бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Аграрное право бесплатно рефераты

Главный принцип государственной поддержки аграрного сектора — не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма.

Об отсутствии обоснованной концепции преобразований в АПК отмечается в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства и развития в Российской Сидерации на 1996—2000 годы. В ней указывается на незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе, слабую мотивацию труда учредителей новых хозяйственных структур. До сих пор отсутствуют многие правовые акты по аграрной реформе, аграрная реформа проводится на низком профессиональном уровне, методом проб и ошибок.

В связи с этим предлагается признать АПК в целом наиболее социально значимым, приоритетным направлением развития народного хозяйства, предусматривается: поэтапность проведения земельной и аграрной реформ; комплексный подход в решении вопросов государственного регулирования рыночных отношений в АПК; обеспечение развития многоукладной экономики села с учетом создания правовых нравных экономических условий функционирования хозяйств различных форм собственности; укрепление материально-технической базы села, сферы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; обеспечение структурной перестройки АПК и развитие фондопроизводящих отраслей; развитие инфраструктуры села и др. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—-2000 годы признала необходимым разработать и принять ряд актов по проблемам регулирования отношений по развитию агропромышленного комплекса. И в первую очередь подготовить законы: о государственном регулировании агропромышленного производства, о страховании сельскохозяйственного производства, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о сельскохозяйственном научном учреждении и его научно-производственной базе, Земельный кодекс, а также нормативные акты. об экономических условиях функционирования АПК. При этом, как отмечалось в постановлений, при разработке системы государственного регулирования сельского хозяйства необходимо использовать не только зарубежный опыт, но и традиции, региональные и национальные особенности сельскохозяйственного производства.

Аграрные отношения регулируются органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции, В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные органы государственной власти, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.

Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996— 2000 годы закрепляет в числе основных принципов формирования новых организационных структур государственного управления АПК:

соблюдение законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий в области АПК между Российской Федерацией и ее субъектами; укрепление связи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации как центрального отраслевого органа государственного управления.

Наряду с этим в число основных принципов включены положения об упорядочении механизма управления государственным сектором АПК, усиление органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и др.

Современная система органов опирается на центральные органы Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ниже на министерства сельского хозяйства республик, входящих в Федерацию, на управления и департаменты сельского хозяйства в краях и областях, автономных образованиях, на комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на районные управления (отделы) сельского хозяйства.

Основные задачи органов управления сельским хозяйством по действующему ныне постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. №81— разработка и реализация государственной политики в области сельского хозяйства и продовольствия, перерабатывающей промышленности, осуществление аграрных преобразований, перестройка отношений и приспособление их к рыночным условиям.

Важнейшими направлениями регулирующей деятельности сельскохозяйственных органов являются: прогнозирование развития сельского хозяйства; осуществление структурной перестройки в отрасли; разработка и координация в ходе выполнения государственных программ развития АПК;

содействие развитию всех форм собственности и самостоятельности хозяйствования сельскохозяйственных коммерческих организаций, формированию и деятельности рыночных структур в аграрном секторе; разработка мер по коммерциализации и демонополизации; организация освоения передовых технологий, методов хозяйствования, проведение научно-технической политики в отраслях сельскохозяйственного производства, АПК, капитального строительства на селе; разработка и внедрение государственных программ развития сельскохозяйственного производства, социального развития и инженерного обустройства сельских территорий.

В области экспортно-импортных отношений органы управления сельским хозяйством получили возможность осуществлять в установленном порядке квотирование поставок сельскохозяйственной продукции на экспорт, контролировать экспорт минеральных удобрений, привлекать иностранные инвестиции и валютные кредиты для развития АПК, способствовать привлечению частного капитала для развития агропромышленного комплекса. В области продовольственного импорта им предоставлено право вы ступать в роли государственного заказчика по закупке продовольствия, оборудования для АПК, продукции для федеральных продовольственных фондов.

В постановлении от 28 декабря 1991 г. №81 Правительство Российской Федерации определило сферы административного регулирования и функции сельскохозяйственных органов:

воспроизводство плодородия почв и реализация мероприятий по охране окружающей среды; организация племенного дела; организация семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства и реализации посадочного материала; развитие научно-технического прогресса, организация пропаганды и информация о научно-технических достижениях; обеспечение технической политики, организация агросервиса и консультационного обслуживания в АПК; организация подготовки кадров для АПК; обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, качества семенного и посадочного материала, техническим состоянием машинно-тракторного парка и оборудования.

Структура, управления сельским хозяйством во многом складывается стихийно, и законодательство не всегда учитывает изменения, произошедшие в АПК, т.е. проявляется тенденция к сохранению нетронутой прежней системы и приспособлению ее к современным требованиям управления.                                       -

Отсутствие у государства концепции перестройки системы органов управления приводит к частым перестройкам: к слиянию и разделению органов управления сельским хозяйством и перерабатывающей промышленности, образованию И ликвидации центра аграрной реформы, переименованиям Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (ныне Комитет).

Сказывается отсутствие концептуальных подходов к реформированию органов управления сельским хозяйством и АПК в целом.

Особенно раздулись системы органов управления сельским хозяйством на уровне области и края. При этом многие функции внутри органов управления дублируются, соответствие их современным требованиям остается только на бумаге,

Вместе с тем усложнение структуры сельскохозяйственной отрасли не привело к необходимой дифференциации в управлении между оставшимися государственными предприятиями и коммерческими организациями частного сектора. Не специализируется управление на развитие фермерского хозяйства.

Практически не регулируется политика разукрупнения крупнейших предприятий агросервиса, не создается сеть мелких перерабатывающих предприятий, что предусмотрено законодательством о перестройке.

Регулирование аграрных отношений органами управления сельским хозяйством осуществляется преимущественно в виде реализации целевых программ. Однако большинство из программ в силу недостатка средств и по другим основаниям остаются невостребованными. Это относится как к федеральным, так и региональным программам, которые разрабатываются в большинстве своем Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, нередко в сотрудничестве с соответствующими органами субъектов Федерации или местными органами власти, утверждаются Правительством и финансируются из федерального или иных бюджетов. Целевые программы, как правило, направлены на развитие сельскохозяйственного производства, нередко финансируются из смешанных источников федерального, субъектов Федерации и местного уровня. Региональные программы, важные для Федерации, ориентируются на поддержку Федерации и осуществляются частично за ее счет. Например, программы расширения сельскохозяйственных земель, повышения качества почв, роста агропромышленного производства, улучшения качества производимой продукции, развития фермерского производства, финансово-кредитного обеспечения.

Перестройка управления сельским хозяйством вызвана демократизацией общества, и поэтому должна использовать демократические формы управления, учитывать специфику управления оставшимися в государственной собственности сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями, основывающимися на частной собственности, смешанной форме собственности.

Субъекты Федерации получили полную свободу в организации структуры и системы органов управления сельским хозяйством, как на уровне субъектов, так и на местном уровне.

В соответствии со ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается самими субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом.

Ряд функций, относящихся к сфере государственного регулирования, не изменили своего административного характера при переходе к рыночным отношениям. Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 28 декабря 1991 т. № 81 в ведении органов управления сельским хозяйством оставлены функции административного контроля, осуществляемые за счет бюджетного финансирования, в области инспектирования качества сельскохозяйственной продукции, карантинных мероприятий, технического надзора за средствами транспорта, сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственного оборудования, семенной инспекции. При этом часть названных функций может быть передана в коммерческие структуры" которым поручается и ряд надзорно-контрольных функций, например в области агрохимии, землеустройства.

Часть государственных служб передана самим сельскохозяйственным коммерческим организациям, содержащим их за счет отчислений в фонды агропромышленных объединений.

Ломка системы органов управления, произошедшая в годы преобразования, затронула органы управления сельским хозяйством. Органы, осуществляющие земельную реформу, выделились, из системы сельскохозяйственных органов, органы управления сельским хозяйством сливались н разъединялись с органами переработки сельскохозяйственной продукции, практически органы управления из императивно-властных структур преобразовались в объединения, ассоциации концерны для осуществления хозяйственных функций в тех или иных отраслях сельскохозяйственной или обслуживающей сельское хозяйство областей АПК. Сейчас еще трудно говорить об образовании системы управления сельским хозяйством или о регулировании отношений в сельскохозяйственном производстве, но определенные направления развития очевидны и находят закрепление в правовых актах.

В условиях реформы государственного регулирования сельского хозяйства изменилась сфера воздействия органов управления на сельскохозяйственные коммерческие организации; она значительно сузилась. Принятыми в ходе реформы правовыми актами запрещено вмешательство в производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных коммерческих организаций, более того, такое вмешательство признается незаконным и влечет применение мер взыскания. Различного рода акты управления в этой области признаются незаконными. Значительно сузилась сфера административного рассмотрения споров различного рода за счет расширения судебной юрисдикции и особенно в области защиты экономических интересов предприятий.

Значительно сузилась административная юрисдикция сельскохозяйственных органов. Она охватывает теперь вопросы рационального использования и охраны земель, осуществления карантинных мероприятий, санитарно-ветеринарного контроля.

В области государственного регулирования аграрных отношений органы управления сельским хозяйством обладают довольно широкой компетенцией для осуществления административного руководства в отрасли. Это прежде всего относится к сфере ветеринарии, использования земель, борьбы с болезнями и вредителями растений, соблюдения правил пользования химическими средствами в сельском хозяйстве, правил техники безопасности при работе сельскохозяйственной техники и оборудования.

Административные, контрольно-надзорные функции в сферах сельскохозяйственного производства, закупки сельскохозяйственной продукции и ее реализации, сервисных услуг сельскохозяйственному производству, использования земель осуществляются государственными инспекциями в центре и на местах. Они являются составной частью органов государственной исполнительной власти, которые оказывают им содействие в исполнении возложенных на них функций.                                      

В настоящее время действуют следующие сельскохозяйственные и земельные инспекции: Государственная агрохимическая инспекция; Государственная инспекция по защите растений; Государственная комиссия по испытанию и регистрации химических и биологических средств защиты растений; Государственная инспекция по закупкам и качеству сельскохоэяиственной продукции; Главная государственная инспекция по Надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Государственная семенная инспекция; Государственная инспекция по племенному делу в животноводстве; Государственный ветеринарный надзор; Государственная инспекция по карантину растений; Государственная инспекция по охране труда в сельском хозяйстве;

Государственный земельный контроль с его системой государственных инспекторов по использованию и охране земель в центре и на местах.

Правовое положение и порядок функционирования инспекций, взаимоотношения между ними и сельскохозяйственными производителями регулируются следующими актами:

Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии"; постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 268 "О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации"; Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 13622; другими нормативными актами.

Государственные сельскохозяйственные инспекции осуществляют в пределах предоставленной им компетенции организационные, технологические, экономические и, главным образом, контрольные функции, обеспечивающие нормальное и безопасное ведение сельскохозяйственного производства в соответствии с выработанными программами развития сельского хозяйства.

В их компетенцию входит государственный надзор и контроль за соблюдением сельскохозяйственными производителями требований законодательства, стандартов" норм и правил, установленных в области сельскохозяйственного производства.                    .         .,

Инспекторы государственных инспекций вправе проводить проверки и инспекции, давать обязательные для исполнения предписания, запрещать те или иные виды деятельности, нарушающие установленные нормы, в различных сферах сельскохозяйственного производства предприятиям, организациям и учреждениям любых видов и форм собственности независимо от ведомственной подчиненности.

Инспекторы вправе посещать любые производства и предприятия, требовать необходимую информацию в сфере их деятельности. В свою очередь они несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций.

Сельскохозяйственным ' инспекциям предоставлено право привлекать к административной, дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц и граждан либо представлять материалы в судебные органы для привлечения виновных в уголовной или гражданско-правовой ответственности. Как правило, наложение штрафов и других административных и дисциплинарных взысканий не освобождает виновных от обязанности возместить в установленном порядке причиненный ущерб. Постановление инспекции, о наложении взыскания может быть обжаловано в судебном порядке.

Приведенные законы и постановления, а также Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (1984 г.) детально регламентируют виды административных правонарушений и меры административной ответственности за их нарушение.


Общая характеристика договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций в условиях рыночной экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6