональные программы, важные для Федерации, ориентируются на
поддержку Федерации и осуществляются частично за ее счет. Например, программы
расширения сельскохозяйственных земель, повышения качества почв, роста
агропромышленного производства, улучшения качества производимой продукции,
развития фермерского производства, финансово-кредитного обеспечения.
Перестройка управления сельским
хозяйством вызвана демократизацией общества, и поэтому должна использовать
демократические формы управления, учитывать специфику управления оставшимися в
государственной собственности сельскохозяйственными предприятиями и
предприятиями, основывающимися на частной собственности, смешанной форме
собственности.
Субъекты Федерации получили
полную свободу в организации структуры и системы органов управления сельским
хозяйством, как на уровне субъектов, так и на местном уровне.
В соответствии со ст. 77
Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов
Федерации устанавливается самими субъектами Федерации самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими
принципами организации представительных и исполнительных органов власти,
установленными федеральным законом.
Ряд функций, относящихся к сфере
государственного регулирования, не изменили своего административного характера
при переходе к рыночным отношениям. Постановлением Совета Министров Российской
Федерации от 28 декабря 1991 т. № 81 в ведении органов управления
сельским хозяйством оставлены функции административного контроля,
осуществляемые за счет бюджетного финансирования, в области инспектирования
качества сельскохозяйственной продукции, карантинных мероприятий, технического
надзора за средствами транспорта, сельскохозяйственной техники и
сельскохозяйственного оборудования, семенной инспекции. При этом часть
названных функций может быть передана в коммерческие структуры" которым
поручается и ряд надзорно-контрольных функций, например в области агрохимии,
землеустройства.
Часть государственных служб
передана самим сельскохозяйственным коммерческим организациям, содержащим их за
счет отчислений в фонды агропромышленных объединений.
Ломка системы органов
управления, произошедшая в годы преобразования, затронула органы управления
сельским хозяйством. Органы, осуществляющие земельную реформу, выделились, из
системы сельскохозяйственных органов, органы управления сельским хозяйством
сливались н разъединялись с органами переработки сельскохозяйственной продукции,
практически органы управления из императивно-властных структур преобразовались
в объединения, ассоциации концерны для осуществления хозяйственных функций в
тех или иных отраслях сельскохозяйственной или обслуживающей сельское хозяйство
областей АПК. Сейчас еще трудно говорить об образовании системы управления
сельским хозяйством или о регулировании отношений в сельскохозяйственном
производстве, но определенные направления развития очевидны и находят
закрепление в правовых актах.
В условиях
реформы государственного регулирования сельского хозяйства изменилась сфера
воздействия органов управления на сельскохозяйственные коммерческие
организации; она значительно сузилась. Принятыми в ходе реформы правовыми
актами запрещено вмешательство в производственно-хозяйственную деятельность
сельскохозяйственных коммерческих организаций, более того, такое вмешательство
признается незаконным и влечет применение мер взыскания. Различного рода акты
управления в этой области признаются незаконными. Значительно сузилась сфера
административного рассмотрения споров различного рода за счет расширения
судебной юрисдикции и особенно в области защиты экономических интересов
предприятий.
Значительно сузилась
административная юрисдикция сельскохозяйственных органов. Она охватывает теперь
вопросы рационального использования и охраны земель, осуществления карантинных
мероприятий, санитарно-ветеринарного контроля.
В области государственного
регулирования аграрных отношений органы управления сельским хозяйством обладают
довольно широкой компетенцией для осуществления административного руководства в
отрасли. Это прежде всего относится к сфере ветеринарии, использования земель,
борьбы с болезнями и вредителями растений, соблюдения правил пользования
химическими средствами в сельском хозяйстве, правил техники безопасности при
работе сельскохозяйственной техники и оборудования.
Административные,
контрольно-надзорные функции в сферах сельскохозяйственного производства,
закупки сельскохозяйственной продукции и ее реализации, сервисных услуг сельскохозяйственному
производству, использования земель осуществляются государственными инспекциями
в центре и на местах. Они являются составной частью органов государственной
исполнительной власти, которые оказывают им содействие в исполнении возложенных
на них функций.
В настоящее время действуют
следующие сельскохозяйственные и земельные инспекции: Государственная
агрохимическая инспекция; Государственная инспекция по защите растений;
Государственная комиссия по испытанию и регистрации химических и биологических
средств защиты растений; Государственная инспекция по закупкам и качеству
сельскохоэяиственной продукции; Главная государственная инспекция по Надзору за
техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Государственная
семенная инспекция; Государственная инспекция по племенному делу в
животноводстве; Государственный ветеринарный надзор; Государственная инспекция
по карантину растений; Государственная инспекция по охране труда в сельском
хозяйстве;
Государственный земельный контроль с его системой
государственных инспекторов по использованию и охране земель в центре и на
местах.
Правовое положение и порядок
функционирования инспекций, взаимоотношения между ними и сельскохозяйственными
производителями регулируются следующими актами:
Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г.
"О ветеринарии"; постановлением Правительства Российской Федерации от
23 апреля 1992 г. № 268 "О государственной службе по карантину растений в
Российской Федерации"; Положением о порядке осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации,
утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской
Федерации от 23 декабря 1993 г. № 13622; другими нормативными актами.
Государственные
сельскохозяйственные инспекции осуществляют в пределах предоставленной им
компетенции организационные, технологические, экономические и, главным образом,
контрольные функции, обеспечивающие нормальное и безопасное ведение
сельскохозяйственного производства в соответствии с выработанными программами
развития сельского хозяйства.
В их
компетенцию входит государственный надзор и контроль за соблюдением
сельскохозяйственными производителями требований законодательства,
стандартов" норм и правил, установленных в области сельскохозяйственного
производства. . .,
Инспекторы государственных
инспекций вправе проводить проверки и инспекции, давать обязательные для
исполнения предписания, запрещать те или иные виды деятельности, нарушающие
установленные нормы, в различных сферах сельскохозяйственного производства
предприятиям, организациям и учреждениям любых видов и форм собственности
независимо от ведомственной подчиненности.
Инспекторы вправе посещать любые
производства и предприятия, требовать необходимую информацию в сфере их
деятельности. В свою очередь они несут ответственность за невыполнение или
ненадлежащее выполнение возложенных на них функций.
Сельскохозяйственным '
инспекциям предоставлено право привлекать к административной, дисциплинарной и
материальной ответственности должностных лиц и граждан либо представлять
материалы в судебные органы для привлечения виновных в уголовной или
гражданско-правовой ответственности. Как правило, наложение штрафов и других
административных и дисциплинарных взысканий не освобождает виновных от
обязанности возместить в установленном порядке причиненный ущерб. Постановление
инспекции, о наложении взыскания может быть обжаловано в судебном порядке.
Приведенные законы и
постановления, а также Кодекс об административных правонарушениях Российской
Федерации (1984 г.) детально регламентируют виды административных
правонарушений и меры административной ответственности за их нарушение.
Общая характеристика договорных отношений
сельскохозяйственных коммерческих организаций в условиях рыночной экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|